Методические рекомендации по выполнению практических заданий по русскому языку
учебно-методический материал
Методические рекомендации по выполнению практических заданий по русскогму языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrekom.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Ставропольского края
ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова
Методические указания ( рекомендации)по выполнению
практических работ
Дисциплина: Русский язык
Профессия: 35.01.15 Электромантер
Ст. Григорополисская
Одобрена: на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № __________ От «____»____________20 ______ г. Председатель________ Филимонова Г.Ю. | Утверждаю: Заместитель директора по учебной работе _____________________ Чикильдина Н.А. |
Согласовано:
Заведующий учебной частью_______________________ Кузнецова О.П.
Согласовано:
Старший методист _________________________ Юровникова И.В.
Организация-разработчик: ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова
Разработчик: Бочкова И.В, преподаватель ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Методические рекомендации по выполнению
3. Перечень практических занятий по дисциплине «. Русский язык».
4. Список рекомендуемой литературы
Пояснительная записка
Методические указания предназначены для студентов 1и 2 курса и служат пособием при выполнении практических работ, предусмотренных рабочими учебными планами для профессии: 23.01.09 Автомеханник. Содержание и объем практических работ по дисциплине «Русский язык» соответствует требованиям ФГОС СПО, реализуемого в пределах ОПОП с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Практические задания направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных умений, они составляют важную часть теоретической подготовки по освоению дисциплины. Выполненные работы должна быть представлены в тетрадях для практических работ. Результат выполнения практических заданий оценивается по пятибалльной системе. Критериями оценки служат отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, аккуратность оформления.
В данных методических указаниях приведено 48 часов практических занятий. Каждое практическое занятие содержит цель, перечень оснащения работы, содержания работы, методическое руководство к выполнению, контрольные вопросы, форму предъявления отчета, критерии оценки. Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины
Критерии оценки
Критериями оценки выполнения лабораторно-практических работ является соблюдение требований к выполнению работ.
Оценка
Критерии
«Отлично»
Работа, выполнена в полном объеме, в соответствии с требованиями (90-100%выполнения). Ответы на все вопросы полные и правильные. Материал систематизирован и излагается четко.
«Хорошо»
Работа, выполнена в полном объеме с небольшими погрешностями или недочетами (75-89% выполнения).Допущены в ответах отдельные неточности, исправленные с помощью преподавателя. Наблюдается некоторая несистематичность в изложении.
«Удовлетворительно»
Работа, выполнена с принципиальными погрешностями (50-74%. выполнения). Заметная неполнота ответа, допущенные ошибки и неточности не всегда исправляются с помощью преподавателя. Не во всех случаях объясняются изложенные факты.
«Неудовлетворительно»
Лабораторно-практическая работа не выполнена или выполнена с многочисленными погрешностями ( менее 50%). Изложение носит трафаретный характер, имеются значительные нарушения последовательности изложения материала.
Если работа выполнена на оценку «неудовлетворительно», обучающемуся необходимо выполнить работу в отведенное преподавателем время.
Если практические работы не выполнены в полном объеме, обучающийся к промежуточной аттестации не допускается.
Методические рекомендации по выполнению
практических заданий
Подготовка к практическим работам заключатся в самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературы ,предусмотренной рабочей программой.
Для эффективного выполнения заданий ВЫ должны знать теоретические материалы и уметь применять эти знания для приобретения практических навыков при выполнении практических заданий.
В конце занятия преподаватель выставляет оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.
Оценки за выполнение практических занятий выставляется по пятибалльной системе.
Условия и порядок выполнения работы:
1. Прочитать методические рекомендации по выполнению практической работы.
2. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.
3. Изучить содержание заданий и начать выполнение.
4. Работу выполнить в тетрадях для практических работ, оформив надлежащим образом.
5. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или обучающегося, успешно выполнившего работу.
6 . Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы выставляется оценка
Защита проводится путем индивидуальной беседы или выполнения зачетного задания. Работа считается выполненной, если она соответствует критериям, указанным в пояснительной записке к практической работе.
Пропущенные практические работы отрабатываются в дополнительное время.
Перечень практических занятий по дисциплине «. Русский язык».
