Дополнительная образовательная программа на23-28 год
рабочая программа

Дейнеко Константин Эдуардович

Программа дополнительного образования на 68 часов,для возрастной группы 11-16 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования «Художественная обработка древесных материалов» разработана на основе авторской программы дополнительного образования Миронова С.А. «Художественная обработка древесины».

Программа художественно - эстетического направления, которая рассчитана на  индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладная;

По типу – рабочая;

По уровню освоения –  углубленный уровень.

В программе отражается более расширенный спектр изучаемого предмета -  «столярное дело», учитывающий все требования к декоративно – прикладному направлению, которые можно  использовать в системе школьного  дополнительного образования  для детей с нарушением интеллекта.

Актуальность - данной программы заключается  в более углубленном изучении предмета профильного труда -  «столярное дело», которое направлено на раскрытие творческих способностей учащегося. Художественное видение и замысел изготовляемого изделия  позволяет учащимся создать неповторимые поделки.  Программа содержит темы, позволяющие раскрыть свойства и строение дерева как необходимого элемента столярного дела, раскрыть  потребности детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа,  в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося коррекционной школы. В программе  рассмотрены все элементы технологии резьбы по дереву, применимые для детей с нарушением интеллекта,   начиная  с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материал, а и заканчивая его представлением на выставках.

Цели данной программы:

– формирование устойчивой мотивации к дальнейшей социализации  детей с нарушение интеллекта;

- повышение  уровня познавательной активности учащихся  к выбору дальнейшей профессии;

 - обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение  потребности в практической деятельности.

- развитие способности к сознательной регуляции  трудовой деятельности.

Сокращены  некоторые  разделы с учетом допрофессиональной направленности трудовой подготовки, а также интересов детей и  их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.

Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины»

Задачи  обучения

Обучающие

  • Формировать пространственное представление, художественно – образное   восприятие действительности;
  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
  • Изучить  технологию работы лобзиком;
  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать художественно – творческие способности учащихся;
  • Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить моторику руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
  • Развивать эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
  • Развивать умения работать самостоятельно.

Воспитывающие:

  • Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
  • Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным           направлениям народного творчества;
  • Развивать  терпение, настойчивость, трудолюбие;
  • Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной программы от других программ  заключается в том, что она нацелена на возможность освоения работы с древесиной. Обучающиеся с нарушением интеллекта  могут в максимально возможной степени  реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта.

В реализации программы участвуют

Дети в возрасте 11-16 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена

Форма и режим занятий:

Обучение рассчитано  на детей 11-16 лет 68  часов в год (2 часа в неделю).

Форма занятий:

  • Беседы.
  • Объяснения
  • Рассказы
  • Практические работы
  • Выставки

Характеристика ожидаемых результатов  обучения

В результате прохождения данной программы, обучающиеся  должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности при выполнении обработки древесных материалов;
  • основные понятия изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков  и электрооборудования (пирографа, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка,  электрофрезера);
  • способы отделки древесины:  грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории Сахалинской области, их характерные особенности;
  • историю возникновения и развития  промысла по художественной обработке дерева, его роль;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.

должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять  рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;  
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
  •  экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Ученики школы должны освоить, отработать и закрепить следующие:

Навыки:

владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, инкрустации шпоном  по дереву;

  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
  • выполнения плоскостной разметки;
  • разработки и составление композиции для выжигания, различных видов инкрустации;
  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами инкрустации;

Формы организации учебной деятельности: 

  • индивидуальная;
  • коллективная.

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые: 

  • теоретический уровень знаний;
  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;
  • соблюдение технических и технологических требований;
  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
  • изготовление изделия в установленные нормы времени;
  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные: 

  • экономия материалов;
  • желание трудиться;
  • познавательная активность и творческий подход;
  • самостоятельность;
  • партнёрские отношения при совместной работе.

Методы обучения

  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
  3. Практические: практические занятия;
  4. Повторение, конструирование;
  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества
  2. Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
  3. Итоговая аттестация.

        

Таблица тематического  распределение часов.

урока

Разделы и темы

Количество часов

Раздел  I.  Выпиливание лобзиком

16 часов

Вводное занятие. Охрана труда и техника безопасности при работе с лобзиком.

1

Основы материаловедения.

1

Виды резьбы по дереву.

1

Выпиливание лобзиком – разновидность оформления изделия.

1

Материалы,  инструменты и приспособления.

1

Подготовка материалов к выпиливанию орнамента.

1

Подготовка рисунков к выпиливанию орнамента.

1

Технические приёмы выпиливания.

1

Способы соединения деталей.

1

Циклевание, шлифование изделий.

1

Сборка и отделка изделий.

1

Художественно-эстетическое оформление: конструкция и форма изделий.

1

Виды орнамента, применяемые в работах лобзиком.

1

Симметрия в построении орнамента изделия.

1

Орнаментальные розетты и полосы, их нанесение на изделие.

1

Применение сетчатого орнамента изделия.

1

Раздел 2.  Основы материаловедения

14 часов

Вводное занятие. Правила поведения в мастерской

1

Основные направления работы и задачи.

1

Охрана труда и санитария.

1

Требования ОТ и ТБ при работе с деревом.

1

Причины травматизма при работе с деревом.

1

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

1

Декоративные свойства дерева.

1

Клеи, склеивание.

1

Облицовка художественных изделий.

1

Отделочные материалы и отделка.

1

Способы предупреждения и устранения дефектов.

1

Изготовление   инструмента для резьбы по дереву.

1

Виды ручного инструмента, требования к нему.

1

Технология изготовления и подготовка к работе.

1

Раздел 3.    Художественное выжигание

14 часов

Вводное занятие. Охрана труда и техника безопасности при выжигании.

1

Основные свойства древесины. Отделочные и нетрадиционные материалы.

1

Подготовка материалов, перевод рисунка  для выжигания.

1

Основные приёмы выжигания.

1

Основные инструменты, используемые для выжигания.

1

Основные приспособления, используемые для выжигания.

1

Основы композиции изделия.

1

Принципы композиции рисунка изделия.

1

Форма и конструкция изделия.

1

Технология декорирования художественных изделий.

1

Способы соединения деталей рисунка.

1

Сборка изделия.

1

Устранение дефектов изделия.

1

Прозрачная отделка изделия.

1

Раздел 4.  Технология изготовления изделий

5 часов

Способы раскроя материала с учётом  заданных  размеров.

1

Сборка изделия.

1

Подготовка поверхности изделия для резьбы.

1

Виды резьбы по дереву, их характерные особенности и разновидности.

1

Правила безопасности труда при работе режущими инструментами.

1

Раздел 5.  Инкрустация шпоном

5 часов

История возникновения и развития инкрустации шпоном.

1

Элементы инкрустации.

1

Сочетание различных элементов в инкрустации.

1

Способы вычерчивания орнамента для инкрустации.

1

Материалы и инструменты, применяемые при инкрустации шпоном изделий из древесины.

1

Раздел 6.  Отделка изделий

3 часа

Отделочные материалы.

1

Нетрадиционные материалы.

1

Устранение дефектов при обработке изделия.

1

Раздел 7.   Элементы рисунка

3 часа

Составление сложных  элементов  рисунка.

1

Способы вычерчивания рисунка.

1

Способы резьбы по дереву при выполнении  сложного рисунка.

1

Раздел 8.  Изготовление изделия

3 часа

Подбор материала для изготовления разделочной доски

1

Составление композиции и перенос её на заготовку.

1

Способы выполнения инкрустации и отделка изделия

                         Раздел 9. Повторение

5 часов

Охрана труда и техника безопасности при работе со шпоном, ножом для резки шпона.

1

Охрана труда и техника безопасности при работе с лобзиком.

1

Охрана труда и техника безопасности при выжигании.

1

Итоговый урок «Техника безопасности при  резании шпона, выпиливании лобзиком, выжигании электровыжигателем»

1

Итоговый урок – выставка:  «Результаты работы за год»

1

ИТОГО:

68  часов

                                        Содержание программы

                   Раздел 1.  Выпиливание  лобзиком (16 часов)

Тема 1. Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

Тема 2. Основы материаловедения

 Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 3. Виды  резьбы  по  дереву.

Народные художественные традиции; виды   и особенности резьбы  по  дереву.  Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание.

Тема 4. Выпиливание лобзиком – разновидность оформления изделия.

