"Я Волонтер "
рабочая программа

Васильева О. А

Рабочая программа ОДОД "Я Волонтер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odod_vasileva_o.a.docx53.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 695 «РАДУГА»

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Принято

Педагогическим советом

ГБОУ школа № 695 «Радуга»

Протокол № _______

от «____» ______________2022г.

Утверждаю

Директор школы № 695 «Радуга»

______________________ Н. А. Етчо

приказ от «____»__________ 2022г. №_______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

 «Я волонтер»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень программы: ознакомительный   

Возраст учащихся: 13-16 лет (7-11 класс)

Количество часов в неделю: 2

  Срок реализации: 1 год (68 часа)  

                                                              Автор-составитель:Васильева О.А.

                                Педагог-организатор

г. Санкт-Петербург

2022г.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа волонтерского клуба «Я- волонтер!» составлена для обучающихся 7-11 классов общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю. Программа рассчитан на 68 часов. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтѐрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, интерактивов, тренингов. Данная программа опирается на следующие нормативные документы:

 Всеобщей декларацией прав человека;

 Конвенцией о правах ребѐнка;

 Федеральным законом «О государственной поддержке молодѐжных и детских общественных объединений»;

 Федеральный закон «Об общественных объединениях»;

 Учебный план ГБОУ СОШ № 695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2022-2023 учебный год;

 Годовой календарный график ГБОУ СОШ № 695 «Радуга» Пушкинского района Санкт- Петербурга на 2022-2023 учебный год;

 Положение о рабочей программе педагога ГБОУ СОШ № 695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Актуальность программы:

Волонтерство - институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра.

   Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. Важнейшими проблемами воспитания является размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Новые формы вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения/

Волонтѐрское движение - одна из таких форм работы.

   Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

   Волонтерство (добровольничество) - единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.

Цель: создать волонтерский клуб в школе.

Задачи:

воспитание у учащихся активной гражданской позиции,

формирование лидерских и нравственно-этических качеств,

чувства патриотизма и др.;

содействие всестороннему развитию учащихся;

поддержка инициатив обучающихся в реализации программ; профилактической и информационно-пропагандистской направленности;

вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи; социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды и др.

включать обучающихся в активную школьную жизнь, создать благоприятную атмосферу для их социализации.

Группа/категория учащихся, для которых актуальная программа (возраст,

особенности):

Программа рассчитана на обучающихся 7-11 классов в возрасте 13-16 лет.

Форма обучения:  очная, групповая

                                   

Объем программы: 68 часов

Срок освоения программы : 1 учебный год (34 недели)  с периодичностью 2 раз в неделю продолжительностью 90 минут с перерывом.

          Планируемые результаты освоения курса:

          Личностные результаты освоения программы должны отражать :

  •  гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
  • общественных, государственных, общенациональных проблем.

      Метапредметные результаты освоения программы:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.

     Предметные результаты.

     В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования по предметной области «Общественные науки» говорится о том, что её изучение должно обеспечить:

  • сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;
  • понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
  • сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
  • формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
  • сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
  • владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.

 По итогам освоения курса учащиеся должны:

знать:

  • историю волонтерского движения;
  • права и обязанности волонтеров;
  • основные направления деятельности волонтерских отрядов;
  • основные формы работы волонтеров.

       Обучающиеся будут уметь:

  • организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
  • проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
  • проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
  • аргументировано отстаивать свою позицию;
  • адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
  • издавать агитационную печатную и видео продукцию;
  • формировать собственное портфолио;
  • принимать общечеловеческие ценности.

II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебно – тематический план

№ п/п

Темы

Кол-во час.

1.

Инструктаж

6

2.

Возникновение и развитие волонтерского движения

14

3.

 Работа по направлению «Спортивное волонтерство»

13

4.

Участие в акциях и конкурсах.

17

5.

Пропаганда здорового образа жизни.

8

6.

Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие –

души усердие.

10

Итого

68

I. Ведение

1. Вводное занятие

Вводный инструктаж:

 инструкция по охране труда для обучающихся;

 инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах.

 инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий.

 

2. Возникновение и развитие волонтерского движения 

 выборы председателя, заместителя объединения;

 изучение нормативно — правовых документов;

 изучение основных документов: кодекса волонтёра (волонтёрской) деятельности;

 основные понятия, термины.

 установление контакта между детьми.

 занятие «Знакомство. Узнаём друг друга».

 игра «Круг знакомства».

 занятие с элементами тренинга «Умеем ли мы общаться» для развития навыков конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству.

3.Работа по направлению «Спортивное волонтерство»:

  пропаганда ЗОЖ;

  Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании,издание печатной и видеопродукции (листовки, плакаты, фотоальбомы, видео ролики и т.д.)

 участие учащихся в школьных соревнованиях «День здоровья»;

4.Пропаганда здорового образа жизни.

 Безопасность школьников в сети интернет(радиолинейка)

 Вредные привычки - беседа для 1-4 классов с показом презентации, вручение буклетов.

 Выставка рисунков «Мы – за ЗОЖ!»

 «День здоровья!» - спортивное мероприятие.

 Фотовыставка «Я выбираю спорт»

 Выставка социальной рекламы «Мы говорим Наркотикам НЕТ»(9-11 кл.)

 «Вперед мальчишки», «Вперед девчонки»Спортивный праздник.(1-11 кл.)

5.Участие в акциях и конкурсах.

 Подготовка к акции: разработка памяток о вреде курения.

 Всемирный день борьбы со СПИДом

 Участие в молодежных волонтерских акциях районного, муниципального, всероссийского уровнях.

 Рейды: «Внешний вид обучающихся». Проверка внешнего вида обучающихся.

 Всероссийский проект ”Классные встречи”

 Участие в школьных спортивных мероприятиях

 Веселые старты”

Районная акция “Вахта Памяти”

Районная акция “Георгиевская ленточка”

Районная акция “Я читаю имена”

Общешкольный сбор макулатуры.

6. Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие.

 Мотивационная встреча. Круглый стол

 Старшие младшим – интерактив со старшеклассниками

 Участие в акции «Свеча памяти»

 Участие в акции «Бессметный полк»

 Участие в акции «Спасибо деду за победу»

 «Я помню, я горжусь» - акция- создание газеты ко дню Победы

 Акция «Школа – дом второй» - сбор мусора напришкольном участке

 Организовать  оформление фотоальбома с активистами ученического самоуправления школы

 Отчетный сбор волонтерского клуба«ЭКСТРИМ». Рефлексия

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

№ в теме

Наименование разделов, темы занятия

Общее

Кол-во

часов

теория

практика

Инструктаж (6 ч.)

1.

1.

Инструкция по охране труда для обучающихся

2

1

1

2.

2.

Инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах.

1

1

3.

3.

Инструкция по пожарной безопасности

1

1

4.

4.

Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий.

1

1

5.

5.

Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте.

1

1

Возникновение и развитие волонтерского движения . (14 ч.)

7.

1.

Выборы председателя, заместителя объединения

1

1

8.

2.

Изучение основных документов: кодекса волонтёра.

2

1

1

9.

3.

Основные понятия, термины.

1

1

10.

4.

Установление контакта между детьми.

2

1

1

11.

5.

Занятие «Знакомство. Узнаём друг друга».

1

1

12.

6.

Игра «Круг знакомства».

1

1

13.

7.

Тесты на лидерские, организаторские способности.

2

1

1

14.

8.

Занятие «Учимся сотрудничать»

2

1

1

15.

9.

Занятие с элементами тренинга «Умеем ли мы общаться» для развития навыков конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству.

2

1

1

Работа по направлению

« Спортивное волонтерство»  (13 ч.)

20.

1

Пропаганда ЗОЖ.

2

1

1

21.

2.

Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании,издание печатной и видеопродукции (листовки, плакаты, фотоальбомы, видео ролики и т.д.)

9

3

6

22.

3.

Участие в школьных  соревнования «День здоровья»

2

2

Участие в акциях и конкурсах . (17 ч.)

23.

