Нет ничего дороже хлеба
статья
золотая» и рассказу «Кусок хлеба» Е.Лисиной)
Хлеба к обеду в меру бери!
Хлеб драгоценность – им не сори!
В столовой хлебом не сори,
Сколько съешь столько бери!
Цели и задачи урока:
· знакомство с краткой биографией А. И. Приставкина и Е. Н. Лисиной.
· Проникновение в глубину мировосприятия писателя;
· Воспитание чувства сострадания, милосердия, терпимости к людям;
· Раскрытие драмы гонимых войной детишек, втянутых в трагические обстоятельства насильственного переселения целых народов.
· Развитие навыков комментированного аналитического чтения.
· подвести учащихся к размышлению об уроках истории, о культуре межчеловеческих отношений.
· Знакомство с жизнью и творчеством .
· · Понять нравственную проблематику повести «Ночевала тучка золотая…»
· · Раскрытие драмы гонимых войной детей, втянутых в трагические обстоятельства переселения целых народов.
· · Воспитание чувства сострадания, милосердия, терпимости к людям.
· показать важность и значимость слова – художественной детали – в литературном произведении;
· учить умению самостоятельно работать с текстом, анализировать его;
· формировать осознанную оценку произведения искусства;
· развивать творческие способности учащихся, самостоятельность мышления;
· формировать нравственные, духовные идеалы;
· воспитывать личность, гражданина, умеющего осмыслить и дать верную оценку истории своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kusok_hleba.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
кусок хлеба? О чём мечтали Сашка и Колька, делающие раскоп?
(В районной столовой взвесили девочке два куска хлеба. (Кузьмёнышыи тоже видят
только взвешенный хлеб). «Осторожно, будто только что вылупленных птенцов, кладу их
на ладонь, – читаем в рассказе, – они ещё тёплые. Мой рот наполняется слюной. Но мы их
съедим не сейчас. Моя мечта – как сказка: «Мы сядем в поле у дороги…я разломлю один
кусок пополам, и, никого не стесняясь, медленно-медленно, долго-долго мы будем есть
еб…» Мечта Ели – насладиться вкусом хлеба! Второй кусок она хочет принести домой
и, разделив его на три части, опять есть хлеб, уже с мамой.
Кузьмёныши тоже мечтают, что возьмут всего «три бухарика». Один съедят вместе, а два
надёжно припрячут)
Нет ничего дороже хлеба
(урок внеклассного чтения в 9-ом классе по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» и рассказу «Кусок хлеба» Е.Лисиной)
Хлеба к обеду в меру бери!
Хлеб драгоценность – им не сори!
В столовой хлебом не сори,
Сколько съешь столько бери!
Цели и задачи урока:
- знакомство с краткой биографией А. И. Приставкина и Е. Н. Лисиной.
- Проникновение в глубину мировосприятия писателя;
- Воспитание чувства сострадания, милосердия, терпимости к людям;
- Раскрытие драмы гонимых войной детишек, втянутых в трагические обстоятельства насильственного переселения целых народов.
- Развитие навыков комментированного аналитического чтения.
- подвести учащихся к размышлению об уроках истории, о культуре межчеловеческих отношений.
- Знакомство с жизнью и творчеством .
- · Понять нравственную проблематику повести «Ночевала тучка золотая…»
- · Раскрытие драмы гонимых войной детей, втянутых в трагические обстоятельства переселения целых народов.
- · Воспитание чувства сострадания, милосердия, терпимости к людям.
- показать важность и значимость слова – художественной детали – в литературном произведении;
- учить умению самостоятельно работать с текстом, анализировать его;
- формировать осознанную оценку произведения искусства;
- развивать творческие способности учащихся, самостоятельность мышления;
- формировать нравственные, духовные идеалы;
- воспитывать личность, гражданина, умеющего осмыслить и дать верную оценку истории своей страны.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
«Нет хлеба – нет радости», – гласит русская пословица. И в этом мы ещё раз убеждаемся, читая повесть Анатолия Игнатьевича Приставкина «Ночевала тучка золотая» и рассказ «Кусок хлеба» Е Николаевны Лисиной. Они и сегодня не могут забыть тяжёлое детство, холодное, голодное, выпавшее на военное и послевоенное лихолетье. Память возвращает их в прошлое, и мы с ними оказываемся в Подмосковье и в чувашской деревне. Сегодня нам предстоит непростой разговор, потому что произведения, о которых мы будем говорить – это боль и крик души.
Но сначала познакомимся с краткой биографией писателей.
II. Рассказ подготовленных учащихся о писателях
Вывод учителя. И повесть Анатолия Приставкина, и рассказ Евы Лисиной автобиографичны.«У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода», - признавался впоследствии Приставкин, выделяя голод из бесчисленных бед своего детдомовского и беспризорного детства». Образ Лизук – это родная сестра Евы и его брата-писателя Г.Айги, которая во время войны попала под бомбежку в Финляндии и стала инвалидом.
III. Осмысление первых впечатлений о повести
- Какие эпизоды произведений вы читали с большим волнением? (Не забывайте о теме урока)
- Каковы ваши первоначальные представления о братьях Кузьмёнышах и Еле?
IV. Беседа по произведениям
1.Зачитайте отрывки, которые раскрывают заветную мечту детей.
Вывод: единственной заветной мечтой Кузьмёнышей и Ели была мечта о куске хлеба, при мысли о котором во рту у них накипала слюна, за которым готовы были пойти хоть на край света. Сашка и Колька мечтают о святая-святых – хлеборезке. Поэтому они разрабатывают невероятный план проникнуть туда и начинают рать подкоп. Очутившись в святилище, они животом вдохнут опьяняющий, дурманящий хлебный запах и съедят «бухарик». «Слюна закипела во рту. Схватывало живот. В голове мутнело. Хотелось завыть, закричать и бить, бить в ту железную дверь (хлеборезки), чтобы отперли, открыли... Пусть потом в карцер, куда угодно... Накажут, изобьют, убьют... Но пусть сперва покажут, хоть от дверей, как он, хлеб, грудой, горой, Казбеком возвышается на искромсанном ножами столе... Как он пахнет?!»
2.На какие жертвы, риски шли дети, чтобы как-то выжить в голодное лихолетье?
(Кузьмёныши, пропуская уроки, роют подкоп; в каждом звуке и слышится одно: «Хлеб, хлеб…» Еле тоже при чтобы прожить. И Колька с Сашкой крадут всё, что плохо лежит, чтобы выжить ещё один день. Дрожат бедные дети от страха: вот-вот их схватят, изобьют, посадят. Но голод сильнее всего – схватывает живот, в голове мутнеет.
3. Можно ли оправдать воровство детей?
4.Какие тяготы переживают ребята в дороге?
(Страшный голод. Каким холодным и бессердечным человеком надо быть, чтобы поступить так, как директор детдома в Томилине. Ему было приказано дать детям на дорогу пайки на 5 суток и прилично одеть их. Что же сделал он? Велел братьям поменяться одеждой, потом сунул по куску хлеба и все... Этот человек не имел понятия ни о чести, ни о совести, хотя ему были доверены детские судьбы. «Своими ушами Колька слышал, как один из саперов, уходя, произнес негромко, указывая на директора: «От войны за детишками спасается!» На 500 человек им дали немного продуктов: муки, из которой варили баланду; собирали крапиву, из нее тоже готовился суп. Но скоро и это кончилось, продуктов не давали.
ДевятилетняяЕля готова идти хоть на край света ради хлеба. «Хлеб?! Дальняя дорога больше не пугает меня…Иногда во время страды, в нашем колхозе давали по целому ломтю хлеба, и я его пробовала. Но я, родившаяся в год войны, не помню, чтобы моя мама когда-нибудь пекла его.»)
5.Что кажется фантастичным братьям в рассказе Кутузове, а Еле в словах врача?
(Кузьмёныши с возмущением слушают страницы романа «Война и мир», где дряхлеющий Кутузов во время войны чуть ли не с отвращением разжёвывал жёсткое крылышко цыплёнка. «Да они бы тотчас за косточку обглоданную от того крылышка побежали куда угодно».
И Елю, растущую в крайней нужде, поражает врач, советующий кормить больную Лизук сливками: «Разве сливки едят?!..их собирают для пахтанья, получившееся масло сдают государству…»)
6. Получив в столовой кусок хлеба, о чем думает Еля? Съедят ли девочки долгожданный кусок хлеба? О чём мечтали Сашка и Колька, делающие раскоп?
(В районной столовой взвесили девочке два куска хлеба. (Кузьмёнышыи тоже видят только взвешенный хлеб). «Осторожно, будто только что вылупленных птенцов, кладу их на ладонь, – читаем в рассказе, – они ещё тёплые. Мой рот наполняется слюной. Но мы их съедим не сейчас. Моя мечта – как сказка: «Мы сядем в поле у дороги…я разломлю один кусок пополам, и, никого не стесняясь, медленно-медленно, долго-долго мы будем есть хлеб…» Мечта Ели – насладиться вкусом хлеба! Второй кусок она хочет принести домой и, разделив его на три части, опять есть хлеб, уже с мамой.
Кузьмёныши тоже мечтают, что возьмут всего «три бухарика». Один съедят вместе, а два надёжно припрячут)
7. Почему мечте детей не суждено было сбыться? Что они чувствуют?
Мальчики не могут Еля в исступлении. В ярости девочка избивает свою сестру, виновницу разбившейся мечты)
8.Какие слова подчёркивают трагедию происшедшего?
(Весь мир, пахнущий хлебом и цвета хлеба, с исчезновением двух кусков становится чёрным. «Земля качается под ногами…Чёрные рамы окон стоят передо мной как ряды кладбищенских крестов.»
9.Трагические события, трагические судьбы. Хрупка жизнь детей. Подчёркивая это, с кем сравнивают их писатели?
(С тучками и былинками. «Тучки мы… Влажный след мы… Были и нет,» – размышляет Колька. О полной беззащитности детей говорит Е. Лисина, сравнивая девочек с двумя былинками, которых даже слабый ветер сдувает, как бурьян.)
10. Как заканчивается рассказ «Кусок хлеба»?
(Рассказ заканчивается оптимистически – волшебным сном Ели. Девочка будет жить в тепле, она будет самой счастливой на свете, потому что в их доме будет хлеб. Во сне оеа видит, как «мама выгребает жар из печи…ставит хлеб в печь. Хлеб у нас не караваем, а отдельными ломтями.»
V.Заключение. Обращение к эпиграфу.
7. Почему мечте детей не суждено было сбыться? Что они чувствуют?
Мальчики не могут Еля в исступлении. В ярости девочка избивает свою сестру,
виновницу разбившейся мечты)
8.Какие слова подчёркивают трагедию происшедшего?
(Весь мир, пахнущий хлебом и цвета хлеба, с исчезновением двух кусков становится
чёрным. «Земля качается под ногами…Чёрные рамы окон стоят передо мной как ряды
кладбищенских крестов.»
9.Трагические события, трагические судьбы. Хрупка жизнь детей. Подчёркивая это, с кем
сравнивают их писатели?
(С тучками и былинками. «Тучки мы… Влажный след мы… Были и нет,» – размышляет
Колька. О полной беззащитности детей говорит Е. Лисина, сравнивая девочек с двумя
былинками, которых даже слабый ветер сдувает, как бурьян.)
10. Как заканчивается рассказ «Кусок хлеба»?
(Рассказ заканчивается оптимистически – волшебным сном Ели. Девочка будет жить в
тепле, она будет самой счастливой на свете, потому что в их доме будет хлеб. Во сне оеа
видит, как «мама выгребает жар из печи…ставит хлеб в печь. Хлеб у нас не караваем, а
отдельными ломтями.»
V.Заключение. Обращение к эпиграфу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дружбой с детства дорожи
На клубном часе дети учатся дружить, отрабатывается сплочение детского коллектива. Воспитываются качества чуткости, доброты, отзывчивости по отношению друг к другу, у...
Подросток ничего не хочет- так ли это?
Статья о взаимоотношениях подростка и родителей в семье....
Сценарий внеклассного мероприятия "КОНКУРС ЧТЕЦОВ "ЛЮБОВЬЮ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ…""
Методические рекомендации разработаны для проведения внеклассного мероприятия «Конкурс чтецов «Любовью дорожить умейте…»».Документ содержит подробный сценарий мероприятия, описывает основные этапы его...
Лирика: наркотик, в котором нет ничего лирического
Среди подростков - токсикоманов, употребляющих аптечные препараты, в качестве наркотических средств в последнее время, появляются потребители Лирика, Триган-Д и Тропикамида, информация о вреде воздейс...
Ассортимент сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба. Оценка качества сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба
Разработка для проведения уроков УП по специальности "Технология продукции общественного питания"...
ЭССЕ «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе»
ЭССЕ «Вы ничему не можете научить человека.Вы можете только помочь ему открыть это в себе»...
внеклассное мероприятие в рамках Недели Хлеба Викторина «Что мы знаем о хлебе»
Цель: Осознание социальной значимости своей будущей профессии и формирование устойчивого интереса к ней...