Статья по организации работы детей с ОВЗ
статья

Организация безопасной среды в работе будущего   воспителя с детьми с особеноостями здоровья и сохранным развитием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Организация безопасной среды29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Организация безопасной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным  развитием

На современном этапе  педагог – это профессия, которая должна соответствовать определенным стандартам, регулирующим профессиональную деятельность.

Профессиональный стандарт это, прежде всего, повышение качества образования и оценка квалификации педагога.

Остановимся на требованиях к образованию и обучению  педагога, в нашем случае воспитателя, которому предстоит работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В современной специальной дошкольной педагогике дети с ограниченными возможностями в психическом и физическом развитии рассматриваются как дети с особыми образовательными потребностями. Они нуждаются в особых средствах для достижения тех задач развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными  способами воспитания и образования.

Этап дошкольного детства время вхождения ребенка с ограниченными возможностями в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание.

         Как помочь «особенному ребёнку» адаптироваться в окружающем пространстве?  На помощь призван прийти инклюзивный подход, который предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через включение в образовательный процесс подготовленных специалистов.

Усилия педагогов направлены на формирование профессиональных компетенций студентов, т.е. способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. При работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями и сохранным развитием необходимо умение планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья и физическое развитие детей, а так же проведение режимных моментов, мероприятий по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима,  педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка.

Студентам необходимо овладеть методическим обеспечением образовательного процесса, что включает разработку методических материалов с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников, создание предметно-развивающей среды в соответствии с потребностями детей ОВЗ и многое другое.

Трудовые функции будущих воспитателей заключаются в  умении проводить систематический анализ эффективности занятий и подходов к обучению, участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка дошкольного возраста.

Воспитатель детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями и с сохранным развитием должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.

        Остановимся на требованиях к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной организации.

Предметно-развивающая среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в образовательном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. 

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: социальных и духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [3].

Безопасность - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного, организационного и иного характера.

Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

К основным объектам безопасности в детском саду относятся: личность (её права, свободы и здоровье); общество, детский сад (его материальные и духовные ценности) [1].

Студентам необходимо понимать специфику организации  особого образовательного пространства  для детей с ОВЗ. Направления коррекционной работы для развития детей с нарушениями слуха, с нарушениями зрения,   с речевыми дисфункциями,   с нарушениями опорно-двигательного аппарата,  с задержкой психического развития, с нарушениями интеллектуального развития,  с нарушениями поведения и общения, с комплексными (сложными) нарушениями развития, с иными ограниченными возможностями здоровья.

Безопасность можно разделить на два крупных блока.

1. Безопасность образовательного учреждения, то есть обеспечение безопасных условий в ДОУ и охрана ДОУ.

2. Личная безопасность.

        Основные гигиенические принципы устройства и оборудования детских учреждений: возрастная, групповая и индивидуальная изоляция, создание благоприятного светового режима, создание оптимального воздушно-теплового режима, создание условий для обеспечения достаточной двигательной активности, создание условий для рационального питания детей.

Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья дошкольника, его рост и развитие. Параметры окружающей среды, при которых создаются наилучшие для организма ребенка условия жизнедеятельности, называются комфортными [3].

Проблема безопасности образовательной среды  с позиции охраны физического и психического здоровья воспитанников и педагогов.

В физической безопасности  выделены три фактора:

1. Экологический. Сохранение здоровья детей сегодня актуализируется повсеместным ухудшением экологической ситуации. На детях легко отражаются как положительные, так и отрицательные воздействия окружающей среды. При этом слабые раздражения не всегда проходят бесследно, а могут изменять сопротивляемость и функциональные свойства организма. И на таком фоне даже безвредный фактор среды может негативно сказаться не только на состоянии ребенка в настоящий момент, но и определить ход его дальнейшего развития, уровень здоровья, готовность к социальным воздействиям.

2. Медико-гигиенический. В данный фактор входят два компонента:

а) соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса,

б) медицинское сопровождение образовательного процесса.

3. Биолого-педагогический. В данном факторе целесообразно выделить также два компонента:

а) оптимизация режима двигательной активности детей,

 б) обеспечение безопасности занятий физическими упражнениями.

В психологической безопасности  рассматривались следующие факторы:

1. Статусно - возрастной. Дошкольники почти полностью находятся в подчинении педагога, во власти его настроения, отношения к ним. В этой связи, безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.

2. Этнический. В настоящий момент в дошкольных учреждениях России воспитываются дети разных национальностей. Этническая интолерантность участников образовательного процесса может значительно увеличивать психологическую опасность образовательной среды дошкольного учреждения. Формирование межнациональной толерантности - длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни.

3. Инклюзивный. Инклюзия в общественных отношениях и инклюзия в образовании в настоящее время активно внедряется как ведущая идеология отношения к людям-инвалидам в нашей стране. Дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, принимают особых детей как партнеров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации их взаимоотношений [2].

        В современных образовательных условиях к воспитателю дошкольного учреждения предъявляются особые требования, которые определены в тексте Профессионального стандарта педагога.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности и  сохранное развитие, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, а так же требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Готовность выпускника к работе в разнообразных  коррекционных дошкольных образовательных учреждениях, а также способность включения в инклюзивное образование и умения организовать такие условия, при которых ребенок с особенными возможностями здоровья  будет вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности.

Литература

  1. Голубев В.В., Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для использования в учебном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности "Дошкольное образование"  - Москва: Академия, 2017
  2. Медико – биологические и социальные основы здоровья; режим доступа: http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=3013
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в  дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13. http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

Участие выпускников организаций для детей-сирот в социально-значимых проектах как условие повышения их социальной активности (из опыта работы)

Живое общение с ветеранами Великой Отечественной войны является эффективным средством патриотического воспитания молодых людей. Обращаясь к воспоминаниям участников Великой Отечественной войны и труже...

Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями "Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей"

В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения  "Приют надежды" в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр...

Статья "Педагогическая практика Воспитателя детей дошкольного возраста" (организация педагогической практики студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование)

Статья "Педагогическая практика Воспитателя детей дошкольного возраста" про организацию педагогической практики студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование...

Статья «Экологическое воспитание для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Экологическое воспитание и образование детей являются не заслугой моды, а заветом времени, диктуемой самой жизнью: чтобы выжить сегодня и обеспечивать существование в будущем человека, сегодняшнему по...

Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...