ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
статья

Сложившиеся сегодня условия учитывают становление детей в роли полноценных участников практически всех социально- экономических процессов. Соответственно растет и общественный интерес к процессам экономического воспитания детей уже на этапе дошкольного детства. Основными целями процесса экономического воспитания в условиях дошкольных организаций являются повышение экономической грамотности детей и выработки современного стиля мышления. Именно такой стиль может отвечать всем требованиям времени и может создать необходимую для дальнейшего образовательно-воспитательного процесса  базу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Министерство образования, науки и молодежной политики

 Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Студентка 4 курса,

специальность 44.02.01

Дошкольное образование,

группа ДО-4Б

ВТОРОВА
Алена Александровна

Ознакомление детей подготовительной группы с военными профессиями

в ходе виртуальных экскурсий

План – проспект

Руководитель:

Т. Ю. Журавлева,

преподаватель

высшей категории

Консультант:

А. О. Костенко, методист

Дзержинск - 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДEТEЙ ДOШКOЛЬНОГО ВOЗРAСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ………

1.1. Содержание экономического образования детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………

1.2. Сюжетно-ролевая игра, ее сущность и особенности руководства…………………………………………………………………

1.3. Опыт практикующих воспитателей по организации сюжетно-ролевых игр экономического содержания………………………..

Выводы по главе 1…………………………………………………………….

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ…………………………

2.1. Изучение уровня развития экономических представлений у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №132» …………………

2.2. Педагогические мероприятия по формированию элементарных математических представлений  посредством сюжетно-ролевой игры у детей подготовительной группы……………………………………………

2.3 Анализ опытно-практической работы. Методические рекомендации для воспитателей по формированию элементарных экономических представлений детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры……

Выводы по главе 2…………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….

                     

В современных условиях каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Сложившиеся сегодня условия учитывают становление детей в роли полноценных участников практически всех социально - экономических процессов. Соответственно растет и общественный интерес к процессам экономического воспитания детей уже на этапе дошкольного детства. Основными целями процесса экономического воспитания в условиях дошкольных организаций являются повышение экономической грамотности детей и выработки современного стиля мышления. Именно такой стиль может отвечать всем требованиям времени и может создать необходимую для дальнейшего образовательно-воспитательного процесса  базу. Следовательно, экономическое воспитание в период дошкольного возраста - сравнительно новое направление в педагогике и в настоящее время является актуальным и востребованным.

В соответствии с ФГОС ДО игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

В педагогической теории большое внимание уделяется проблемам экономического образования, воспитания, формирования экономического мышления подрастающего поколения. Особое значение имеют исследования Т. Алиевой, А. Ф. Аменд, А.Ю. Архипова, С. В. Белокашиной, И. В. Власовой,  Л. Д. Глазыриной, Л. А. Голуб, М. О. Ереминой  и мн. др., которые посвящены экономическому воспитанию и образованию, развитию экономического мышления подрастающего поколения.

Как особую отрасль знаний, лежащую на стыке экономики и психологии, суть которой заключается в исследовании закономерностей развития экономического сознания и мышления, рассматривают указанную проблему такие исследователи, как Л. С. Выготский, Н. А. Струнилина и др.

Как справедливо отмечает А. Д. Шатова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме [21, c.5].

Процесс формирования экономических представлений осуществляется в различных видах детской деятельности, разными методами (игровые, практические, наглядные, словесные) и формами работы (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций).

У детей дошкольного возраста ведущая деятельность - игровая. По словам В.А. Сухомлинского: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [19, с. 49].         

В своих исследованиях С.В. Конченко обращает внимание на важность игр в жизни дошкольника, апеллируя тем, что игры, служат конкретными поводами для получения новых знаний, расширяя кругозор детей. В процессе игры развивается интересы к профессиям взрослых, к жизни общественной, к подвигам героев и их подражанию, появляются мечты [12, с. 335].

В ходе организованного руководства играми дошкольников укрепляются психические процессы, волевые усилия. Ребенок глубоко усваивает нормы нравственности, получает общественный и социальный опыт.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой наиболее характерный вид игровой деятельности детей в дошкольном возрасте; в процессе игровой деятельности происходит моделирование детьми деятельности взрослых, отношений между ними с опорой на игровой сюжет, в связи с чем сюжетно-ролевая игра предоставляет возможность обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, а также является эффективным средством экономического воспитания старших дошкольников [14, с. 429].

