доклад "Крупная форма- вариации, рондо" 2018 г.
учебно-методический материал

 Юсупова Илюза Исламовна

доклад  "Крупная форма- вариации, рондо" 2018 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018.docx154.58 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальные формы

Доклад на тему:

«КРУПНАЯ ФОРМА - ВАРИАЦИИ, РОНДО»

Подготовила: Юсупова И.И.

г. Покачи

2018 г.

ПЛАН

  1. Период – законченная, самостоятельная музыкальная форма;
  2. Музыкальные  формы;
  3. Рондо
  4. История развития Вариаций;
  5. Разновидности вариаций;
  6. Типы вариаций (классификация по различным признакам):
  7. Как выстроить процесс работы над крупной формой?
  8. Список литературы.

                                                     Фо́рма

(лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) 

Музыкальная форма - это порядок расположения частей и разделов в музы - кальном произведении.

Музыкальные построения - различные по величине фрагменты, которые    

имеют разную степень законченности.

Цезура - это граница между музыкальными построениями. Она может быть выражена паузой, длинной нотой, акцентом, повторением мелодии или ритма. В нотном письме цезура обозначается «галочкой» Y.

     Мотив - Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив (от лат.      

«двигаю»). Так называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного — двух  звуков до целого такта.

Наиболее  крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько    мотивов, называется – фразой (по-гречески – «выражение»). Долгое время продолжительность фразы была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало более широким.

Фраза - это незаконченное построение, состоящее из 2-х или нескольких мотивов.  Фразы  объединяются в предложения. Стандартный  размер предложения – 4 такта.

Предложение -  завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Существует множество разновидностей кадансов, различающихся по функциональному наполнению (Т, S, D, VI).

Из предложений составляется период. Период – законченная, самостоятельная музыкальная форма. Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными  коденциями. Различают период повторного и не повторного строения, квадратный (8 тактов) и неквадратный (от 5 тактов), малый (8 т.) и большой (16 т.). Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, такой раздел, в зависимости от местонахождения каданса, может называться дополнением или расширением.

Период является одной из главных форм в вокальной музыке, организуя куплет или припев. Простейшей вокальной формой, при которой музыка остаётся прежней, а слова изменяются, является куплетная форма. Её простота объясняет широкую распространённость. Нет ни одного композитора, создававшего вокальную музыку, который не написал бы песню в куплетной форме (см. песни и романсы Шуберта, Моцарта, Глинки, Чайковского, Рахманинова и др. композиторов).

Одночастная форма (А) – это простая музыкальная форма, состоящая из одного периода. Такая форма чаще всего встречается в миниатюрах композиторов-романтиков, стремившихся запечатлеть ускользающее мгновение (яркий пример – Прелюдии Шопена), или в детской музыке для обеспечения большей доступности исполнения. Схема формы: А или А1.

Двухчастная форма (AB) – простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Довольно часто второй период построен на материале первого (т.е, повторного строения – см.некоторые Прелюдии Скрябина), но есть произведения, в которых периоды различны (Песня Любавы из 2д.«Садко» Римского-Корсакова; Ария Розины из 2д. «Севильского цирюльника» Россини). Схема формы: А А1 или А В. 

Важнейшим (и самым простым) принципом для создания музыкальной формы является повторность. Его необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами: повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в неё, оценить незамеченные ранее художественные детали; повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части; повторение музыкального материала после изложения нового придаёт форме законченность, утверждая главенство первоначального образа.

Таким образом, формы, основанные на повторности, получили необычайное распространение в музыке в многочисленных вариантах. И самый простой из них – это трехчастная форма (ABA),состоящая из трех периодов, где

     А— представляет собой изложение музыкальной темы;

     В — развитие темы А или новый контрастный материал;

    А — реприза, точное или измененное повторение части А.

Если реприза точно повторяет первую часть, ее часто даже не выписывают нотами, а обозначают: играть от начала до слова «Конец» (по-итальянски: da capo al Fine).

Трехчастная форма (так же, как и все предыдущие) бывает простая и сложная. В отличие от простой трехчастной формы, в которой каждая часть пишется в форме периода, в сложной трехчастной форме части представляют собой не период, а простую двухчастную или трехчастную форму. Например: А В А   ababa. 

