Мастер-класс для педагогов "Рисование мандалы"
учебно-методический материал

Занимательный мастер-класс по рисованию мандалы не оставит равнодушным ни одного человека, в особенности он найдет применение в педагогическом коллективе. Предназначение мастер-класса не принужденное, но весьма имеющее место дбыть в наше время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master_klass_2023g.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества п. Советский»

Мастер-класс

«Рисование Мандалы»

                                Подготовил: Емелова Ирина Михайловна

       педагог дополнительного образования

пгт. Советский, 2023 г.

Цель - ознакомление участников мастер-класса с возможностями арт - техники «Мандала».

Задачи:

  • познакомить педагогов с техникой мандалы;
  • активизировать творческую деятельность педагогов;
  • способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для работы;
  • снижение уровня эмоционального напряжения, тревожности, страхов;
  • помочь расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства, отвлечься от рабочих моментов педагогов;
  • релаксация.

Материалы: релаксационная музыка, белая бумага для каждого участника с готовой основой будущей мандалы, карандаши цветные, черный фломастер или гелиевая ручка.

План проведения:

1.      Организационный момент.

2.      Мандала – что это? Ее принадлежность и значение.

3.      Практическое задание «Рисуем мандалу»

4.      Терапевтический эффект мандалы.

5.      Подведение итогов.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА

Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас. Меня зовут Емелова Ирина Михайловна, я педагог дополнительного образования Дома детского творчества п. Советский.

На доске висит ватман. На нем изображен пустой незакрашенный большой круг. Педагог просит каждого участника взять большую кисточку, выбрать любую понравившуюся краску. Затем следует подойти к кругу и оставить на нем след краской. При желании, можно проделать это еще раз или два. В итоге получается разноцветная мандала.

Педагог дает пояснение: «Наш мир большой и огромный. В этом мире - у каждого из нас свой цвет, своя эмоция – своя душа. То, что вы сейчас сделали – это привнесли частичку своей души в небольшое пространство нашего зала. И тем самым, мы с вами создали свой маленький микромир, где каждый человек представляет собой ценность».

Сегодня наша встреча посвящена интереснейшей технике медитативного рисунка – мандала.

Когда вы последний раз рисовали «для себя»? Скорее всего, на скучном педсовете, планерке, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса.

Часто мы мечтаем о том, что наша жизнь скоро изменится. Улучшатся финансовое положение, здоровье, отношения с близкими. Мы стараемся что-то делать, прилагаем усилия, а наши мечты так и остаются мечтами. Но есть очень простое и доступное средство помочь осуществлению мечты. Надо нарисовать ее! И проще всего использовать для этого образ мандалы.

Законы Вселенной таковы, что она очень точно реагирует на наши мысли, слова и образы. В итоге, мы получаем то, о чем чаще всего думаем, говорим и представляем. Так мы притягиваем в свою жизнь определенные энергии, которые сами же и излучаем. Любое желание, детально сформулированное и выраженное в рисунке, имеет в сотни раз больше шансов стать действительностью. Вся Вселенная помогает его осуществить.

Мандала – что это? Ее принадлежность и значение.

Мандала - это рисунок в круге, это зеркало, отпечаток вашей жизни здесь и сейчас,это своего рода «фотография души».

Европа узнала о мандалах совсем недавно, переняв мастерство их создания у тибетских монахов. Сейчас рисование этих изображений является популярной практикой, пользующейся успехом.

Дети открывают для себя мандалы очень рано. Искусство детей содержит в себе формы мандал круги, солнышко, круги с крестами и т. д. Дети рисуют мандалы в определенный период возраста (3-4 года, что указывает на процесс формирования индивидуального Я, созидание себя.

Вообще рисование мандалы– одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На мой взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств после трудного рабочего дня.

Мандалы очень полезны и для взрослых, и для детей. Они помогают полностью расслабиться.

Что нужно чтобы нарисовать мандалу?

