Конспект логопедического занятия 3 класс "Имя существительное"
план-конспект занятия

Любарская Екатерина Александровна

Конспект логопедического занятия с логопедической группой учащихся 3 класса с логопедическим заключением ОНР IV уровня
«Имя существительное»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_sushchestvitelnye.docx365.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия №196 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект логопедического занятия с логопедической группой учащихся 3 класса с логопедическим заключением ОНР IV уровня
«Имя существительное»

Выполнил
учитель-логопед
Любарская Екатерина Александровна

Санкт-Петербург


Конспект логопедического занятия с логопедической группой учащихся 3 класса с логопедическим заключением ОНР IV уровня

Тема: Имя существительное

Дата: 26.10.2022

Задачи

Коррекционные:

· Обогащение словарного запаса по заданной лексической теме.

· Устранение аграмматизмов в речи детей.

Образовательные:

· Закрепление у учащихся знания об имени существительном.

· Совершенствовать навык дифференциация одушевленного и неодушевленного предмета.

· Тренировать в умении правильно ставить вопрос к слову.

Развивающие:

· Развить мышление, воображения, связную речь.

· Актуализировать и упорядочить знания детей по теме «Имя существительное».

· Развитие внимания, восприятия.

· Развивать общую моторику, логическое мышление; закреплять навык правильного речевого дыхания; повышать интерес к процессу обучения.

Цель урока – закрепить знания учеников об имени существительном

Оборудование:

Коллаж, рабочие тетради детей, ручки, доска.

Использованные педагогические технологии в рамках данного логопедического занятия:

 - технология развития фонематического слуха;

 - технология развития речевого дыхания и голоса;

 - технология развития интонационной стороны речи;

 - технология темпо-ритмической организации устной речи;

 - технология развития лексико-грамматических компонентов речи;

 - технология развития связной речи;

 - здоровьесберегающие технологии – физкультминутка.

Ход урока:

Организационный момент

 - Здравствуйте, дети! Начнем занятие. Давайте вспомним, какая часть речи отвечает на вопросы кто? Что?

 - Это имя существительное.

 - Верно! Что обозначает имя существительное?

 - Предмет.

 - А почему к данной части речи можно задать два вопроса? От чего это зависит?

 - Имена существительные могут быть одушевленные, а могут неодушевленные. Если предмет одушевленный, то мы задаем к нему вопрос – кто? А если неодушевленный – что?

 - Точно! Что мы можем отнести к одушевленным, а что к неодушевленным?

 - Одушевленные – это все предметы, которые отвечают на вопрос кто? – Кто – человек, рыба, кот, собака, попугайчик, А на вопрос что отвечают неодушевленные – Что – шкаф, парта, компьютер, окно, то есть это – неживые предметы. Сюда же относят предметы растительного мира – деревья, кусты, цветы и так далее.

 - Правильно! Нужно задать вопрос и тогда узнаешь – одушевленные перед тобой предмет, или нет.

Педагог достает коллаж и показывает детям.

 - Посмотрите на коллаж. Что вы здесь видите?

 - Здесь есть животные, птицы, доктор, деревья, майка, лук, капелька.

 - Верно! У каждой картинки есть свое название. И эти названия обозначают имена существительные. Какие-то одушевленные, какие-то нет. Я предлагаю вам разбить данные существительные на группы. В первой группе будут одушевленные, во второй неодушевленные предметы. Вы объедините эти данные в таблицу и затем мы проверим вместе. Откройте свои рабочие тетради, запишите число и зарисуйте таблицу. В левой колонке у нас будут одушевленные предметы, в правой – неодушевленные.

Дети рисуют таблицу в тетрадке, педагог контролирует.

 - Отлично! Таблица у нас готова, можем начать заполнять. Итак, начнем с самой первой картинки. Кого мы видим?

 - Это доктор.

 - Верно! Это он. Скажите, а как еще можно назвать доктора? По-другому?

 - Врач.

 - Правильно! Чем друг для друга являются слова доктор и врач?

 - Это синонимы.

 - Верно! Синонимы – это слова близкие по смыслу. Возьмем слово врач. К какому столбику мы отнесем это слово?

 - Слово врач отвечает на вопрос кто – значит, это одушевленное имя существительное.

 - Совершенно верно! Записываем. Обращаю внимание, что на конце слова мы не пишем мягкий знак. Ведь звук «ч» у нас и так всегда…какой?

 - Всегда мягкий.

 - Правильно! Сейчас я предлагаю вам посмотреть внимательно на картинке и найдите те, названия которых отличаются друг от друга лишь одним звуком.

Дети ищут. Если возникают затруднения, педагог помогает им.

 - Обратите внимание на черную птицу. Кто знает, как она называется?

 Если дети не знаю, педагог помогает?

 - Это птица – грач. Какое слово отличается от слова грач одним звуком?

 - Слово врач!

 - Совершенно верно! Каким звуком отличаются эти слова?

 - Первым в слове врач первый звук «в», а в слове грач первый звук «г».

 - Правильно! Теперь распределим слова по колонкам. Куда надо записать слово грач - одушевленные или неодушевленные?

