Методические разработки
материал


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Использование кейс-метода в подготовке специалистов медицинского профиля

Составил:

преподаватель Пьянкова

Елена Сергеевна

2022 г.

Кейс – метод - метод получения нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации, через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблемы.

Метод «кейс-стади», или метод реальных ситуаций, рассматривается как перспективный метод обучения в медицинских учебных заведениях. На примере конкретных кейсов рассматриваются два сценария обучения: индивидуальный и групповой. В зависимости от поставленных задач кейсы могут применяться как элемент промежуточной аттестации и как неигровой имитационный активный метод обучения.

Цель обучения с помощью кейс-методов заключается в формировании специалиста – человека, который правильно анализирует ситуацию, т.е. выявляет проблемы, выявляет возможные причины их появления, устанавливает истинную причину (ставит диагноз), анализирует возможные варианты решения, выбирает наиболее оптимальный из них, приводит его в действие и параллельно осуществляет контроль. Для этого ему нужны задания, владение определенной методологией и опыт.

   В медицинском образовании метод «кейс-стади» издавна применяется под названием «ситуационная клиническая задача». Обучающийся изучает реальную или учебную историю болезни, проводит анализ документации и выносит экспертную оценку. Кейсы, обычно подготовлены в письменной форме и составлены исходя из опыта реальных людей, работающих в данной сфере. Кейсы читаются, изучаются и обсуждаются обучающимися. Эти кейсы составляют основы беседы обучающихся под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала, а студенты должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других обучающихся и преподавателя) на свои действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Обучающиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений.

Весь процесс подготовки кейса основан на навыках и умениях работы с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания.

Кейс включает:

1. Подробное описание конкретной ситуации.

2. Вспомогательную информацию, необходимую для анализа кейса.

3. Задание к кейсу.

Виды кейсов в зависимости от специфических целей обучения: обучающие анализу, обучающие принятию решений, иллюстрирующие проблемы в целом.

Технология работы по данной методике включает следующие этапы:

1. Подготовка конкретных ситуаций преподавателем или самостоятельная (индивидуальная или групповая) работа обучающихся по поиску информации из реальной практики.

2. Презентация (устная или письменная) конкретной ситуации в группе, формулирование проблемы и возможных альтернатив ее решения.

3. Организация обсуждения.

Участникам предоставляется время для ознакомления с изучаемыми материалами.

4. Выводы

    Преподаватель может играть активную или пассивную роль,     ограничиваясь подведением итогов. Но обучающиеся всегда в активной позиции, благодаря вовлеченности в анализ и обсуждение конкретной жизненной ситуации (реальной или смоделированной). В этой методике большое значение имеет групповая работа. Обсуждение можно начать в малых группах, а потом объединить всех в общегрупповую дискуссию.

Пример использования кейс метода на занятиях по профессиональному модулю ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Раздел 2. Проведение сестринского ухода в педиатрии. Тема занятия: Сестринский уход при пневмониях.

Кейс состоит из трех заданий. Рассматривается и анализируется история болезни на трех этапах:1) догоспитальный этап 2) этап нахождения ребенка в стационаре 3) этап реабилитации.

 Пример задания 1 этапа.

Ребенок Петр 8 месяцев, поступил в стационар на четвертый день заболевания с диагнозом: ОРВИ. Пневмония? Жалобы при поступлении на температуру 38,5 градусов, вялость, снижение интереса к игрушкам и окружающим, снижение аппетита, снижение массы тела, затрудненное дыхание, одышку, влажный непродуктивный  кашель.

Из анамнеза болезни: ребенок заболел 4 дня назад. Заболевание началось с повышения температуры до 38 градусов, появилась вялость,  насморк, сухой кашель, ухудшилось общее состояние. В течение дня лечились самостоятельно, принимал жаропонижающие средства - нурофен, капли в нос, отхаркивающую микстуру. После приема жаропонижающих средств температура снижалась до 37.5 градусов, состояние ребенка улучшалось незначительно. За медицинской помощью не обращались.

 Вечером состояние ребенка ухудшилось, повысилась температура до 39,5 гр., на этом фоне появились судороги. Была вызвана скорая помощь. После проведенного лечения судороги купировались, температура снизилась до 37,8 гр. От госпитализации мама отказалась.

На следующий день ребенок осмотрен участковым педиатром, назначено лечение - амоксиклав, нурофен в сиропе, капли в нос, обильное питье. Мама проводила только симптоматическое лечение, антибиотики не принимались из-за боязни осложнений.

Пришедшая на следующий день на актив медицинская сестра провела осмотр ребенка и получила следующие данные: кожные покровы бледные, небольшой цианоз носогубного треугольник, отмечается втяжение эпигастрия, ребенок вялый, из носа слизистое отделяемое, зев гиперемирован, температура 38,5 гр., ЧДД - 60 в мин., ЧСС - 140 мин. Было рекомендовано продолжить назначенное лечение.

