сборник "Тренинг общения педагогов"
материал

Арчакова Людмила Юрьевна
Целью разработки сборника является оказание помощи молодым и практикующим педагогам-психологам в подготовке и проведении психологического тренинга. Таким образом, сборник представляет собой объединение теории и методических рекомендаций осуществления тренинговой работы педагога - психолога, готовые тренинги для работы с педагогическим коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сборник Тренинг общения педагогов371.41 КБ

Предварительный просмотр:

БОРЗИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«КРАСНОКАМЕНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 «Тренинг  общения педагогов, как одно из важнейших условий

профессиональной деятельности»

E:\DCIM\100NVTIM\IMAG0233.JPG

г. Борзя

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….4

Роль психологического тренинга в работе с педагогами…………………..5

Тренинг «Твой мир, в твоих руках»…………………………………………7

Тренинг «Путь к вершине»………………………………………………….16

«Тренинг толерантности для педагогов»…………………………………..19

Тренинг «Преодолеем стресс»……………………………………………...23

Заключение…………………………………………………………………...31

Список использованной литературы……………………………….............32

Приложения………………………………………………………………….33

Приложение 1…………………………………………………………..……33

Приложение 2 ……………………………………………………………….35

Приложение 3………………………………………………………………..38

Приложение 4………………………………………………………………..39

Целью разработки сборника является оказание помощи молодым и практикующим педагогам-психологам в подготовке и проведении психологического тренинга. Таким образом, сборник представляет собой объединение теории и методических рекомендаций осуществления тренинговой  работы педагога -  психолога, готовые тренинги для работы с педагогическим коллективом.

Материалы сборника будут полезны  педагогам-психологам образовательных учреждений.

Автор составитель: педагог – психолог Борзинский филиал ГПОУ «КПТК» Арчакова Людмила Юрьевна.

Компьютерная верстка и дизайн: Арчакова Людмила Юрьевна.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем возникающих в здоровье и  жизни человека  носит психологический характер. Широта требований, которые предъявляются сегодня к учителю, может только поражать и удивлять, требования к педагогу многообразны и продолжают  оставаться достаточно высокими. Профессия школьного учителя требует очень много энергии, как правило это затраты эмоциональные, интеллектуальные и психические. Нагрузки приводят к росту нервно – психического напряжения личности и переутомлению, что провоцирует различные страхи (быть покинутым, потеря профессионализма,  страх контроля и т. д.).  «Эмоционально выгоревшие» педагоги, сохраняют свои знания, опыт, с уверенностью могут предугадать исход любого начинания, но не принимают новшеств, становятся, закрыты, перемены это не про них. Психологи, работающие в школах и детских дошкольных учреждениях, эффективно справляются с такой целью, как профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов, используя различные формы групповой и индивидуальной работы.

Психологический тренинг, это особая форма групповой работы психолога.  Тренинговая группа находится в ситуации своих возможностей, ограничений, правил и проблем, присвоение новых навыков, открытия в себе новых психологических возможностей. Тренинги очень эффективны для профессионального роста и сохранения здоровья, потому что каждый является активным участником процесса. Такие занятия улучшают взаимоотношения с окружающими, в коллективе. Задачи тренинга разнообразны, от  пропаганды здорового образа жизни до раскрытия новых личностных ресурсов и создания базы данных эффективных методов и приемов, направленных на здоровьесбережение учителя.

Роль психологического тренинга в работе с педагогами.

Одной из важнейших целей психологического тренинга является развитие самосознания его участников.

Основная задача - это развитие всех подструктур профессионального самосознания – когнитивной (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего Я-образа как личности и профессионала), аффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции).

Каждое тренинговое занятие включает в себя упражнения трёх взаимосвязанных блоков.

Первый блок посвящен осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. 

Второй блок направлен на осознание участниками себя в системе профессионального и личностного общения и оптимизацию межличностных, отношений с коллегами, администрацией и членами семьи. Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, ее социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии.

Третий блок ориентирован на осознание участниками себя в системе профессиональной деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этом этапе основной упор делается на отработку умений самоанализа профессиональной деятельности, а также способы высвобождения своего творческого потенциала. Во всех блоках участники тренинга знакомятся с короткими и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции (релаксационные и медитативные техники, аутотренинг и т.п.).

Тренинговое занятие включает в себя:

  1. Приветствие.
  2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).
  3. Можно использовать притчу, сказку (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).
  4. Разминочные упражнения.
  5. Основная часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).
  6. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).
  7. Прощание.

Таким образом, тренинговые занятия являются важным шагом в работе с педагогами по развитию адекватного представления о себе и по формированию адекватной профессиональной самооценки.

 Многообразие форм и методов служит предисловием к более глубокому контакту психолога с педагогами в индивидуальном взаимодействии и способствует появлению интереса у педагогов к получению профессиональной психологической помощи по поводу их сомнений, тревог, неуверенности, неудовлетворённостью, связанной с их педагогической деятельностью, а также создаёт возможность для активизации педагогов к поиску эффективных путей преодоления имеющихся затруднений и творческих находок.

Тренинг «Твой мир в твоих руках»

Цель тренинга: Снятие эмоционального напряжения, самопознание и сплочение коллектива.

Упражнение «Я рад тебя видеть...»

Цель: определение положительных сторон участников.

Время: до 15 мин.

Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что...». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять упражнение?
  2. Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
  3. Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть...»?
  4. Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа?
  5. Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

Антистрессовая релаксация.

  1. Присядьте (если есть возможность лягте) поудобнее.
  2. Закрыв глаза дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением и медленно говорите себе: «Вдох и выдох как прилив и отлив». Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.
  3. Волевым усилием сокращайте мышцы тела или их группы. Сокращения удерживайте около 10 секунд, потом расслабьтесь, отрешитесь от всего, ни о чем не думайте.
  4. Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».
  5. Представьте, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас, чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Лежите (сидите) спокойно, как тряпичная кукла, наслаждайтесь испытываемым ощущением (30 сек.).
  6. Сосчитайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы более расслабляются. Теперь ваша единственная забота насладиться состоянием расслабленности.
  7. Наступает пробуждение. Сосчитайте до 20.Скажите себе: «Когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются и я буду чувствовать себя бодрым. При этом я осознаю, что ощущение напряжения исчезло».

Упражнение «Расчленёнка»

Упражнение носит чисто демонстрационно-диагностический характер. (Название упражнения не произносите до завершения работы). Недостаток: нельзя использовать повторно с одним и тем же клиентом. Для выполнения упражнения каждому участнику понадобится семь листов бумаги, карандаши семи цветов и ножницы.

Инструкция.

На первом листе бумаги нарисуйте одним из карандашей ту или те части вашего тела, которые отвечают за ваш ресурс, дают вам наибольшую жизненную силу. Не забудьте написать карандашом, какого цвета вы рисовали на первом листке.