Чтобы нарисовать мандалу, вам необходимы две вещи: то, чем рисовать и тона чем рисовать.

Для создания мандалы используются различные подручные материалы. Изначально для нанесения этих символов использовались песок, рис или драгоценные камни с помощью которого монахи увековечивали свои творения в храмах. В современных реалиях целесообразнее использовать классические рисовальные принадлежности, такие как:

  • карандаши;
  • фломастеры;
  • линеры (фломастеры с утонченным наконечником – для добавления мелких деталей);
  • ручки (подойдут любые варианты – на гелевой, масляной или шариковой основе);
  • краски (акварель, гуашь, акрил, масло).

Для того, чтобы нарисовать мандалу наличие всех обозначенных инструментов не обязательно. При желании, вы можете ограничиться одной лишь гелевой ручкой. Из вспомогательных предметов, которые позволят сделать ровную и аккуратную мандалу выделим основные:

  • циркуль;
  • линейка;
  • транспортир;
  • лист бумаги.

Совет. Если вы хотите сделать свой рисунок более «графичным» и четким, рекомендуется отдавать предпочтение темным маркерам. Они помогут нанести контуры, которые впоследствии будет легко заполнять краской или цветной пастой.

Как нарисовать мандалу? Единственное, что нужно будет делать- слушать себя и рисовать. Какую бы вы не нарисовали мандалу, она будет правильной, рисуйте так как хочет сердце. Отключите сознание.

В этой технологии есть свои тонкости:

Ø во время работы не разговаривайте друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить;

Ø дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета;

Ø не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий вашу внутреннюю жизнь. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите.

Ø рисунок начинается от центра круга.

Рисование мандалы доступно каждому – как опытному мастеру, так и человеку, впервые узнавшему об этом искусстве. Следует учитывать, что мандалы различаются по степени своей сложности и далеко не все варианты дадутся новичку с первого раза. Если у вас имеются сомнения в своих силах, советуется начать с абстрактных мандал, состоящих из простых фигур.

  • Шаг 1. Возьмите лист бумаги и с помощью циркуля начертите круг. Диаметр круга должен быть большим, поскольку он представляет собой границы будущей мандалы. В нашем случае круг уже готов.
  • Шаг 2. Проведите несколько диагональных линий, перпендикулярных друг другу. Для этого понадобятся линейка и карандаш. Конечное число диагоналей варьируется в зависимости от ваших вкусов. Как правило, их количество ограничивается восемью.
  • Шаг 3. В самом центре рисунка изобразите какую-либо фигуру. В качестве фигуры может выступить ромб, круг, многоугольник и так далее. Обращаем внимание на то, что мандала рисуется от центра к периферии, а не наоборот.
  • Шаг 4. Дополняйте первоначальную фигуру, сосредоточенную вокруг центра, новыми деталями, окружающими ее. Каждая последующая фигура будет больше предыдущей.
  • Шаг 5. По мере добавления новых кругов или многоугольников заполняется пустое пространство различными символами, экспериментируя с цветами. Символы могут сосредотачиваться как вокруг центра круга, так и окружать диагональные линии, которые вы провели в самом начале.
  • Шаг 6. Выходите за края рисунка и дополняйте его – при наличии желания. Строгих правил при составлении мандалы не существует, а потому если вы хотите подойти к задаче нестандартно – не отказывайте себе в этом.

Особое внимание при создании изображения уделяется спонтанности. Чем дольше вы будете размышлять над отдельными элементами мандалы, тем тяжелее они будут даваться.

Практическое задание «Рисуем мандалу».

Включается релаксационная музыка

Примите удобную позу и закройте глаза. Сосредоточьтесь на дыхании. Дышите ровно и спокойно. Вдыхайте носом и выдыхайте ртом. Послушайте звуки вокруг вас. Ощутите пространство, температуру. Теперь прислушайтесь к звукам внутри вас. Ощутите своё тело. Пройдитесь мысленным взором по всем частям тела. Ощутите вес рук и ног. Сосредоточьтесь на своих чувствах. Какие сейчас внутри вас эмоции? Попробуйте определить, какого они цвета? Какой они формы? Сейчас опять сосредоточьтесь на ощущениях в теле. на дыхании. Запомните, что Вы видите перед собой. А когда вы будете готовы, предлагаю воспроизвести всё это на листе.

