Учебная программа "Педагогика"
рабочая программа

Божко Оксана Васильевна

Учебная программа "Педагогика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogika.doc397.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е   У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й   П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й   К О Л Л Е Д Ж»

Рабочая программа учебной дисциплины

«Педагогика»

основной профессиональной образовательной программы

подготовки специалистов среднего звена

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

                                                                      г.Югорск, 2022

Методическим объединением

Социальных и гуманитарных дисциплин

_______________________________

Протокол _______

От «____»___________2020 г.

Председатель_________Дворянских Л.З.

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

и результатов опроса работодателей

Заместитель директора по учебной работе

Крицына И.А.    _________________

Разработчик:    Божко О.В., преподаватель   БУ «Югорский политехнический колледж».    

     

                                                         Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»………………………………………………………………....6

2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………….. ……….13                                                                                                                                                   3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………24

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………...26  

                                               Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» составлена на основе рекомендаций по формированию рабочих программ учебных дисциплин среднего профессионального образования, утвержденных директором Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ И.М.Реморенко, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01«Дошкольное образование»

  • профессионального(ых) стандарта(ов) «Педагог» (при наличии);
  • стандартов Ворлдскиллс Россия «Дошкольное воспитание»(при наличии).

 (принятых и утвержденных на педагогическом совете Югорского политехнического колледжа от 25.11.2010г.),  и предназначена для  реализации требований  к  минимуму  содержания и  уровню подготовки  обучающегося  по  данной  общепрофессиональной   дисциплине,  входящей  в  профессиональный  цикл.

Ведущее место в общей системе профессиональной подготовки педагогов занимает учебная дисциплина «Педагогика», которая призвана обеспечить обновление содержания педагогического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности.

Программа состоит из двух разделов. Первый раздел программы «Введение в педагогическую профессию» является основой освоения студентами курса педагогики. Основная цель данного раздела - развивать устойчивый интерес к педагогической профессии, стимулировать личностное и профессиональное саморазвитие будущих педагогов. Содержание раздела нацелено на получение знаний о сущности и социальной значимости будущей профессии, специфике аспектов педагогической деятельности, требованиях к профессиональной компетентности и мобильности, способствующих развитию профессионально значимых качеств педагога.

Второй раздел программы «Общие основы педагогики» носит теоретико-методологический характер. Цель данного раздела заключается в формировании необходимых для педагога знаний о структуре педагогической науки, об основных педагогических понятиях и  технологиях, о ребенке как субъекте педагогического процесса, методологии педагогической науки, а так же о закономерностях, принципах, формах и средствах воспитания и обучения. Содержание раздела отражает современное состояние педагогической науки и системы образования в Российской Федерации.

Третий раздел «Дошкольная педагогика» направлен на подготовку специалистов для системы дошкольного образования. Основной задачей раздела является овладение студентами теорией и практикой разностороннего гармонического развития ребенка. Раздел раскрывает сущность, содержание, принципы, формы, методы и средства воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста; воспитание в деятельности, характеристику ее основных видов, направления преемственности в работе ДОО и школы, а также методику руководства деятельностью детей.

В рабочей программе дисциплины «Педагогика» наряду с практическими занятиями планируется самостоятельная работа студентов и указывается ее тематика.

Преподавание учебной дисциплины осуществляется в форме лекций, уроков, семинаров,  практических занятий, самостоятельной работы студентов.

По учебной дисциплине «Педагогика» предусмотрено проведение итоговой аттестации в форме экзамена.

1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, входящей в состав укрупненной группы профессий 44.00.00 Образование и педагогические науки  и составлена на основе опроса работодателей.

Программа  учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.

1.2. Место профессионального модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный  цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен  уметь:

определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;

принципы обучения и воспитания;

особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций, на различных уровнях образования;

формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

средства контроля и оценки качества образования;

психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

Специалист по  44.02.01 «Дошкольное образование» должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

OК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Специалист по  44.02.01 «Дошкольное образование» должен обладать

профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

5.2.4. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации.

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Освоение содержания учебной дисциплины  обеспечивает достижение студентами следующих личностных результатов:

ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и вида.

ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР13 Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации

ЛР14 Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

ЛР 15 Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

ЛР 16 Демонстрирующий готовность к профессиональной коммуникации, толерантному общению; способность вести диалог с обучающимися, родителями (законными представителями) обучающихся, другими педагогическими работниками и специалистами, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

ЛР 17 Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего  261 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  261 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  174 часов;

самостоятельной работы обучающегося 87 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

261

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

174

в том числе:

     лабораторные  работы (не предусмотрены)

     практические занятия

40

     контрольные работы (не предусмотрены)

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

87

в том числе:

Выполнение тестовых заданий;  подготовка презентаций, сообщений, решение педагогических задач воспитания и обучения; составление таблиц методов и форм воспитания и обучения; изучение содержания основных документов о правах и обязанностях ребенка.

Итоговая аттестация в форме экзамена   

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины   Педагогика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические

работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в педагогическую профессию.

6

Тема 1.1.  

Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.

К.Т.1

Содержание

1.

Возникновение и развитие педагогической профессии в разные исторические периоды.  

2

1-2

2.

Профессионально-педагогические способности и личностные качества педагога.

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

1.

Творческая работа «Воспитатель 21 века».

2

2

Самостоятельная работа:

Написать творческую работу (сочинение) на тему: « Почему я выбрала профессию воспитатель»

Раздел 2.

Общие основы педагогики.

84

Тема 2.1.  

Педагогическая наука и педагогическая действительность.

 

Содержание

1.

Общие представления о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики

2

2

2.

Категориально-понятийный аппарат современной педагогики: образование, обучение, воспитание, педагогическая система, педагогическое взаимодействие и др.

2

2

3.

Система педагогических наук. Связь педагогики с  другими науками.

2

2

4.

Понятия методологии педагогической науки и деятельности. Методы педагогических исследований.

2

2

Тема 2.2.

Педагогический процесс.

Содержание

1.

Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление.

2

2

2.

Структура педагогического процесса. Законы и закономерности педагогического процесса

2

2

3.

Принципы педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

1.

Характеристика связей между участниками педагогического процесса

2

2

Тема 2.3.  

Теория образования.

К.Т.2

Содержание

1.

Сущность и содержание понятия «образования». Образовательная система России.

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

 

1.

Содержание основных документов о правах и обязанностях ребенка:     Конвенция ООН о правах ребенка, ФЗ «Об образовании в РФ».

2

2

Тема 2.4.

Теория воспитания.

К.Т.3

Содержание

1.

Характеристика воспитания как части педагогического процесса.

2

2

2.

Цель воспитания и его место в педагогическом процессе.

2

2

3.

Теории воспитания. Современные концепции воспитания.

2

2

4.

Закономерности и принципы воспитания личности.

2

2

5.

Система форм и методов воспитания.

2

2

6.

Средства воспитания.

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

1.

Подбор и оформление диагностических методик воспитанности.

2

2

2.

Составление характеристики воспитанности конкретной личности.

2

2-3

Тема 2.5.

Теория обучения.

Содержание

1.

Характеристика дидактики как науки.

2

2

2.

Понятие обучения, его структура, двусторонний характер.

2

2

3.

Принципы обучения.

2

2

4.

Методы обучения и их классификация.

2

2

5.

 Формы и средства обучения.

2

2-3

6.

Педагогические технологии.

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

 

1.

Решение педагогических задач по выбору методов, приемов и средств обучения.

2

2-3

2.

Анализ особенностей использования педагогических технологий.

2

2

Тема 2.6.

Взаимосвязь теории и практики в педагогике.

К.Т.4

Содержание

1.

Проблема взаимосвязи теории и практики в педагогике.

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

1.

Решение педагогических задач воспитания и обучения.

2

2

Раздел 3.

Возрастная периодизация в педагогике

Содержание

Педагогическая характеристика возрастных периодов

2

2

Раздел 4.

Дошкольная педагогика.

Тема 3.1.

Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки.

Содержание

1.

Дошкольная педагогика как понятие. Объект, предмет дошкольной педагогики.

2

2

2.

Задачи дошкольной педагогики. Связь дошкольной педагогики с другими науками.

2

2

3.

Методы научного педагогического исследования в дошкольной педагогике.

2

2-3

4.

Современные педагогические концепции целостного развития дошкольника.

2

2

Тема 3.2.  

Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.

 Содержание

1.

Становление и развитие дошкольной педагогики как науки (эмперический этап, этап формирования и современный этап развития дошкольной педагогики)

2

2

Тема 3.3.

Субъекты дошкольной педагогики как науки.

К.Т.5

Содержание

1.

Понятие «детство». Философско-педагогические концепции детства.