 На фоне проводимого лечения состояние улучшилось незначительно и на 4 день болезни вновь повысилась температура до 39 гр., ухудшилось общее состояние – усилилась вялость, ребенок отказался от приема пищи, появилась одышка, затрудненное дыхание. Температура после приема жаропонижающего средства снижалась незначительно и вновь повышалась. Был вызван участковый педиатр и после осмотра  ребенок был направлен на стационарное лечение.

Из анамнеза жизни: Ребенок родился от II беременности II срочных родов  в сроке 37 недель гестации с весом 2800гр, ростом 50см, оценкой по шкале Апгар 5/6баллов. До 1 месяца находился на лечении в ОПН. На грудном вскармливании до 2 месяцев, затем получал адаптированные смеси. Отмечались срыгивания до 4 месяцев. Физическое и нервно-психическое развитие по возрасту.

Беременность протекала с гестозом во II половине, мама лежала на сохранении.

Состоит на диспансерном учете у невролога с диагнозом: Ишемическая гипоксия ЦНС I степени.

Перенес ОРВИ с явлениями стеноза гортани в 6 месяцев

Вопросы и задания:

Проанализируйте причины развития пневмонии у ребенка и поздней госпитализации его в стационар. Для этого:

  1. Сформулируйте причины развития пневмонии у ребенка.
  2. Назовите причины развития судорог у ребенка.

Проведите анализ действий сотрудников скорой помощи.

  1. Проведите анализ действий медицинской сестры при проведении патронажа.
  2. Определите тактику медицинской сестры при проведении патронажей к больным детям с патологией дыхательных путей.

                   

Методические указания преподавателю

                             (Примерные ответы на вопросы

1. Причины развития пневмонии:

- развилась как осложнение ОРВИ, в результате активизации микробной флоры у ребенка со сниженным иммунитетом (недоношенный, раннее искусственное вскармливание, повреждения ЦНС гипоксического генеза), при отсутствии адекватного лечения (антибиотики не принимались, а состояние ребенка требовало этого);

   - позднее обращение за медицинской помощью, отказ от госпитализации (обратились на 2 день заболевания, несмотря на высокую t° у ребенка. Дети до 1 года при наличии высокой t° должны быть осмотрены врачом в первый день заболевания);

- ребенок имеет сниженный иммунитет, т.к ребенок из группы риска (повреждения ЦНС гипоксического генеза, находится на искусственном вскармливании с 2 месяцев, недоношенный), следовательно требовал пристального наблюдения медицинских работников.

- Неправильная тактика медицинских работников при оказании медицинской помощи (необходимо было убедить родителей в необходимости госпитализации ребенка).

2.Причины развития судорог: - судороги фебрильные, развившиеся у ребенка на фоне повреждения ЦНС. Медицинские работки скорой помощи должны были убедить родителей в необходимости госпитализации, т.к на фоне t°судороги могли повториться вновь (ребенок находится в группе риска по развитию фебрильных судорог). Объяснить родителям о недопустимости повышения t°выше 38°, т.к. возможно повторение судорог. При отказе от госпитализации, медицинские работники скорой помощи обязаны провести активное посещение ребенка через 2 часа, чего не было сделано.

3.Медицинская сестра не смогла правильно оценить состояние ребенка, несмотря на то, что функциональные показатели находились в стадии декомпенсации ЧДД- 60 в минуту при норме 35-40 в минуту, ЧСС- 140 в минуту, при норме 110 в минуту, наличие выраженных симптомов интоксикации, t°- 38,5° наличие цианоза. Данные симптомы указывали на то, что у ребенка развилось осложнение ОРВИ, предположительно пневмония.

Медицинская сестра не проконтролировала лечение назначенное врачом.

4.Тактика медицинской сестры при проведении патронажа к больному ребенку с патологией дыхательных путей:

- Оценить состояние ребенка по основным параметрам- чдд, чсс, цвет кожных покровов, наличие цианоза, динамику катаральных явлений, аппетит ребенка, эмоциональный статус;

- оценить степень тяжести пациента;

- динамику улучшения состояния;

 - проконтролировала лечение, назначенное врачом, оценить эффективность лечения.

Выводы: Кейс – метод носит интегративный характер, соединяя многие элементы других технологий (деловых игр, проблемного обучения, коммуникативных технологий), что важно при подготовке обучающихся медиков.

Литература

1.Виневская А.В Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов/ Под редакцией И.А. Стеценко - Ростов на –Дону «Феникс» 2014год стр.73-81.

2. Федорова Ю.В. Возможности применения метода «кейс-стади» при подготовке бакалавров по направлению «менеджмент» -[Электронный ресурс]-Режим доступа: www.movn.ru.(Дата обращения 25.11.2013)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преподаватель Пьянкова Елена Сергеевна БУ « Нижневартовский медицинский колледж» г. Нижневартовск Использование кейс-метода в подготовке специалистов медицинского профиля

Слайд 2

Кейс – метод - метод получения нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации, через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблемы.

