Методическая памятка
методическая разработка

Яковкина Екатерина Петровна

  "Особенности проведения вводного занятия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_provedeniya_vvodnogo_zanyatiya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая памятка

 

"Особенности проведения вводного занятия"

 

Введение в образовательную программу - это активное погружение учащихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время "погружения" обучающиеся изучают материал всего курса лишь на качественном уровне, и от них требуется только лишь воспроизведение полученных знаний о фактах, понятиях, законах. В этом случае материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, позволяющих формировать у учащихся целостное представление о предмете.


 Психологические особенности вводного занятия:

        преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);

        создание имиджа педагога дополнительного образования;

        определение ориентации на данную группу учащихся, на их интересы;

        предъявление норм взаимоотношений между учащимися в группе, стиля общения;

        создание атмосферы быстрого знакомства. 

Организационные особенности:

         быстрое включение детей в деятельность;

         использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты). 


Учебно-воспитательные задачи вводного занятия:

         создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

         познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

         познакомить детей с учреждением и детским объединением;

         выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

         получить необходимую информацию друг о друге;

         вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Структура вводного занятия


I этап. Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.)


Результат этого этапа занятия:

         дети знакомы друг с другом,

         педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.

II этап. Рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

         разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы,

         описание содержания и результатов первого года занятий,

         объяснение основных этапов овладения мастерством,

         рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников,

         знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения, если таковые имеются, и условиями их получения,

         рассказ о традициях детского объединения.


В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

         выставка детских творческих работ;

         стенгазета или рукописный журнал;

         альбом-летопись детского объединения;

         фотографии, слайды и видеофильмы;

         знаки отличия кружковцев;

         награды детского объединения и его воспитанников;

         выставка книг и периодической печати;

         информационный стенд.

 

III этап. Выявление уровня первичной подготовки  детей в данном виде

     деятельности. Для этого можно использовать:

         тесты или тестовые задания;

         конкурсы и соревнования;

         познавательные игры;

         выполнение практической работы или творческого задания.


Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:

         внесения корректив в образовательную программу;

         разработки индивидуальных заданий;

         объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной

 работы.


На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс:

познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо

инструментами, материалами.

 

IV этап. Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:

         выставочные стенды и музей учреждения;

         кабинеты администрации;

         детские объединения сходного профиля;

         столовая;

         актовый зал;

         туалеты для мальчиков и девочек;

         гардероб.


Некоторые приемы оптимизации занятия

1.     При рассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.

2.     Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.

3.     Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.

4.     Для удовлетворения детей в двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например, прикладное творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.

5.     Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могут использоваться ролевые и организационно-деятельностные игры или их элементы.

6.     При организации занятий с детьми младшего возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например: домовенок, зайчик, мишка. 

О чем необходимо помнить при проведении занятия

Ошибки несоответствия.

         Несоответствие деятельности первого занятия основной деятельности курса программы.

         Несоответствие формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих. 

         Несоответствие формы, метода и содержания, выбранных для первого занятия, возрастным, психологическим особенностям детей. 

Ошибки необеспеченности.

         У педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий.

         Отсутствуют необходимые технические, материальные, финансовые, информационные ресурсы избранной формы.

         Недостаток, неверный расчет времени.

         Ограниченность возможностей, размещения участников и т.д. 


Методические ошибки проведения занятия.

         Концентрация внимания на аспектах, интересных скорее для педагога, чем для детей.

         Размытое или искаженное предъявление норм поведения и деятельности.

         Отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами.

         Незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия.

         Для вводного занятия могут быть типичны также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка - инструкция «Как правильно работать с текстом на иностранном языке?»

Данная памятка-инструкция поможет обучающимся делать правильный анализ текста. В качестве примера приводится подробный анализ текста на немецком языке....

Памятка по разработке методических указаний по выполнению лабораторных/практических работ по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю

Памятка по разработке методических указаний по выполнению лабораторных/практических работ по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей колледж...

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей ...

Памятка ПАМЯТКА №1 Кого можно считать трудным подростком

ПАМЯТКА №1Кого можно считать трудным подросткомТрудные дети – это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степ...

Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы: алгоритмы составления памятки и плана беседы с пациентом.

Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы:  алгоритмы составления памятки для пациента и плана беседы с пациентом....

методическая разработка "ПАМЯТКА ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ"

ПАМЯТКА ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ по вождению....

Методическое пособие ПАМЯТКА "Как навести порядок на письменном столе и организовать все предметы в правильном порядке?"

ПАМЯТКА в комнату, для учащихся проживающищ в общежитии: "Как навести порядок на письменном столе  и организовать  все предметы  в правильном порядке?"...