Наименование практической работы | Количество часов | Цель практической работы | Информационное обеспечение |
1.Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. | 1 | Научиться определять стили текстов, закрепить теоретические знания по типам речи, знать схему стилистического анализа текста. | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.8, упр. 1, 3 |
2. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке | 1 | Работа со словарями и художественными текстами | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.9, упр. 4, 5 |
3.Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. | 1 | Формировать навыки и умения различать стилевые разновидности текста | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 14, упр.10, 12 |
4. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). | 1 | Работа с художественными текстами. | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр 16, упр 16, 17 |
5. Анализ структуры текста. | 1 | Вспомнить план комплексного анализа текста, уметь анализировать текст по плану | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.18, упр. 18, 19 |
6.Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. | 1 | Научиться выявлять, объяснять и исправлять лексические и фразеологические ошибки | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.18, упр. 18, 19 |
7.Освоение видов переработки текста. | 1 | Научиться анализировать текст, научиться находить речевые ошибки, уметь их исправлять | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 21, упр 24, 26 |
8.Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. | 1 | Научиться оформлять документы официально-делового стиля, закрепить теоретические знания публицистического стиля, уметь писать автобиографию, заявление. | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.23, упр.31, 33 |
9 .Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингви стическую.изу методов языкового исследования | 1 | Формировать умение составления высказывания на лингвистическую тему | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 23, упр. 29, 30 |
10. Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. | 1 | Вспомнить порядок фонетического разбора, уметь воспроизводить фонетический разбор слова | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 31, упр.45, 46 |
11. Составление устной и письменной речи. | 1 | Работа с художественными текстами | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 34, упр. 55, 56 |
12. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. | 1 | Повторение раздела « Орфография и пунктуация» | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 34, упр. 55, 56 |
13.Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. | 1 | Изучить материал лекции по теме «Фонетика»; | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 38, упр. 67, 68 |
14 Наблюдение над выразительными средствами фонетики | 1 | Изучить способы и средства выразительности в разделе « Фонетика» | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 39, упр. 70, 71 |
15.Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа. | 1 | Формировать навыки лексического анализа | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 41, упр. 74, 75 |
16.Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. | 1 | Формировать умение составления текстов с различными лексемами | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 42, упр. 76, 77 |
17 Лексический и фразеологический анализ слова | 1 | Вспомнить словообразовательный разбор слов. Знать порядок словообразовательного разбора слов и уметь производить его. | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 44, упр. 81, 82, 83 |
18. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. | 1 | Работа с текстами с различными языковыми явлениями | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.54, упр. 84, 86 |
19.Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. | 1 | Изучить теоретический материал по темам: «Активный и пассивный словарный запас», «Устаревшая лексика», «Неологизмы» | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 49, упр. 93, 95 |
20. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. | 1 | Формировать умение составления связного высказывания на лингвистическую тему | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 51, упр. 100, 101 |
21. Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. | 1 | Вспомнить морфологический разбор имени прилагательного. Знать морфологический разбор имени прилагательного и уметь оформлять его на письме . | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 63, упр. 123, 124 |
22.Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. | 1 | Изучить теоретический материал по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Синонимы. Омонимы. Антонимы» - уметь пользоваться толковым словарем русского языка, словарями синонимов, омонимов, антонимов. | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 64, упр. 126, 127 |
23.Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. | 1 | Вспомнить морфологический разбор именичислительного и местоимения.Знать морфологический разбор именичислительного и местоимения и уметь оформлять его на письме . | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 66, упр. 135, 136 |
24. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. | 1 | Вспомнить морфологический разборнаречия, уметь отличать наречие от слов-омонимов. Знать морфологический разборнаречияи уметь оформлять его на письме | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 67, упр. 139, 142 |
25.Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. | 1 | Повторение темы « Однокоренные слова, слова одной структуры». | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 68, упр. 143, 144 |
26. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. | 1 | Закрепление навыков морфемного и словообразовательного анализа. | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 69, упр. 144, 145 |
27.Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. | 1 | Повторение раздела русского языка « Морфология и орфография», закрепление правила морфологического разбора | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 72, упр. 149, 150 |
28.Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. | 1 | Закрепление навыков работы с различными словоформами разных частей речи | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 74, упр. 156, 157 |
29.Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. | 1 | Вспомнить производные предлоги, уметь отличать производные предлоги от непроизводных предлогов. Знатьорфограммуправописание союзов и предлогови уметь оформлять ее на письме. | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 77, упр. 165, 166 |
30.Сопоставление лексического и грамматического значения слов. | 1 | Изучить теоретический материал по темам: «Употребление стилистически ограниченной лексики», «Диалектизмы», «Специальная лексика». | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 79, упр. 170, 171 Стр. 80, упр.172, 173 |
