ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья

В данной статье рассматривается наставничество, как профессиональная  помощь молодым специалистам. Описывается деятельность наставника, перечисляются задачи, которые помогают организовать работу с молодым специалистом. Выделены этапы работы и оговорены необходимые качества самого наставника, чтобы справиться с возложенной ответственностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eliseeva_n.v.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 00.00.00                                                                                   Елисеева Н. В.,

преподаватель  ГБПОУ ВО

"Лискинский аграрно-технологический техникум",

Россия, г.Лиски, Воронежская обл.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗНЫХ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

        Аннотация: В данной статье рассматривается наставничество, как профессиональная помощь молодым специалистам. Выделяются и описываются основные виды наставничества, перечисляются задачи и этапы организации работы наставника с молодым специалистом. Особый интерес вызывает выбор формы работы наставника. Так же в статье указаны направления деятельности наставника, его функции и описаны критерии определения завершения процесса адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности.

       Ключевые слова: наставничество, молодой специалист, начинающий педагог, адаптация.

         Проблема профессионального становления личности приобретает всё большую значимость. Работа с молодыми специалистами сегодня является приоритетным направлением в деятельности любого образовательного учреждения. Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания молодые специалисты, а так же преподаватели без педагогического опыта, испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на предварительной стадии (1 год работы) и на стадии вхождения в профессию (2-3 года работы). Поэтому работа наставника направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие профессиональной и индивидуальной творческой деятельности молодых педагогов через оказание систематической адресной помощи с учётом их потребностей и индивидуальных качеств. Руководство профессиональным становлением  в первые годы работы (0-3) представляет собой непрерывный процесс взаимодействия, продуманный, психологически обусловленный. К реализации проекта подключаются как существующие службы и структуры (методический совет, предметные кафедры, психологическая служба), так и специально созданные (Школа молодого педагога, наставники (педагоги–предметники, консультанты)). Для каждой службы и структуры разработаны Регламенты деятельности по осуществлению вхождения в должность начинающего педагога.

Основные виды наставничества:

            Наставник – консультант – активный, опытный педагог, профессионально успешный (победитель  различных конкурсов профессионального мастерства), человек, занимающийся общественной работой. Он проводит систематическую работу с группой молодых специалистов и начинающих педагогов, осуществляет тесное сотрудничество со Школой молодого педагога образовательного учреждения и является членом методического объединения наставников. Консультант не учит, как что-либо делать. Он создает условия для того, чтобы подопечный сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели.

            Наставник – предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой специалист, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку. Являясь педагогом-наставником, необходимо понимать, что основная цель работы наставника с молодым педагогом - это сопровождение процесса его адаптации, развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Концепцией модернизации российского образования, современной жизнью.

Основные задачи  наставничества:

- способствовать формированию потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности;

- показывать собственный положительный пример в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению;

- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;

- способствовать формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого педагога;

- ориентировать начинающего преподавателя на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;

- привить молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и закрепление педагога в образовательном учреждении;

- ускорить процесс профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

Организация работы наставника с молодым педагогом осуществляется в несколько этапов:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, проводит диагностику профессиональных затруднений, выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого специалиста, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Основные принципы формирования системы наставничества:

- добровольность и целеустремлённость работы наставника;

- морально-психологический контакт наставника и подшефного;

- личный положительный пример наставника;

- доброжелательность и взаимное уважение;

- уважительное отношение к мнению молодого специалиста;

- направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление молодого специалиста.

          Выбор формы работы наставником начинается с вводного собеседования, где молодой специалист рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя, или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация наставник должен быть терпеливым и целеустремленным. Сопровождая адаптацию молодого педагога, он применяет наиболее эффективные формы наставничества: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

         Для осуществления системности в работе с начинающим педагогом используются следующие направления деятельности:

- глубокое изучение и освоение молодым специалистом учебной программы, требований к современному уроку; научной и методической литературы по предмету;

- овладение молодым педагогом комплексным подходом к воспитательной работе, ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; овладение современных требований к внеурочной работе по предмету;

- изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности молодого специалиста.

         В процессе осуществления руководства молодым специалистом, необходимо выполнять следующие функции:

- определять методику обучения молодого специалиста, вместе с ним разрабатывать план его профессионального становления;

- проверять усилия подшефного, давать нужные советы и рекомендовать необходимую литературу;

- привлекать молодого специалиста к разработке планов-занятий и различного рода учебно-методической документации;

- учить составлять календарно-тематических планов и других учебно-методических документов по предмету;

- знакомить с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения студентов, с правилами безопасности в кабинете, мастерской;

- посещать уроки, занятия, внеклассные мероприятия по предмету у своего подшефного и проводить их анализ;

- выносить на обсуждение на заседаниях ЦМК и «Школы молодого педагога» педагогическую деятельность молодого специалиста и план мероприятий по её дальнейшему совершенствованию.

         Итоги работы с молодым специалистом фиксируются ежегодно в отчёте: молодой специалист отмечает выполненные им виды работы; наставник даёт краткую характеристику итогов их выполнения и реализации профессиональных компетентностей молодого специалиста.

         На основе отчёта проходит обсуждение с молодым специалистом об особенностях его профессиональной деятельности, и даются рекомендации по её дальнейшему совершенствованию, способствуя тем самым адаптации специалиста к профессиональным и организационным аспектам работы.

         Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:

• педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации своей учебной деятельности;

• проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

• показатели качества стабильные.

         При завершении периода становления составляется заключение, в котором определяется эффективность адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности.

Список использованных источников:

1. Лапина О. А., Магальник Л. А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьные технологии. М., 2001, № 6.

2.    Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. М., 1998.

3. Макарова Т. Н., Макаров В. А. Наставничество как форма повышения профессионального мастерства учителя // Завуч. Управление современной школой. М., 2007, № 6, с. 54–73.

4.  Маслова Л. Помощь молодому учителю в профессиональном становлении // Методическая работа в школе. М.,2009, № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты организации и управления образовательным учреждением в современных условиях.

Особое место в теории управления и организации занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления. Осно...

Формирование имиджа образовательной организации (образовательного учреждения)

Что такое имидж образовательной организации? Какое влияние он оказывает на конкурентноспособность школы, вуза, колледжа? Что нужно сделать, чтобы вашу образовательную оргнизацию выбрали среди других? ...

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Статья "Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образ...

Статья "Роль совместной деятельности образовательного учреждения и предприятий для реализации наставничества"

В статье "Роль совместной деятельности образовательного учреждения и предприятий для реализации наставничества" акцентируется внимание на необходимость организации наставничества на производ...

Наставничество, как форма адаптации педагога в образовательных учреждениях

Статья посвящена решению проблемы адаптации молодых педагогов в образовательных организациях, путем наставничества. Автор рассматривает распространенные профессиональные проблемы, встречающиеся в нача...

Организация ГО в образовательных учреждениях

Статья : "Безопасность жизнедеятельности. Организация ГО в образовательных учреждениях "...

Доклад - Организация взаимодействия исправительных учреждений с ФКП образовательными учреждениями ФСИН России

Организация взаимодействия исправительных учреждений с ФКП образовательными учреждениями ФСИН России...