Трехчастна форма является один из самых популярных принципов построения музыкального произведения. Произведения, написанные в простой трехчастной форме, можно найти в репертуаре каждого музыканта: это пьесы, танцы, марши, романсы, произведения для оркестра, части или разделы крупных сочинений. Огромное количество примеров на простую и сложную 3-х частную форму содержится в произведениях П.И.Чайковского. Помимо самостоятельных инструментальных пьес из «Детского альбома», «Времён года» и др. произведений, любимая композитором 3-х частная форма зачастую организует ГП и ПП в симфониях (см. 4-ю и 6-ю симфонии).

 В процессе анализа произведений сложных форм удобно обозначать на черновике последовательность разделов буквами: заглавными (А, В, С и т.д.) основные разделы, прописными – подразделы. При необходимости – более конкретно: С – середина, R – разработка, СВ – связка, А1, А2 – варьированный повтор, Вступ., Закл., Кода, , и т.п. Иногда необходимо в схеме дополнительно отмечать структуры изложения тем, тональные планы, количество тактов, тематический материал. Это помогает делать обобщения.

 

                                                                                 Рондо

 На принципе повторности основана   более сложная форма, уходящая корнями в народную песенно-танцевальную традицию Франции. Речь идёт о форме рондо (в переводе с французского означает «круг, хоровод, круговая хороводная песня»). В музыке хороводов чередовались постоянный, неизменный припев с изменяющимся запевом. Из этого чередования и возникла форма рондо.

Подобно припеву народной песни, в рондо есть тема, которая повторяется – это Рефрен. Рефрен (по-французски – «припев») должен прозвучать не менее 3-х раз и может иметь любую простую форму: период, двухчастную или трехчастную.  Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами.  Эпизоды могут быть контрастными или сходными с рефреном. Таким образом:

         Рондо - это музыкальная форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами.

 

  А                В            А              С             А                Р                А

Рефрен   эпизод     Рефрен     эпизод    Рефрен     эпизод      Рефрен

 

Иногда рефрен обозначается буквой R: 

R + А + R + В + R + С + R

Термин «рондо» имеет 2 значения:

1. Рондо – жанр оживленной песенно-танцевальной музыки. Фр. rondeau – круг,

Рефрен хоровод; refrain – припев.

2. Рондо – форма. Произведения в форме рондо чаще соответствуют жанру рондо. Но форма рондо встречается и в медленной музыке.

Старинное рондо (куплетное).

XVII – XVIII в. Рондо Дакена, Рамо, Куперена.

Количество частей от 5 и более.

Рефрен обычно в структуре периода.

Однотемное: А - А1 - А - А2 - А и т.д. А ; (эпизоды на материале рефрена);

Двухтемное: А - В - А - В1 и т.д. А . (эпизоды на самостоятельном материале).

Классическое рондо.

XVIII в. Основной тип - пятичастное рондо. Характерно обострение контраста рефрена и эпизодов. Рефрен обычно в произведениии 2х ч. или 3х ч. форме.

По тематическому материалу и по типу изложения в эпизодах встречаются самые различные варианты рондо:

А В А С А - с двумя различными эпизодами;

А В А В1 А - эпизоды на одном тематич. материале;

А В А R А - разработка во втором эпизоде;

А А1 А В А или А В А А1 А - эпизод на материале рефрена.

Кода может быть отдельной, может быть совмещенной с последним проведением рефрена.

Рондо XIX–XX века. Характерно усложнение структуры. Рефрен может варьироваться, могут изменяться тональности в его повторениях. Нередко обостряется контраст рефрена и эпизодов. Последние могут быть обособленными по форме: пр.2х, 3х ч..

Характерная черта рондо XIX- XX в. – использование формы в неразрывной связи с программой, обозначенной заглавием или подразумеваемой: Интродукция и рондо-каприччиозо Сен-Санса, Арабески Шумана, «Джульетта – девочка» Прокофьева и др.

Область применения. Рондо широко используется как форма отд. произведения (инструментального, вокально-хорового), как часть циклического сочинения (сонаты, симфонии), как форма оперной сцены .  

http://xn-----6kccajxkezhoi9fe9byf.xn--p1ai/_data/containers/00002237/3333333.jpg

История развития Вариаций.