1.

Подготовка к акции: разработка памяток о вреде курения.

2

1

1

24.

2.

Всемирный день борьбы со СПИДом

2

1

1

25.

3.

Участие в молодежных волонтерских акциях районного, муниципального, всероссийского уровнях.

2

2

26.

4.

Рейды: «Внешний вид обучающихся». Проверка внешнего вида обучающихся.

2

2

27.

5.

Всероссийский проект ”Классные встречи”

2

2

28.

6.

Участие в школьных спортивных мероприятиях

Веселые старты

1

29.

7.

Районная акция “Вахта Памяти”

      2

2

30.

8.

Районная акция “Георгиевская ленточка”

      1

1

31

9.

Районная акция “Я читаю имена”

     1

1

32

10.

Общешкольный сбор макулатуры

     2

2

Пропаганда здорового образа жизни. (8 ч.)

33.

1.

Безопасность школьников в сети интернет(радиолинейка)

      1

1

34.

2.

Вредные привычки - беседа для 1-4 классов с

показом презентации, вручение буклетов.

      1

1

35.

3.

Выставка рисунков «Мы – за ЗОЖ!»

     2

1

1

36.

4.

«День здоровья!» - спортивное мероприятие.

     1

1

37.

5.

Фотовыставка «Я выбираю спорт»

    1

1

38.

6.

Выставка социальной рекламы «Мы говорим Наркотикам НЕТ»(9-11 кл.)

    1

1

39.

7.

«Вперед мальчишки», «Вперед девчонки»

Спортивный праздник.(1-11 кл.)

      1

1

Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие.

(10 ч.)

40.

1.

Мотивационная встреча. Круглый стол

      1              

1

41.

2.

Старшие младшим – интерактив со

старшеклассниками

       1

1

42.

3.

Участие в акции «Свеча памяти»

      1

1

43.

4.

Участие в акции «Бессметный полк»

      2

2

44.

5.

Участие в акции «Спасибо деду за победу»

     2

1

1

45.

6.

«Я помню, я горжусь» - акция- создание

газеты ко дню Победы

      1

1

46.

7.

Акция «Школа – дом второй» - сбор мусора на

пришкольном участке

      1

1

47.

8.

Организовать  оформление фотоальбома с активистами ученического самоуправления школы

      1

1

48.

9.

Отчетный сбор волонтерского клуба

«ЭКСТРИМ». Рефлексия

      1

1

ИТОГО:

23

45

  1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

3.1.На этапах освоения образовательной программы используются индивидуальные и групповые формы организации учебных занятий. Для достижения цели программы на занятиях используются технологии, способствующие творческому саморазвитию и профессиональному самоопределению обучающихся. Выбор методов обучения определяется возрастными особенностями подростков, особенностями образовательной программы и тематикой конкретного занятия.

В первую очередь используются типовое занятие, сочетающее в себе объяснение и практические упражнения с использованием дискуссий, обсуждения, мозгового штурма, познавательных и развивающих игр. В работе применяется самостоятельная работа учащихся (сбор информации о добровольчестве, портфолио, поиск социальных объектов, требующих помощи), Творческие практикумы и дела: участие в различных добровольческих акциях, подготовка и проведение учащимися различного рода мероприятий, разработка проектов добровольческих акций.

3.2.Формы контроля.

Для определения эффективности реализации программы предполагается использование следующих форм отслеживания образовательных результатов:  

  анализ результатов организации и проведения мероприятий, тестирований, практических заданий;

 отчёт;

  портфолио обучающихся;

  личная книжка волонтёра.

 в качестве форм фиксации образовательных результатов:

 материалы анкетирования, тестирования, анализ;

 фото и видеоотчеты, презентации по итогам социально-значимых мероприятий и общественно-

полезной деятельности;

 3.3. Средства контроля:

 Критерии и способы определения результативности:

 Для определения ожидаемого результата проводится входящая диагностика (сентябрь), промежуточная аттестация (декабрь) и итоговая аттестация обучающихся ( май). Данные виды контроля позволят педагогу и обучающимся увидеть результаты своей деятельности, что создаст хороший психологический климат в коллективе, простимулируют развитие активной гражданской позиции молодого человека.