Раскрытие роли сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников освящено достаточно хорошо, этим вопросам посвящено большое количество исследований прогрессивных педагогов, психологов и врачей. Здесь необходимо отметить таких авторов, как Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.В.Гориневский, А.П.Усова, В.Г.Яковлев, Р.Л.Жуковская и многие другие. Они в своих исследованиях освещали значение игровой деятельности, которая способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка. Они же доказали, что именно игровая деятельность оказывает решающее воздействие на формирование личности дошкольника. И эти тоже

Противоречия теории и практики заключается в том, что в настоящее время проведено достаточно небольшое количество практических исследований в области успешности и эффективности формирования у детей дошкольного возраста элементарных экономических представлений, а экономические категории в жизни дошкольника присутствуют постоянно и часто являются его ближайшим социальным окружением. Из этого противоречия возникает проблема исследования: при создании каких условий сюжетно-ролевые игры старших дошкольников будут способствовать формированию элементарных экономических представлений?

Объект исследования: процесс формирования элементарных экономических представлений у детей подготовительной группы.

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство формирования элементарных экономических представлений старших дошкольников

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности сюжетно-ролевых игр в формировании элементарных экономических представлений детей подготовительной группы

Гипотеза исследования: формирование элементарных экономических отношений у детей подготовительной группы в сюжетно-ролевой игре будет наиболее успешно, если:

- воспитателем будет проведена серия занятий с сюжетной линией по ознакомлению с базовыми экономическими понятиями

- с детьми будут проводиться обучающие игры, предполагающие товарно-денежные отношения

- в развивающей предметно-пространственной среде группы будут присутствовать атрибуты для сюжетно-ролевых игр экономического содержания

 Задачи исследования:

1.Изучить содержание экономического образования детей дошкольного возраста

2.Расскрыть сущность сюжетно-ролевой игры , особенности руководства, диагностику.

3.Проанализировать опыт практикующих воспитателей по организации сюжетно-ролевых игр экономического содержания

4.Провести анализ уровня развития экономических представлений у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №132»

5.Разработать  и провести педагогические мероприятия по формированию элементарных математических представлений  старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

6.Разработать методические рекомендации для воспитателей по экономическому воспитанию старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры. 

Методы: В качестве методов исследования используются анализ, синтез, анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, индукция, дедукция, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта.

База исследования: МБДОУ «Детский сад № 132» города Дзержинска.

Тип работы: опытно-практический

Структура работы: состоит из введения, в котором обосновывается актуальность проблемы, сформулирован аппарат исследования, выделены теоретическая и практическая значимость; двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе рассмотрены аспекты теоретической основы элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием сюжетно-ролевой игры

Во второй главе проанализирована опытно-практическая работа по формированию элементарных экономических представлений у детей подготовительной группы посредством сюжетно-ролевой игры.

Ожидаемый результат:

1.Повышен уровень  сформированности представлений о экономическом образовании детей дошкольного возраста , через использование сюжетно-ролевой игры

2. Разработаны и проведены занятия на темы экономического воспитания с применением игровых приемов.

3.В развивающую предметно –пространственную среду группы внесены атрибуты связанные с  темой экономического воспитания для сюжетно-ролевых игр детей ( касса , купюры ,монеты и др.)

4.Проведён  анализ уровня развития экономических представлений у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №132»

5. Разработаны и проведены педагогические мероприятия по формированию элементарных математических представлений  старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

6. Составлены методические рекомендации для воспитателей по экономическому воспитанию старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры, которые могут быть использованы воспитателями или студентами педагогического колледжа.

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  

Поля! Список оформлен неверно. В группе «Выпускная квалификационная работа есть требования к оформлению.

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155//Российская газета. – 2013. - № 265 (25 нояб.)
  2. Алиева, Т. Экономика: жизнь и игра [Текст] / Т. Алиева // Обруч. - №1. – 2010. – С. 3 - 5.
  3. Аменд, А.Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания [Текст]/ А. Ф. Аменд, А. А. Саламатов // Детский слад от А до Я. – №4. – 2015. - C. 55 - 57.
  4. Архипов, А.Ю. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории экономического воспитания и образования / А.Ю. Архипов // Российский экономический журнал. – № 8. – 2016. – С. 95-101.
  5. Белокашина, С.В. Экономика для дошкольников / С. В. Белокашина. // Дошкольное воспитание. – 2017. – №8. – С. 63 - 65.
  6. Власова, И.В. Готовим ребенка к жизни [Текст] / И. В. Власова // Детский сад от А до Я. - №4. - 2013. - C. 140 - 142.
  7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст]/ Л. С. Выготский. – Москва : Эксмо, 2016. – 512 с.

