Методы профессионального обучения для выявления творческого потенциала у студентов, обучающихся по специальности парикмахерское искусство.
статья

Корц Галина Борисовна

Рассматривается роль практических работ предусмотренных в профессиональных модулях для выявления у студентов  творческого потенциала. Рассматриваются возможные методики проведения практических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_professionalnogo_obucheniya.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методы профессионального обучения для выявления творческого потенциала у студентов, обучающихся по специальности парикмахерское искусство.

Корц Галина Борисовна         

преподаватель спец. дисциплин

Российский колледж традиционной культуры

Рассматривается роль практических работ предусмотренных в профессиональных модулях для выявления у студентов  творческого потенциала. Рассматриваются возможные методики проведения практических занятий.

Ключевые слова: творческий потенциал, студенты, практическая работа, специальность «Парикмахерское искусство». 

The role of practical work provided for in professional modules for identifying students' creative potential is considered. Possible methods of conducting practical classes are considered.

Key words: creative potential, students, practical work, specialty "Hairdressing"

Творческий потенциал (англ. Creativepotential) – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.[3]

При создании благоприятных условий в каждом человеке можно раскрыть его потенциал. Процесс формирования личности и развития способностей может осуществляться лишь в обучении, он включает в себя следующие компоненты:

  •  расширение общего кругозора и эрудиции, пополнение словарного запаса, повышение уровня активности и креативности при выполнении заданий любого характера и сложности;
  •  овладение студентами  умственными и практическими умениями;
  •  диагностика творческих способностей личности;
  •  контроль знаний и умений со стороны преподавателя;
  •  актуализация знаний, умении, творческих способностей личности.

Современная организация общества, современное отношение к жизни предъявляют  новые требования к обучению молодежи по различным специальностям. На сегодняшний день основная цель обучения – это не только накопление студентом определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка молодого человека как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Активность преподавателя и активность студента становится основой современного образования. Целью педагогической деятельности становится воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.

В образовательной системе работы колледжа созданы условия по развитию творческого потенциала студентов: практические занятия по модулям проводимые в мастерских колледжа, выездные мастер-классы (с отработкой) социальных партнеров, проводятся олимпиады по специальности, конкурсы профессионального мастерства. Студенты принимают участие в выставках, конференциях.

Целью всех проводимых мероприятий является повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении, включении их в активную созидательную и  творческую деятельность, становление ценностно-смысловых ориентаций.

В «Российском колледже традиционной культуры» студенты обучаются по специальности парикмахерское искусство. Учебным планом по данной специальности предусмотрены профессиональные модули: ПМ.02  «Подбор  форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей» ПМ.03. «Внедрение новых технологий, тенденций моды и продвижение парикмахерских услуг» разработанных на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования «Парикмахерское искусство».

В рамках профессиональных модулей 02. и 03. предусмотрены практические работы в количестве 40 % от общего количества часов.

Целью практических работ по профессиональным модулям является развитие технологических способностей студентов, необходимых для индивидуального творческого самовыражения и самоопределения в парикмахерском искусстве.

Ключевыми задачами данной работы являются:

  •  создание условий для освоения технологических приемов парикмахерского искусства через выполнения комплекса образно- творческих заданий;
  •  создание условий для проявления творческой индивидуальности студентов выявления и развития творческого потенциала;
  •  повышение мотивации студентов к познанию и творчеству через участие в конкурсах, выставках, мастер-классах;
  •  расширение индивидуального опыта через выполнение социальных заказов по обслуживанию населения в мастерских колледжа;
  •  использование теоретических знаний и практических навыков при решении нестандартных задач.

Обучение по специальности «Парикмахерское искусство» дает возможности решать задачи образования, воспитания и развития творческого потенциала студентов. Работа в учебных мастерских оснащенных профессиональным оборудованием и материалами позволяет выявлять творческие способности, удовлетворять потребности в самовыражении, формировать эстетический взгляд, расширять художественный кругозор обучающихся создавая новые неповторимые образы. Практические занятия формируют творческое мышление, художественный вкус, чувство меры, композиции, гармонии образа, использованию пластических форм для индивидуального подхода к клиенту. Так же развивается самостоятельность в принятии решений, дисциплинированность, аккуратность, ответственность и прогнозированность результата.