Практическая работа№1. «Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке»

Тема 5. Материалы, инструменты и приспособления.

Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений. Струбцина. Лобзик. Пилки.

Тема 6. Подготовка материалов к выпиливанию.

Подбор материалов. Работа над конструкцией изделия.

Тема 7. Подготовка рисунков  к выпиливанию орнамента.

Подбор рисунка, перевод рисунка на заготовку

Тема 8. Технические приёмы  выпиливания орнамента.

Технология выпиливания орнамента.

Тема 9.Способы соединения деталей.

Основные способы, применяемые в процессе резьбы по дереву.

Тема 10. Циклевание и шлифовка изделий.

Понятия «циклевание», «шлифовка». ТБ при выполнении работ путем циклевания и шлифовки.

Тема 11. Сборка  и отделка изделий.

Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.

Практическая работа №2 « Выпиливание лобзиком частей  к  шкатулке»

Тема 12. Художественно-эстетические оформление: конструкция и  форма изделия.

Значение художественно-эстетические оформления рисунка изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку

Тема 13. Виды орнамента, применяемые в работах лобзиком.

 Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку. Плоские, объёмные изделия, изделия округлой формы,  изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа №3 «Выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии».

Тема 14.Симметрия в построении орнамента рисунка.

Технология построения симметричного  орнамента. Асимметрия.

Тема 15. Орнаментальные розетты и полосы.

Понятие «розетты». Использование розетт и полос для отделки изделий в русских традициях.

 Практическая работа №4 «Нанесение розетт и полос  на изделие»

Тема 16. Применение сетчатого  орнамента.

 Понятие «сетчатого орнамента». Применение сетчатого  орнамента.

Практическая работа №5 «Нанесение сетчатого  орнамента   на изделие».

Раздел 2. Основы материаловедения (14 часов)

Тема 17. Вводное занятие. Правила поведения в мастерской.

Охрана труда и техника безопасности в мастерской.

Тема 18. Основные направления работы и задачи.

Основные направления работы и задачи.

Тема 19. Охрана труда и санитария.

Охрана труда и санитарно-технические требования.

Тема 20. Требования ОТ и ТБ при работе с деревом.

Тема 21. Причины травматизма при работе с деревом.

Техника безопасности при работе с деревом.

Тема 22. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Огнетушитель, его характеристика, применение.

Тема 23. Декоративные свойства дерева.

Древесина, свойства и назначение.

Практическая работа №6 «Нанесение декоративного рисунка»

Тема 24. Клеи, склеивание.

Виды клея, их свойства и применение.

Тема 25. Облицовка художественных изделий.

Виды облицовки, их  применение на изделиях.

Тема 26. Отделочные материалы и отделка.

Виды отделочных материалов, их значение.

Тема 27. Способы предупреждения и устранения дефектов.

Виды и способы устранения дефектов.

Тема 28. Изготовление инструмента для резьбы по дереву.

Способы изготовления инструмента для резьбы по дереву.

Тема 29.Виды ручного инструмента, требования к ним.

Перечислить виды ручного инструмента и требования к ним.

Тема 30. Технология изготовления и подготовки к работе.

Основные принципы изготовления и подготовки к работе изделия.

Раздел 3.  Художественное  выжигание (14 часов)

Тема 31. Введение.  Охрана труда и техника безопасности при выжигании.

 Правила поведения и ТБ при работе с пирографом. Виды травм, возникающих при работе  с разными типами пирографов.

Тема 32. Основные свойства древесины. Отделочные и нетрадиционные материалы.

Виды древесины,  свойства древесины. Часто применяемые виды древесины для выжигания.

Практическая работа №7  «Знакомство с породами и свойствами древесины»

Тема 33. Подготовка материалов, перевод рисунка для выжигания.

Технология декорирования изделий выжиганием: подготовка материалов,  перевод рисунка.

Практическая работа №8  «Перевод рисунка   на изделие».

Тема 34. Основные приёмы выжигания.

Технология  основных приёмов выжигания.

Практическая работа №9  «Совершенствование приёмов выжигания».

Тема 35. Основные инструменты, используемые для  выжигания.

Виды инструментов и  приёмы работы с ними. Устройство и основные характеристики инструментов.

Тема 36. Основные приспособления, используемые для  выжигания.