Когда вы закончите  первый рисунок, переверните его, отложите и больше не заглядывайте в него вплоть до окончания работы.

На втором листе бумаги нарисуйте другим карандашом ту или те части вашего тела, которые обеспечивают вашу внутреннюю и внешнюю безопасность. Если вам это необходимо, части тела могут повторяться. Запишите, каким цветом вы рисовали второй рисунок. Когда вы закончите рисовать переверните и отложите рисунок.

На третьем листе бумаги нарисуйте третьим карандашом ту или те части вашего тела, которые отвечают за ваше сотрудничество с окружающим миром. Запишите, каким цветом вы рисовали третий рисунок. Когда вы закончите рисовать отложите третий лист.

На четвертом листе бумаги карандашом четвертого  цвета нарисуйте ту или те части вашего тела, которые обеспечивают вашу возможность при необходимости сопротивляться окружающему миру. Запишите, каким цветом вы рисовали четвертый рисунок. Когда вы закончите рисовать отложите рисунок.

На пятом листе бумаги карандашом пятого  цвета нарисуйте ту или те части вашего тела, которые отвечают за вашу внутреннюю жизнь, за ваши взаимоотношения с самим собой. Запишите, каким цветом вы рисовали пятый рисунок. Снова отложите перевернутый лист.

На шестом листе бумаги карандашом шестого  цвета нарисуйте ту или те части вашего тела, которые заняты интеграцией всех описанных выше функций и контролем за их осуществлением. Запишите, каким цветом вы рисовали шестой рисунок. Незабудьте отложить перевернутый лист.

И, наконец, на седьмом листе седьмым цветом вы нарисуете те части вашего тела, которые вы до сих пор не нарисовали, или те части, которые вам почему-либо важно нарисовать еще раз.

Для продолжения работы вам понадобятся ножницы. Вам предстоит аккуратно вырезать ВСЁ нарисованное – даже в том случае если одна и та же часть тела была изображена семь раз, - а затем собрать из ВСЕГО вырезанного целого человечка.

Анализ полученных результатов:

Начнем с более или менее конкретных параметров анализа. Их несколько:

  1. Человек в норме должен быть действительно целым. Говоря о норме сейчас, мы имеем в виду исключительно соответствие здравому смыслу. Уточним -  под целостностью следует понимать наличие всех существующих у вас в реальности частей тела. Мы, разумеется, не подразумеваем обязательность наличия каждого из анатомически присутствующих внутренних органов – вполне достаточно, например, нарисованного туловища, чтобы предположить существование в нем сердца, легких, печени и прочих конструктивных особенностей. Целостность человека важна для нас потому, что при отсутствии необходимых составных частей у реального инструмента работать обычно он просто отказывается.
  2. Следующий интересующий нас параметр условно можно назвать защищенностью, В вашем человечке эта защищенность в норме должна выражаться в очень простом принципе: Внутренние части тела должны находиться внутри.  Напоминаем, что инструменту совершенно необходимо быть безопасным – а о какой безопасности может идти речь, если его наружная оболочка нарушена? Если, например, нарисованное сердце оказывается больше, чем туловище, где ему положено размещаться, то человечка считать вполне защищенным нельзя. Или если имеется желудок, но отсутствует и туловище, и отдельно изображенная кожа в этой части тела – желудок в повседневной жизни оказывается практически беззащитным перед любыми внешними воздействиями. А уж если этот желудок нарисован как отвечающий за сопротивление окружающему миру – можно почти с уверенностью сказать, что у автора рисунка имеются какие–нибудь заболевания пищеварительной системы. Во всяком случае, желудок – зона его максимального саматического риска.
  3. Следующий значимый для нас параметр – соразмрность частей тела человечка. Здесь все просто – соотносительные размеры различных частей тела должны быть хоть сколько-нибудь реальными. То есть голова не должна быть больше туловища, правая рука – вдвое короче левой и т. д. Этот параметр тоже имеет отношение в основном к распределению энергии между отдельными частями тела инструмента под названием тела.
  4. Следующее, на что придется обратить внимание – это реалистичность изображения. Имеется ввиду совсем не точность анотомических подробностей в изображении, скажем, селезенки. Просто если человек вместо головы рисует звезду, а вместо кожи ауру, то никакого отношения собственно к телу эти фигуры не имеют, а значит, составленный из таких «запчастей» инструмент делать то, что ему положено, не сможет. Это примерно то же самое, что пытаться заменить лопасти вентилятора их изображением на листе бумаги. Если у нарисованного человечка дела обстоят именно так, то может ли его автор быть уверен в реалистичности своего мировоззрения, намерений, оценки окружающей действительности?
  5. Следующий параметр анализа человечка – дифференциация функций. Возможно, что на каждом из семи листов была нарисована целая человеческая фигура. Это обозначает следующее: решать любую возникающую жизненную задачу бросаются одновременно все части тела, и, следовательно, стоит заболеть левому мизинцу, как пострадают разом все функции. С точки зрения тела как инструмента можно сказать, что если функции разделены между частями тела автора рисунка таким же образом, то малейшее недомогание полностью лишает его какой бы, то ни было работоспособности.
  6. И наконец, последний параметр – кратность изображений. Это не значит, что каждая часть тела должна быть нарисована только один раз. Даже два-три носа – вполне нормально. При условии, что все прочие части тела – или большинство их – тоже изображены примерно столько же раз. А вот ситуация, когда у человека две ноги, две руки и шесть голов, явно должна настораживать. Для нашего анализа этот параметр значим с точки зрения информации о распределении властных полномочий (лезет эта голова со своим умничаньем во все дела, и ни чего ты с ней не поделаешь!) и об использовании энергетических ресурсов (сколько же она при этом ресурсов потребляет?!).

Значимо для нас, конечно, и соотнесение каждого органа с выполняемой им функцией. Например, понятно, что если функцию сотрудничества с окружающим миром у одного человека выполняют руки, а у другого – уши, то это будут два разных способа сотрудничества. Или: если в части тела, обеспечивающие функцию контроля и интеграции, не входят никакие органы чувств, то становится весьма загадочным – а какую же информацию эти «контролирующие органы» обрабатывают для оценки эффективности деятельности всего тела?

При анализе человечка следует помнить самое главное: любая часть тела, нарушающая принципы защищенности, реалистичности, кратности или соразмерности, является серьезной зоной, так называемого соматического риска – то есть тем органом или группой органов, для которых весьма вероятна опасность наличия или возникновения какого-то заболевания. Это и понятно: если в эту часть тела или орган постоянно направляется неоправданно много энергии, если они ни как не защищены от окружающего мира, если на них возлагается непосильная нагрузка или ответственность – их физическое состояние неизбежно находится под угрозой.