Вариации появились очень давно в народной музыке. Народные музыканты не знали нот, они играли по слуху. Играть одно и то же было скучно, вот они и присочиняли что-нибудь к знакомым мелодиям — прямо тут же, во время исполнения. Такое сочинение «на ходу» называется импровизацией. Импровизируя, народные музыканты сохраняли узнаваемые очертания основной темы, и получались вариации. Только названия такого они ещё не знали: его придумали гораздо позже профессиональные музыканты. Форма вариаций родилась в XVI веке. Вариации произошли от народной музыки. Представьте себе, что народный умелец-музыкант играл на рожке, дудке или скрипке мелодию какой-нибудь песни и каждый раз мотив этой песни повторялся, но звучал по-новому, обогащаясь новыми подголосками, интонациями, видоизменялся ритм, темп, отдельные обороты мелодии. Так появились вариации на песенные, плясовые темы. Например М. Глинка написал вариации на тему Алябьевского «Соловья» или на задушевный напев «Среди долины ровныя». Вариации можно представить, как ряд картин об истории, переживаниях (и даже приключениях) лица-образа, с которым слушатель знакомится в теме. Трудность в работе над вариационным циклом заключается в сочетании отдельных вариациях в единое целое. Цельность достигается тематическим единством.  Также большое значение имеют цезуры между вариациями. Цезурами можно разъединить вариации и объединить их в единое целое.

         Развитие и изменение элементов формы Вариации продолжалось долгие годы и столетия. Вариации баховского периода и периода 19-20 века совсем отличаются по многим параметрам. Композиторы экспериментировали и привносили существенные изменения в форму.

         Появление вариаций с темой в конце говорит об отходе от класси ческого риторического мышления в области музыкальных форм, требо  вавшего установления темы в начале, с последующим развитием. Один из прецедентов известен в музыке барокко: вариационная хоральная кантата с размещением чистого хорала в качестве последнего номера. Вариации с темой в конце, появившись на исходе XIX в., затем стали все больше закрепляться в XX в., из-за чего в главе «Классические инструментальные формы» они рассматриваются лишь для компактности изложения.
        Наиболее значительные произведения в форме вариаций с темой в конце — Симфонические вариации «Иштар» Энди (1896), 3 фортепианный концерт Щедрина с подзаголовком «Вариации и тема» (1973), Фортепианный концерт Шнитке (1979), «Размышление на хорал И.С. Баха "И вот я пред троном Твоим"» Губайдулиной (1993). К ним может быть прибавлена Пассакалия из 1 скрипичного концерта Шостаковича (1948) .

1.Вариации («изменение») - музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Тема может быть оригинальной (сочиненной данным композитором) или заимствованной из народной музыки, фольклора, а также известных популярных образцов классической или современной музыки. Наиболее типичные качества темы: песенный характер; форма - период или простая двух-, реже трёхчастная; экономность гармонии и фактуры, которые обогащаются в процессе вариационного  развития.  Специфические качества Вариационной  формы - тематическое единство и целостность, и, вместе с тем, замкнутость частей и относительная статичность.

 Схема построения Вариаций №1

а                        а1 а2 а3 а4.......

(тема)             ( вариации)

В музыке встречаются также вариации на 2 и даже 3 темы.

Вариации на 2 темы называются - двойными.

Примеры двойных вариаций: Глинка, «Камаринская»; Бетховен, Симфония №5, 2ч., Соната №8, «Патетическая», 2 часть, Симфония №9, 4ч.

             Схема построения Вариаций №2:

двойные вариации:

а               а1 а2 а3 а4....         в                в1 в2 в3 в4.....

( 1 тема) (вариации)           (2 тема)     (вариации)

Вариации на 3 темы называются тройными.

Тип вариаций зависит от того, какими способами и насколько сильно изменяется тема.  