Сейчас без лишних слов возьмите заготовку мандалы, и с помощью карандашей и фломастеров изобразите те чувства, которые вы в себе увидели. На это у вас есть 10 минут. выбрать самый красивый цвет и нарисовать в центре круга все что захочется. Продолжайте работу, продвигаясь от центра к краям листа, пока весь круг не заполнится. Если педагогу захочется нарисовать что-то за пределами круга, не мешайте ему. Теперь попробуйте обобщить, какое вы нарисовали самочувствие, настроение?

Самый главный вопрос – нравится ли вам то, что вы изобразили? Если есть желание что-то добавить или перерисовать, обязательно нужно это сделать. Мандала будет закончена тогда, когда, глядя на неё, вы будете полностью довольны.

Так же можно предложить педагогам готовые мандалы для раскрашивания.

Терапевтический эффект мандалы.

Рефлексия.

А для тогочтобы нам вернуться с легкостью к нашим будням, я вам предлагаю встать, в кругу под тихую музыку (еще лучше, если будет затемнение) педагог зажигает маленькую свечу и передает на ладошках участнику (делится теплом, при этом нужно сказать в трех словах - спасибо, был рад. и т. д.

Педагог задает вопросы: "Как бы Вам хотелось назвать свою мандалу?"

Посмотрите на свою мандалу. Нравится ли она вам в целом?

Каково общее впечатление от рисунка? (тревожное, спокойное, агрессивное, движется ли она или статична.)

Подведение итогов.

Итак, наш мастер класс подошёл к концу. Мы познакомились с понятием мандала, ее символикой, значением, узнали, в каких случаях и как можно использовать.

          Каждый раз, когда в жизни, у вас у ваших близких, или у детей, которых вы обучаете, появляется проблема, рекомендую использовать этот метод. Спасибо за активное участие. Надеюсь,что мой опыт будет Вам полезен. Желаю вам всего самого хорошего. До новых встреч!

Приложение

Знакомство с цветотерапией и символикой мандал.

Красный

Это жизненная сила, энергия, либидо, активность, страдание, гнев, трансформация, разрушение, смелость, агрессивность, мужская энергия.

Много красного цвета в мандале показывает нам, что много гнева и агрессии накопилось, и им надо дать приемлемый выход через трансформацию, направить эту энергию на творчество и реализацию.

Его отсутствие в мандале говорит о пассивности и отсутствии самоутверждения. Желательно, чтобы он присутствовал хотя бы в сложных цветах. Например, в розовом, фиолетовом, оранжевом.

Синий (голубой)

Голубой цвет отображает женскую энергию, это релаксация и спокойствие. Это принятие и символ доброй матери. Он обычно говорит о возрождении и расширении. Это наша внутренняя способность создавать связи, питать взращивать. Но слишком много голубого цвета в мандале может говорить о пассивности и погружении в бессознательное. Отсутствие в мандале голубого цвета говорит об отсутствии контакта со своей внутренней женской энергией. Тёмный, мутный синий цвет — это пожирающее материнское начало, конфликтные отношения с матерью и негативное отношение к своей женской энергии, женскому началу.

Жёлтый

Жёлтый цвет — это индивидуальность, наша миссия. Для женщин, это Анимус. Это стремление идти вперёд. Чистый жёлтый цвет — это отображение наших хороших взаимоотношений с отцом. Затемнённый, грязный жёлтый — это болезненная привязанность к отцу, сниженная самооценка и проблемы во взаимоотношениях с мужчинами.

Остальные цвета создаются путём смешивания основных цветов и несут следующие качества:

Бирюзовый — исцеление, забота о себе и других.