Слайд 3

Цель обучения с помощью кейс - методов заключается в формировании специалиста – человека, который правильно анализирует ситуацию, т.е. выявляет проблемы, выявляет возможные причины их появления, устанавливает истинную причину (ставит диагноз), анализирует возможные варианты решения, выбирает наиболее оптимальный из них, приводит его в действие и параллельно осуществляет контроль.

Слайд 4

В медицинском образовании метод «кейс- стади » издавна применяется под названием «ситуационная клиническая задача». Обучающийся изучает реальную или учебную историю болезни, проводит анализ документации и выносит экспертную оценку. Кейсы читаются, изучаются и обсуждаются обучающимися под руководством преподавателя.

Слайд 5

Задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала, а обучающиеся должны разрешить поставленную проблему, понимая с самого начала, что риск принятия решений лежит на них. Преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений.

Слайд 6

Весь процесс подготовки кейса основан на навыках и умениях работы с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания. Кейс включает: Подробное описание конкретной ситуации. Вспомогательную информацию, необходимую для анализа кейса. Задание к кейсу.

Слайд 7

Виды кейсов в зависимости от специфических целей обучения: обучающие анализу, обучающие принятию решений, иллюстрирующие проблемы в целом.

Слайд 8

Технология работы по данной методике включает следующие этапы: Подготовка конкретных ситуаций преподавателем или самостоятельная (индивидуальная или групповая) работа обучающихся по поиску информации из реальной практики. Презентация (устная или письменная) конкретной ситуации в группе, формулирование проблемы и возможных альтернатив ее решения. Организация обсуждения. Участникам предоставляется время для ознакомления с изучаемыми материалами Выводы

Слайд 9

Преподаватель может играть активную или пассивную роль, ограничиваясь подведением итогов. Но обучающиеся всегда в активной позиции, благодаря вовлеченности в анализ и обсуждение конкретной жизненной ситуации (реальной или смоделированной). Обсуждение можно начать в малых группах, а потом объединить всех в общегрупповую дискуссию.

Слайд 10

Выводы Кейс – метод носит интегративный характер, соединяя многие элементы других технологий (деловых игр, проблемного обучения, коммуникативных технологий), что важно при подготовке медицинских работников.

Слайд 11

Литература Виневская А.В Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов/ Под редакцией И.А. Стеценко - Ростов на –Дону «Феникс» 2014 год, стр.73-81. Федорова Ю.В. Возможности применения метода «кейс- стади » при подготовке бакалавров по направлению «менеджмент» -[ Электронный ресурс]-Режим доступа: www.movn.ru. (Дата обращения 25.11.2013)



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  медицинский колледж»

Доклад

Повышение уровня профессиональной компетентности как необходимое условие реализации ФГОС СПО

Выступил: преподаватель

Пьянкова Елена Сергеевна

2021 г.

     «Образование удовлетворяет одну из самых человеческих потребностей, представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального производства в будущем. Оно повышает уровень жизни нашего нынешнего поколения и при этом содействует повышению дохода будущих поколений».

(В. Леонтьев)

     21 век-это эпоха перемен в информационной и социальной реальности. И естественно встает вопрос: как подготовить специалиста, отвечающего запросам современного общества? Как улучшить качество нашего интеллектуального продукта? Иными словами, каким образом организовать образовательную среду, чтобы выпускник медицинского колледжа, смог овладеть набором ключевых и профессиональных компетенций, стать востребованным на рынке труда, успешно смог адаптироваться в социальной жизни, и быть полезным обществу и государству.

     Естественно справиться с этой задачей может только компетентный, креативный преподаватель, который способен создать условия, для раскрытия потенциала обучающегося, помочь определить ему индивидуальную траекторию развития, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

     На самом деле, разве будет полная отдача от преподавателя, регламент работы которого ограничивается рамками расписания, или когда мы слышим непозволительную фразу, обращенную к студентам: «Это ваши проблемы!»   О каких равноправных участниках образовательного процесса может идти речь? А ведь именно технология сотрудничества позволяет максимально раскрыть творческий потенциал обучающихся.

     Содержание  профессиональной   компетентности  многопланово, а ее структура представляется в виде совокупности различных компонентов, которые условно можно объединить в три блока: научно-теоретический, операционально-деятельностный, личностно-психологический. В данном контексте, именно универсальные мыслительные действия, мотивация к творчеству, инновациям и степень конструктивности человека как субъекта социального взаимодействия являются важнейшим звеном.