             Разновидности вариаций

    В профессиональной музыке существует несколько разновидностей вариационной формы. Ещё с XVI века известна форма вариаций на неизменный бас (по-итальянски basso ostinato) или неизменную гармонию. Сейчас их иногда называют старинными вариациями. Происходят эти вариации от чаконы и пассакалии — медленных трёхдольных танцев, вошедших в моду в Европе XVI века. Вскоре танцы вышли из моды, но пассакалия и чакона остались как названия пьес, написанных в форме вариаций на неизменный бас или неизменную гармонию. Часто в этой форме писали музыку скорбного, трагического характера. Медленная, тяжёлая поступь баса, всё время повторяющего одну и ту же мысль, созлаёт впечатление неотвязности, неотвратимости. Таков эпизод из Мессы си минор И. С. Баха, повествующий о страданиях распятого Христа (хор «Crucifixus», что значит «Распятый на кресте»). Этот хор состоит из 12 вариаций. Бас здесь неизменен, а гармония местами варьируется, иногда вдруг «вспыхивает» новыми, яркими, выразительными красками. Переплетающиеся линии хоровых партий развиваются совершенно свободно.

Техника бассо остинато не осталась достоянием только лишь старинной музыки – в ХХ веке в связи с всплеском интереса к старинной музыке эта техника обрела новую жизнь. Интересные образцы использования бассо остинато мы находим, например, в произведении Drauhgtmans Contract Майкла Наймана (басовую тему ведёт орган на фоне «трепетания» струнных, в точке «золотого сечения» к этим инструментам подключается клавесин, создавая своим металлическим тембром холодное, жутковатое звучание).

-«глинкинские» или soprano ostinato - мелодия повторяется одна и та же, а сопровождение меняется; Вариации на неизменную мелодию (sopran oostinato) наиболее близки народной музыке. Такой тип вариаций ввёл в русскую классическую музыку М.И.Глинка, поэтому они иногда называются «глинкинские» (см: «Руслан и Людмила»: Песня Баяна, Персидский хор; Равель,«Болеро»; Шостакович, эпизод нашествия из Симфонии №7.).

В западноевропейской классической музыке XVIII и первой половины XIX сложились строгие (орнаментальные) вариации, созданные венскими классиками (Й. Гайдном, В.Моцартом, Л. Бетховеным).

Правила строгих вариаций:

Сохранение лада, метра, общих контуров темы и функциональной основы; Изменение (орнаментация, усложнение) сопровождения; Одна из средних вариаций (как правило, 3-я) пишется в одноимённом миноре или мажоре (см: Моцарт, Соната №11, 1ч.; Бетховен, Соната №2, 2ч., Соната №8, 2ч. и др.). Приёмы, которыми композиторы пользовались в вариациях, связаны с популярным в XVII-XVIII веках искусством импровизации. Каждый исполнитель-виртуоз, выступая на концерте, обязан был фантазировать на предложенную публикой тему (мелодию популярной песни или оперной арии).

Свободные или романтические вариации появились во второй половине XIX века. Здесь каждая вариация является практически самостоятельной пьесой и связь её с темой была очень слабой. Яркие примеры таких вариаций в большом разнообразии представлены в творчестве Р.Шумана: это фортепианные циклы «Карнавал», «Бабочки», «Симфонические этюды» и др. произведения. Много вариаций на заимствованные темы оставил гениальный пианист-виртуоз Ф.Лист (транскрипции на песни Шуберта, на темы Моцарта, Гайдна, Бетховена, темы из итальянских опер и на собственные темы).

- свободные или романтические - где тема меняется до неузнаваемости. Вариации бывают самых разных размеров. Встречаются совсем небольшие миниатюры, написанные в форме вариаций, а бывают большие концертные вариации, которые по своей протяжённости и богатству развития выдерживают сравнение с сонатами. Такие вариации относятся к крупной форме.

       Типы вариаций (классификация по различным признакам):

1. по степени отхода от темы - строгие (сохраняются тональность, гармонический план и форма);

2. свободные (широкий диапазон изменений, в том числе гармонии, формы, жанрового облика и так далее; связи с темой порой условны: каждая вариация может достигать самостоятельности, как пьеса с индивидуальным содержанием);

 3. по методам варьирования - орнаментальные (или фигурационные), жанрово-характерные и другие.

Традиции бесконечно разнообразного варьирования исходной темы существуют и поныне в джазовой музыке.

Вариации могут быть самостоятельным произведением (тема с вариациями) или частью любой другой крупной формы.