 - Одушевленные, потому, что – это птица.

 - Совершенно верно! Запишите слово грач в данную колонку. А куда запишем слово врач?

 - Тоже в одушевленные!

 - Абсолютно верно! Записываем!

Дети работают, педагог контролирует правильность написания и выполнения.

Физкультминутка

 - Немножко отдохнем и поиграем. Я буду называть слова парами. Если это существительное одушевленное, вы наклоняетесь в стороны – влево-вправо, если неодушевленные, то поднимаете руки вверх. Слушаем

 - Крапива, стол, котенок, собака, брови, клей, сумка

 - Смотрим дальше. Кого вы видите рядом с врачом?

 - Это лев.

 - Верно! Куда мы отнесем данное слово?

 - Лев – кто? Это одушевленное существительное.

 - Правильно! Записываем в нужную колонку. Какую пару можно подобрать к слову лев, опираясь на предыдущую пару?

 Если дети затрудняются, то подсказать?

 - Обратите внимание на ели. Как называется то место, гда растет много деревьев?

 - Лес.

 - Верно! Чем отличаются слова лев, лес?

 - Последним звуком. Вы заменили звук «в» на «с».

 - Правильно! Куда вы отнесете слово лес – одушевленное или нет?

 - Это неодушевленное – что? Лес.

  - Правильно! Записываем.

  - Сморим дальше. Кого вы видите рядом со львом?

 - Это цапля. Одушевленное – кто? Цапля.

 - Отлично! Какую пару подберем и каким звуком эти слова будут отличаться?

 - Капля! Слово капля – неодушевленное. Что? Капля. Слово капля от слова цапля отличается первым звуком.

 - Отлично! Записываем в нужную колонку слово капля. Смотрим дальше. Что вы видите справа от цапли?

 - Это лук. Неодушевленный предмет.

 - Верно! Какую пару вы подберете к слову лук?

 - Жук. Слова отличаются первым звуком. И жука мы отнесем к одушевленным – кто? – жук.

 - Прекрасно! Записываем!

 - Что мы видим под врачом?

 - Не что, а кого. Это – кит. Одушевленное!

 - Прекрасно! Пишем в нужную колонку. Какой первый звук в данном слове?

 - Звук «кь».

 - Правильно! А почему он мягкий.

 - Его смягчает стоящий после него гласный «и».

 - Отлично! Какую пару подберем к слову кит?

 - Кот. Тоже одушевленное. Слово кот отличается от слова кит одном двумя звуками, но одной буквой. Ведь буква К не изменилась, но изменился звук. В слове кот он стал твердым «к», после него теперь стоит гласный звук первого ряда – «о».

 - Отлично! Вы очень хорошо все объяснили! Записываем в столбик с одушевленными слово кот.

 - Последняя пара, которую нам предстоит назвать.

 - Чайка – майка. Слова отличаются первым звуком. В слове чайка – первый звук «ч» - всегда мягкий согласный звук, а в слове майка первый звук «м» - твердый согласный.

 - Отлично! К каким колонкам мы отнесем данные слова?

 - Слово чайка – одушевленное - Кто? Чайка. Это птица. А слово майка – что? Это – одежда. Относим к неодушевленным предметам.

 - Какие вы молодцы!! Справились полностью с заданием!

Рефлексия

 - Что мы сегодня проходили?

 - Имена существительные.

 - Что вы знаете об имени существительном?

Дети обобщают свои знания об этой части речи.

 - Отлично! Вы хорошо поработали!

C:\Users\Ксюша\Desktop\Мои бумаги, док-ты и пр. штучки\Курс развитие речи\ВСЕ КОЛЛАЖИ\врач-грач.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Ш" в словах".

На данном занятии закрепляется правильное произношение звука "Ш" в словах....

Конспект логопедического занятия на тему "Транспорт. Звук [В]"

Конспект логопедического занятия на тему "Транспорт. Звук [В]" (открытое занятие для родителей).В занятии использованы игровые приемы, различная наглядность, что способствует повышению интереса к мате...

Конспект логопедического занятия "Звуки речевые и неречевые".

Цели:Развивать слух, слуховое внимание, память.Учить выделять и различать неречевые звуки.Развитие понимания инструкций из 3 частей.Коррекция слухового внимания и мелкой моторики.Оборудование: видеока...

Конспект логопедического занятия со слабослышащими детьми

Конспект логопедического занятия со слабослышащими детьми...

Конспект логопедического занятия во второй младшей группе для детей с ОНР "Знакомство с рассказом "Умный мышонок"

Представлен конспект занятия по образовательной области "Коммуникация", задачи которого: формировать умение слушать рассказ, понимать содержание и отвечать на вопросы, обогащать и активизиро...

Конспект логопедического занятия с детьми первой младшей группы (ТНР).Тема «Рассматривание игрушки»

Конспект логопедического занятия с детьми первой младшей группы (ТНР) на тему «Рассматривание игрушки» с использованием компьютерной презентации. Задачи: 1. Уточнять и расширять представле...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»

Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.[[{"type":"media","vie...