Немаловажное значение имеет и детальность прорисовки отдельных частей. Как, вы думаете, может относиться к своему телу человек, у которого все рисунки сделаны наспех, небрежно, да примерно так же и вырезаны? А если все изображено со скрупулёзной точностью, а, например лицо – кое-как?

Понятно, что вариантов изображения «расчлененного человечка» - бесчисленное множество, описать их все не возможно, да и не нужно. Понимание способов анализа содержащейся в нём информации приходит с опытом – и довольно быстро.

Игровое упражнение «Сотворение мира».

Расположитесь в кругу и тихо включите спокойную музыку. В центр круга нужно поставить столик с пластилином и картоном. Для проведения занятия используйте следующий текст.

«Для того чтобы наша жизнь была эффективной, важно чтобы каждый из нас постоянно Созидал самого себя. Каждый из нас – Творец. Мы все – творим миры. И сейчас пришло время вспомнить об этом и пережить это.

А знаете ли вы, как был сотворен мир? Множество легенд и мифов повествуют об этом. И вот один из них.

        Сначала не было ничего: ни земли, ни неба, ни песка, ни холодных волн. Была лишь огромная черная бездна. Царство Хаоса. К северу от нее лежало царство туманов, к югу – царство огня. Тихо, светло и жарко было в царстве огня, так жарко, что никто кроме детей этой страны, огненных великанов, не мог там жить. В царстве туманов, напротив, господствовали вечный холод и мрак.

        Но вот в царстве туманов забил родник. Двенадцать мощных потоков взяли из него свое начало и стремительно потекли к югу, низвергаясь в бездну. Жестокий мороз царства туманов превращал воду этих потоков в лед, но родник бил не переставая, ледяные глыбы росли и все ближе и ближе подвигались к царству огня. Наконец, лед подошел так близко к царству огня, что стал таять.

        Из таявшего льда возникла гигантская корова. Четыре молочные реки потекли из ее вымени. Зеленых пастбищ еще не было, и корова паслась на льду, облизывая соленые ледяные глыбы. К концу первого дня на вершине одной из этих глыб появились волосы, на другой день – целая голова, к исходу же третьего дня из глыбы вышел могучий гигант. Прародитель Богов.

        Шло время, мир менялся, огромные силы царства хаоса должны были быть обузданными. Эту задачу выполнили Боги. Они брали из хаоса, царств огня и туманов вещество и создавали землю, воду, огонь и воздух. Из искр, вылетавших из царства огня, боги сделали звезды и украсили ими небесный свод. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

Сотворив мир, боги надумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи – женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий – кровь и румяные щеки. Так появились первые люди.

Так это было, или иначе, не известно. Но ясно одно - каждый из нас имеет внутри себя Творца. Но у каждого из нас он проявляется по-своему. Каждый день мы создаем внутри себя и вокруг себя новый мир, часто даже не замечая этого. Мудрецы говорят, что мы несем в себе частицу Бога, создавшего мир. И сегодня нам предстоит создать свой собственный мир.

Вы видите перед собой разноцветный пластилин. Разнообразные вещества в руках богов подобны пластилину или глине, они легко воплощают любую идею богов.

Итак, сначала создали боги землю. Давайте возьмем пластилин, который поможет нам создать землю. Подержим его в своих руках. И, разминая его и придавая ему форму, создадим землю.

Создавая землю, - комментируете Вы, в процессе игры, - боги думали о том, какой плодородной она будет. Они знали, что земля даст будущему человеку ощущения уверенности, прочности, научит его создавать предметы материального мира, строить дома, обустраивать свой быт. Они знали, что земля научит человека трудиться и получать от этого удовольствие. Они знали, что земля даст человеку богатство и научит им правильно распоряжаться… Итак, боги создали землю.

Они любовались своим творением, показывали его другим богам, и боги восхищались искусству каждого. Но затем боги подумали, надо чем-то удобрить землю, и пусть этим станет вода. Они отложили созданную ими землю. Взяли другой кусочек вещества (пластилина) и начали создавать воду.

Создавая воду, - комментируете Вы, пока все заняты созданием воды, - боги думали о том, какой живительной и чистой она будет. Они знали, что вода напитает землю, и та даст богатый урожай. Они знали, что вода будет дарить человеку очищение; она напитает его внутренний мир разнообразными переживаниями, и разовьет его чувствительность... Итак, боги создали воду.

Они любовались своим творением, показывали его другим богам, и боги восхищались искусству каждого. Затем боги соединили землю и воду в чудесную композицию… и показали ее другим богам.

Затем боги отложили землю и воду для того, чтобы посвятить себя созданию огня. Они взяли по кусочку соответствующего вещества (пластилина) и начали создавать огонь…

Создавая огонь, боги думали о том, как он подарит человеку тепло, поможет приготовить пищу. Они знали, что огонь сможет поселиться в душе каждого человека, и помогать ему жить и творить. Они знали, что огонь укрепит дух человека и напитает его высокими устремлениями… Итак, боги создали огонь.

Они любовались своим творением, и показывали его другим богам. Огонь нисколько не обжигал божественные руки. Они соединили землю, воду и огонь. Казалось бы, мир создан… Но нет, для жизни необходим еще один элемент – воздух. Боги отложили свои композиции, и взяли по кусочку вещества (пластилина), необходимого для создания воздуха.

Создавая воздух, боги думали о том, что он будет связывать все элементы. Они знали, что он подарит человеку легкость дыхания, поможет ощущать ароматы этого мира. Они знали, что воздух сможет переносить мысли людей, а значит поможет им учиться и узнавать новое… Итак, боги создали воздух.

Они любовались своим творением, показывали его другими богам. А потом они соединили воедино землю, воду, огонь и воздух.

Так были созданы эти миры, и боги любовались ими и показывали друг другу. Они поражались и восхищались тем, насколько разными были сотворенные ими миры».

После небольшого спонтанного обмена впечатлениями, можно переходить ко второму сюжету. Для этого Вы можете использовать следующий текст.

«Итак, боги полюбовались созданными мирами. Теперь пришло время населить их. И задумали боги создать человека. Им хотелось, чтобы человек нес в себе весь мир, который они сотворили. Поэтому они решили создать человека из того вещества, из которого создали мир.

Боги не привязывались к результатам своего труда. Они хотели, чтобы созданный ими мир был внутри человека. Поэтому они взяли тот мир, который только что создали, в свои руки. Согрели его своим божественным теплом, и…скатали в шар.

В руках богов оказался разноцветный шар, в котором теперь перемешались и земля, и вода, и огонь и воздух. «Из этого теперь можно создать человека!», – решили боги.

Они разделили шар на две части: одну чуть больше, другую чуть меньше. И скатали два шара. Но этого было недостаточно для создания человека. Тогда они взяли больший шар и опять разделили его на две части: одну побольше, другую поменьше. Теперь у них было уже три шара, но и этого было недостаточно. «Жизнь размножается делением», - подумали боги и разделили тот шар, который побольше, еще на две неравные части, и скатали из них шары. Теперь у богов было уже четыре шара.

«Но этого мало», - решили боги и разделили больший шар еще на две части, превратив их в шары. Теперь у них было уже пять шаров. Но богам так понравилось заниматься делением, что они разделили больший шар еще на две части.

Теперь перед ними лежали шесть шаров. «Надо знать меру», - подумали боги, и на последок отщипнули от большего шара маленький кусочек, скатав шары…

Перед богами лежали семь шаров разной величины. «Это хорошее число», - решили боги, и слепили из шаров человека. Самый большой шар стал туловищем, самый маленький – шеей, остальные шары стали руками, ногами и головой.

Человек, слепленный из шаров, развеселил богов. «Он должен быть подобен нам», - решили боги и стали вытягивать части тела человека, прочно соединяя их друг с другом. Так появился первый человек…

«Главное, он должен стоять на своих ногах», - решили боги и долепили своих человечков так, чтобы они прочно стояли на своих ногах.

Потом боги поставили своих человечков в круг и долго рассматривали их».

После небольшого спонтанного обсуждения и обмена впечатлениями, можно переходить к третьему сюжету. Текст для его проведения может быть таким.

«В каждом этом человечке – весь мир, который мы также создали своими руками. Но все эти человечки – новорожденные. А новорожденным боги обычно дарят подарки. Подарки богов не просты, в каждом из них скрыт особый смысл. Главный подарок – подарок от бога творца. Поэтому подумайте, что вам хотелось бы подарить своему человечку, какими качествами его наделить, какой судьбы пожелать. Потом возьмите кусочек пластилина и вылепите символ вашего подарка, а затем подарите его вашему человечку».

        Когда каждый подарит своему человечку подарок, Вы можете продолжать (только не забудьте подарить подарки своему человечку).

«Пожалуйста, внимательно рассмотрите человечков, найдите среди них того, или тех, кому вам хочется сделать подарок. Заметьте, подарок делается не богу-создателю, а человечку. Вы можете даже не знать, творенью рук какого бога принадлежит человечек. Подумайте о смысле своего подарка, потом изготовьте из пластилина символ этого подарка. И когда все будут готовы, мы снова соберемся вокруг наших человечков».

Обычно время, необходимое на изготовление подарка, занимает 5-7 минут. Далее, все собираются вокруг человечков с подарками в руках.

«Пришло время дарить подарки, говорите Вы. – Мы будем дарить подарки со словами: «Я хочу подарить этому человечку нечто (вы называете свой подарок), что будет, на мой взгляд для него полезным. Мой подарок принесет в жизнь человечка… (вы говорите, что принесет ваш подарок). Как ты смотришь на это, бог-создатель?» И бог-создатель этого человечка должен сказать свое решение. Оно может быть положительным – тогда подарок с благодарностью принимается, или отрицательным – тогда подарок с благодарностью не принимается. Если подарок отвергается, бог-создатель должен найти форму корректного и достойного отказа, такую, чтобы не обидеть дарителя. Итак, давайте подарим наши подарки!»

        В обсуждении важно проговорить впечатления от творчества, подарки, подаренные своим человечкам и другим, а также понимание смысла даров. В заключении Вы предлагаете человечков всех членов команды поставить в круг так, чтобы они поддерживали друг друга. Пока все рассматривают эту композицию, Вы можете сказать: «Сегодня нам удалось убедиться в справедливости выражения: «Внутри человека – целый мир». Ибо мир, созданный нашими руками, мы поместили внутрь наших первых людей. Но давайте зададим себе вопрос: кого же мы лепили на самом деле? Конечно, самих себя, свой мир. В этих человечках частичка нас. Давайте, чтобы сохранить все ощущения скатаем своих человечков и все подарки в шар. А потом создадим из наших шаров красивую композицию!»

Завершим наш тренинг презентацией с песней Витаса «Улыбнись». (Скачать презентацию можно  https://www.youtube.com/watch?v=D8S-XiT9Vfs).

Рефлексия. Высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, Что понравилось, что не получилось или не понравилось, как чувствуют себя участники тренинга, пожелания и предложения ведущему.

Тренинг «Путь к вершине»

Цель: достичь хороших межличностных отношений в коллективе; раскрытие творческого внутреннего потенциала педагогов.

Задачи:
         - формирование в коллективе эмоционально позитивной атмосферы;

- раскрытие творческого потенциала педагога;

- активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, развитие его индивидуальности, расширение самосознания.

Упражнение «Шеренга»

Цель: сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего, необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения: участники строятся в шеренгу по: росту, цвету волос, алфавиту имен, размеру ноги и т. д.

Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету волос, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по другим признакам, условия те же самые».

Упражнение «Школа»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Процедура проведения: участники делятся на 2-4 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценной школой. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этой школе – учителем, ребенком, директором; а может быть дверью, стеной, окном, партой, стулом, доской, указкой, мебелью, шторкой и др.? Выбор за Вами. Но не забывайте, что Вы должны быть полноценной и функциональной школой. В течение 3 минут постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Рефлексия: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «школе»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Каждая часть «школы» важна и нужна в ней, каждая несет свою определенную функцию, без которой школа не может быть полноценной.

Упражнение «Рисуем мандалу»

Цель: психологическое единение коллектива, определение психического состояния и чувств, изучение личности педагогов.

Материалы, используемые на занятии: заготовки, вырезанные из бумаги в виде фигур:

Ватман А 3, клей, краски, кисточки. Магнитофон и музыка для релаксации.

Для создании Мандалы педагогического коллектива, педагогам на выбор предлагаются четыре вида фигур:

Необходимо выбрать какую-либо одну фигуру, закрасить фон и нанести любой рисунок, который доставит удовольствие (узор может быть в виде геометрических фигур, природа, животные, птицы, и т. д.). Когда рисунок будет готов, нужно на него посмотреть, так как в нем выражена часть души человека. Ответить себе на вопрос: «Какая часть души и что выражает»?

Когда все рисунки готовы, педагоги совместно составляют узор Мандалы в виде круга, на ватмане, фигурки приклеиваются. Готовая коллективная Мандала вывешивается на стенд и рассматривается. В это время психолог говорит, что Мандала – это рисунок на круге, который выражает что-то глубинное в душе человека и ее рисование служит совершенствованию душевной жизни человека, его организма и здоровья. Созданная Мандала, является выражением души коллектива, где есть частичка души каждого педагога. Найдите место, которое отвели вам в этой Мандале. Подумайте, какие чувства вы испытываете. Обратите внимание, что каждый из нас находится близко к другим. Если кто-то сделает больно другому, то остальным тоже будет больно, а радость отразится светом на других. Закономерно, что все возвращается к тому же месту и к тому же человеку по движению круга. Эта Мандала – наше групповое Я, в которой каждый участник представляет собой живую клетку, обладающую уникальной структурой и сознанием.

Педагоги могут проговорить свои чувства, ощущения и переживания. Если последуют просьбы прокомментировать работу, необходимо ориентировать педагогов на положительные моменты.

Релаксация «Игра с песком»

(Напряжение и расслабление  мышц рук)

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками). Повторить игру с песком 2-3 раза.

Упражнение «Что я почти забыл»

Цель: помочь участникам осознать все, что осталось не завершенным, невысказанным.

Прежде чем мы все расстанемся, я хотел(а) бы дать вам возможность проговорить то, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы группы. Сядьте поудобнее и закройте на минуту глаза … Представьте себе, что вы возвращаетесь домой и по дороге вспоминаете группу… В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали или не высказали чего-то… Вы жалеете об этом… Что же осталось невысказанным или не сделанным? (1 минута). Теперь откройте глаза… Сейчас у вас есть возможность выразить то, что вы не успели сказать раньше.

Упражнение «Улыбка»

(Рекомендация или домашнее задание).

Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удается удержать ее 10-15 мин., вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.

Тренинг толерантности для педагогов

Цели:

  • осознание педагогами своей индивидуальности;
  • познакомить с понятием “толерантность”;
  • показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны;
  • помочь педагогам внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Задачи:

  • создание комфортного психологического климата в группе;
  • способствовать педагогам в самопознании и приобретении опыта позитивного общения.

Оборудование: мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркало, визитные карточки, булавки

Ход занятия

Никто не может любить другого,

если до этого не полюбил себя…
                                                                                                Эразм Роттердамский

Упражнение “Смысл имени”.

Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.

Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас,  которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.

Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.

Упражнение “Аплодисменты”.

Предлагаю Вам принять участие в практическом занятии на тему: “Развитие толерантности педагогов”.

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.

Упражнение “Мои положительные черты”.

- Напишите свои положительные черты.

- Трудно ли было написать эти черты? Почему?

- Теперь ещё раз прочтите то, что написано на вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что вы у себя отметили.

- Что вы чувствовали когда выполняли это упражнение?

Упражнение  “Отражение в воде”.

- Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тем, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

  • человек скорчил страшную рожицу;
  • человек замахнулся палкой;
  • человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке;
  • что вы чувствовали, когда ваш партнёр скорчил вам рожу (замахнулся на вас, улыбнулся вам);
  • что вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться;
  • как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале;
  • наша злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих;
  • замахиваясь на другого палкой,  мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

Упражнение  “Волшебное озеро”.

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

- Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Знакомство с понятием “толерантность”.

Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом “терпимость” является слово “толерантность”.

А что, по-вашему, означает слово “толерантность”?

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах: в английском языке толерантность – “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”, во французском – “уважение свободы другого”, в китайском – быть толерантным значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”, в арабском - “прощение, снисхождение”, в персидском – “терпение, выносливость, готовность к примирению”.

Упражнение  “Я люблю тебя…”.

Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.

Вы должны сказать “Я люблю тебя...”, назвать своё имя и объяснить, почему вы себя любите.

(Например, Я люблю тебя, Лариса, за то, что ты много внимания уделяешь своим детям). Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили.

Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.

- Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?

Что вы при этом чувствовали?

Упражнение  “Похвали себя и других”.

Участники делятся на пары.

Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать своему партнёру, что вам в нём нравится. Партнёр, выслушав вас, должен сказать: “А кроме того, я…” - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

Например “Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде”. Вера продолжает: “А кроме того, я настойчивая”. Затем Вера должна похвалить меня.

- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам?

Легко ли было хвалить себя?

Упражнение “Я заслуживаю..”.

Завершая наши занятия, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру – “Я заслуживаю...”.

- Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю...”, вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, что Алексей выполнил домашнее задание”, и т.п.

Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

Упражнение “Я желаю себе и другим…”.

Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.

Тренинг «Преодолеем стресс»

Цели и задачи: 1. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния;

2. Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности

3. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний

4. Помочь выработать навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, обрести уверенность в себе

Предварительная работа:

Цель: изучить психоэмоциональное состояние педагогов.

Используемые методики:

1. Тест «Ваш творческий потенциал» - направлен определение уровня творческого потенциала человека, его творческих возможностей (см. приложение)

2. Опросник «Психическое выгорание» (Водопьяновой Н. Е., Старченковой Е. С.) - для анализа синдрома «выгорания» в педагогическом коллективе (см. приложение)

3. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (Фидлера А. Ф.) (см. приложение)

Программа психологической помощи педагогам в снятии психоэмоционального напряжения и улучшения их личного самочувствия

Ход тренинга.

 «В здоровом теле здоровый дух» поговорка означает, что здоровый человек всегда жизнерадостен и активен. Также она означает, что любая болезнь тела связана с какой-то болезнью психики. Любое, даже незначительное изменение на уровне психики неизбежно ведёт к изменениям на физическом уровне. Известно, что в ситуации опасности выделяется адреналин, учащается пульс, сокращаются мышцы, но мало кому известно, что кроме этого опасность является причиной 1400 химических реакций. Подобные явления сопровождают любую эмоцию.

Регулярное выполнение предложенных техник и упражнений позволит педагогу оценить своё психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, обрести уверенность в себе.

Упражнения на снижение эмоционального

и физического напряжения:

«Концентрация на медитативном дыхании»

(дыхательная техника)

Цель: Полное расслабление, ритмизация дыхательного процесса, повышение внутренней стабильности, достижение гармонии эмоциональных реакций.

Необходимое время: 3-5 мин.

Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: «Я чувствую свой вдох…. чувствую выдох….»

После регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации увеличиваются.

Примечание: несмотря на элементарность, это упражнение является одной из самых эффективных дыхательных техник.

«Высокая энергия» 

(зрительная техника)

Цель: заряд краткосрочной энергии и её оптимальное использование.

Необходимое время: 3 мин.

Представьте себе яркое ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь… проглотите её… она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!

По окончании сеанса сосчитайте до пяти и медленно возвращайтесь к окружающей реальности.

«Избавление от тревог»

(зрительная техника)

Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

Необходимое время: 5-10 мин.

Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам… оно ярче тысяч солнц… его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, всё оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

«Да – да – да»

(голосовая техника)

Цель: трансформация негативных переживаний в положительные, настройка всего организма на благоприятное восприятие предстоящего события.

Необходимое время: 5-10 мин.

В течение 5-10 мин постарайтесь ни на что не отвлекаться и проговаривать «да-да-да» с различными интервалами, интонацией и громкостью.

«Разговор на незнакомом языке»

(голосовая техника)

Цель: очищение сознания, снятие напряжения с артикуляционного аппарата.

Необходимое время: 3-5 мин.

Говорите, не задумываясь, любые пришедшие в голову бессмысленные звукосочетания, имитирующие разговорную речь.

Примечание: во время упражнения «выбалтывается» много беспокоящего, скрытого в подсознании.

Упражнение «Гора с плеч»

Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

Необходимое время: 3с.

Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

Упражнение «Внутренний луч»

Упражнение выполняется индивидуально, помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

Принять удобную позу, сидя или стоя, в зависимости от того, где оно будет выполняться.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность – спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и профессией.

Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите не просто удовольствие, а даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо!»

Неверие в себя – вот главный виновник наших ошибок и наших бед. Казалось бы, нет ничего проще: достаточно встряхнуться, поверить в себя и не будет больше ни ошибок, ни разочарований, ни страха перед завтрашним днём. Но выбраться из замкнутого круга ошибок не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Мы сами программируем собственные ошибки, а потому нет таких ошибок, которых мы бы не могли избежать.

Выполнение предложенных методик и упражнений поможет развить умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие самого себя.

Упражнения на развитие уверенности в себе.

Упражнение «Ловец блага»

Ведущий: Чтобы с вами ни происходило, во всём старайтесь находить положительные стороны. Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всём научиться видеть хорошее.

Инструкция: Назовите положительные стороны дождя. Он прибивает пыль – воздух становится чище. Поливает всё живое – растительный мир предстаёт во всей своей красе. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду – теперь её надолго хватит для полива. Благодаря дождю вы можете наконец заняться насущными домашними делами. Когда идет дождь, хорошо читается, спится и т. д. дождь благотворно влияет на качество подземных вод – значит не нужно искать мастера, чтобы углубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюёт рыба. И ещё – кое-кто перестанет придираться к тому, что вы моете машину водой из водопровода.

Педагоги по очереди устно дают варианты ответов. Затем им предлагают следующие ситуации.

1. Что может быть хорошего в том, что вы опоздали на автобус или трамвай?

2. Что может быть положительного в том, что у вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск?

3. Какой плюс можно обнаружить в том, что вы потеряли работу?

4. Какую позитивную сторону можно увидеть в ситуации развода?

Педагоги письменно отвечают на вопросы. Затем ведущий подводит итог: кому удалось найти пять позитивных сторон каждой ситуации; кому – больше пяти, кому – три; кто не нашел ни одной положительной стороны.

Педагоги обмениваются своими позитивными высказываниями.

Упражнение "Избавление от самокритики"

Перед выполнением упражнения ведущий говорит: "Есть люди, которые постоянно анализируют своё поведение с точки зрения его неудачности, неэффективности (А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так то и так то. Что я натворил). Эти и подобные им самоукоряющие вопросы порождают чувство вины, что приводит к ещё большему "самобичеванию". Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого "мученика самокритики". Спастись от этого необходимо и возможно"

Инструкция: Воспользуйтесь следующим приёмом. Возьмите чистый лист бумаги и составьте перечень наиболее ценных своих качеств. Например, я хороший специалист. Меня уважают коллеги. Я прекрасно готовлю. Я кое-чего достиг в жизни. Я признаю свои ошибки. В некоторых сферах я очень способен. Я стараюсь быть добрым. Я культурно развит. Затем положите этот листок в записную книжку и, когда вас начинает мучить самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.

Критика бывает разной. Деструктивная критика легко сбивает нас с толку, конструктивная - помогает добиваться успеха с наименьшими потерями. Проблема в том, умеем ли мы:

• спокойно относиться к любой критике в наш адрес

• понимать, кто и с какой целью нас критикует

• отличать конструктивную критику от деструктивной

Если нас неприятно задевает чья-то критика, давайте скажем себе следующее:

Сколько людей, столько и мнений. В любом случае, мои поступки всегда будут оцениваться по-разному. Всегда найдутся и те, кто меня поддержит, и те, кто меня осудит. Как бы я ни старался, невозможно понравиться всем сразу. Да и ни к чему.

Любой человек имеет право на ошибку. Зачем посыпать голову пеплом? Мой критик - такой же человек как и я, а его критические замечания - вовсе не истина в последней инстанции.

Моя психологическая зависимость от критики прямо пропорциональна моему страху перед ней, а следовательно, мне вовсе не обязательно побеждать критиков, мне достаточно победить собственные страхи.

Каждый смотрит со своей колокольни, гласит народная мудрость. Меня не понимают? Ну и что? Меня никто не обязан понимать.

Я считаю критику справедливой? Тем лучше для меня. От того, что я подвергся чьей-то критике, я не стану ни хуже, ни лучше. Важно лишь то, к каким выводам и поступкам она меня приведёт. А следовательно, толика разумной критики мне не повредит.

Упражнение "Двенадцать присяжных"

(поможет ставить заслон критике)

Расположитесь поудобнее, предпочтительно в кресле или на диване, так чтобы ваше тело было максимально расслаблено и вас не отвлекали ни яркий свет, ни громкая музыка, ни телевизионный экран. Сделайте несколько глубоких вдохов и постарайтесь выбросить из головы всё лишнее. Ваше дыхание спокойно, ваши руки лежат на коленях ладонями вверх. Закрывать глаза не обязательно. Глубоко вдохнув, громко, вслух повторите те критические, которые выбили вас из колеи. Представьте, что вы на морозе, и слова вылетают из вас, как облачко пара. Освободитесь от них. Их больше нет внутри вас. Они снаружи. Мгновение - и порыв ветра уносит их в морозный воздух, рассеивая по всему миру.

Может быть, мир изменился?

Обведите взглядом комнату, проверьте, на месте ли шкафы, стулья, книжные полки. Ничего не изменилось, не правда ли? А может перемен нет только в комнате, а где-нибудь в Африке пошел снег? Осознайте всю абсурдность подобного предположения. Природе нет никакого дела докритике в ваш адрес, но, может быть, люди отреагируют иначе? Вдох, выдох. Теперь ваша задача выбрать присяжных, которые вынесут вам окончательный приговор. Забудьте о тех, кто вас окружает. Выбирайте тех, кто вам нравится и известен, будь то Шварцнеггер, Алла Пугачева или господин Якубович. Последовательно спрашивайте у каждого, интересует ли его критика в ваш адрес. Представьте, чтобы они могли ответить вам, если бы сидели в соседнем кресле.

- Критика? А кто вы такой? - почти наверняка спросит едва ли не каждый из них.

Тем лучше.

Вас никто и ни чем не собирается обвинять.

Вполне возможно, кто-то даже позволил поиронизировать над вашим оппонентом, кто-то даже посмеялся над абсурдностью критики в ваш адрес, а кто-то тут же напомнил, что уж о нем -то и вовсе говорят черт знает что.

Выберите тех, чьи ответы вам больше всего пришлись по душе.

Это - ваши защитники. Вспоминайте о них всякий раз, когда на вас будут сыпаться критические стрелы, и на вашем лице всегда будет улыбка спокойного, уверенного в себе человека. Мало того что вы убережете свои нервы, но и, поверьте, почти наверняка заставите вашего критика если не замолчать, то существенно сбросить обороты. В самом деле - а вдруг ваша улыбка означает, что вы себе на уме, а аргументы в свою защиту приберегли для более удобного случая?

Упражнение "Разговор с зеркалом"

Каждый вечер, перед сном, встаньте у зеркала и, внимательно глядя в глаза своему отражению, громко и отчетливо произнесите: "Всё, что произошло неприятного, все обиды, неприятные поступки и слова в свой адрес я отдаю тебе". Закройте глаза, сложите ладони так, как будто собираетесь зачерпнуть в них воду. Вспоминайте все негативные моменты дня и проговаривайте их, склонившись к ладоням, словно "изливая" изо рта в руки. Представляйте, как вместе с невидимыми словами из вас изливаются негативные эмоции, напряжение, страх, обиды. Почувствовав, что ваши руки "полны", откройте глаза и "выплесните" всё собранное своему отражению. Теперь все беспокоящие вас моменты остались по ту сторону зеркала - у вашего "зеркального Я". А вас они больше не касаются. После этого спокойно идите спать. Эту технику "зеркального двойника" используют в некоторых индийских храмах, излечивая таким образом истощенных нервными переживаниями людей. А в Китае люди, уставшие от несправедливостей или обид, точно так же выплескивают их на своего "водного" двойника, то есть на свое отражение в воде.

Упражнения для сплочения коллектива

"Нестандартное решение"

Объединив усилия, придумать как можно больше способов нестандартного использования какого-либо обычного предмета (кирпича, скрепки, консервной банки и т. п.) Например, кирпич может быть использован в качестве подставки под горячее, гнета, якоря. С его помощью можно что-то написать, а можно сделать надпись на его поверхности. Таких нестандартных изменений кирпича, как и других предметов, может быть много.

В заключении, обращается внимание участников группы на то, как много вариантов они смогли предложить, работая вместе (отметить изобретательность) .

"Подарки"

Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально-позитивной атмосферы. Заранее готовится игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Если группа большая (более 12 человек, каждому игроку желательно дать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого все билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать его и отдать тому, кто, по его мнению обладает данным качеством. Получивший "подарок" про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-то участнику. И т. д., упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача "подарков" не сконцентрировалась в руках 2-3 игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

Упражнение на развитие социальной уверенности.

Двух участников отсылают из комнаты. Остальные выбирают 2 предмета и прячут их в разных местах комнаты. Задача участников - найти загаданные предметы. Одного испытуемого группа поддерживает в поисках предмета, даёт положительное подкрепление: молодец, близко, у тебя всё получится и т. д.

Другому участнику группа дает отрицательное подкрепление в поисках предмета: да где тебе найти, ну и тугодум и т. д.

Когда предметы будут найдены, обсуждается: что чувствовали испытуемые во время выполнения задания, чьи высказывания мешали им ходить.

“Пожелание по кругу”

Цель: дать возможность проговорить то, что не успели сказать или обсудить в ходе работы группы.

Инструкция: ситуация стресса может мобилизовать к продуктивной активности, но может вызвать в нас и различные негативные чувства, такие как обида, злость, ощущение отчаяния и другие. Самое главное – выговориться. Если такой возможности нет, то можно изложить свои чувства и мысли на бумаге (написать или нарисовать что-то).

Рефлексия тренинга

Что вы получили от тренинга?

Оправдались ли ваши ожидания?

Какое у вас настроение?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности специалиста, когда происходит с одной стороны усиление и интенсивности развития качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, с другой стороны, изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Эти негативные профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижают её адаптивность и устойчивость, что приводит к профессиональной деформации и эмоциональному выгоранию.

 Каждый педагог - это личность. Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Деятельность педагога тесно связана с эмоциональной сферой, успешность деятельности влияет на формирование положительных эмоций мотивации достижения; низкий социальный статус, невостребованность в обществе педагогической профессии формирует негативные личностные характеристики и отрицательную мотивацию. Ряд авторов считают, что устойчивость к психическому стрессу является одним из важнейших профессиональных качеств учителя. (С. Г. Вергиловский, Г. Ф. Зерембо).

Микроклимат коллектива оказывает очень большое влияние на все сферы работы школьного учителя. Поэтому я считаю, что необходимо корректировать обстановку в коллективе через занятия с элементами тренинга, упражнения на сплочение коллектива, индивидуальные и групповые консультации, создание памяток и буклетов.

Используя такую форму работы с вы убедитесь, что не следует считать “выгорание” чем-то неизбежным. Нужно предпринимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить, ослабить и исключить его возникновение. Нужно пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолеть жизненные и рабочие стрессы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ изд. 2-е Волгоград: Учитель, 2012 г. – 112 с.
  2. Зеленова И. В. Программа деятельности педагога – психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов.// Школьный психолог, 2005, №13 стр. 2-20.
  3. Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция/ Л.М.Митина. – М.: 2003. – 312 с.
  4. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.- Москва: Эксмо, 2008 г.
  5. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006.
  6. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. Москва, 1993.
  7. Прыгин Г.С. Индивидуально-личностные особенности саморегуляции учебной деятельности // Общие закономерности и типологические особенности регуляции деятельности / Под ред. О.А. Конопкина.–Москва, 1985.–С. 261–280.
  8. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М. Семенова – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с.
  9. Тимошенко Г., Леоненко Е. Работа с телом в психотерапии. Практическое руководство. – Москва. Психотерапия, 2006. - 480 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Опросник «Психическое выгорание»

(для учителей и воспитателей)

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным

2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон

3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои воспитанники, и использую это в интересах дела

5. Я общаюсь со своими воспитанниками без лишних эмоций

6. Я чувствую себя энергичной и воодушевленной

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях

8. Я чувствую угнетенность и апатию

9. Я могу позитивно влиять на продуктивность деятельности моих воспитанников

10. В последнее время я стала более равнодушной по отношению к тем, с кем работаю

11. Окружающие скорее утомляют меня, чем радуют

12. У меня много планов, и я верю в их осуществление

13. Я испытываю все больше жизненных разочарований

14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше

15. Бывает, что мне безразлично, что происходит с моими коллегами

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении

18. Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера

19. Я многое успеваю сделать

20. Я чувствую себя на пределе возможностей

21. Я многого смогу ещё достичь в своей жизни

22. Бывает, что начальство и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем

Лист для ответов

Ф. И. О________________________________ Должность_____________

Возраст_____ Педагогический стаж__________

№ утверждения Никогда 0 баллов, Очень редко1 балл,  Редко 2 балла Иногда 3 балла, Часто 4 балла, Очень часто 5 баллов, Всегда  6 баллов.

