Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников
статья

На сегодняшний день проблема здоровья детей — одна из самых актуальных. Здоровье — это совокупность физического, психического, нравственного и духовного состояний человека. Ребёнок уже рождается с определёнными физическими и генетически заложенными психическими особенностями, две же других категории здоровья ему необходимо развивать. На нас, педагогов, возложена эта ответственная миссия. Мы несём ответственность за здоровье наших воспитанников в полном смысле этого слова, и в наших силах изменить ситуацию в лучшую сторону. Проблему здоровья детей необходимо решать в тесном взаимодействии с родителями, искать новые подходы и методы. Педагоги дошкольных учреждений находятся в более выгодном положении – они ежедневно общаются с родителями, могут вести просветительскую работу в этом направлении и оказывать грамотную поддержку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Савко С.В. педагог-психолог

ГБДОУ детский сад№68 Невского района

Санкт-Петербурга

Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников

На сегодняшний день проблема здоровья детей — одна из самых актуальных. Здоровье — это совокупность физического, психического, нравственного и духовного состояний человека. Ребёнок уже рождается с определёнными физическими и генетически заложенными психическими особенностями, две же других категории здоровья ему необходимо развивать. На нас, педагогов, возложена эта ответственная миссия. Мы несём ответственность за здоровье наших воспитанников в полном смысле этого слова, и в наших силах изменить ситуацию в лучшую сторону. Проблему здоровья детей необходимо решать в тесном взаимодействии с родителями, искать новые подходы и методы. Педагоги дошкольных учреждений находятся в более выгодном положении – они ежедневно общаются с родителями, могут вести просветительскую работу в этом направлении и оказывать грамотную поддержку.

Существует достаточно количество различных факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей:

1). Правильное и сбалансированное питание;

2). Режим дня.

3). Прогулки на свежем воздухе;

4). Закаливание организма;

5). Достаточная двигательная активность;

6). Соблюдение санитарно-гигиенических правил;

7). Психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ;

8). Полноценное нравственное и духовное развитие личности ребенка.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначена одна из главных задач, которые стоят перед дошкольным учреждением — «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Однако, работа с родителями должна иметь индивидуальный подход, так как: социальный статус семей различен, образованность родителей — тоже, в одних семьях приветствуются занятия спортом, другие — наоборот, далеки от него, также большинство родителей могут проявлять заинтересованность данным вопросом, а некоторые надеются на Божью помощь.

Как бы там ни было, задача педагога – стараться повышать культуру здорового образа жизни семьи.

Таким образом, основной целью работы дошкольного учреждение в этом направлении является: способствовать укреплению физического здоровья детей, снижению заболеваемости детей не только простудными заболеваниями, но и болезнями опорно-двигательного аппарата, различными психическими расстройствами, формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и взрослых (родителей).

Задачи:

1. Разработать план деятельности участников образовательного процесса, направленный на сохранение и укрепление здоровья.

2. Создать условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья воспитанников.

3. Использовать в работе современные технологии обеспечения здоровому образу жизни, развивать здоровьесберегающие умения и навыки, вырабатывать у детей желание думать и заботиться о своем здоровье.

4. Создать условия и организовать предметно-пространственную среду для обеспечения двигательной активности воспитанников.

5. Способствовать полноценному направленному и духовному развитию личности ребенка.

6. Наладить контакт с семьями воспитанников через вовлечения родителей в совместную деятельность, кроме этого, регулярно оказывать консультативную помощь по вопросам физического воспитания детей.

Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей — будущее страны, основа ее национальной безопасности.

Для вовлечения родителей в работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей следует двигаться в двух направлениях:

1. Повышение педагогической культуры родителей и уровня их осведомленности в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

2. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Направление и формы взаимодействия:

1. Педагогический мониторинг:

  • Индивидуальные беседы (администрация, педагоги, специалисты);
  • Наблюдение за общением ребенка с членами своей семьи и наоборот;
  • Наблюдение за общением ребенка с членами своей семьи и наоборот;
  • Изучение особенностей семейного воспитания, традиций семьи;
  • Выявление факторов семейного неблагополучия, проблем в воспитании;
  • Диагностические игры;
  • Анкетирование;
  • Проведение мониторинга по результатам исследования.

