Отчет по самообразованию учителя начальных классов на тему "Положительная мотивация - основное условие продуктивного и успешного обучения школьников"
материал

Столяренко Анжелика Дмитриевна

Данный отчёт включает в себя информацию о важности положительной мотивации, особенностях её развития у младших школьников, а также необходимые приёмы для её повышения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов

Столяренко Анжелики Дмитриевны

на тему: «Положительная мотивация – основное условие продуктивного и успешного обучения школьников».

Цель: изучение приёмов, помогающих в создании условий для формирования и развития мотивации учебной деятельности младших школьников.

Задачи:

  1. Рассмотреть особенности мотивации младших школьников.
  2. Изучить и применить на практике приёмы развития мотивации.
  3. Проследить результативность.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Это один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

Младший школьный возраст – это первичное вхождение ребёнка в учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях:

  • широкие познавательные мотивы, интерес к знаниям (интерес к способам приобретения знаний);
  • мотивы самообразования, интерес к дополнительным источникам знаний;
  • широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться;
  • узкие социальные мотивы представлены желанием ребёнка получить, главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении.

Использование в учебной деятельности различных методов и приёмов, современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей и способствует развитию основных мыслительных операций. Именно поэтому очень важно делать обучение детей разнообразным и насыщенным. Для этого на своих уроках учитель предложил обучающимся нестандартные формы контроля деятельности в виде игр, шарад, применения ребусов и кроссвордов, создания буклетов или стенгазет по пройденной теме.

Основными приёмами на уроках стали:

  1. создание проблемной ситуации;
  2. опора на жизненный опыт учащихся;
  3. наличие соревновательных моментов.

Они помогают ребёнку сконцентрироваться на изучении темы за счет того, что каждый последующий вид деятельности отличается от предыдущего. За счет красочности и разнообразия урока у детей повышается мотивация, они с большей охотой выполняют задания, ждут последующих уроков, так как в каждом они узнают что-то новое в интересной для них форме.

Помимо этого, неотъемлемой частью мотивации младших школьников является оценочная деятельность, похвала. Именно критериальная оценочная деятельность даёт детям силы двигаться дальше и стремиться к лучшему результату.

Помимо всего перечисленного выше, во 2-4 классе допустимо использование мотивационных надписей, картинок или наклеек в напечатанных карточках с заданиями контрольной или самостоятельной работы, а также при проверке рабочих тетрадей. Так обучающиеся будут чувствовать веру в себя и поддержку педагога.

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация является неотъемлемой частью учебной деятельности, от неё зависит успешность обучения ученика. Для её повышения необходим творческий подход к подготовке уроков и заслуженная похвала каждого ученика.

Используемые источники:

  1. Виноградова, Т. А. Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности // Начальная школа. – 2019.
  2. Филина, Т. Е. Особенности развития мотивации детей младшего школьного возраста // Евразийский Научный Журнал. – 2016. - №12.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей начальных классов.Тема: "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения. Рекомендации учителям"

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом...

Пакет контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ПМ 04.МДК 04. 01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ПМ 04 МДК04.01по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ...

«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».

«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования». Технологическая карта урока объяснения новых зн...

Лекция по теме "Учебно – методический комплекспо учебным дисциплинам учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования"

Рассматриваются такие вопросы, как:1. Что такое методическая деятельность?2. Виды методической деятельности.3. Виды методических умений.4. И другое....

Активная роль младшего школьника в учении как основное условие преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников.

Всякий раз, работая в 4 классе, я уже в начале учебного года задумываюсь о подготовке к переходу в основную школу моих воспитанников.Встречаясь с коллегами-предметниками, мы обсуждаем, как осуществить...

Отчет учителя начальных классов по самообразованию

Отчёт учителя начальных классов по самообразованию Боевой А.В. на тему:«Развитие речевых способностей учащихся на уроке литературного чтения в процессе пересказа»...

Отчет о самообразовании учителя начальных классов на тему: "воспитание культуры поведения и нравственных норм у первоклассников."

Отчет о самообразовании учителя начальных классов на тему: "воспитание культуры поведения и нравственных норм у первоклассников."...