РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
статья на тему

Мои публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Ширяева В.Е.

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Чистопольский политехнический колледж»

Процессы становления новой экономики и производства привели к росту потребности общества в специалистах средней квалификации и вызвали изменение требований, предъявляемых обществом к качеству профессионального обучения.   

Вопрос подготовки  высококвалифицированного специалиста СПО  является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. 

    Наиболее эффективным при выборе технологий является модульно- компетентностный  подход в среднем профессиональном  образовании, при котором необходимо стремиться к взаимодополнению различных технологий, синергетическому эффекту их взаимодействия. Совмещение различных приемов способствует лучшему усваиванию учебного материала.

Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда.

Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает разработку:

1) структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;

2) учебных и методических  материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;

3) системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов.

В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для студентов.
Необходимым условием эффективности обучения в компетентностном подходе является личное включение студента в активную деятельность. Задача преподавателя  продумать и организовать активную работу студентов, обеспечить необходимые условия средствами. Без самостоятельной, осознанной, мотивированной деятельности студентов не может быть процесса усвоения, урок просто превращается в процесс информирования. От того, насколько чётко преподаватель определит какие компетентности будут формироваться при изучении дисциплины, темы, зависят цели конкретного урока, организация учебной деятельности.


В нашем колледже  провели содержательную проработку преподаваемых предметов для реализации компетентностной модели, что потребовало модернизации содержания, технологий обучения и системы учебных достижений учащихся. На основе компетентностной модели выпускника были разработаны модульные программы преподаваемых учебных предметов, на основе которых проектируются авторские педагогические технологии реализации компетентностной модели выпускника. Тематическое планирование было дополнено определением состава компетенций и личностных качеств, которые необходимо формировать у учащихся на данном предмете, с указанием технологий, форм, методов и способов оценивания.
При выборе методов обучения для реализации компетентностной модели особое внимание необходимо уделить тем методам, которые способствуют включению студентов в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности способствующие развитию критического мышления.

Таких форм в мировом опыте несколько. Это различные формы открытого, проектного и проблемно-ориентированного обучения, уроки-дискуссии, уроки-исследования и т.п., которые способствуют формированию компетентностей.

Общий знаменатель всех форм обучения, направленных на развитие или формирование ключевых компетенций можно сформулировать так: это смещение акцента с односторонней активности преподавателя  на самостоятельное учение, ответственность и активность самих студентов.
Преимущественными формами проявления самостоятельности ученика в учебной деятельности разработчики считают следующие формы: анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание текста, выступление (презентация).
Поэтому,  должно быть отведено время для публичной презентации итогов самостоятельных исследований студентов (или они вводятся в содержание дискуссий и лабораторных занятий).
Меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности и ответственности.
Рекомендации преподавателям для формирования компетенций:
- нельзя подавлять интуицию обучаемого, часто бывают ситуации, когда студент высказывает догадку, предположение и получает порицание преподавателя. Студента  необходимо поощрять за попытку использовать интуицию.
- необходимо формировать у обучаемых уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречён на не успех.
- опора на положительные эмоции (удивления, радости, переживание успеха, юмор).
- необходимо стимулировать стремление у студентов к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.
- необходимо шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания.
- вести совместную исследовательскую деятельность с о студентами, где п
озиция обучающегося направлена на активное взаимодействие с преподавателями, другими обучающимися. Преобладает климат взаимоподдержки, теплоты и ответственности.

-предоставление обучающимся через групповую организацию обучения и воспитания многообразия форм межличностных отношений и общения, что позволяет испытать чувство радости от совместного сотрудничества и сотворчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульно-компетентностный подход на уроках русского языка и литературы

Методические разработки уроков русского языка и литературы в ОУ СПО с использованием технологической карты....

Развитие коммуникативных компетенций студентов через модульно– компетентностный подход.

Статья по обмену опытом, используемом при работе со студентами на уроках иностранного языка....

Презентация"ОСОБЕННОСТИ модульно - компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании "

Основные профессиональные компетенции и  педагогические технологии для студентов среднего профессионального образования,их цели и задачи.Социальные,экономические,коммуникативные компетенции.Модул...

МОДУЛЬНО – КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье анализируется опыт внедрения модульных технологий в образовательный процесс при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового...

Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании.

Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании...

Электронные учебники как средство обучения в условиях модульно – компетентностного подхода

Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании - модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающег...