Методическая памятка
методическая разработка
"Особенности проведения вводного занятия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая памятка
"Особенности проведения вводного занятия"
Введение в образовательную программу - это активное погружение учащихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время "погружения" обучающиеся изучают материал всего курса лишь на качественном уровне, и от них требуется только лишь воспроизведение полученных знаний о фактах, понятиях, законах. В этом случае материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, позволяющих формировать у учащихся целостное представление о предмете.
Психологические особенности вводного занятия:
∙ преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);
∙ создание имиджа педагога дополнительного образования;
∙ определение ориентации на данную группу учащихся, на их интересы;
∙ предъявление норм взаимоотношений между учащимися в группе, стиля общения;
∙ создание атмосферы быстрого знакомства.
Организационные особенности:
∙ быстрое включение детей в деятельность;
∙ использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).
Учебно-воспитательные задачи вводного занятия:
∙ создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
∙ познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
∙ познакомить детей с учреждением и детским объединением;
∙ выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
∙ получить необходимую информацию друг о друге;
∙ вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Структура вводного занятия
I этап. Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.)
Результат этого этапа занятия:
∙ дети знакомы друг с другом,
∙ педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.
II этап. Рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
∙ разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы,
∙ описание содержания и результатов первого года занятий,
∙ объяснение основных этапов овладения мастерством,
∙ рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников,
∙ знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения, если таковые имеются, и условиями их получения,
∙ рассказ о традициях детского объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы: ∙ выставка детских творческих работ; ∙ стенгазета или рукописный журнал; ∙ альбом-летопись детского объединения; ∙ фотографии, слайды и видеофильмы; ∙ знаки отличия кружковцев; ∙ награды детского объединения и его воспитанников; ∙ выставка книг и периодической печати; ∙ информационный стенд.
III этап. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать: ∙ тесты или тестовые задания; ∙ конкурсы и соревнования; ∙ познавательные игры; ∙ выполнение практической работы или творческого задания.
∙ внесения корректив в образовательную программу; ∙ разработки индивидуальных заданий; ∙ объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами. |
IV этап. Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:
∙ выставочные стенды и музей учреждения;
∙ кабинеты администрации;
∙ детские объединения сходного профиля;
∙ столовая;
∙ актовый зал;
∙ туалеты для мальчиков и девочек;
∙ гардероб.
Некоторые приемы оптимизации занятия
1. При рассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.
2. Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.
3. Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.
4. Для удовлетворения детей в двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например, прикладное творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.
5. Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могут использоваться ролевые и организационно-деятельностные игры или их элементы.
6. При организации занятий с детьми младшего возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например: домовенок, зайчик, мишка.
О чем необходимо помнить при проведении занятия
Ошибки несоответствия.
∙ Несоответствие деятельности первого занятия основной деятельности курса программы.
∙ Несоответствие формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих.
∙ Несоответствие формы, метода и содержания, выбранных для первого занятия, возрастным, психологическим особенностям детей.
Ошибки необеспеченности.
∙ У педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий.
∙ Отсутствуют необходимые технические, материальные, финансовые, информационные ресурсы избранной формы.
∙ Недостаток, неверный расчет времени.
∙ Ограниченность возможностей, размещения участников и т.д.
Методические ошибки проведения занятия.
∙ Концентрация внимания на аспектах, интересных скорее для педагога, чем для детей.
∙ Размытое или искаженное предъявление норм поведения и деятельности.
∙ Отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами.
∙ Незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия.
∙ Для вводного занятия могут быть типичны также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-80286-1539342894.jpg)
Памятка - инструкция «Как правильно работать с текстом на иностранном языке?»
Данная памятка-инструкция поможет обучающимся делать правильный анализ текста. В качестве примера приводится подробный анализ текста на немецком языке....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/19/picture-610640-1426794142.jpg)
Памятка по разработке методических указаний по выполнению лабораторных/практических работ по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю
Памятка по разработке методических указаний по выполнению лабораторных/практических работ по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей колледж...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/19/picture-610640-1426794142.jpg)
Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю
Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945699-1504978441.jpg)
Памятка ПАМЯТКА №1 Кого можно считать трудным подростком
ПАМЯТКА №1Кого можно считать трудным подросткомТрудные дети – это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степ...
Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы: алгоритмы составления памятки и плана беседы с пациентом.
Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы: алгоритмы составления памятки для пациента и плана беседы с пациентом....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-57692-1635677789.jpg)
Методическое пособие ПАМЯТКА "Как навести порядок на письменном столе и организовать все предметы в правильном порядке?"
ПАМЯТКА в комнату, для учащихся проживающищ в общежитии: "Как навести порядок на письменном столе и организовать все предметы в правильном порядке?"...