 Методы отслеживания результативности:

 педагогическое наблюдение;

 опрос;

 организация и участие в мероприятиях, конкурсах и акциях.

 Для отслеживания личностных и метапредметных результатов освоения программы используются следующие методики: диагностика личностных способностей , диагностика уровня саморазвития, педагогическое наблюдение, анкетирование, организация и участие в мероприятиях, конкурсах и акциях.

IV. Организационно-педагогические условия реализации программы

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса педагога

1.Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные    законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)".

2.Волонтерское движение в гражданско-патриотическом воспитании

студенческой молодежи / Л. И. Батюк [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 9. – С. 97-98.

3.Егорова Е. А. Интернет-волонтерство как форма развития компетенций для новых видов деятельности педагогов // Современное образование: традиции и инновации. – 2017. – № 1. – С. 99-102.

4.Князева Е.А. Волонтерская работа - безвозмездная помощь нуждающимся // Социальная работа. - 2010. - №1.

5.Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 1978. 6.Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972.

7.Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008.

8.Куприянов Б.В. Детские общественные организации: сущность, особенности, формы //Внешкольник: дополнительное образование,30

9.Cоциальное, трудовое и художественное воспитание детей — 2007. — №4 (121)

Литература для обучающихся.

1. Белогуров С.Б. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. / С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – М., 2004. – 101 с.

2. Волохов А.В. Программа деятельности волонтёров детских общественных объединений в системе дополнительного образования / А.В. Волохов, М.Р. Мирошкина, И.И. Фришман. – М.: Перспектива, 2011.

 3. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей/ Г.Г. Кулинич – М, 2008. – 272 с.

4. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе / А.Г. Макеева; под ред. М.М. Безруких; М-во образования Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2003. – 48 с.

5. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца». / Сост. Г.В. Каледа. – Самара: ООО Офорт, 2008. – 211 с.

6. «Переходи на зелёное»: Методическое пособие по волонтёрству в экологической сфере. – М.: Эка, 2012. – 28 с.

7. Тетерский С.В. «Качели времени» и теория позитивного будущего. Научнометодическое пособие. Серия «Форсайт: известное будущее для счастливого настоящего»/ С.В. Тетерский, Н.Ю. Бубенкова, П.О. Бубенков, Е.О. Казаков, и др; под ред. С. В. Тетерского. – М.: АНО ДИМСИ и МФК «Мотиватор24», 2013. – 65 с.

8. Тетерский С.В. Как заглянуть в свое завтра: Инновационный учебник в комиксах/ С.В. Тетерский. – М.: Триумф, 2011. – 108 с.

 9. Тимонин А.И. Сборник игр «Хочу быть лидером»/ А.И. Тимонин– Н. Новгород, 2008. – 65 с.

Интернет-источники:

1.Ильина, И. Волонтерство в России - http://www.isovet.ru/;

2.Практическое руководство для начинающих волонтеров

http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82;

Доброволец: Делать добро проще, чем кажется - http://www.dobrovolno.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дебаты "Волонтер - быть или не быть"

Сценарный материал для проведения дебатов на тему: "Волонтер – быть или не быть", проводимых с целью формирования социальной компетентности, повышение социальной активности, реабилитация несовершеннол...

Волонтеры

Волонтеры...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического планирования раздела «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волонтер»

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Волонтер» (автор-разработчик А. А....

Азбука волонтера

    Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно.  Одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возмож...

План-конспект урока на тему: «Проведение года добровольца (волонтера) в Российской Федерации»

laquo;Тот, кто ничего не делает для других,ничего не делает для себя»ГётеУтверждение, что волонтерское движение является элементом социальной ответственности и высшего проявления развитого граж...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Магнит добра" (волонтеры)

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию об...

Социальный проект Волонтеры параспорта. Помогай играя

Краткое описание проекта:В последнее время много говорится о внедрении инклюзии и развитии добровольчества.Наш проект представляет собой уникальную социальную практику, объединяющую эти два тренда, и ...