Доклад на тему: "Качество профессионального образования как условие адаптации выпускников на производстве"
статья

Штеле Раксана Шамсудиновна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Качество профессионального образования как условие адаптации выпускников на производстве

                                    Штеле Р.Ш. –мастер производственного обучения ГБПОУ «МСМТ»

Современный специалист - это не только квалифицированный работник, но и личность, обладающая способностью быстро адаптироваться к требованиям рынка груда, мобильностью, навыками самопрезентации, толерантным отношением к окружающим, способностью самороелизации в профессии.

Трудоустройство важно для учебного заведения, но еще более важно - сколько молодых рабочих продолжают трудиться через 1-2 года. Иногда эти цифры отличны в 2-3 раза.

Под профессиональной адаптацией молодых рабочих понимается процесс их приобщения к профессиональной деятельности, условиям труда, трудовому коллективу и достижения ими в оптимально короткие сроки плановой производительности труда при высоком уровне продукции. Адаптация обучающихся техникумов на производственной практике связана с преодолением противоречий между требованиями трудового коллектива и производственного процесса и уровнем психологической и профессиональной подготовленности молодого человека к труду.

Какие условия влияют на процесс адаптации молодых рабочих на производственной практике?

Во-первых, адекватное восприятие личных и профессиональных интересов обучающихся и работающих на производстве.

Во-вторых, современная материальная база производственной практики, обеспечение ее преемственности с производственной практикой.

В-третьих, руководство производственной практикой.

В техникуме разработано положение о производственной практике, в котором предусмотрена организация рабочих мест, обеспечение обучающихся оборудованием, инструментами, оснасткой. В положении предусмотрено закрепление руководителей практики из числа квалифицированных рабочих, производственных мастеров и технических работников.

Специальным распоряжением «Об организации производственной практики» определены рабочие места в бригадах производственных подразделений.

Руководители подразделений предоставляют места для обучающихся-практикантов техникума, например, в ООО Трест Магнитострой  в прошлой группе работали 15 человек.

Следующий документ для организации практики - это график прохождения производственной практики, который составляется перед началом производственной практики. Графики определяют количество обучающихся, общий фонд времени на практику и периодичность прохождения практики.

На последнем этапе организации производственной практики готовится распоряжение о практике обучающихся, в котором определяется руководитель практики, обучающиеся, за которыми закреплены наставники, профессия и место практики. Такая система позволяет решать вопросы закрепления и адаптации обучающихся на рабочих местах.

За последнее время автотранспортных предприятиях города смонтированы новые автоматизированные технологические процессы, внедряется новое оборудование, приспособления и инструменты, поэтому из выпускников большинство удовлетворены организацией работ, технологией производства, механизацией, автоматизацией на этих предприятиях. Многих не удовлетворяет заработная плата, у выпускников есть потребность в дальнейшей учебе. Что касается специальности, можно сделать вывод, что все выпускники сделали правильный выбор.

Немаловажную роль в становлении молодого рабочего играет специально-педагогическая адаптация.

Этому вопросу уделяется большое внимание. Первое, на что хотелось бы обратить внимание - это постоянные объекты производственной практики. Обучающиеся проходят практику в бригадах квалифицированных рабочих. Если же возникают какие-то проблемы с коллективом бригад или руководителями цехов, то всегда можно поменять и рабочее место, и наставника, так как обучающиеся проходят практику на II и III курсе.

При распределении обучающихся по рабочим местам стараюсь удовлетворить желания каждого обучающегося, и здесь значительную помощь оказывают родители обучающихся, которые работают на том или ином предприятии.

Процесс адаптации учащихся и выпускников на производстве разбивается на три периода. Это позволяет провести растянутый во времени профессиональный отбор и уменьшить вероятность ошибочного выбора рабочих мест.

Первый период. Знакомство с профессией, учебные практические занятия с обучающимися в мастерских техникума, экскурсии обучающихся I курса на рабочие места. Встречи и беседы с наставниками, выпускниками, квалифицированными рабочими.

Этот период значителен тем, что будущие рабочие получают первоначальные знания о выбранной профессии, ее значимости на производстве и приобретают навыки профессионального мастерства, проходя производственную практику на рабочих местах в составе производственных бригад. Во время производственной практики совместно с наставником и мастером на производстве выясняю, насколько успешно складываются взаимоотношения групп учащихся с коллективами бригад и участков, насколько эти взаимоотношения способствуют созданию атмосферы уважения, доверия, требовательности к практикантам. Если взаимоотношения складываются негативно, то меняю место практики обучающихся.

Второй период адаптации заключается в работе практикантов на штатных рабочих местах и их специализации с учетом того, что после выпуска они будут работать на этих рабочих местах. В этот период практики окончательно выясняются возможности оптимальной адаптации каждого практиканта в трудовом коллективе бригады, участка. Основная цель этого периода - завершить их адаптацию среди рабочих участка, смены, бригады, где проводится практика. По окончании второго периода адаптации мастер производственного обучения совместно с руководителями цеха анализируют результаты практики и решают вопрос по трудоустройству выпускника.

Третий период адаптации ребята проходят на том же производственном участке после окончания техникума. В этот период очень важно не растерять, не ослабить результатов, достигнутых в течение первых двух периодов. Анализ показывает, что за два года практики в составе производственных бригад вполне достаточно времени для того, чтобы обучающийся освоился в бригаде и привык к ее внутреннему распорядку. Третий период адаптации находится в поле зрения руководства техникума и мастеров производственного обучения еще 2-3 года в целях анализа закрепляемости выпускников на производстве.

По окончании техникума все выпускники трудоустраиваются, однако не все работают по полученной специальности длительное время. Около 18% выпускников, поработав на производстве 2-3 месяца, уходят по разным причинам: малооплачиваемая работа, отсутствие хотя бы минимальных социальных гарантий, нарушение работодателем условий договора.

Период адаптации в производственном коллективе составляет около месяца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с раз...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Глобальные изменения, происходящие в условиях научно-технического прогресса, экономических и политических сдвигов, привели к необратимым изменениям в образовании, к осознанию его особой социальной рол...

Качество профессионального образования в условиях дистанционного режима обучения

В ГБПОУ ЯНАО СПО «ЯМК» активно разрабатывается и внедряется система менеджмента качества, которая проектируется в следующих направлениях:• качество преподавания (образовательного проц...

Доклад на тему "Формирование профессиональных компетенций, как условие приращения конкурентных преимуществ выпускников колледжа специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования »

описаны способы  формирования электротехнического мышления - три базовые формы учебной деятельности:учебная деятельность с ведущей ролью лекций, семинаров и практических занятий;квазипрофесс...

Доклад на тему: «Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».

Докладна тему:«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС  нового поколения»....

Доклад на тему «Качество образования как основной показатель работы образовательной организации».

  Качество образования, включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоцио...