Статья "Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании", 2021 г.
статья

Кирилаха Галина Васильевна

Современные подходы к решению образовательных задач должны соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. В связи с требованиями ФГОС СПО и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость внедрения большого количества практики и самостоятельной работы студентов в процессе обучения, для того чтобы сформировать определённые компетенции, которые обучающийся сможет реализовать в профессиональной сфере. В этой связи используется мною практико-ориентированный подход к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании

Кирилаха Галина Васильевна, преподаватель профессиональных дисциплин

Воронежского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Современные подходы к решению образовательных задач должны соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. В связи с требованиями ФГОС СПО и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость внедрения большого количества практики и самостоятельной работы студентов в процессе обучения, для того чтобы сформировать определённые компетенции, которые обучающийся сможет реализовать в профессиональной сфере. В этой связи используется мною практико-ориентированный подход к обучению.

Под практико-ориентированным обучением понимают освоение обучающимися образовательной программы в условиях, приближенных к реальным профессиональным, формирование у них необходимых компетенций, с помощью выполнения реальных практических задач в учебное время [2].

Содержание практико-ориентированного обучения включает: теоретическую часть (лекции, семинары, самостоятельную работу); практическую часть (практические и лабораторные работы, курсовую работу, игровые формы подготовки, учебную и производственную практики).

При реализации практико-ориентированного подхода основное влияние на выбор содержания информации имеет конечный продукт профессионального обучения – конкретизированные виды действий, что составляют основу профессиональных компетенций. Это определяет выбор методов обучения и создает структуру учебного процесса.

Основным средством реализации практико-ориентированного подхода является практико-ориентированные задачи, а важным условием их применения является составление корректных условий этих задач, позволит студентам без осложнений самостоятельно формулировать проблемы профессионального характера, ставить цель их решения, выделять пути достижения поставленной цели и анализировать достигнутые результаты в зависимости от специфики условий каждой конкретной задачи. Решение практико-ориентированных задач должно быть поэтапным, что обеспечит осмысленность действий студентов. Другим важным условием внедрения практико-ориентированного подхода является создание преподавателем среды, в которой студенты имеют возможность проявить и реализовать свой интерес к познанию, сделать его осознанной потребностью в саморазвитии, профессиональной и социальной адаптации. Внедрение практико-ориентированного подхода требует от преподавателя наличии компетенций по сущности инновационных технологий, профессиональной его подготовки; содержания и структуры методического обеспечения СРС и специфики ее организации; методологии разработки и применения тестовых заданий, индивидуальных заданий на основе производственных ситуаций. Поэтому роль преподавателя меняется с транслятора знаний на менеджера, делает его консультантом и организатором различных видов деятельности студентов, проводником в формировании компетенций [3].

Применение практико-ориентированного подхода в процессе профессиональной подготовки придает ей главной ценности – студенты получают опыт будущей профессиональной деятельности, создает соответствующий уровень их компетентности.

Практико-ориентированное обучение обеспечивает вовлечение студентов в работу таким образом чтобы их активность сравнивалась с активностью преподавателя [4].

Целью практико-ориентированного обучения являются получение студентами в процессе обучения компетенций в какой-либо области или сферы деятельности общества для применения их на практике [1].

К задачам практико-ориентированного обучения относятся:

– формирование у выпускников отличного владения теоретическими и практическими навыками деятельности;

– расширение сотрудничества работодателей с учебными заведениями для получения студентами опыта работы и дальнейшего трудоустройства;

– повышение эффективности, проходимой студентами в процессе обучения практики.

Во время практики раскрывается умение студентов применять накопленные на протяжении обучения знания и умения.

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.

Практико – ориентированные уроки – это, прежде всего, коллективная работа группы, где каждый студент чувствует себя звеном единого коллектива. Отрабатываются навыки при решении поставленных задачах, развиваются умения анализировать рабочую ситуацию в торговле и принимать верные решения.

Практико-ориентированные занятия в нашем колледже включают экскурсии на специализированные предприятия. Происходит знакомство со структурой предприятия, материально-технической базой, рабочими местами и с видами работ. Данный вид занятия способствует активизации познавательной деятельности при наблюдении за работой торговых предприятий, благодаря этому студенты имеют возможность понять сущность своей будущей специальности и социальной значимости. Каждый год мы проводим экскурсии на торговые предприятия (магазины «Магнит» АО «Тандер», магазины «Пятерочка» ООО «Агроторг»). До пандемии экскурсий был гораздо больше. Кроме розничных торговых предприятий студенты посещали ярмарки и выставки, ООО «Пивоваренная компания «Балтика» г. Воронеж.

Практико-ориентированное обучение достигается путем прохождения учебной и производственной практики студентов по специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) на предприятиях розничной торговли. Проходя практику, они приобретают немалый опыт работы на предприятии, опыт общения, знакомятся со структурой предприятия.

С этих позиций традиционный элемент обучения – практика студентов – приобретает совершенно новый смысл и становится важнейшим элементом программ подготовки. Необходимо сделать практику действительно непрерывной, преимущественно в одной и той же организации. В ходе учебной практики студенты овладевают опытом учебно-познавательной деятельности, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.

На производственной практике приобретается опыт профессиональной деятельности в качестве специалиста организации (или его помощника), происходит интеграция представлений о деятельности организации, ее бизнес-процессов, вырабатываются предложения, направленные на повышение эффективности производственной деятельности в сфере торговли.

Задачи производственной практики (по профилю специальности):

– формирование профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО в части освоения вида профессиональной деятельности;

– приобретение практического опыта и профессиональных навыков, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности;

– приобретение навыков сбора, обработки и систематизации информации.

Разумеется, такая модель непрерывной практики – неосуществима в условиях случайного выбора мест прохождения практик. По нашему мнению, большое значение имеет поиск постоянных баз практики – это АО Тандер магазин «Магнит», магазины ООО «Красное и Белое», магазины «Пятерочка» ООО «Агроторг» и др. В этом случае достаточно быстро возникает обратный процесс. Работодатели начинают рассматривать конкретных студентов как свой кадровый резерв и вносят предложения по улучшению содержания профессиональных модулей.

Одним из профессиональных модулей у обучающихся является ПМ 01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью. Он включает освоение профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.

ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.

ПК 1.3. Принимать товары по количеству и качеству.

ПК 1.4. Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.

ПК 1.5. Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.

ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.

ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.

ПК 1.9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.

ПК 1.10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование.

Осваиваем и закрепляем профессиональные компетенции, также как и общие, не только на лекциях, и практических работах, но и на учебной, производственной и преддипломной практиках, при подготовке рефератов, докладов, презентаций, при написании и защите курсовых работ, отчетов по практикам, выпускных квалификационных работ. В освоении профессиональных компетенций помогает участие в научно-исследовательской работе обучающихся.  В условиях дистанционного обучения осваиваются цифровые и информационно-коммуникационные технологии на платформе Moodle и проводятся онлайн-уроки для достижения наилучшего результата в развитии профессиональных компетенций обучающихся и подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.

Профессиональные компетенции осваиваем и закрепляем на практических работах по МДК 01.01 Организация коммерческой деятельности, например:

ПК 1.1 Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции – решаем ситуационные задачи, изучаем критерии выбора поставщика, навыки ведения переговоров, форму установления хозяйственных связей, анализируем и составляем разделы договора оптовой купли-продажи и поставки, оформляем претензионные письма при нарушении условий договоров.

ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение – изучаем процесс товароснабжения, операции приёмки, транспортировки и хранения товаров, нормирование запасов, определение их оптимального размера, критерии установления оптимального размера товарных партий, учет и контроль за состоянием товарных запасов в коммерческих организациях.

ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения – решаем ситуации по применению в коммерческой деятельности методов, средств и приемов менеджмента, проводим анализ ситуаций по принятию решений в сфере коммерческой деятельности с учетом морально-этических аспектов современного бизнеса.

ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы – Определяем экономическую эффективность торговой рекламы, рассчитываем показатели эффективности коммерческой деятельности торговых предприятий.

ПК 1.9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков - проводим анализ логистических потоков предприятия, рассчитываем издержки, себестоимость, отрабатываем схемы товародвижения, использование различных видов транспорта, анализ эффективности и прибыльности работы торгового предприятия и других статистических данных.

Также профессиональные компетенции осваиваем и закрепляем на практических работах по МДК 01.02 Организация торговли и МДК 01.03 техническое оснащение торговых организаций и охрана труда.

Конечным результатом использования практико-ориентированного подхода является итоговая модель поведения выпускника, с помощью реализации им профессиональных видов деятельности, формируемых в процессе учебы и после прохождения практик.

Таким образом, использование практико-ориентированного подхода в обучении необходимо для эффективного формирования грамотных конкурентоспособных выпускников.

Список литературы

1. Дырдин, Д. Инновационные педагогические технологии в управлении качеством образования / Д. Дырдин, А. Ибрагимов // Учитель. - 2009. - N 3. - С. 32-34.

2. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2012. №1 2 (20).

3. Проблемы и перспективы профессионального образования в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции. Омск, 22- 23 апреля 2015 г. / БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж». Омск: БПОУ ОО «СПК», 2015. 155 с.

4. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011 – № 1 (0,6 п.л.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода в группах СПО (Среднего профессионального образования) и в 10 классе.

Цель: подведение итогов работы по теме : «Творчество Н.В.Гоголя». Задачи: Обучающие: 1) ознакомление с особенностями личности писателя;2) формирование умения анализировать эпическое произве...

Эссе на тему «Личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании»

Министерство образования Московской областиМосковский областной промышленно-экономический колледж     Эссе на тему«Личностно-ориентированныйподход в профессиональномобра...

Компетентностный подход на уроках иностранного языка в учреждениях профессионального образования

В настоящее время все учебные заведения формируют целостную систему знаний, умений, навыков, а именно: ключевые компетенции....

МОДУЛЬНО – КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье анализируется опыт внедрения модульных технологий в образовательный процесс при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового...

О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

Статья посвящена рассмотрению современных подходов к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации; затронуты проблемы организации и прове...