     Таким образом, для повышения профессиональной компетентности в первую очередь необходимо: психолого-педагогическое сопровождение преподавателей (помощь методической и психологической служб: консультирование, тренинги, индивидуальная работа, создание информационной базы по ключевым вопросам педагогики и т.д.);  повышение квалификации для переосмысления содержания своей педагогической деятельности, успешного освоения и применения инновационных педагогических технологий. А также создание творческого образовательного пространства, предоставляющего возможность самовыражения преподавателей и обучающихся в виде различных видов презентации своих достижений и инноваций; мотивация к повышению уровня педагогической компетентности; мониторинг педагогической деятельности для своевременного проведения конструктивного анализа.

     Организация, актуальность выбранных тем занятий и качество их проведения способствовали повышению уровня профессиональной компетентности нашего педагогического коллектива, активизации творческой инициативы, помогли в решении важных профессиональных задач. Конечно, в рамках одного курса невозможно охватить все вопросы, особенно если учесть, что более половины наших сотрудников не имеют педагогического образования, поэтому мы надеемся на долгосрочное плодотворное сотрудничество.

     В помощь преподавателям методическим кабинетом создаются фильмы по обобщению педагогического опыта преподавателей, организации и проведению профессиональных конкурсов, занятий в школах пациента и т.д.

     В нашем колледже более пяти лет плодотворно работают творческие группы в рамках МО по внедрению современных педагогических технологий, проводятся круглые столы по вопросам повышения качества подготовки специалиста, мастер-класс - ведущими преподавателями, открытые занятия в школе «Здоровье». Продуктом сотворчества преподавателей и обучающихся при реализации проектных технологий и научно- исследовательской деятельности является создание презентаций, сценариев театрализованных представлений, учебных пособий, видеофильмов, которые можно использовать в образовательном процессе, профориентационной работе, для профилактической работы с населением.

     Большую роль в повышении уровня профессиональной компетентности играет процедуры аттестации педагогических работников.       Подготовительный этап требует умения: систематизировать, обобщать и защищать накопленный годами опыт работы преподавателя; демонстрировать свои достижения, степень овладения современными инновационными педагогическими технологиями, общую эрудицию; грамотно оформлять необходимую документацию. Новые требования к аттестации предполагают не только активную учебу, изучение передового педагогического опыта, но и повседневную кропотливую работу по самосовершенствованию, повышению уровня профессиональной компетентности.

     Профессиональная компетентность преподавателя является необходимым  условием повышения качества подготовки будущих специалистов.

     И так как педагогическая деятельность  подразумевает постоянный процесс переосмысления, оценки, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия, продиктованные реализацией ФГОС СПО, решением задач модернизации здравоохранения и образования, пусть утверждение известного философа Сократа станут лейтмотивом для преподавателей: «Лучший человек тот, кто больше всех старается совершенствоваться и счастливым является тот, кто всего более чувствует, что он действительно совершенствуется».

Литература

  1. Громкова М. Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании: учебное пособие для преподавателей среднего, высшего и дополнительного профессионального образования / М.Т. Громкова. – М.: Профессионал-Ф, 2001. – 115с.
  2. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т.1 – М: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
  3. Мухорина Н.Б. Особенности профессионального развития личности в современных условиях.- Современные требования к новой модели профессионального образования (Материалы педагогических чтений) Под.ред. Н.Б.Мухориной – Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009. – 146с.

Сайт - Инновационные технологии при внедрении ФГОС



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ

Составил:

преподаватель Пьянкова

Елена Сергеевна

2022 г.

Одной из задач современного обучения становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления своих творческих способностей. Решение этих задач невозможно без инновационных технологий.  Обучающиеся, с применением инновационных способов обучения, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем обучающиеся с применением только традиционных способов обучения.

Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека. Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация».

Новация представляет собой средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.),  инновация - процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Развитие среднего профессионального образования должно быть осуществлено через освоение нововведений, через инновационный процесс. Инновационные образовательные технологии вырабатывают у студента умение ориентироваться в нестандартных условиях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать управленческие решения.

Преподаватели колледжа при проведении учебного процесса сочетают как традиционные, так и инновационные методы обучения при изучении студентами дисциплин и профессиональных модулей. Анализ результатов их использования показал, что каждая дисциплина и каждый профессиональный модуль должны иметь разнообразные инновационные методы.

Инновационные образовательные технологии помогают обучающемуся качественнее усвоить материал в полном объеме, позволяют обеспечить доступ к дополнительной информации по изучаемым дисциплинам и профессиональным модулям, способствуя творческому усвоению материала. Все это помогает формированию профессионального потенциала будущих средних медицинских работников.

При подготовке научных докладов на конференции, курсовых и выпускных квалификационных работ к защите, обучающиеся совместно с преподавателями разрабатывают презентации своих работ на базе информационно-коммуникационных технологий.

Инновационные педагогические технологии используются не только в аудиторной работе с обучающимися, но и при организации самостоятельной работы обучающихся в форме ситуационных задач, тестов с целью развития и углубления теоретических знаний и практических навыков обучающихся.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.

