Консультация для педагогов: «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом в соответствии с ФГОС ДО»
консультация

В консультации даны материалы  по повышению познавательного интереса у дошкольников через дидактические игры с развивающим материалом .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:
«Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом в соответствии с ФГОС ДО»

                                                                                                                               

                                                                                     Подготовила: учитель-дефектолог

                                                                                                              Е.В.Медведева

                                                                                                         

                                                                                                         

В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Какой должен быть наш выпускник? Прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности. Поэтому, перед нами педагогами становится актуальным поиск таких форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе.                                                                                                                         Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Главная задача воспитателя - разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Ведь еще в середине XVII века Я.А. Коменский утверждал про детей: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».

Для работы по повышению познавательного интереса у дошкольников через дидактические игры с развивающим материалом нужно знать следующие понятия:

познавательный интерес, дидактическая игра.

Познавательный интерес-это средство привлечения к обучению, активизации мышления детей, средство, заставляющее переживать и увлеченно работать.

Познавательный интерес нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью общения в игре. Дидактические игры и упражнения идут на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогают восполнить дефицит общения. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей.

     Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса.

Для формирования и развития познавательного интереса необходимо:

• укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

• развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими;

• развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;

• использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.

Следующие понятие-это дидактическая игра.

Дидактическая игра по определению Е.В.Карповой, это – разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

  При подборе дидактических игр необходимо помнить о том, что они должны:

а) содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыту общения со сверстниками и взрослыми;

б) прививать интерес к учебным занятиям и изучаемому материалу;

в) формировать умения и навыки учебной деятельности;

г) помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, обобщать.

 

Дидактическая игра должна обязательно иметь свою определенную структуру и включать в себя основные структурные компоненты. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: «игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование и результат».

Игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение и др.);

воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

развивает способности;

вводит детей в жизненные ситуации;

учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

закрепляет знания, умения.

Дидактическая  игра способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем

Систематическое использование дидактических игр имеет большое значение для развития познавательных интересов детей и помогает формировать дружеские взаимоотношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследование на уроках естественнонаучного цикла - как основа развития познавательного интереса"

Из опыта работы по проектной деятельности студентов во внеурочное время....

Использование математических закономерностей для развития познавательного интереса на занятиях

Лакунова Е.А. преподаватель математикиГБОУ СПО МО «Подольский колледж». Использование математических закономерностей для развития познавательного интереса на занятиях....

Развитие познавательного интереса к специальности через внеаудиторные мероприятия

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса к специальности через внеаудиторные мероприятия".Материал содержит презентацию выступления....

Развитие познавательного интереса студентов через внеаудиторную работу

Статья о развитии познавательного интереса через  самостоятельную работу студентов...

Проект в средней группе На тему: " Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".

Проект в средней группе На тему: » Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование». Вид проекта: 2 месяца, познавательный, творческий, групповой. Участники проекта: Дети сре...