Устройство электровыжигателя.

Тема 37.  Основы композиции изделия.

 Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем.

Практическая работа №10  «Построение композиции».

Тема 38. Принципы композиции изделия.

Форма и конструкция изделия.

Практическая работа №11  «Разработка формы».

Тема 39. Форма и конструкция изделия.

Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа №12 «Подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине»

Тема 40. Технология декорирования художественных изделий.

Виды декорирования художественных изделий.

 Практическая работа №13 «Подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине» (продолжение)

Тема 41. Способы соединения деталей.

Способы соединения деталей, применяемые в резьбе по дереву и выжигании.

Практическая работа №14 «Способы соединения деталей»

Тема 42.Сборка изделия.

Технология сборки изделия.

 Практическая работа №15 «Сборка изделия»

Тема 43. Устранение  дефектов изделия.

Причины дефектов изделия и методы их устранения.

Тема 44.  Прозрачная отделка изделия.

Понятие «прозрачная отделка», её значение и применение.

Практическая работа №16 «Отделка изделия, выполнение контурного  выжигания».

Раздел 4. Технология изготовления изделий (5 часов)

Тема 45. Способы раскроя материала с учётом заданных размеров.

Практическая работа № 17 «Раскрой материала с учётом заданных размеров»

Тема 46. Сборка изделия.

Виды сборки изделий.

Тема 47. Подготовка поверхности изделия для резьбы.

Основные методы, применяемые в  подготовке поверхности изделия для резьбы.

Тема 48. Виды резьбы по дереву, их характерные особенности и разновидности.

Виды резьбы по дереву, их характерные особенности и разновидности.

Тема 49. Правила безопасности труда при работе режущими инструментами.

Охрана труда и техника безопасности  при работе режущими инструментами.

Раздел 5. Инкрустация шпоном изделий из древесины (5 часов)

Тема 50. История возникновения и развития инкрустации шпоном.

История возникновения и развития инкрустации шпоном в русском народном творчестве.

Тема 51. Элементы инкрустации.

Основные элементы инкрустации шпоном, их применение.

Тема 52. Сочетание различных элементов в инкрустации.

Способы сочетания различных элементов в инкрустации.

Тема 53. Способы вычерчивания орнамента для инкрустации.

Способы вычерчивания орнамента для инкрустации шпоном.

Практическая работа № 18 «Вычерчивания орнамента на заготовке для инкрустации шпоном»

Тема 54. Материалы и инструменты, применяемые при инкрустации шпоном.

Характеристика материалов и инструментов, применяемых при инкрустации шпоном.

Раздел 6. Отделка изделий (3 часа)

Тема 55. Отделочные материалы.

Виды отделочных материалов, их применение.

Тема 56. Нетрадиционные  материалы.

Нетрадиционные  материалы, применяемые в  отделке изделий.

Тема 57. Устранение дефектов при обработке изделия.

Практическая работа №19  «Устранение дефектов при обработке изделия»

Раздел 7. Элементы рисунка (3 часа)

Тема 58. Составление сложных  элементов  рисунка.

Практическая работа № 20 «Составление сложных  элементов  рисунка»

Тема 59. Способы вычерчивания рисунка.

Практическая работа № 21 «Способы вычерчивания рисунка»

Тема 60. Способы резьбы по дереву при выполнении  сложного рисунка.

Способы резьбы по дереву при выполнении  сложного рисунка на изделии.

Раздел 8. Изготовление изделий (3 часа)

Тема 61. Подбор материала для изготовления разделочной доски.

Как правильно подобрать материал для изготовления разделочной доски.

Тема 62. Составление резной композиции и перенос её на заготовку.

Практическая работа № 22 «Составление резной композиции и перенос её на заготовку»

Тема 63. Способы выполнения резьбы и отделка изделия.

Практическая работа № 23 «Способы выполнения резьбы и отделка изделия»

Раздел 9. Практическое повторение (5 часов)

Тема 64. Охрана труда и техника безопасности при работе со шпоном, ножом для резки шпона

Тема 65. Охрана труда и техника безопасности при работе с лобзиком.

Охрана труда и техника безопасности при работе с лобзиком

Тема 66. Охрана труда и техника безопасности при выжигании.

Охрана труда и техника безопасности при выжигании.