 1. В эпоху раннего Возрождения (XIV-XVI вв.) заимствование чужой темы не считалось посягательством на авторские права – существовали специальные жанры, определяющие степень заимствования. Пародией называлось сочинение на чужую тему, а парафразой – сочинение на собственную тему. Сочинение на чужую или собственную тему распространено в композиторской практике до настоящего момента и выявляет степень мастерства обработки исходной музыкальной мысли.

2. Орнамент – узор, украшение. Орнаментальные вариации подразумевали усложнение, «изукарашивание» фактуры.

3. Маленький Моцарт, гастролируя с отцом по Европе, удивлял публику свободной импровизацией на любую предложенную тему. В XIX веке виртуозными импровизациями слушателей ошеломляли Ф.Лист и  Н.Паганини.

Композиция определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.). «Хип-хоп, госпел, хэви-метал, кантри и реггей — такие же "формы", как и менуэты, фуги, сонаты и рондо».

Тем не менее понятие жанра обычно используется для описания современной музыки. Классические музыкальные произведения обычно классифицируются по форме. Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки).

Большинство форм классической музыки сформировались к середине 19-го века. К новым формам, появившимся между 1890-ми и 1950-ми годами, относятся конкретная музыка и минимализм. В музыковедческих исследованиях 20-го столетия выявлен ряд новых композиционных закономерностей, получивших наименование «параметрные формы». Параметрные формы связаны с техникой построения композиции на уровне разных средств (компонентов) музыкальной ткани — ритма, динамики, гармонии, штрихов, фактуры и др. Эти формы при отсутствии мелодико-тематического фактора или значительном ослаблении его формообразующей роли, выступают на передний план современного композиционного процесса.

Виды крупной формы, которые предлагаются к изучению программой: Вариации, Сонаты и Сонатины, Рондо. С какого из них приступать к развитию навыков исполнения крупной формы вопрос не тривиальный. Рассмотрим этот вопрос подробнее. В том случае. Если ребёнок изначально обладает хорошей метроритмической устойчивостью то, вполне возможно играть сначала Вариации. Если этого нет, форма может в конечном результате оказаться рыхлой, а исполнение несовершенным. Тогда совет начать пусть с самой простой, но сонатной формы. Например, Сонатина Салютринской G dur (Милич. Фортепиано 2 класс).

Если ребёнок хорошо чувствует пульс, внутренне ритмичен можно начинать с Вариаций. Эта форма является любимой для многих учащихся, т.к. открывает богатый простор для фантазии ребенка. Использование композиторами в качестве темы русских, украинских и других народных песен, делает вариации особенно привлекательными. Возможность спеть тему со словами большое подспорье для ученика. Впоследствии, при переходе к исполнению классических вариационных циклов Гайдна, Моцарта, Бетховена, русских композиторов: Дюбюка, Глинки и т.д. задачи, встающие перед учащимися, усложняются. Но общими остаются следующие моменты. Своеобразие вариационной формы в том, что в ней сочетаются элементы как крупной, так и малой формы. Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения, умения в немногом сказать многое. Вместе с тем, при сочетании отдельных вариаций в единое целое, учащийся сталкивается с тем, что достаточно трудно достигнуть единства целого, выявив при этом характерные особенности отдельных образов и тем. Кроме того, чаще возникает потребность переключения с одной художественной задачи на другую. Ученик, работая над ними, приобретает особенно разнообразные исполнительские навыки.

 Как выстроить процесс работы? Алексеев А.Д. в своей работе «История фортепианного искусства» подчеркивает, что при работе с учеником над вариационным циклом важно подробно остановиться на теме – ее характере, строении. Как известно, цельность вариационного цикла достигается в значительной мере тематическим единством. При работе над произведением вариационной формы прежде всего необходимо как можно более убедительно, законченно, вместе с тем рельефно сыграть тему: она должна ясно запечатлеться в памяти слушателя. Далее, в связи с тем, что каждая вариация имеет только ей свойственный облик, иногда какой-нибудь оттенок настроения, надо суметь выявить его, показать тему именно в данном аспекте. В некоторых произведениях варьируется мелодия темы, в других она остается неизменной и меняется лишь гармония и фактура. нередко оба эти принципа совмещаются в одном произведении. Ученик должен знать, какой из двух принципов положен в основу разучиваемого им сочинения, уметь находить в каждой вариации тему или ее элементы. Это поможет осознанно отнестись к разбору текста и глубже проникнуть в содержание исполняемой музыки. Вместе с тем нельзя забывать, что отдельная вариация не является самостоятельным сочинением: обогащая представление о целом, она занимает в ней определенное место, подчиняясь единству общего замысла, т.е. необходимо развивать владение драматургическими навыками. 