Классификация педагогических систем: классическое лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», обучение с помощью учебной книги, компьютерное обучение, система «репетитор» - индивидуальное обучение, «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа по целям обучения.

Под инновационными методами в среднем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности. Они предполагают применение информационных образовательных технологий, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, в процессе преподавания дисциплины и профессионального модуля;

- использование мультимедийных учебников, электронных версий эксклюзивных курсов в преподавании дисциплины и профессионального модуля;

- использование медиаресурсов, энциклопедий, электронных библиотек и  Интернет;

- проведение электронных презентаций рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ;

- проведение занятий в режиме видеоконференцсвязи;

- решение задач с применением справочных систем «Гарант», «Консультант плюс»;

- консультирование обучающихся с использованием электронной почты;

- использование программно-педагогических тестовых заданий для проверки знаний обучающихся и т.д.

Кроме того, инновационные методы также предполагают и применение методов активного обучения:

- интерактивные методы обучения: кейс-стади, метод проектов;

- методы проблемного обучения, решение ситуативных задач;

- исследовательские методы;

- тренинговые формы;

- проведение деловых и ролевых игр, круглых столов  на базе современных информационных технологий;

- модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса и др.

В число дидактических материалов, используемых для различных видов учебного процесса, могут входить: сборник задач, сборник упражнений, сборник иностранных текстов, практикум, сборник тестов, хрестоматия, атлас, учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь.

Проведенные исследования показали, что инновационные образовательные технологии способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего медицинского работника, существенно повышают его мотивацию, глубину и полноту овладения им профессией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волочков А.А. Вопросник учебной активности - Пермь, 2002.

2. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности - М.: Дом педагогики.

3. Цукерман Г.А. Виды общения в процессе обучения - Томск: Пеленг, 1995.



Предварительный просмотр:

«Нижневартовский медицинский колледж» Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Методическая разработка

(для преподавателей и обучающихся)

Основные лекарственные формы. В аптеке

Преподаватель: Пьянкова Елена Сергеевна

Дисциплина: Иностранный язык.

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

31.02.01 Лечебное дело

Курс: 2

Нижневартовск, 2022

Основные лекарственные формы. В аптеке.

Методическая разработка для преподавателей и обучающихся медицинского колледжа по иностранному языку/ Е.С. Пьянкова, - Нижневартовск: БУ «Нижневартовский медицинский колледж», 2021. – с. 26.

Аннотация

Методическая разработка темы «Основные лекарственные формы. В аптеке» предназначена для обучающихся второго года обучения и может быть использована для реализации следующей задачи - дать обучающимся достаточный объём знаний, подготовить их к иноязычному общению в различных ситуациях, овладеть соответствующей лексикой, развить языковую и речевую компетенцию, развить навыки перевода.

Цель методической разработки - сформировать базовые умения практического и профессионального владения медицинским английским языком, совершенствовать полученные умения во всех видах речевой деятельности с упором на коммуникативный аспект, укрепить мотивацию самостоятельного изучения и дальнейшего совершенствования в области изучения иностранного языка, формирование социокультурной компетенции обучающихся.

Выбор темы связан с тем, что обучающиеся медицинских колледжей должны уметь ориентироваться в фармакологических группах лекарственных препаратов, знать их названия, знать названия лекарственных препаратов и их способы применения.

Методическая разработка составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к уровню подготовки студентов медицинских колледжей по специальностям 34.02.01 Сестринское дело и 31.02.01 Лечебное дело по учебной дисциплине «Иностранный язык».

 «Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я смогу вспомнить,

Вовлеки меня, и я пойму».

Древняя китайская пословица

Тема учебного занятия:

  • Лексическая тема: «Основные лекарственные формы. В аптеке»
  • Грамматическая тема: «Модальные глаголы и их эквиваленты»

Вид учебного занятия: практическое занятие.

Мотивация темы учебного занятия: основной задачей является формирование у студентов-медиков умения использовать английский язык как средство профессионального общения и самообразования. Развитие у обучающихся навыков и умений чтения, аудирования и говорения на английском языке на материале лексических и грамматических структур типичных для медицинской литературы.

Обучающиеся подготовлены к усвоению новых знаний по предыдущим занятиям, на которых они знакомились с медицинскими терминами и выражениями, а так же с базовой грамматикой.

Задачи:

  • ознакомиться с лексикой урока;
  • изучить базовую грамматику;
  • чтение англоязычной научной литературы;
  • вести беседы по теме урока;
  • составить резюме текста на английском языке.

В ходе занятия необходимые навыки закрепляются, и выполнение самостоятельной практической работы и домашнего задания не вызовет у студентов затруднения.