Персиковый — чувственность, телесность, телесная сексуальность.

Розовый — нежность, естественная телесность, эмоциональная жизнь.

Лавандовый — духовное пробуждение, добродетель, возрождение.

Фиолетовый (яркий, фуксин) — эмансипация, индивидуализация, начало творческого проекта, отделение от матери.

Лилово-фиолетовый — развитие, идентификация, жизнь, живущая для себя.

Оранжевый — самоутверждение, упорство, самооценка, эгоцентризм, амбиции, взаимоотношения с мужским началом, с отцом.

Зелёный — рост, обновление, забота и поддержка других, взрослое отношение к себе.

Коричневый — печаль, желание домашнего очага, табу, низкое мнение о себе, заблокированность энергий.

Серый — безнадёжность, депрессия, вина.

Белый — духовность, трансформация, чистый лист, единство в котором соединяется разнообразие мира. Белый — это все цвета, ещё не проявленные на свои спектры.

Чёрный — тайна, смерть-возрождение, посвящение, бессознательное. Иногда это может быть выражением депрессии и горя, которое мы не позволяем себе выразить. Гармония и красота изначального Хаоса.

Значение форм в мандале:

Прямоугольник – состояние перехода и изменения, замешательство, неопределённость.

Треугольник – лидерство, активность, целеустремлённость.

Зигзаг – креативность, непредсказуемость.

Стрелы, углы – защитная и нападающая агрессия, активность.

Круг – гармония, целостность, благополучие.

Спираль – движение, энергия.

Овал, глаз – защита, порядок, забота, покой.

Плавные линии, узоры, сердца – женственность, нежность.

Квадрат, ромб, многоугольник – фундамент, опора, основательность.

На что следует обратить внимание на рисунке

Центр – непосредственно то, что является ядром личности – «я» автора. (Два центра встречаются в работах людей с патологиями развития личности.) Незаполненный, пустой центр говорит о готовности к переменам.

Внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Благоприятный̆ признак – граница обведена цветной линией. Отсутствие границ – возможно, человек испытывает внутреннее беспокойство.

Линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.

Пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.

Симметрия внутри круга говорит о внутренней̆ гармонии с самим собой.

Ассиметрия может означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "В мире профессий. Операционная логистика" для школьников 8-11 класс

Мастер-класс разработан для ознакомления школьников с миром новых, современных профессий а так же подготовки школьников к сознательному выбору профессии, создание условий для успешной профориентации п...

Презентация мастер - класса (приложение к структуре мастер - класса) Тема: «Профессиональная и инфекционная безопасность медицинского персонала. Применение медицинских перчаток. Техника надевания стерильных перчаток»

Мастер - класс или обучающий тренинг предназначен для отработки практического навыка "Техника надевания стерильных перчаток" с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом участн...

Мастер-класс на тему «Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика класса специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки».

Тема мастер-класса:«Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки». Тип урока:Политематический....

МАСТЕР-КЛАСС ПО ПРОФЕССИИ 08.01.07 «МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ» КВАЛИФИКАЦИЯ: «КАМЕНЩИК»

Мастер-класс по теме "Кладка арочной перемычки", профессия 08.01.07 Мастер общестроительных работ (каменщик). ...

Методическая разработка Мастер-класс Посвященный празднованию 120-летия со дня основания лицея Для обучающихся первых и вторых курсов по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» Тема мастер-класса «Анимация как способ повышения продаж гостиничного пр

Повышение эффективности образования, в соответствии с новыми образовательными стандартами, зависит от степени активной позиции студентов в учебном процессе. Преобразования требуют существенных перемен...

Мастер-класс мастера производственного обучения ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский Политехнический Техникум" Хертек Айдыс Арбын-ооловича

Мастер-класс мастера производственного обучения ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский Политехнический Техникум" Хертек Айдыс Арбын-ооловича по теме "Диагностика двигателя"...