Реализация поставленных задач возможна принепосредственном  взаимодействии с преподавателем, который создает творческую средудля раскрытия индивидуальных возможностей личности студента. Педагогический процесс направлен на решение профессиональных, технологических, художественных, эстетических, социальных, психологических, духовных и других проблем. Деятельность на занятиях предполагает создание и решение задач, раскрывающих возможности каждого студента.

Условия, при которых возможна реализация данных задач:

  •  построение курса теоретического учебного материала связанного с практической частью;
  •  направленность заданий на решение творческих задач с использованием индивидуального подхода к клиенту;
  •  методы и формы и содержания преподавания по специальности «Парикмахерское искусство» направленны на личностно-ориентированное взаимодействие со студентами и оптимизацию процесса их индивидуальной творческой деятельности;
  •  использование образно-творческих заданий, направленных на применения полученных знаний;
  •  активизация самостоятельной деятельности студентов, выявляя творческий потенциал;
  •  активизация у студентов потребности в творческом поиске посредством постановки задач проблемного типа;
  •  формирование способности к самостоятельному добыванию знаний и исследованию современных технологий и модных направлений в парикмахерском искусстве;
  •  ориентирование студента на создание нового оригинального продукта как формы результатов своего интеллектуального творчества.

В результате практических занятий у студентов растет мотивация к получению новых знаний и навыков по специальности «Парикмахерское искусство», повышается продуктивность выполнения творческих заданий, стимулируется желание участия в различных конкурсах и выставках и в конечном итоге возрастает процент выпускников, остающихся в профессии.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема развития творческого потенциала студентов является одной из самых актуальных в образовании, так как современные условия жизни требуют активного включения каждого молодого человека в решение нестандартных проблем при помощи новых творческих приемов. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к профессиональному обучению. Студенты лишаются радости открытия и постепенно могут потерять желание и способность к творчеству, чего нельзя допускать. Поэтому задача современного образования и педагогического общества найти такие ресурсы и возможности, при которых будут использоваться методы и формы, обеспечивающие формирование творческого потенциала каждого студента.

Список литературы:

1. Акунина С. П. Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании / С.П. Акунина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. - № 12 (92). – С. 700-703 https://moluch.ru/archive/92/20175/ (дата 10.03.2022).

2. Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. Учеб. Заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 128 с.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Творчество(дата 10.03.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по физической культуре для специальности парикмахерское искусство ,срок обучения 2г 10 мес.

Программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта профессии среднего профессионального образования, входящей в сос...

Методы и техники развития метапредметных и личностных компетенций обучающихся по специальности «Парикмахерское искусство».

Применение метапредметных и личностных компетенций по специальности "Парикмахерское искусство"....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО»

Данные методические указания  помогут студентам  выполнить дипломный проект, т.е. закрепить полученные теоретические знания и практические умения по дисциплинам «Технология парикмахерс...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО»

Данные методические указания  помогут обучающимся   выполнить курсовой  проект, т.е. закрепить полученные теоретические знания и практические умения по профессиональному моду...

«Исследовательская компетентность обучающихся как один из основных факторов выявления творческого потенциала специалиста в сфере рынков и сквозных технологий НТИ»

Цель проекта:· построение системы развития исследовательской компетентности обучающихся, направленной на повышение эффективности профессиональной подготовки;· расширение кругозора обучаю...

Метод проектов как средство активизации творческого потенциала студентов

Метод проектов является одним из методов, который позволяет улучшить каачество обучения,активизировать творческий потенциал студентов, дает возможность применять полученные знания на практике,развивае...

Подготовка студентов с особыми образовательными потребностями в соответствии с международными стандартами и движением "Абилимпикс" по специальности "Парикмахерское искусство".

Национальный чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» проводится с учетом передового международного опыта Международной Федерации Абилимпикс (Internati...