Используемые методы:

  • объяснительно-иллюстративный метод - для объяснения новой темы;
  • частично-поисковый метод (эвристический) при выполнении грамматических заданий;
  •  методы самостоятельной работы студентов по осмыслению и усвоению нового материала - работа со словарями и грамматическими справочниками;
  • алгоритмический метод (репродуктивный) - для организации и осуществления мыслительных операций при переводе англоязычных текстов;
  • методы устного, письменного контроля и самоконтроля.

В ходе занятия используются задания, направленные на профессиональную мотивацию и разностороннее развитие личности, формирование общих и профессиональных компетенций.

Все виды работ, проводимые преподавателем на данном занятии, направлены на овладение навыками чтения литературы по специальности для получения информации, а так же закрепления навыков ведения беседы на английском языке, связанных с будущей специальностью студентов. Специалист-медик тратит на освоение научной информации значительную часть своего времени. И в этой работе неоценимую помощь оказывает умение читать медицинскую литературу на английском языке.

Преподаватель формирует у обучающихся потребность к постоянному самообразованию и самостоятельному умственному труду, Внимание студентов обращается и  на объём работы, который следует выполнить.

Продолжительность учебного занятия: 90 минут.

Место проведения учебного занятия: аудитория.

Цели учебного занятия:

Формирование общих и профессиональных компетенций:

речевая компетенция - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция - дальнейшее развитие умений объясняться в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания;

Развитие и воспитание:

  • способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью;
  • использовании иностранного языка в других областях знаний;
  • способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках;
  • личностному самоопределению в отношении будущей профессии;
  • социальная адаптация;
  • формирование качеств гражданина и патриота.

Образовательная: овладение медицинской терминологией; грамматическим материалом; формировать потребность познания материала; закрепление полученных знаний.

Воспитательная: интерес к изучаемому языку; любовь к избранной профессии; объем внимания; прививать речевую культуру на иностранном языке.

Развивающая: вербальную коммуникацию - обмен информацией, мыслями, чувствами; навыки диалогической, эмоционально-окрашенной речи бытового и профессионального общения; выработка умений и навыков по теме «Модальные глаголы и их заменители»; речевые способности студентов в сфере иноязычного общения;

Междисциплинарные связи: русский язык, фармакология.

Внутридисциплинарные связи: Фармацевтика.

Оснащение занятия: ПК и мультимедийная установка

Методическое обеспечение занятия:

1. Л.Г. Козырева, Т.В. Шадская. Английский язык для медицинских колледжей и  училищ. Учебное пособие. Издательский центр «Феникс», Ростов на Дону, 2012.

2. Грамматическая таблица «Словообразование».

3. Русско-английский, англо-русский словари.

4. Словарь медицинской терминологии.

Ситуационные задачи:

1. Активный словарь к уроку/WordList. Основные лекарственные формы. В аптеке»(Приложение 1).

2.1. Грамматический комментарий/GrammarNotes 1. Модальные глаголы их эквиваленты.  (Приложение 2).

2.2.    GrammarNotes: 2, 3  (Приложение 3).

Учебно-наглядные пособия:

- модальные глаголы их эквиваленты  (Приложение 2).

- грамматические упражнения  (Приложение 4).

- основные лекарственные формы, структура, работа государственных аптечных учреждений. (Приложение 5).

- практика общения/парная работа  (Приложение 6)

- тестирование по грамматике (Приложение 7).

- мультимедийная презентация (Приложение 9).

Дидактические материалы: методические указания к выполнению упражнений.

Система контроля реализуется систематически в виде текущего контроля на занятии с помощью контрольно-обобщающих упражнений. Объектом контроля является усвоение языкового материала урока, а также уровень сформированности лексико-грамматических навыков и речевых умений, а именно: темп чтения, говорения, объем высказывания, уровень понимания письменной и устной речи.

Критерии и методы диагностики эффективности занятия:

- словесные;

- наглядные;

- работа с книгой;

- закрепление полученных знаний - выполнение упражнений по заданию.

Домашнее задание:

- домашнее задание оценивается дифференцированно, развивает объем внимания.

- задание дается устно или записывается на доске.

Выписка из рабочей программы

Тема 5.1. Фармация. Ваптеке.

Содержание учебного материала

1

2

3

Изучение лексического минимума, необходимого для чтения и перевода текстов о способах и правилах хранения различных лекарственных средств.

Составление устного высказывания о лекарственных средствах.

Изучение The Future Perfect Tense.

2

2

Практические занятия

 Изучение лексико-грамматического материала по теме «Фармацевтика».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Чтение и перевод профессионально ориентированных иноязычных текстов («Sportinourlife»).

2. Составление лексического словаря к тексту;

3. Ответы на вопросы к изучаемому тексту;

4. Самостоятельное совершенствование устной и письменной речи, пополнение словарного запаса.

Тема 5.2. Фармакология.

Содержание учебного материала

1

2

Изучение лексического минимума, необходимого для чтения и перевода профессионально ориентированных текстов об основных лекарственных формах, о структуре, работе государственных аптечных учреждений.