31.Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся. | 1 | Умение выявить в письменной речи сходные грамматические формы | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 82, упр.175, 176, 178 |
32. Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи. | 1 | Формировать умение образовывать слова с помощью различных форм словообразования | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр. 96, упр.212, 214 |
33.Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. | 1 | Вспомнить виды связи слов всловосочетании, уметь определять виды связи слов всловосочетании Знать виды связи слов всловосочетаниии уметь оформлять ее на письме . | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.101, упр.222, 223 |
34. Наблюдение над функционированием правил орфографии орфограммами и пунктограммами и пунктуации в образцах письменных текстов. | 1 | Формировать навыки соблюдения правил орфографии и пунктуации | Стр Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений .103, упр.227, 228 |
35 Подбор текстов с определенными орфограммами и пунтограммами | 1 | Вспомнитьсинтаксический разбор словосочетаний уметь производить синтаксический разбор словосочетаний, определять виды связи слов всловосочетаниии уметь оформлять его на письме . | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.109, упр.240, 241 |
36.Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. | 1 | Работа с художественными текстами, исследование текстов. | Ст Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений р.149, упр.326, 327 |
37.Наблюдение над существенными признаками словосочетания. | 1 | Повторение темы « виды связи в словосочетании» | Ст Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений р.151, упр.333, 334 |
38.Особенности употребления словосочетаний. | 1 | Работа с текстами, умение различать виды связи в словосочетаниях | Стр Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений .152, упр.335, 336 |
39.Синонимия словосочетаний. | 1 | Повторение темы « Строение словосочетания» | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.155, упр.340, 341 |
40.Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. | 1 | Формировать умение различать признаки простого и сложного предложения. | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.157, упр.346, 347 |
41.Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. | 1 | Развивать навыки и умения анализировать роль простых и сложных предложений в тексте | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.160, упр.352, 353 |
42.Сопоставление устной и письменной речи. | 1 | Умение различать устную и письменную речь | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.162, упр.355, 357 |
43.Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. | 1 | Формировать умение выявления правил пунктуации в письменной речи | С Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений тр.164, упр.359, 360 |
44.Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. | 1 | Формировать умение устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях б) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; в) определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения в зависимости от интонации в устной речи; г) правильно расставлять знаки препинания в указательных конструкциях. | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.172, упр.375 |
45.Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения. | 1 | Формировать умение построения простого и сложного предложения. | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.180, упр.392, 391 |
46.Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам.. | 1 | Закреплять умение составления схем простого и сложного предложения | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.183, упр.395, 396 |
47. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. | 1 | Формировать умение составления связного высказывания на лингвистическую тему. | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.185, упр. 399, 400 |
48.Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. | 1 | Закреплять навыки разбора простого и сложного предложения. | Т..М.Воителева. Учебное пособие «Русский язык» сборник упражнений Стр.188, упр.405, 406 |
Список рекомендуемой литературы
Основные источники
Для студентов:
- Е.С.Антонова, Т.М.Воителева « Русский язык», 4-е издание, стереотипное. Москва. Издательский центр( Академия), 2017 год.
- Т.М .Воителева « Русский язык» Сборник упражнений. 2-е издание, стереотипное. Москва. Издательский центр, 2018 год.
Дополнительные источники:
- Лобачева Н.А. Русский язык . Морфемика. Словообразование. Морфология. Учебник 2019 г.
- Русский язык. Сборник упражнений. Учебное пособие под редакцией Леканта П.А.
- Голуб И.Б. Русский язык и практическая стилистика. Справочник. Учебно-справочное пособие, 2019 г.
Словари
1.Ожегов С.И. Словарь русского языка
2. Орфографический словарь русского языка
3.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь.
Интернет-ресурсы
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики). www.posobie.ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www.prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).
www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба).
www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации по выполнению практических заданий. технологи.
Пояснительная запискаЗаведующий производством, бригадир или технолог общественного питания должны уметь рассчитать требующее количество продуктов для приготовления тех или иных блюд, кулинарных издели...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ . ТЕМПЕРАМЕНТ. ХАРАКТЕР.
В предлагаемом материале содержатся методические разработки, которые помогут сформировать у учащихся систему практических знаний о природе и закономерностях функционирования психических процессо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРЕДМЕТ - ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА ТЕМА: КОНФЛИКТ
В данном материале представлены методические рекомедации для проведения тестовых работ по теме "Конфликты"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения практических заданий по МДК 03.01 Технология ремонта и обновления швейных изделий
методические рекомендации для выполнения практических заданий по МДК 03.01. Технология ремонта и обновления швейных изделий для подготовки квалифицированных рабочих по профессии 29.01.07 Портной на ба...
Методические рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине "Основы Маркетинга"
Набор практических заданий по маркетингу с приложениями и рекомендациями по их выполнению...
Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи
Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет....
Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи для специальности 38.02.02 Страховое дело (имущественное)
Данная разработка содержит материал для проведения практических работ по русскому языку и культуре речи: инструкционные карты, перечень тем практических работ, пояснительную записку....