2

2

2.

Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.

2

2

3.

Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

1.

Характеристика возрастного развития ребенка дошкольного возраста.

2

2

Тема 3.4

Дошкольное образование как система

Содержание

1.           

Система дошкольного образования в нормативных документах

2

2

2.

Преемственность дошкольного и начального образования

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

1.

Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования.

2

2

Тема 3.5.

Воспитание основ здорового образа жизни в дошкольном детстве.

Содержание

1.

Воспитание здорового образа жизни как базис целостного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.

2

2

2 семестр

Содержание

6

К.Т.6

1

Режим, его значение в воспитании детей.

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

1.

Сравнительный анализ режима дня в разных возрастных группах ДОО.  

2

2

2.

Сравнительный анализ усложнения объема культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах на основе программ дошкольного образования.

2

2

Тема 3.5.

Педагогические основы умственного развития и воспитания познавательной активности детей.

 Содержание

8

1.

Умственное воспитание в системе целостного развития дошкольника.

2

2

2.

Задачи умственного воспитания дошкольников.

2

2

3.

Средства для умственного воспитания

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

1.

Разнообразие диагностик умственного развития дошкольников.

2

2

Тема 3.6.

Педагогические основы освоения социально-нравственного опыта и ценностных ориентацией в дошкольном детстве.

Содержание

6

1.

Социально-нравственное воспитание в системе целостного развития дошкольника.

2

2

2.

Задачи социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

1.

Диагностика и планирование работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

2

2

Тема 3.7.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Содержание

4

1.

Своеобразие труда в дошкольном возрасте.  

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

1.

Анализ подходов к развитию трудовой деятельности в современных программах воспитания и обучения дошкольников

2

2

Тема 3.8.

Воспитание основ эстетической культуры в дошкольном детстве.

К.Т.7

Содержание

6

 1.

Воспитание эстетической культуры в системе целостного развития дошкольника.

2

2

2.

Задачи и содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

1.

Анализ программных требований к содержанию художественной деятельности детей дошкольного возраста.

2

2-3

Тема 3.9.

Воспитание ребенка в игре.

Содержание

4

1.

Игра как ведущий вид детской деятельности, ее своеобразие.

2

2-3

Практические занятия. Практическая подготовка.

 

1.

Определение задач и содержания развития  сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах на основе анализа образовательных программ.

2

2-3

Тема 3.10.

Педагогический процесс детского сада.

К.Т.8

Содержание

20

1.

Структура педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

2

2

2.

Своеобразие организации педагогического процесса в разных возрастных группах.

2

2

3.

Воспитание детей в целостном педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.

2

2

4.

Обучение детей в целостном педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.

2

2

5.

Формы организации целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

2

2

6.

Педагогическая диагностика и прогнозирование в педагогическом процессе.

2

2

7.

Планирование целостного педагогического процесса.

2

2

8.

Взаимодействие ДОО с семьей, педагогическое консультирование родителей.

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

1.

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в 1 и 2 половину дня.

2

2-3

2.

 Традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей.

2

2-3

Тема 3.11.

Особенности работы с одаренными детьми,  детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением и детьми с СДВГ.

К.Т.9

Содержание

24

1.

Особенности работы с одаренными детьми.

2

1--2

2.

Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением.

2

1-2

3.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как проблема современной психологии и педагогики.

2

1-2

4.

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

2

1-2

5.

Причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

2

2

6.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как адаптация психики.

2

1-2

7.

Гиперактивный ребенок в детском саду.

2

1-2

8.

Феномен двойной исключительности (СДВГ + одаренность).

2

1-2

9.

Диагностика одаренности при СДВГ.

2

2

10.

Рабочая концепция одаренности.

2

2

11.

Система коррекционных занятий для детей с СДВГ.

2

2

12.

Итоговой занятие (семинар).

2

2-3

Тема 3.12.

Подготовка детей к школьному обучению.

К.Т.10

Содержание

6

1.

Понятия «готовность к школе» и «школьная зрелость», их взаимосвязь.

2

2

2.

 Преемственность в работе детского сада и школы как условие непрерывного образования и воспитания личности детей.

2

2

Практические занятия. Практическая подготовка.

1.

Диагностика готовности ребенка к школе.

2

2-3

К.Т.

Экзамен.

