Формирование у детей подготовительной группы представления об этикете через сюжетно-ролевые игры
статья
Представления об этикете у детей очень важны. Для того, чтобы детям было интересно в познании правил этикета, важно как педагог будет приподносить информацию и так же немало важно чтобы родители так же участвовали в формировании представлений. В данной статье рассматриваются особенности формирования представлений об этикете. Педагог должен замотивировать ребенка на получение информации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей подготовительной группы представления об этикете через сюжетно-ролевые игры
Крамарова Анастасия Евгеньевна
студент, специальность дошкольного образования, Дз6ержинский педагогический колледж, РФ, г. Дзержинск
Ключевые слова: этикет, формирование, воспитатель, дети, сюжетно-ролевая игра.
Этикет для детей дошкольного возраста — это определённая форма общения, помогающая ребёнку адаптироваться в окружающем мире. Первичные представления о поведенческой культуре ребёнок получает в семье. Родители приучают его соблюдать правила культурного поведения, объясняют их разумность и необходимость. Важнейшей социальной функцией этикета является превентивная функция, то есть предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении. Интерес к этикету и этикетным знаниям в последние годы возрастает.
Игра является средством формирования культуры поведения у детей. Это подвижные, музыкальные, игры со строительным материалом, театрализованные, народные, дидактические, настольно-печатные, но наиболее эффективные сюжетно- ролевые игры. Например, игра в больницу знакомит не только с профессией врача, но и правилами поведения: в поликлинике, в кабинете врача, в аптеке и т.п. Через наблюдение за деятельностью воспитанников в игре, можно получить сведения о уровне сформированности этикета. Использование сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность воспитания культуры поведения и формирование формул речевого этикета в различных ситуациях общения: при встрече со знакомыми, при общении в детском саду, транспорте, гостях, в ежедневном общении и т. д. [1]
Дети старшего дошкольного возраста начинают воспринимать значение моральных норм и правил, они становятся способными спрогнозировать последствия тех или иных действий. Поведенческая активность становится более целенаправленной и осознанной. Становятся благоприятными условия для развития у старших дошкольников ответственности за свои поступки, элементов самоконтроля, организованности. В старшем дошкольном возрасте дети приобретают основы этикетного поведения, у них развиваются навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, инициативность, умение найти себе интересное занятие, соблюдать порядок в месте своего пребывания.
Воспитатель в своей работе должен опираться на деятельностный подход. Сущность этого утверждения заключается в том, что педагог способствует развитию различных видов детской деятельности (игровая, музыкальная, художественно-творческая, коммуникативная и т.д.). Опыт, приобретаемый в различных видах деятельности, является базисом для формирования этикетной культуры поведения.
Задачи формирования культуры этикетного поведения старших дошкольников:
- развивать и воспитывать культуру поведения в соответствии с правилами современного этикета, формировать критическое осмысление поступков, искоренять дурные привычки;
- знакомить с правилами речевого этикета и закреплять их в повседневной жизни старшего дошкольника, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, труда, договариваться;
- закреплять использование традиционных приветствий, развивать навыки вежливого разговора по телефону;
- закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своём внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, причёске;
- расширять представления детей о правилах поведения в общественных местах, воспитывать уважительное отношение к окружающим;
- учить дошкольников правилам приёма гостей, похода в гости;
- закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами, правильно вести себя за столом, обращаться с просьбой, благодарить;
- закреплять правила взаимодействия с младшими и старшими, знакомыми и незнакомыми людьми;
- способствовать формированию умения видеть старшими дошкольниками нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть, сформировать представления о нравственной стороне взаимодействия людей на основе анализа поступков старших дошкольников, героев художественных произведений.
Серегина Т.В., воспитатель г.Магнитогорск рассказывает о сюжетно-ролевой игре. Она отмечает, что недаром игру считают одной из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. Дети, которые много играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Так же она говорит, что нельзя допускать, чтобы дети играли в игры, вызывающие у них жестокость, жадность, эгоизм, аморальные поступки. Например, если дети изображают пьяных, то надо переключить игру, придав ей положительно содержание. Но если ваша попытка не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей игру прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему не следует в нее играть. Так же она отмечает, что игра требует от ребенка умения соблюдать правила. Дети очень остро реагируют на нарушение правил и бескомпромиссно выражают свое мнение нарушителю.[3]
Список литературы:
- Асрян, К.Р. Формирование речевого этикета у детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры / К.Р. Асрян. – Текст: электронный // Солнечный свет [сайт]. URL:
- Курочкина, И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности / И.Н. Курочкина; – Москва: Эконинформ, 2012. – 148 с. - ISBN 978-5-9506-0981-7. – Текст: непосредственный.
- Серегина, Т.В. Теория и методика дошкольного образования / Т.В. Серегина. – Текст: электронный // Интерактив плюс : [сайт]. — URL:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий, исследовательской деятельности «Блокада Ленинграда»
Как сформировать у старших дошкольников гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь к городу на основе ознакомления с городом-героем Ленинградом, с ленинградцами, жившими и защищавшими город в...

Презентация Празднование Великой Победы для детей подготовительной группы
Презентация предназначена для демонстрации детям 6-7 лет с целью воспитания в них патриотических чувств и уважительного отношения к истории своей страны. К презентации прилагается сценарий-комментарии...

Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы»
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о природе.Задачи:1. Углубить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним;2. Закрепить умение детей вести себя в природе...
Конспект беседы О Блокаде Ленинграда для детей подготовительной группы.
Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны у детей подготовительной группы Задачи: – формировать у детей осознанный и...

Сценарий спортивного развлечения «Зимние игры» для детей подготовительной группы
Сценарий спортивного развлечения«Зимние игры»для детей подготовительной группыЦель:обогащение представлений у старших дошкольников о видах спорта, воспитание в детях гражданственност...
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Сложившиеся сегодня условия учитывают становление детей в роли полноценных участников практически всех социально- экономических процессов. Соответственно растет и общественный интерес к процессам экон...
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Сложившиеся сегодня условия учитывают становление детей в роли полноценных участников практически всех социально- экономических процессов. Соответственно растет и общественный интерес к процессам экон...