«Ключ» опросника «Психическое выгорание»

Субшкала № утверждения Максимальная сумма баллов

Эмоциональное истощение 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 54

Деперсонализация 5, 10, 11, 15, 22 30

Редукция личных достижений 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 48

Обработка и интерпретация результатов проводится следующим образом: в соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по трём субшкалам и фиксируются в «листе ответов». Интерпретация результатов проводится на основании полученных оценок со средними значениями в исследуемой группе или с демографическими данными, представленными в таблице.

Уровни «выгорания»

(данные американской выборки)

Субшкала Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Эмоциональное истощение 0 -6 17 - 26 27 и больше

Деперсонализация 0 - 6 7 - 12 13 и больше

Редукция личных достижений 39 и больше 38 -32 31 - 0

Методика оценки психологической атмосферы и межличностных отношений в коллективе

В опроснике приводятся противоположные по смыслу пары слов. Ответ на каждый из 10 пунктов оценивается по шкале от 1 до 8 баллов. Сотрудники выставляют свои оценки по каждому пункту, затем баллы суммируются. Итоговый показатель колеблется от 10 (положительная оценка) до 80 баллов (отрицательная оценка). На основе индивидуальных профилей создаётся усреднённый профиль, характеризующий психологическую атмосферу в коллективе.

Характеристика атмосферы в коллективе

1 Дружелюбие Враждебность

2 Согласие Несогласие

3 Удовлетворенность Неудовлетворенность

4 Продуктивность Непродуктивность

5 Теплота Холодность

6 Сотрудничество Рассогласованность

7 Взаимоподдержка Недоброжелательность

8 Увлеченность Равнодушие

9 Занимательность Скука

10 Успешность Безуспешность

Приложение 2

Тест "Ваш творческий потенциал"

Выберите один из трех имеющихся к каждому вопросу вариантов ответа.

Вопросы:

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да

б) нет, он и так достаточно хорош

в) да, но только кое в чем

2. Вы сами можете участвовать в значительных изменениях окружающей вас среды:

а) да, в большинстве случаев

б) нет

в) да, в некоторых случаях

3. Верно ли, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в сфере вашей деятельности:

а) да

б) да, при благоприятных обстоятельствах

в) в некоторой степени

4. Считаете ли вы, что в будущем сыграете столь важную роль, что сможете принципиально что-то изменить:

а) да, наверняка

б) маловероятно

в) возможно

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, уверены ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да

б) часто сомневаюсь

в) нет

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное всегда привлекает

б) удовлетворитесь тем, чего добились

в) да, если вам это нравится

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да

б) удовлетворитесь тем, чего добились

в) да, если вам это нравится

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем всё:

а) да

б) нет, вы хотите научиться только самому основному

в) нет, вы только хотите удовлетворить своё любопытство

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу

б) махнёте рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна

в) продолжаете делать своё дело

10. По-вашему, профессию надо выбирать исходя из :

а) своих возможностей

б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней

в) преимуществ, которые она обеспечит

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а) да

б) нет, боитесь сбиться с пути

в) да, но только там, где местность вам понравилась

12. Сразу же после беседы можете ли вы вспомнить всё, что говорилось:

а) да, без труда

б) чаще вспомнить не можете

в) запоминаете только то, что вас интересует

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его без ошибки:

а) да, без затруднений

б) да, если это слово легко запомнить

в) да, но не совсем правильно

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить

б) находиться в компании

в) безразлично, с кем проводить

15. Вы занимаетесь каким-либо делом. Решаете прекратить это занятие, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным

б) вы более-менее довольны

в) вам ещё не удалось всё сделать

16. Когда вы одни, то:

а) любите мечтать о каких-то абстрактных вещах

б) пытаетесь найти себе конкретное занятие

в) любите помечтать о вещах, которые связаны с вашей работой

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь

б) вы можете делать это только наедине

в) только там, где будет не слишком шумно

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от неё, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным

Ключ:

за каждый выбор варианта ответа "а" - 3 балла;

за каждый выбор варианта ответа "б" - 1 бал;

за каждый выбор варианта ответа "в" - 2 балла;

Результаты:

Если в сумме вы набрали 49 и более баллов - в вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на самом деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Приложение 3

Правила, принятые группой педагогов, участвующих в тренинге.

  1. Не опаздывать.
  2. Заботиться о конфидециальности жизни группы.
  3. Стремиться быть активным участником того, что происходит.
  4. Не отказываться от права сказать “нет”, а так же от права самому решать, как себя вести. Как поступать в той или иной ситуации.
  5. По возможности, быть искренним, сообщать достоверные сведения.
  6. Иметь право получать поддержку, помощь со стороны группы.
  7. Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.
  8. Иметь право высказывать свое мнение по любому вопросу.
  9. Высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.
  10. Не говорить о присутствующих в третьем лице.

Приложение 4

Что можно сделать для создания благоприятного

морально-психологического климата в коллективе?

Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.

Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

Советы психолога

Относительно работы

  • Не работайте тяжелее, а работайте умнее.
  • Умейте отказаться вежливо, но убедительно.
  • Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.

Относительно самого себя и своей жизни

  • Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем что-то должны, запомните и запишите «Я никому ничего не должна(ен)».
  • Организуйте себе свой День эгоиста.
  • Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.
  • Составьте расписание неотложных дел после работы.

Относительно мира вокруг

  • Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим учителям постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.
  • Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Контролировать можно только одного человека — самого себя.

         Рекомендации педагогам по созданию

благоприятного климата в коллективе

  1. Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, ученикам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.
  2. Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.
  3. Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.
  4. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет, кому порадоваться.
  5. Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.
  6. Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.
  7. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога

Профессиональное-педагогическое  общение  -  значимая составляющая культуры педагога, которая является основой взаимодействия со студентами, определ...

Презентация опыта работы педагога-психолога по теме "Коммуникативная сторона общения"

Данный опыт раскрывает коммуникативные стороны общения людей, понятие коммуникации, модель коммуникативного процесса, структуру речевого высказывания, барьеры в общении, различные приемы диалога....

Доклад на тему: "Общение педагога и студента"

В данном докладе рассмотрены варианты общения педагога и студентов. Проведена небольшая исследовательская работа, результаты которой так же приведены в докладе. Данный доклад может помочь начинающему ...

Формирование компетентности в профессиональном общении педагогов.

План тренинга для педагогов образовательного учреждения....

Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.

Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....