2. Педагогическая поддержка и совместная деятельность:

  • Мероприятия, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей;
  • Совместная деятельность детей и родителей в этом направлении;
  • Организация спортивных соревновании и праздников;
  • Тематические родительские собрания;
  • Дни открытых дверей;
  • Совместная проектная деятельность;
  • Подбор литературы по ЗОЖ.

3. Педагогическое образование:

  • Психолого-педагогические тренинги;
  • Семинары по вопросам здоровьесбережение детей;
  • Консультации
  • Рекламные буклеты, памятки;
  • Информационные стенды
  • Выставки детских работ.

Как правило, ни одно, даже самое благое, начинание в дошкольном учреждении не заканчивается успешно, если нет взаимодействия с родителями. «Ребёнок учится тому, что в дому» — гласит русская пословица, из этого следует, что семья остаётся для ребёнка самым важным звеном на пути к здоровому образу жизни, а задача воспитателя — оказать помощь в этом направлении. Для стимуляции интереса родителей к вопросу оздоровления детей необходимо сделать жизнь детей в детском саду действительно интересной, почаще привлекать родителей к совместным мероприятиям, тщательно подготавливать вопросы, касающиеся этой темы, к родительским собраниям, приводить положительные примеры из жизни. Работу проводить не от случая к случаю, а планомерно и системно, настойчиво и педантично, и тогда результаты будут обязательно.

Даже те родители, которые ведут не совсем здоровый образ жизни, желаю своим детям расти здоровыми и жизнерадостными, поэтому они охотно согласятся принять участие в изготовлении своими руками физкультурно-игрового оборудования (массажных дорожек, мешков с песком или крупой), оформлении прогулочных участков или покупки для группы специального оборудования.

Как было сказано выше, физическое здоровье детей — это только одна из составляющих. Не меньшее внимание необходимо уделять психологической комфортности пребывания детей в детском саду. Большое значение здесь имеет личность воспитателя, его отношение к себе, к детям, к своей деятельности. Поэтому педагогам не остаётся ничего другого, как работать над собой, повышать свой профессиональный уровень, так как работа с детьми не терпит попустительского отношения, образ педагога навсегда останется в памяти детей и сможет послужить образцом в его дальнейшей жизни. Он закладывает воспитанникам основы правильного поведения, пути достойного выхода из любой жизненной ситуации, уроки нравственности.

Каждый ребенок во время пребывания в детском учреждении должен ощущать заботу, внимание, поддержку со стороны взрослого, сколько бы детей не посещало группу. Доверие и уважение родителей к педагогу заметно повышается, если ребенок любит своего наставника, с удовольствием идет в детский сад. В данной ситуации найти подход к родителям гораздо проще и легче. Они уже с большим интересом будут обращать внимание на предлагаемый им наглядный материал, с удовольствием посещать родительские собрания, принимать участие в совмесных мероприятиях. Следует добавить, что тексты наглядных форм агитации должны быть привлекательными, доступными и содержательными и содержать действительно интересный материал, способный побудить мам и пап к действию.

Литература:

1. Гаврючина Л.В., Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методические рекомендации – М.: Творческий Центр, 2008г., 157с.

2. Маханаева М.Д., Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических работников детских учебных заведений – М.: Аркти, 1999г. 87с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПМ.04.Профилактическая деятельность раздел МДК 04.01. Сохранение и укрепление здоровья на тему: Наблюдение и уход за детьми раннего возраста в условиях семьи

Предоставлен дидактический материал на тему: ПМ.04.Профилактическая деятельность МДК.04.01. Профилактика  заболеваний  и санитарно-  гигиеническое  образование  населения разд...

« Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей».

Совместная работа специалистов детского сада с родителями по ЗОЖ...

предоставление опыта работы на тему: «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих технологии

Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегаю...

Здоровый человек и его окружение. Лекция 1. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья

Лекция 1.  Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья..Демографическая ситуация в России, регионе.Проведение оценки демографической ситуации в России, районе профессиональной ...

“Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья дошкольников”

ВЕБИНАР НА ТЕМУ: РОЛЬ СЕМЬИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

“Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья дошкольников”

ldquo;Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья дошкольников&rdquo...