Форма вариаций.
презентация к уроку по теме

Коняхина Марина Сергеевна

Лекционный мультимедийный материал по предмету "Анализ музыкальных произведений" на тему "Форма вариаций": характеристика, эволюционность развития, особенности структуры  вариационной формы. (Автор - М.С.Коняхина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_variatsiy.pptx391.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Форма Вариации 1.Аналогия с рондо и определения 2.Историческая типы 3.Типология 4.Использование - форма вариации зародилась одновременно с формой рондо и прошла похожую эволюцию; как и в рондо, в форме вариации строение отдельных разделов не имеет большого значения. Отличие заключается в иных принципах организации: вариации – эта форма, состоящая из темы и ряда ее видоизмененных повторений А А 1 А 2 А 3 … . При этом структура каждого раздела и количество частей не является приоритетным.

Слайд 2

Исторические типы Старинные вариации XVII - 1 ой половины XVIII века (эпоха Баха): - форма темы – период и возможно большое количество вариаций. Напр.,Гендель 48 вариаций. Выделяются 2 жанра в основе которых медленный траурный танец в форме вариаций на бас-остинато . Пассакалия - такой тип формы, где бас-остинато выдерживается («Пассакалия и фуга» для органа c-moll Баха). Чакона – такой тип формы, где бас-остинато может не соблюдаться → вариации на выдержанную гармонию («Пассакалия» Генделя ).

Слайд 3

Зарождение классических вариаций В эту же эпоху зарождается и классический тип вариаций: тема – простая, либо старинная 2 х частная. «Партиты» на темы хоралов Баха - это синоним слова вариация. Иногда в сюитах, где отдельные танцы варьируются → структура (менуэт – гавот - буре) – танец - дубль ( вариац .,) – танец. Классические вариации Форма темы – простая, чаще 2 х частная репризная . Принцип баса – остинато отсутствует, но есть целый ряд определенных правил, которые строго соблюдаются → строгие вариации.

Слайд 4

В каждых вариациях должны соблюдаться: - форма и структура темы (вплоть до каждого такта, т.е. каждая особенность структуры); - тональность темы (за исключением одной вариации в контрастном ладу (одноименном)); - темп (за исключением одной медленной вариации, как правило предпоследней, «моцартовский тип»); - гармония (сохраняются все каденции, функциональные последовательности).

Слайд 5

2 типа строгих вариаций: Фигурационные или орнаментальные - это такие вариации, где сохраняются контуры мелодии. Номерные – это такие вариации, где в основе мелодии новые интонации, но гармония сохраняется. ритмические динамизированные – уменьшение длительностей в каждой последующей вариации. субварьирование – вариация внутри вариации, вместо репризы следует варьированный повтор того, что прозвучало внутри вариации. При анализе вариационного цикла необходимо выявить принципы или основы драматургического развития: группировку вариаций (одна вариация дополняет другую); контрасты, кульминации (главная или «местная»). 2 термина которые можно использовать при анализе

Слайд 6

Свободные вариации XIX – XX веков У романтиков вариации – излюбленная форма. Они стали свободными – т.е. принцип строгих вариаций не соблюдается: - структура темы изменяется → свободное развитие ( разработочность ); - действует принцип монотематизма . Характерные вариации - это вариации, в каждой из которой свой характер, образ, жанр. В большинстве случаев характерные вариации бывают свободными, но иногда появляются и строгие характерные вариации (Брамс).

Слайд 7

В XX веке возросла роль полифонических вариаций (пассакалий). Д.Шостакович: 8 симфония IV часть; 1 скрипичный концерт III часть; 6 и 10 квартеты III части; 2 фортепианная соната (финал); скрипичная соната (финал); - 7 симфония (разработка I части). Произведения для анализа: Шуман « Аббек » ор.1 Шуман «Экспромт на тему Клары Вик» ор.5 Шуман «Симфонические этюды» ор.13 Шуман 3 соната ( III часть) Брамс ор.21 №1 и 2 Брамс «Вариации на тему Шумана» ор.9 Брамс «Вариации и фуга на тему Генделя» ор.24 Григ «Баллада» (для ф-но )

Слайд 8

9. Мендельсон «Серьезная вариация» (для ф-но ) 10 Лядов «Вариации на польскую народную тему» 11. Чайковский ор.19 №6 12. Рахманинов «Вариации на тему Корелли» ор.42 13. Рахманинов «Вариации на тему Шопена» 14.Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини» ор.43 15. Бах «Фуга для органа» c-moll 16. Гендель «Пассакалия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Показатели вариации"

Презентация по дисциплине "Статистика" по теме "Показатели вариации"...

Показатели вариации.

Различие индивидуальных значений признака внутри изучаемой совокупности в статистике называется вариацией признака. Она возникает  в результате того, что его индивидуальные значения складываются ...

Мамонтова Е. Е. "Полька-экзерсис" (вариации на тему М. Глинки)

Ноты к видеозаписи(смотреть в разделе Видео) "Полька-экзерсис" (вариации на тему М. Глинки)...

конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"

Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...

Методическое пособие на тему "Ш. Данкля и его Шесть вариаций" 2016г.

Данное методическое пособие о по дисциплине "Изучение педагогического репертуара ДМШ"  разработано для студентов 3 курса....

доклад "Крупная форма- вариации, рондо" 2018 г.

доклад  "Крупная форма- вариации, рондо" 2018 г....