Модальные глаголы и их эквиваленты (ситуации употребления, формы глагола, вопросительные и отрицательные предложения).

2

2

Практические занятия

 Изучение лексико-грамматического материала по теме «Основные лекарственные формы. В аптеке».

2

Ход учебного занятия

№ _____

Группа________________________________________________________

Дата _________________________________________________________

Тема:

- лексическая «Основные лекарственные формы. В аптеке»

- грамматическая «Модальные глаголы и их заменители».

Цели:

- образовательная: овладеть медицинской терминологией, грамматическим материалом;

- воспитательная: интерес к изучаемому языку, прививать речевую культуру на иностранном языке;

- развивающая: навыки диалогической, эмоционально-окрашенной речи бытового и профессионального общения.

Тип урока: практическое занятие.

Методы обучения: словесные, наглядные, объяснение, работа с книгой.

Студент должен знать:

1)базовую грамматику - модальные глаголы, их эквиваленты и способы употребление;

2) медицинскую лексику по теме.

Студент должен уметь: применять на практике полученные знания.

Междисциплинарные связи: русский язык, фармакология.

Оснащение урока: грамматические справочники, таблицы, словари.

Список используемой литературы: Л.Г. Козырева, Т.В. Шадская. Английский язык для медицинских колледжей и училищ. Учебное пособие. Издательский центр «Феникс», Ростов на Дону, 2012.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие. Перекличка. Рапорт дежурного. (3 минуты).
  2. Проверка знаний. Повторение лексического материала по теме «Фармация» (Приложение 8). (6 минут).
  3. Подведение итогов проверки знаний. Выставление оценок. Оценочный портфолио. (4 минуты)
  4. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока. Мотивация обучения.

Основные лекарственные формы.

Модальные глаголы и их эквиваленты

Главной целью является умение использовать иностранный язык как средство самообразования, информационной деятельности, а так же как средство профессионального общения. (5 минут).

  1. Изложение нового материала:

1) лексический материал – стр. 65 - 66 (Приложение 1). (7 минут).

2) грамматический материал - стр. 204-207 теория  (Приложение 2), (Приложение 3). ( 13 минут)

3) работа по учебнику:

- стр. 66 - работа с текстом (Приложение 5).(11 минут ).Оценочный портфолио (1 минута)

- упр.1 - 3 стр. 112  по задани (Приложение 4), (Приложение 2), (Приложение 3)(19 минут ). Оценочный портфолио (1 минута)

  1. Практика общения/парная работа  (Приложение 6). (8 минут).Оценочный портфолио. (1 минута)
  2. Закрепление материала. Тестирование по грамматике -(Приложение 7). (9 минут). Оценочный портфолио. (1 минута)
  3. Подведение итогов урока. Оценочный портфолио. (1 минута)
  4. Выдача домашнего задания. Стр. 26 - 28 выучить наизусть лексику урока (Приложение 1). (5 минут).

Thank you very much. The lesson is over. Goodbye.

Оценочный портфолио для студента

(с указанием максимального количества баллов)

Ф.И.О._________________________________________________________________________

Вид оценки

1 этап. Процессуально-исполнительский

2 этап.

Оценочно-рефлексивный

Дом. задание

стр. 66 - работа с  текстом  

упр.1 стр. 112  

упр.2стр. 112

Упр.3, стр.112

Практика общения/парная работа  

Тестирование по грамматике

Самооценка

Взаимооценка

Групповая оценка

Итого

Примечание: заполните пустые графы во время выполнения заданий.

Критерии оценивания

Критерии оценивания 1 этапа (на данном этапе представлены самые разнообразные формы и методы контроля качества знаний и умений студента).

Обучающиеся: каждый обучающийся оценивает себя самостоятельно: правильный ответ – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.

Преподаватель: верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

Критерии оценивания 2 этапа. Обучающиеся оценивают себя самостоятельно и осуществляют взаимоконтроль.

Максимальная оценка - 1 балл. Активно принимал участие в обсуждении – 1 балл.

Преподаватель: активно принимал участие в обсуждении – 1балл.

Дополнительные баллы преподаватель может поставить студентам за исправление ответов своих товарищей – 0,5 балла, активное участие на протяжении всего занятия - 0,5 балла.

Итого:

21 - 26 балла

«5»

16 - 20,9 балла

«4»

12 - 15,9 балла

«3»

менее 11 баллов

«2»


Оценочный портфолио преподавателя

№ п/п

Ф.И.О. студента

1 этап, баллы

1 этап, баллы

Дополнения

Итог

Студ.

Преп.

Студ.

Преп.

Примечание: заполните пустые графы.

