МОДУЛЬНО – КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
занимательные факты на тему

Азарова Лариса Алексеевна

В статье анализируется опыт внедрения модульных технологий в образовательный процесс при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового поколения.

Ключевые слова: образовательный модуль, основная образовательная программа, качество образования.

 

Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста СПО является определяющим в работе коллектива Болховского педагогического колледжа. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. В соответствии с ними в колледже введена подготовка будущих педагогов по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство; информатика и вычислительная техника). Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. Обучение, основанное на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.

Модуль - это относительно целостная структурная единица информации, деятельности, процесса или организационно-методическая структура. Внутри модуля как целевого функционального узла содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Поэтому его можно рассматривать как индивидуализированную по способу, уровню самостоятельности, темпу программу обучения.

Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает: предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин,

  • установление возможных образовательных траекторий в рамках профессионального модуля, разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы учебного заведения,
  • повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению;
  • ведение административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др.

Для внедрения модульной технологии компетентностного подхода в учебный и образовательный процесс используется комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для студентов, так и для педагогов.

В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для студентов. Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает разработку:

  1. структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;
  2. учебных и методических материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;
  3. системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов.

Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов СПО характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в ФГОС объединяет содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения. Всё это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/  www. adu. ru. - 2010.-23 июля
  2. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]/ www. dic. academic. ru. -2010.-9 августа
  3. Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО 3. И. Васильевой. -СПб.. 2009.
  4. Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] / П.И. Образцов'/ Высшее образование в России. - 2001. - № 6. - С. 46-50.

 

Лариса Алексеевна Азарова

БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж», заместитель директора

Тел. : 8(48640)2-17-52

E – mail: bol bpk@rambler.ru

 

L.A. AZAROVA

 

THE MODULE THE COMPETENCE

THE APPROACH IN VOCATIONAL TRAINING

 

In article experience of introduction of modular technologies in educational process is analyzed at transition to federal state educational standards of average vocational training of new generation.

Key words: the educational module, the basic educational program, quality of education.

 

BIBLIOGRAPHY

1              The federal state educational standard of average vocational training [the Electronic resource] / www. adu. ru. - on July, 2010.-23

2              The modern encyclopedia [the Electronic resource] / www. dic. academic. ru. on August,-2010.-9

3             Kolesnikova I.A.Teorija and practice of modular transformation of the educational environment of educational establishment: the edu-methodical grant / under edition The academician of the Russian Open Society 3. I.Vasiljevoj. SPb.. 2009.

4              Obraztsov, P.I. Information maintenance of educational process in high school [Text] / P.I. '/Higher education in Russia. - 2001. - № 6. - With. 46-50.

 

Larisa Alekseevna Azarova

Bolchov pedagogical college

The deputy director

Tel.: 8(48640)2-17-52

E – mail: bol bpk@rambler.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fayl.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 377.5

Л.А.АЗАРОВА

МОДУЛЬНО – КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

В статье анализируется опыт внедрения модульных технологий в образовательный процесс при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового поколения.

Ключевые слова: образовательный модуль, основная образовательная программа, качество образования.

 

Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста СПО является определяющим в работе коллектива Болховского педагогического колледжа. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. В соответствии с ними в колледже введена подготовка будущих педагогов по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство; информатика и вычислительная техника). Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. Обучение, основанное на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.

Модуль - это относительно целостная структурная единица информации, деятельности, процесса или организационно-методическая структура. Внутри модуля как целевого функционального узла содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Поэтому его можно рассматривать как индивидуализированную по способу, уровню самостоятельности, темпу программу обучения.

Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает: предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин,

         установление возможных образовательных траекторий в рамках профессионального модуля, разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы учебного заведения,

         повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению;

         ведение административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др.

Для внедрения модульной технологии компетентностного подхода в учебный и образовательный процесс используется комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для студентов, так и для педагогов.

В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для студентов. Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает разработку:

1)      структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;

2)      учебных и методических материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;

3)      системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов.

Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов СПО характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в ФГОС объединяет содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения. Всё это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1    Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/  www. adu. ru. - 2010.-23 июля

2                                       Современная энциклопедия [Электронный ресурс]/ www. dic. academic. ru. -2010.-9 августа

3                                       Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО 3. И. Васильевой. -СПб.. 2009.

4                                       Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] / П.И. Образцов'/ Высшее образование в России. - 2001. - № 6. - С. 46-50.

 

Лариса Алексеевна Азарова

БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж», заместитель директора

Тел. : 8(48640)2-17-52

E – mail: bol bpk@rambler.ru

 

L.A. AZAROVA

 

THE MODULE THE COMPETENCE

THE APPROACH IN VOCATIONAL TRAINING

 

In article experience of introduction of modular technologies in educational process is analyzed at transition to federal state educational standards of average vocational training of new generation.

Key words: the educational module, the basic educational program, quality of education.

 

BIBLIOGRAPHY

1              The federal state educational standard of average vocational training [the Electronic resource] / www. adu. ru. - on July, 2010.-23

2              The modern encyclopedia [the Electronic resource] / www. dic. academic. ru. on August,-2010.-9

3             Kolesnikova I.A.Teorija and practice of modular transformation of the educational environment of educational establishment: the edu-methodical grant / under edition The academician of the Russian Open Society 3. I.Vasiljevoj. SPb.. 2009.

4              Obraztsov, P.I. Information maintenance of educational process in high school [Text] / P.I. '/Higher education in Russia. - 2001. - № 6. - With. 46-50.

 

Larisa Alekseevna Azarova

Bolchov pedagogical college

The deputy director

Tel.: 8(48640)2-17-52

E – mail: bol bpk@rambler.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульно-компетентностный подход на уроках русского языка и литературы

Методические разработки уроков русского языка и литературы в ОУ СПО с использованием технологической карты....

Развитие коммуникативных компетенций студентов через модульно– компетентностный подход.

Статья по обмену опытом, используемом при работе со студентами на уроках иностранного языка....

Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологии и проблемного обучения. Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова

Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологиии проблемного обученияИзображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова...

Презентация"ОСОБЕННОСТИ модульно - компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании "

Основные профессиональные компетенции и  педагогические технологии для студентов среднего профессионального образования,их цели и задачи.Социальные,экономические,коммуникативные компетенции.Модул...

Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании.

Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании...

Доклад "Формирование профессиональных и личностных компетенций в реализации образовательной программы по иностранному языку, основанной на модульно-компетентностной основе "Технология оформления международных деловых писем"

Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении студентом  модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения ос...