Самостоятельная работа студентов:

Разработка примерных планов воспитательной работы,  конспектов ООД;  подготовка сообщений, презентаций, рефератов «Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития», «Развитие отечественной дошкольной педагогики»; подбор диагностического материала.

43

 

3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Педагогики».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий

Технические средства обучения:

Экран, медиапроектор, компьютер

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Афонина Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
  2. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие (в схемах и таблицах). – М.: МГПИ, 2011.
  3. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2016. – 284 с.
  4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/Под ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.
  5. Дошкольная педагогика/Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Юрайт, 2016. – 496 с.
  6. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие. Изд. 2, испр. и доп. – М.: Владос, 2012. – 240 с.
  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2011.
  8. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 400 с.
  9. Педагогика: учебник и практикум для СПО/Под ред В.А.Сластенина. – М.: Юрайт, 2016. – 332 с.
  10. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Академия, 2012. – 452 c.
  11.  Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 384 с.
  12. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических факультетов. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. -272 с.
  13. Столяренко Л.Д. Педагогика.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 235 с.
  14. Сковородкина И.З, Герасимов С.А.-Педагогика.- Москва:Академия, 2019.-639 с.
  15. Теоретические основы дошкольного образования /Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Юрайт,  2016. – 496 с.  

Дополнительные источники:  

  1. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. - М.:  Владос, 2010. – 400 с..
  2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Просвещение, 1990.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Академия, 1995.
  4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.

                 3.3. Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

1.

Рабочая программа  учебной дисциплины

1

Электронный

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования. 

знать:

взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;

принципы обучения и воспитания;

особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций, на различных уровнях образования;

формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

средства контроля и оценки качества образования;

психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

Промежуточный контроль: тесты, кейсы, решение педагогических задач, практические задания, подготовка сообщений, планирование воспитательно-образовательной работы.

Итоговый контроль: экзамен.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять проверку у обучающихся не только сформированности усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих и профессиональных компетенций, личностных результатов, в соответствии с программой воспитания.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля оценки

OК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Правильность понимания социальной значимости профессии воспитатель.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Обоснованность применения методов и способов решения профессиональных задач, анализ эффективности и качества их выполнения

Обсуждение  и выполнение ситуационных задач внутри малых групп и группой в целом с участием преподавателя

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Точность и быстрота оценки ситуации и правильность принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Грамотность и точность нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Обсуждение  и выполнение ситуационных задач внутри малых групп и группой в целом с участием преподавателя.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

 Правильность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности воспитателя.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Четкое выполнение обязанностей при работе в команде и/или выполнении задания в группе; соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде; построение профессионального .

 Выполнение ситуационных задач внутри малых групп и группой в целом с участием преподавателя.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Осознание полноты ответственности за свою работу, за результат выполнения заданий

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Эффективность планирования обучающимися повышения личностного уровня и своевременность повышения своей квалификации

Выполнение ситуационных задач внутри малых групп и группой в целом с участием преподавателя

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Рациональность использования инновационных технологий в профессиональной деятельности  компетентность в своей области деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Бережность отношения к историческому наследию и культурным традициям народа  толерантность по отношению к социальным, культурным и религиозным различиям

Выполнение ситуационных задач внутри малых групп и группой в целом с участием преподавателя

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Готовность соблюдения правил и норм поведения в обществе и бережного отношения к природе.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

Составление мероприятий для детей, составление рекомендаций и памяток для родителей.

Экспертная деятельность за деятельностью студентов во время практических работ и деловых игр.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

Проведение режимных моментов в   ходе практических работ и самостоятельной деятельности.

Экспертная деятельность за деятельностью студентов во время практических работ и деловых игр.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

Проведение  мероприятий по физическому воспитанию в режимных моментах и досугах.

Экспертная деятельность за деятельностью студентов во время практических работ и деловых игр.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

Ведение наблюдений за состоянием детей с фиксацией результатов.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Организация различных видов деятельности и общения детей.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

Планирование разных видов детской деятельности

Экспертная деятельность за деятельностью студентов во время практических работ и деловых игр.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

Проведение различных игр с детьми.

Экспертная деятельность за деятельностью студентов во время практических работ и деловых игр.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

Готовность соблюдения правил и норм поведения в  природе и бережного отношения к ней.

Экспертная деятельность за деятельностью студентов во время практических работ и деловых игр

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

Организация и проведение ситуативных задач.

Экспертная деятельность за деятельностью студентов во время практических работ и деловых игр

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Составление мероприятий для детей для осуществление продуктивной деятельности.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

Планирование и проведение детских праздников.