Какими вспомогательными приёмами можно порекомендовать воспользоваться? В работе над Вариациями, основанными на народной теме, особенно в младших классах, можно предложить ребёнку представить выступление танцевального коллектива, или сценку народного фольклорного праздника, представляя в каждой вариации определённую группу танцующих, поющих. Например, предлагаю такое рассмотрение «Вариаций на словацкую тему» Д.Б. Кабалевского. Тема - лирическая песня, Вар.1 - шутливый марш мальчиков Вар.2 - нежный танец девочек Вар.3 - весёлые перетопы мальчиков Вар.4 - диалог нежного танца девочек с активными шагами мальчиков Вар.5 - яркий бодрый общий финал Coda - лирическая песня. Естественно, желательно, чтобы ученик сам пофантазировал, придумывая сюжет, или образы, хотя бы попробовал поменять предложенное преподавателем. Чем ярче будет исполнена каждая вариация, тем интереснее звучание. Но проблема сохранения единого темпа должна решаться сразу, как только будут осмысленно исполнены отдельные вариации.

Работая над Рондо следует иметь в виду, что задачи стоят похожие на тех, что возникают в исполнении Вариаций, за исключением завершённости каждой вариации-миниатюры. Итак, каждый из жанров крупной формы предъявляет к исполнителю определенные требования. Однако есть общие исполнительские трудности, присущие любой крупной форме.

Например, если произведение монотематично, то на первый план выдвигаются задачи:  

- выявить характерные особенности музыкальных образов  

- найти специфические средства выразительности  

- показать каждый музыкальный образ в динамике.

А разнообразие музыкального материала вызывает большие трудности в достижении единства и цельности исполнения, требует от музыканта концентрации внимания, воли, выдержки.  

В любом случае требуется развитие логической памяти, без которой невозможно освоить произведение крупной формы. В процессе изучения произведений крупной формы, учащиеся знакомятся с разными формами: вариацией, сонатиной, сонатой, с их строением, соотношением разделов, приемами развития, тональными соотношениями. При изучении этих 5 произведений, учащиеся осознают стилевые особенности музыки. Изучение этих произведений помогает осознанию музыкально-исполнительских особенностей: соотношения темпов, метроритмических и динамических особенностей, развивает фантазию. Работа над такими произведениями приносит огромную пользу.

Список литературы:

  1. 1.Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.- М.: Классика - XXI,2002
  2. 2.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Советский композитор,1089
  3. 4.Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Выпуск 2 ред. Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.- М.: Музыка 1966г.
  4. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. – М., 1962.
  5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.
  6. Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. Натансона В. Вып.3. – М., 1971.
  7. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. – Л., 1985.
  8. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. – М., 1986.
  9. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1961.
  10. Очерки по методике обучения игре на фортепиано / Под ред. Николаева А. – М., 1965

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма вариаций.

Лекционный мультимедийный материал по предмету "Анализ музыкальных произведений" на тему "Форма вариаций": характеристика, эволюционность развития, особенности структуры  вариационной формы. (Авт...

Методическая разработка открытого урока "Работа над крупной формой"

Цель урока: Знакомство с вариационной формой, анализ произведения, создание первоначального художественного образа....

План-конспект урока на тему: "Работа над крупной формой и пьесой в рамках подготовки к экзамену".

План-конспект урока с ученицей 7 класса Коваленко Настей. В качестве крупнной формы выступает Сонатина А. Хачатуряна C dur, пьеса Р. Шумана из цикла "Пестрые страницы"...

Методический доклад "разнообразие форм и методов контроля знаний с целью развития профессиональных навыков специалиста"

Данный методический доклад представляет интерес для преподавателей средних специальных учебных заведений. Доклад содержит направления практико - ориентированного обучения, формы и методы контроля знан...

конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"

Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...

Доклад "Крупная форма" 2023 г.

доклад "Крупная форма"  2023 г....