  1. Глазырина, Л. Д. «Экономическое воспитание дошкольника» // справ. и метод. Материалы / Л. Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2014. – 243 с.
  2. Голуб, Л. А. Экономическое воспитание дошкольников - инновационная программа предшкольного образования [Текст] / Л. А. Голуб // Детский сад от А до Я. - 2005. - № 5. – С. 149 -153.
  3.  Гориневский, В.В. «Игры и развлечения». // метод. материалы / В.В.Гориневский, В.Г.Марц, А.Ф.Родин- 1922. – 89. Текст- непосредственный.
  4. Еремина, М.О. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие [Текст] / М. О. Еремина – Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с.
  5. Жуковская, Р.Л.  Воспитание ребенка в игре [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дошкольного воспитания. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 319 с.; Текст – непосредственный.
  6.  Крупская, Н.К. о дошкольном воспитании. / Н.К. Крупская  Текст: электронный //  Дошкольное воспитание. -  2013. - URL: https://studopedia.ru/1_28947_n-k-krupskaya-o-doshkolnom-vospitanii.html
  7. Лесгафт, П.Ф. Воспитание ребёнка. [Текст] / П.Ф. Лесгафт- Северо-запад -2012. -70с
  8.  Макаренко , А.С. о воспитание. [Текст] / А.С.Макаренко / Изд-во политической литературы, 1988.

 

  1. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. [Текст]/ Е. А. Курак – Москва: Сфера, 2015. – 80 с.
  2. Покровский, Е.А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья [Текст.]  Е.А. Покровского. - Москва : Музей приклад. знаний, 1884. - 24 с
  3. Смоленцева, А.А. Взведение в мира экономики, иглица Каик мыс играем в экономику: учебно-методическое пособие [Текст]/ А. А. Смоленцева. – СанктПетербургер : «Детство-пресс», 2018 – 176 с.
  4. Смирнова, С.В.Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах: методическое пособие по экономическому воспитанию в ДОУ  [Текст] / С. В. Смирнова. – М.: Дом Федорова, 2013. – 112.с.
  5. Струнилина, Н.А. Формирование начало экономического мышления у дошкольников [Текст]/ Н. А. Струнилина // Детский слад от А до Я. – №4. – 2003. - С. 93 – 95
  6. Усова, А.П. Ролевые игры и социально-психологический тип личности/А.П.Усова Текст: электронный //  Дошкольное воспитание. -  2013. - URL: https://studbooks.net/1642400/psihologiya/apusova
  7. Шатова, А. Д. Дошкольник и экономика [Текст]/ А. Д. Шатова. – Москва: Педагогическое общество России, 2015. – 256 с.
  8.  Шатова, А.Д. Предпосылки экономического воспитания дошкольников [Текст]/ А. Д. Шатова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - № 5. - 2016. – С. 4-10.
  9.  Яковлев, В.Г. Технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / В.Г.Яковлева // методическое пособие для педагогов ДОО. – Челябинск -2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий, исследовательской деятельности «Блокада Ленинграда»

Как сформировать у старших дошкольников гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь к городу на основе ознакомления с городом-героем Ленинградом, с ленинградцами, жившими и защищавшими город в...

Презентация Празднование Великой Победы для детей подготовительной группы

Презентация предназначена для демонстрации детям 6-7 лет с целью воспитания в них патриотических чувств и уважительного отношения к истории своей страны. К презентации прилагается сценарий-комментарии...

Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы»

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о природе.Задачи:1. Углубить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним;2. Закрепить умение детей вести себя в природе...

Конспект беседы О Блокаде Ленинграда для детей подготовительной группы.

Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны у детей подготовительной группы Задачи: – формировать у детей осознанный и...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Тема: «Золотая осень, плодородная» Для детей подготовительной группы

Программное содержание:закрепить знания об основных признаках осени; активизировать словарь детей по теме занятия; систематизировать, закреплять представления детей об изменениях в природе осенью...

Сценарий спортивного развлечения «Зимние игры» для детей подготовительной группы

Сценарий спортивного развлечения«Зимние игры»для детей подготовительной группыЦель:обогащение представлений у старших дошкольников о видах спорта,  воспитание в детях гражданственност...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Сложившиеся сегодня условия учитывают становление детей в роли полноценных участников практически всех социально- экономических процессов. Соответственно растет и общественный интерес к процессам экон...