РОЛЬ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В ФОРМИРОВАНИИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
статья

Шамсивалиева Анастасия Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shamsivalieva_a.v.statya_19.04.2022.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

В ФОРМИРОВАНИИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Шамсивалиева Анастасия Владимировна,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ «Юность»

Выборгского района Санкт- Петербурга

В нынешнем разнообразии стилей и направлений хореографии, не всегда легко определиться, какой из них станет именно твоим языком чувств. Как правило, хочется выразить потаённые движения души, но элементарных навыков «танцевания» и владения своим телом не хватает, и танцуем то, что получается.

Казалось бы, если мы хотим учить новое «современное», зачем нам учить то, что было до нас? Этот вопрос задают многие.

Но все новаторства, по существу, одновременно глубоко и тонко связаны с традициями. Нужно помнить, что все новые течения это ни что иное, как синтез хореографического наследия разных времен и народов.

Классический танец, часто, ассоциируют только с балетом, но это не одно и то же.

Балет (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Классический танец является базой, главным выразительным средством балета.

Сам же классический танец возник в 17 веке во Франции и Италии. Поэтому вся терминология в нем на французском (а ранее на итальянском) языке. В России классический танец появился в 18 веке. Русская школа классического танца соединила в себе достоинства различных европейских школ, вдохнула в него загадочную русскую душу. Этим объясняется самобытность русского балета, ставшего на рубеже 19-20 веков знаменитым на весь мир.

Классический танец основан на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности, который дает чистоту пластичных линий движений ног, делает невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног.

«Классика» преподается не только в специальных учебных заведениях – хореографических училищах и академиях балета. Его изучают как в коллективах художественной самодеятельности, так и в учебных заведениях, где готовят артистов народного, бального и эстрадного танца. Считается, что «классика» служит отличной подготовительной базой для освоения самых разных танцевальных направлений и стилей.

Классический танец является непревзойденной системой для развития человеческого, в частности детского организма. Он формирует идеальную осанку (потихоньку исправляя некоторые искривления позвоночника за счет правильной растяжки и работы над мышечным корсетом), формирует гибкость, пластичность, танцевальность и дает такое развитие координации, при котором в дальнейшем ребёнку, изучившему классический танец, подвластно любое танцевальное направление. Это основная система выразительных средств хореографического искусства.

Классический танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка:

-  способствует развитию мышечной выразительности тела (формирует фигуру, осанку, устраняет недостатки физического развития, укрепляет здоровье)

- формирует выразительные движенческие навыки (легкость, грациозность, умение ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве)

- воспитывает общую музыкальную культуру (развивает слух, темпо-метро-ритм)

- выражает разнообразную гамму чувств и настроений (пластические средства, мимика)

- обладает важной компенсаторной арт-терапевтической функцией (коррекция эмоционально-психических расстройств, нарушение общения и межличностного взаимодействия)

- формирует личностные качества (сила, выносливость, смелость, воля, ловкость, трудолюбие, терпение, упорство и целеустремленность)

- развивает творческие способности (внимание, мышление, воображение, фантазия)

- воспитывает коммуникативные способности (развивает чувство «локтя партнера», групповое, коллективное, «ансамблевое» взаимодействие)

-  пробуждает интерес к изучению родной национальной хореографической культуры, воспитывает толерантность к танцам других народов.

В физическом плане тело становится более устойчивым, гибким, ноги сильными, а движения предельно четкими и скоординированными. Благодаря правильной нагрузке фигура становится стройнее, а в движениях появляется легкость и благородство. Классический танец, как бы "воспитывает" тело и облагораживает душу.

В эстетическом плане, танец способствует расширению кругозора, оказывает влияние на внутреннее состояние и мировоззрение ребенка.

Занятия хореографией формируют культуру движения, правильную постановку тела, развивают так называемое чувство позы. Только богатство внутренней жизни, наполненность чувством, творческая фантазия, воображение, устремленность к идеалам одухотворяет танец, наполняя самые простые движения содержанием.

Детство – пора формирования нравственности, которая определяет и формирует основу духовной жизни целого поколения.

Обучение детей языку танца — это, прежде всего, обучение языку человеческих чувств; танцевальное движение скорее не обозначает, а выражает реалии человеческой жизни. Изобразительно-выразительные средства танца, используемые на занятиях, характеризуются обобщенностью и условностью, раскрываясь в единстве с музыкой и драматургией. Развивая культуру танца у школьников, правильнее рассматривать этот процесс неотъемлемо с музыкальным воспитанием.

Музыка является не только фоном, создающий эмоциональный настрой занятия, но и средством формирования умения выполнять движения в согласии с ритмом, динамикой, характером произведения. Важно дать учащимся правильное представление о принципах и закономерностях связи движения и музыки. 

Музыка и движение помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т.п.)

Классический танец - мощный способ формирования изящной манеры двигаться и держать себя. При регулярных занятиях результаты вскоре будут заметны как в танце, так и в обычной жизни.

Хореографическое искусство содействует эстетическому воспитанию детей, оказывает положительное воздействие на их физическое развитие, способствует росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что классический танец имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по классическому танцу

краткий обзор о классическом танце...

Открытый урок "Формирование и развитие навыков классического танца у учащихся 3 класса"

Открытый урок по классическому танцу концертмейстера хореографии с учениками 3 класса....

Этапы развития русской школы классического танца.

Русский балет прошёл длительную историю становления и развития. Какие бы новшества не привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце – одно остаётся неизменным ...

Некоторые методы и приёмы преподавания классического танца у детей младшего школьного возраста в ДШИ.

Методические рекомендации для преподавателей хореографических школ и школ искусств. Данная методическая работа  ставит своей целью - помочь преподавателям в изучении классического танца в мл...

Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»...

Открытый урок по классическому танцу на тему: "Работа рук в классическом танце".

В помощь преподавателям хореографических дисциплин....

План-конспект открытого учебного занятия на тему: «Танцевальная культура народов Прибалтики. Особенности характерных танцев».

Танец какого-либо народа отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения, выразительным положением и переплетением рук в сочетании с четким ритмо...