Экспертная деятельность за деятельностью студентов во время практических работ и деловых игр

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

Несет ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

Планирование и проведение занятий

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

Планирование и проведение организованно- образовательной деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

Оценивать процесс и результаты обучения дошкольников на практике, анализировать занятия, вести документацию, умение определять цели, задачи и планирование работы с родителями, проведение консультаций , проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Экспертная деятельность за деятельностью студентов во время практических работ и деловых игр.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

Разработка методических материалов

Выполнение индивидуальных заданий различной сложности, оценка ответов.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

Создание   предметно-развивающей  среды для каждой возрастной группы ДОО .

Выполнение индивидуальных заданий различной сложности, оценка ответов.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа анализа деятельности других педагогов.

Выполнение самоанализа организованно-образовательной деятельности.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Выполнение индивидуальных заданий различной сложности, оценка ответов.

ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

Проявление  активной  гражданской позиции, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ЛР 4   Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

Правильность понимания социальной значимости  профессий, проявляющий уважение к людям   разных профессий.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

Проявление интереса к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

Готовность соблюдения правил и норм поведения   с людьми старшего поколения .

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и вида.

Принимает участие в исследовательской и проектной работе, в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях.

        

Выполнение индивидуальных заданий различной сложности, оценка ответов в ходе эвристической беседы, решение ситуационных задач

ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

Демонстрирует отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, умения выстраивать деловые и дружеские отношения в группе, колледже.

Оценка ответов в ходе эвристической беседы, решение ситуационных

ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

Демонстрирует навыки здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся.

Соблюдает и пропагандирует правила здорового и безопасного образа жизни, в том числе и при работе за компьютером.

Выполнение индивидуальных заданий различной сложности, оценка ответов в ходе эвристической беседы, решение ситуационных задач

ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

Соблюдает этические нормы общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателем.

Демонстрирует конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде.

Демонстрирует навыки межличностного делового общения, социального имиджа.

Выполнение индивидуальных заданий различной сложности,

оценка ответов в ходе эвристической беседы, решение ситуационных задач

ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

Пропагандирует семейные ценности и правильное воспитание детей.

Подготовка сообщений, самостоятельные работы.

Обсуждение  и выполнение ситуационных задач внутри малых групп и группой в целом с участием преподавателя

ЛР 13 Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации

Демонстрирует опыт разработки и защиты группового проекта.

Умеет вести диалог, искать и находить компромиссы.

Выполнение индивидуальных заданий различной сложности, оценка ответов в ходе эвристической беседы, решение ситуационных задач, предоставление отчетов по практическим работам

ЛР14 Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

Принимает участие в в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах.

Подготовка сообщений, самостоятельные работы.

ЛР 15 Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию.

Обсуждение  и выполнение ситуационных задач внутри малых групп и группой в целом с участием преподавателя.

ЛР16 Демонстрирующий готовность к профессиональной коммуникации, толерантному общению; способность вести диалог с обучающимися, родителями (законными представителями) обучающихся, другими педагогическими работниками и специалистами, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде; построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации.

Подготовка сообщений, самостоятельные работы.

Обсуждение  и выполнение ситуационных задач внутри малых групп и группой в целом с участием преподавателя.

ЛР17 Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам

Соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде; построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации.

Обсуждение  и выполнение ситуационных задач внутри малых групп и группой в целом с участием преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...

Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.

В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста  в современных условиях,  раскрыта  сущность понятий  «индивидуализация» студ...

Методический материал учебного элемента по учебной практике для специальности 080114 "Эконмика и бухгалтерский учет"

Представленный учебный элемент предназначени для формирования профессионалдьных компетенций по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" в ходе учебной практики по профессиональному модулю...

Учебное пособие по учебной дисциплине «Основы сварки»

СОДЕРЖАНИЕ   Стр.1Теоретические основы сварки41.1Сварочная дуга и ее свойства41.2Металлургические процессы при сварке101.3Сварочные материалы141.4Сварные соединения и швы212Виды сварки2...

Microsoft Publisher 2003 учебное пособие по выполнению практических работ по учебной практике для студентов дневного отделения

Цель учебного пособия Microsoft Publisher 2003 – формировать умение работать с программой Microsoft Publisher 2003.Содержит необходимую информацию для выполнения практических заданий студе...

Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов пост...

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...