Методическая разработка "Методические рекомендации по проведению закаливания в ДОУ"
методическая разработка

Каменева Елена Юрьевна

Методические  рекомендации предназначены студентам колледжа для прохождения производственной практики по ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития».Материал включает вопросы проведения закаливания детей в ДОУ в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

для прохождения производственной практики  

по ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

        Закаливание в  дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть укрепления здоровья детей и их физическое развитие.  

        Закаливание – это повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).

Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды (низкой или высокой температуры) путём систематического воздействия на организм этих факторов.

Эффект закаливания обеспечивается соблюдением основных принципов закаливания:

  • индивидуальный подход с учётом состояния здоровья ребёнка;
  • постепенность в увеличении силы воздействия фактора;
  • регулярность закаливающих мероприятий;
  • комплексность воздействия природных факторов (солнце, воздух и вода);
  • закаливающие воздействия сочетают с физическими упражнениями;
  • положительный эмоциональный настрой ребёнка;
  • закаливание необходимо проводить на фоне теплового комфорта организма детей при сочетании с двигательной активностью детей.

Система закаливания включает в себя закаливание детей в повседневной жизни и специальные закаливающие мероприятия.

Закаливание детей в повседневной жизни

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

        Одним из основных видов закаливания во все сезоны года было и остается разнообразное использование воздуха.

        Воздух оказывает влияние практически на все функции организма, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной и других систем организма.  Особенно сильно его влияние проявляется в состоянии центральной нервной системы.

Воздух — наиболее доступное средство закаливания в любое время года.  Это один из самых щадящих вариантов закаливания, поэтому начинать тренировку организма стоит именно с него. Закаливающие процедуры можно проводить как в помещении, так и на улице. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.

Виды закаливания воздухом

  • Соблюдение температурного режима в группе и использование         облегчённой одежды
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Воздушные ванны  (в помещении и на улице)

Соблюдение температурного режима в группе

        Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции (поэтому необходимо поддержание постоянной t° воздуха в помещении, в котором находятся дети, с помощью проветривания). Воздух в помещении должен быть свежим, что достигается регулярным проветриванием: односторонним либо сквозным (в отсутствие детей). Проветривание в холодное время года проводится кратковременно в зависимости от температуры воздуха и степени нагрева отопительных приборов.

Закаливание детей в детском саду предусматривает нахождение детей в помещении в облегченной одежде. К пребыванию в помещении в облегчённой одежде детей должны приучать постепенно, с учётом их привычек в домашних условиях. Необходимо учитывать индивидуальные особенности здоровья и поведения ребёнка.

Оздоровительный эффект воздуха тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его). При нормальной температуре воздуха дети в помещении должны находиться в двухслойной одежде, с короткими рукавами  и гольфах.

Прогулки на свежем воздухе

Прогулка является одним из важных моментов оздоровления и закаливания. При организации прогулки необходимо проследить за соответствием одежды детей конкретным погодным условиям, оптимизировать двигательную активность, осуществлять контроль за самочувствием детей.

Оздоровляющее действие воздуха необходимо использовать при организации прогулок.

Неотъемлемой частью закаливания являются регулярные прогулки, даже во время ненастья, сокращая время.

Регулярность прогулок является гарантом привыкания организма, особенно носоглотки к постепенному снижению температуры воздуха.

Прогулки оказывают закаливающий эффект, если их продолжительность достаточная и одежда соответствует сезону.

Воздушные ванны (в помещении и на улице)

        Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха.

Основу традиционного метода воздушных ванн составляет постепенное снижение температуры воздуха  с разной длительностью пребывания в облегченной одежде.

Воздушные ванны сочетают с различными физическими упражнениями – ходьбой, бегом, гимнастикой (утренней, бодрящей), упражнениями для профилактики плоскостопия, подвижными играми, спортивными занятиями  (а для детей первого года жизни - с массажем, пассивной и активной гимнастикой). Во время движений в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.

Дети принимают воздушные ванны  в майках, трусах и легкой обуви. По мере закаливания — в трусах (без майки) и босиком.

С детьми  1-3 лет  воздушные ванны проводят при t +20°С ,

с детьми 3-7 лет процедуры проводят при  t +18°С.

Продолжительность воздушных ванн каждые 3 дня увеличивается на 2-3 минуты и доводят до максимальной -  1,5-2 часа.

Летом воздушные ванны переносят на открытый воздух и проводят в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей.

Босохождение

        Хождение босиком — хорошее средство закаливания, укрепления и формирования свода стопы. На поверхности стопы имеется много  рецепторов, которые непосредственно связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а также со всеми внутренними органами.

     Перед дневным сном  разрешают босиком дойти до своей кровати по ковровой дорожке. С детьми 5—7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком (полы в зале с ковровым покрытием!!!).

При этом необходимо соблюдать следующую последовательность: вначале дети ходят  в носочках, затем — босиком на коврике, летом — по траве.

      Полезно ходить босиком по траве, произрастающей на рыхлой почве, а в помещении — по ковру. Рекомендуется сочетать босохождение с массажем стоп (по массажным коврикам, гладким камешкам и др.).

В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2—З мин до 10— 12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20—22 °С.