Тема 67. Итоговый урок «Техника безопасности при  резании шпона, выпиливании лобзиком, выжигании различного типа пирографами».

Тема 68. Итоговый урок – выставка:  « Результаты работы за год».

Календарно – тематическое планирование

урока

Разделы и темы

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование

план

факт

Раздел  1.  Выпиливание лобзиком

16

Вводное занятие. Охрана труда и техника безопасности при работе с лобзиком.

1

стенды

Основы материаловедения.

1

стенды

Виды резьбы по дереву.

1

образцы

Выпиливание лобзиком – разновидность оформления изделия.

Практическая работа№1. «Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке»

1

лобзик, струбцина

Материалы,  инструменты и приспособления.

1

лобзик, струбцина

Подготовка материалов к выпиливанию орнамента.

1

карандаш, листы бумага, копировальная бумага

Подготовка рисунков к выпиливанию орнамента.

1

кнопки, скрепки, карандаш

Технические приёмы выпиливания.

1

лобзик, струбцина

Способы соединения деталей.

1

клей, струбцина

Циклевание, шлифование изделий.

1

наждачная бумага, цикля

Сборка и отделка изделий.

Практическая работа №2

 «Выпиливание лобзиком частей  к  шкатулке»

1

лобзик, струбцина

Художественно-эстетическое оформление: конструкция и форма изделий.

1

эскиз

Виды орнамента, применяемые в работах лобзиком. Практическая работа №3 «Выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии».

1

лобзик, струбцина

Симметрия в построении орнамента изделия.

1

карандаш, линейка, циркуль

Орнаментальные розетты и полосы, их нанесение на изделие.

Практическая работа №4 «Нанесение розетт и полос  на изделие»

1

кнопки, скрепки, карандаш

Применение сетчатого орнамента изделия. Практическая работа №5 «Нанесение сетчатого  орнамента   на изделие»

1

кнопки, скрепки, карандаш

Раздел 2.  Основы материаловедения

14

Вводное занятие. Правила поведения в мастерской

1

стенды

Основные направления работы и задачи.

1

конспект

Охрана труда и санитария.

1

стенды

Требования ОТ и ТБ при работе с деревом.

1

стенды

Причины травматизма при работе с деревом.

1

стенды

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

1

стенды

Декоративные свойства дерева.

1

стенды

Клеи, склеивание.

1

стенды

Облицовка художественных изделий.

1

эскиз

Отделочные материалы и отделка.

1

лобзик, струбцина

Способы предупреждения и устранения дефектов.

1

лобзик, струбцина

Изготовление   инструмента для резьбы по дереву.

1

лобзик, струбцина

Виды ручного инструмента, требования к нему.

1

карандаш, линейка, циркуль

Технология изготовления и подготовка к работе.

1

карандаш, линейка, циркуль

Раздел 3.  Художественное выжигание

14

Вводное занятие. Охрана труда и техника безопасности при выжигании.

1

стенды

Основные свойства древесины. Отделочные и нетрадиционные материалы. Практическая работа №6  «Знакомство с породами и свойствами древесины»

1

образцы древесины

Подготовка материалов, перевод рисунка  для выжигания.

Практическая работа №7  «Перевод рисунка   на изделие».

1

копировальная бумага,

наждачная бумага

Основные приёмы выжигания.

Практическая работа №8  «Совершенствование приёмов выжигания».

1

электровыжигатель

Основные инструменты, используемые для выжигания.

1

электровыжигатель

Основные приспособления, используемые для выжигания.

1

лобзик, струбцина

Основы композиции изделия.

Практическая работа №9  «Построение композиции».

1

лобзик, струбцина

Принципы композиции рисунка изделия. Практическая работа №10  «Разработка формы».

1

лобзик, струбцина

Форма и конструкция изделия.

Практическая работа №11 «Подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине»

1

лобзик, струбцина

Технология декорирования художественных изделий.

Практическая работа №12 15.«Подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине» (продолжение)

1

заготовки

Способы соединения деталей рисунка. Практическая работа №13 «Способы соединения деталей»

1

клей

Сборка изделия. Практическая работа №14 «Сборка изделия»

1

клей

Устранение дефектов изделия.

1

наждачная бумага, цикля

Прозрачная отделка изделия.