Сильный закаливающий эффект оказывает сочетанное воздействие воздушной ванны с физическими упражнениями: проведение утренней гимнастики, гимнастики пробуждения после дневного сна, физкультурных занятий в зале и особенно на свежем воздухе.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

        Вода является более сильным раздражителем, т. к. на тело влияет не только t°, но давление воды. Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их проводят после сна (ночного и дневного). Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший массаж ее, способствует лучшему кровенаполнению, а следовательно, и питанию.

        Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать и регулировать.

Все методы водного закаливания делятся на местные (умывание, ножные ванны) и общие (обтирания, обливания, купание в бассейнах, открытых водоемах).  

Водные процедуры начинают с такой температуры, которая не вызывает больших изменений в организме ребенка (28—36°С).

Каждые 3 дня температуру снижают на 1°.

Проводят водные процедуры, когда тело не переохлаждено и не перегрето.


Виды закаливания водой

  •         Умывание  прохладной водой (обширное умывание прохладной водой)
  • Полоскание рта и носоглотки
  • Ножные ванны

Умывание прохладной водой

      Ежедневное умывание  при определенной организации может оказать на детей  закаливающее влияние: если постепенно снижать температуру воды и увеличивать площадь умываемого тела.

1. Температуру воды постепенно снижают (через каждые 3 дня на 1°)  и доводят с 28°  до 14°.

2. Увеличивают площадь умываемого тела. Ребёнок постепенно приучается мыть руки до локтя, не только лицо, но и шею, а в старшем дошкольном возрасте и верхнюю часть грудной клетки:

детям до 2 лет моют лицо и кисти рук,

2—3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя,

старше 3 лет можно обмывать и верхнюю часть груди.

Полоскание рта и носоглотки

     Полоскание горла (полоскание рта для детей 3—4-летнего возраста) кипячёной водой комнатной температуры.

Хорошим средством закаливания полости рта и носоглотки является систематическое их полоскание водой комнатной температуры.

Удобнее всего проводить эту процедуру после сна и перед ночным сном. Приучать детей полоскать рот можно с 2—3 лет, с 4—5 лет они могут полоскать и горло.  На полоскание затрачивают 1/2— 1/3 стакана воды.

Полоскание горла прохладной водой со снижением температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки.

Начинают эти процедуры при температуре воды +36-37°. Температура воды  снижается каждые 2-3 дня на 1° и доводится до комнатной температуры.

Эта процедура — эффективное средство предупреждения ангин, тонзиллитов, аденоидов.

Ножные ванны

        Переохлаждение ног приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микроорганизмов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма, кроме того снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия. Проводят после сна (утреннего, дневного), когда ноги теплые.

Обливание ног – ребенок ставит ноги на деревянную решетку, воспитатель обливает из ковша нижнюю половину голени и стопу. Температуру воды постепенно снижают и доводят  с 36°С до 18°С.

Затем ноги ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. Поэтому обливание ног проводят  после дневного сна. Летом целесообразно обливание ног сочетать с их мытьем после прогулки: ноги моют теплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры.

Контрастные ножные ванны - обливание ног проводят  с использованием воды контрастных температур:

  • вначале ноги обливают теплой водой (3б°С),
  • затем сразу прохладной (24°С),
  • после чего вновь теплой водой (36°С).

Постепенно температуру теплой воды повышают до 40 °С, а прохладной снижают до 18 °С. После обливания — сухое растирание. Такой метод обливания рекомендуется ослабленным детям или перенесшим болезнь.

Специальные закаливающие мероприятия

В условиях большинства ДОУ целесообразно проводить:

  • обтирание;
  • контрастное обливание стоп;
  • топтание в тазу с постепенным снижением температуры воды (для детей старшего дошкольного возраста);
  • хождение по мокрой простыне (можно использовать и для детей раннего возраста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению внеклассного занятия по математике по теме: "Считай! Смекай! Угадывай!"

Цели  занятия:  Развитие  интереса  к  математике.  Расширение  кругозора  учащихся.  Развитие  логического  мышления  и  речи ...

Методические рекомендации по проведению урока физики по теме: "Фотоэффект"

Урок по физике "Фотоэффект" проводится  при изучении темы "Квантовая физика" (2 ч.) раздела "Строение атома и квантовая физика" (8 ч.) для учащихся НПО  ПУ  I курса, групп социаль...

Методические рекомендации для проведения экзамена по дисциплине "Математика"

В работе представлены:требования к уровню студентов по математике для составления экзаменационных работ письменного итогового экзамена в образовательных учреждениях СПО; рекомендации по проведению и о...

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ для обучающихся по профессии 260807.01 Повар, кондитер

Методические рекомендациик проведению лабораторных работ для обучающихся по профессии260807.01 Повар, кондитер ПМ 07. Приготовление сладких блюд и напитковМДК «Технология приготовлени...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕТНЕЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ»

Главной формой подготовки молодежи к службе в армии является изучение студентами старших курсов учебных заведений СПО Российской Федерации раздела «Основы военной службы» в рамках курса &l...

Методические рекомендации по проведению комплексного экзамена по профессиональному модулю ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе

В сборнике представлены основные требования к результатам освоения профессионального модуля, форма проведения экзамена, регламент, критерии оценки для студентов очной форы обучения Государственного бю...

Методическая разработка рекомендаций к организации и проведению дифференцированного зачёта по МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Данный материал был разработан в помощь преподавателям и студентам для организации и проведения дифференцированного зачёта по МДК 02.03 (междисциплинарный курс) Теоретические и методические основы орг...