Практическая работа №15 «Отделка изделия, выполнение контурного  выжигания».

1

лак, кисть, морилка

Раздел 4.  Технология изготовления изделий

5

Способы раскроя материала с учётом  заданных  размеров.

1

карандаш, линейка, циркуль

Сборка изделия.

1

лак, кисть, морилка

Подготовка поверхности изделия для резьбы.

1

наждачная бумага, цикля

Виды резьбы по дереву, их характерные особенности и разновидности.

1

заготовки

Правила безопасности труда при работе режущими инструментами.

1

стенды

Раздел 5.  Геометрическая резьба

5

История возникновения и развития геометрической резьбы.

1

стенды

Элементы геометрической резьбы.

1

заготовки

Сочетание различных элементов в геометрической резьбе.

1

заготовки

Способы вычерчивания орнамента в  геометрической резьбе.

1

карандаш, линейка, циркуль

Материалы и инструменты, применяемые при геометрической резьбе.

1

лобзик, струбцина

Раздел 6.  Отделка изделий

3

Отделочные материалы.

1

заготовки

Нетрадиционные материалы.

1

заготовки

Устранение дефектов при обработке изделия.

1

заготовки

Раздел 7.   Элементы рисунка

3

Составление сложных  элементов  рисунка.

1

карандаш, линейка, циркуль

Способы вычерчивания рисунка.

1

карандаш, линейка, циркуль

Способы резьбы по дереву при выполнении  сложного рисунка.

1

лобзик, струбцина

Раздел 8.  Изготовление изделия

3

Подбор материала для изготовления разделочной доски

1

заготовки

Составление резной композиции и перенос её на заготовку.

1

карандаш, линейка, циркуль

Способы выполнения резьбы и отделка изделия

1

лобзик, струбцина

Раздел 9. Практическое повторение

5

Резьба по дереву – как основной приём в русском  народном творчестве.

1

рисунки

Охрана труда и техника безопасности при работе с лобзиком.

1

стенды

Охрана труда и техника безопасности при выжигании.

1

стенды

Итоговый урок:  техника безопасности при  резьбе.

1

стенды

Итоговый урок – выставка: «Результаты работы за год»

1

Готовые изделия

ИТОГО:

68 часов

Практические работы-15 часов

Оснащение каждого занятия

Каждый ребенок должен иметь:

 Карандаш

Линейка

Ластик

Тетрадь

Ручка

циркуль

Пилки для лобзика

Электровыжигатель Набор стамесок, ножей для резания шпона

Акварель или гуашь

Копирка

Кисти

Стакан для воды

Ожидаемые результаты:

Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов,  участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.

 Условия реализации программы.

Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.

В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

Для воплощения творческих идей учащимся, занимающимся в кружке декоративно-прикладного творчества, требуется большое количество разных материалов, которые приобретаются по договоренности за счет родителей: древесина, лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ со шпоном, гуммированная лента, наждачная бумага, лак для древесины.                                                                                

Список используемой литературы.

1. Для руководителя занятия:

  1. Логачёва Л.А. «Основы мастерства резчика по дереву». - М.: Издательство Народное творчество, 2002.
  2. «Столярные работы» Пер. с анг. – Челябинск: С 81 «Урал», 1997.
  3. «Большая книга. Резьба по дереву» / автор-составитель: А. Семенцов. – Москва: АСТ: Кла-Б79 дезь, 2014.
  4. «Резьба по дереву. Энциклопедия», перевод с английского, автор Энтони Деннинг, издательство: Москва, АРТ-РОДНИК, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная программа работы вокального кружка

Данная программа представляет собой авторский курс  вокальных занятий со студентами в системе дополнительного образования....

Дополнительная образовательная программа: «РАДУЖНЫЙ МИР»

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества через систему дополнительного образования д...

Алмаева Р. Я. дополнительная образовательная программа начального общего образования социального направления развития личности «Природе нашу заботу»

Переход начальной школы на федеральные государственные стандарты нового поколения предусматривает обеспечение индивидуальных способностей детей во внеурочной деятельности. Предлагаемая дополнительная ...

Дополнительная образовательная программа (объединения дополнительного образования) «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО) 2016 год.

Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на  формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся  о способах приготовления ...

2019 год Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО"

Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО" направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; рас...