Список литературы

  1. Л.Г. Козырева, Т.В. Шадская. Учебное пособие «Английский язык для медицинских колледжей и училищ». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012.
  2. Р.В. Резник. Грамматика английского языка для учащихся средней школы, «Просвещение», М, 2011.
  3. Новый англо-русский/русско-английский медицинский словарь. ABBYYPress, М, 2010.
  4. ФГОС СПО по специальностям подготовки, 2009.

Приложения

Приложение 1

Активный словарь к уроку / WordList

Задание А. Скажите по-английски

Russian

English

1

Не принимайте лекарства без назначения врача

Don’t take drugs without a doctor’s advice

2

Вы хорошо переносите новокаин

Are you sensitive to Novocain

3

Закажите эту мазь в аптеке

Order this ointment in the chemists

4

Взбалтывайте эту микстуру перед употреблением

Shake this mixture before use

5

Принимайте эту микстуру по столовой ложке два раза в день до еды

Take this tincture a tablespoonful twice a day before meal

6

Принимайте эти таблетки по одной каждые четыре часа

Take this tablet one every four hours

7

Храните свечи в прохладном месте

Keep the suppositories in a cool place

8

Запивайте эту пилюлю молоком

Take this pill with milk

9

Не принимайте эти капли натощак

Don’t take these drops on an empty stomach

10

Выпишите лекарство от болей в сердце

Prescribe medicine for heartache

11

Все лекарственные средства разделяются на лекарственные средства наружного и внутреннего применения

All the drugs are for internal and external use

Задание В. Составьте диалог, используя, данные выражения и ранее изученную лексику по теме, воспроизведите его.

Приложение 2

Грамматический комментарий / GrammarNotes

Note 1. Модальные глаголы и их эквиваленты.

Modal Verbs

 Модальными называются глаголы, выражающие не действие, а отношение к нему: возможность, необходимость, способность, вероятность и т. д. совершения действия, выраженного инфинитивом смыслового глагола, следующего за модальным.

 Модальные глаголы всегда употребляются с инфинитивом смыслового глагола, образуя составное глагольное (модальное) сказуемое. Эти глаголы называют еще недостаточными, так как у них отсутствует ряд грамматических форм, присущих другим глаголам:

1. Они не изменяются по лицам и не имеют окончания –s в 3-м лице ед. числа (кроме эквивалентов модальных глаголов).

2. У них нет неличных форм инфинитива, причастия и герундия, а потому не имеют сложных видовременных форм (будущего времени, длительных и перфектных форм).

3. За исключением глаголов can (could) и may (might) модальные глаголы имеют только одну форму настоящего времени.

Они имеют следующие особенности:

1. Инфинитив смыслового глагола, следующий за модальным глаголом употребляется без частицы to. Но модальный глагол ought, глаголы to have и to be в роли модальных, а также эквиваленты to be able и to be allowed требуют после себя инфинитива с частицей to. Эти глаголы далее сопровождаются круглыми скобками с частицей to внутри  (to).

2. В вопросительном и отрицательном предложениях они употребляются без вспомогательного глагола (кроме глагола to have). В вопросительном предложении модальный глагол (точно также, как и первый вспомогательный) ставится перед подлежащим.

3. Отрицательная форма образуется при помощи частицы not, которая ставится после модального глагола.

Note 2. Порядок слов в предложении.

Общий вопрос

модальный глагол        подлежащее           инфинитив                 именная часть   сказуемого

may                             we                                    enter        

          can                             you                                   swim        the butterfly stroke

Специальный вопрос

вопрос        модальный глагол   подлежащее   инфинитивименная часть сказуемого

where              should        we         go        

what                                can         I        do         for you

why              would        they           care        about it

Отрицание

Подлежащее модальный глагол + not        инфинитив         именная часть сказуемого

you         should not        worry        

I        cannot        help         them

you         must not        leave         the building

Приложение 3

Note 3. В группу модальных глаголов входят:

Модальный глагол и его эквивалент

Выражает

Present

Past

Future

Чисто модальные глаголы и их эквиваленты

can  

to be able (to)

мочь, уметь, быть в состоянии

Can

am/is/are able (to)

Could

was/were able (to)

shall/will be able (to)

may  

to be allowed (to)

мочь, иметь разрешение

May

am/is/are allowed (to)

Might

was/were allowed (to)

_________________

shall/will be allowed (to)

must

быть должным

must

________

_________

ought (to)

следует, следовало бы

ought (to)

________

________

Эквиваленты глаголов долженствования (must, ought, shall, should)

to have (to)

вынужден, приходится

have/has (to)

had (to)

shall/will have (to)

to be (to)

должен (по плану)

am/is/are (to)

was/were (to)

________

Многофункциональные глаголы в роли модальных

shall

вынужден, приходится

_________

___________

shall

should

следует, следовало бы

should

___________

____________

will

желать, намереваться

__________

___________

will

would

желать; вероятно; бывало

__________

___________

____________

need

нуждаться

need

would

Приложение 4

Мodal verbs

Ex. 1 Поставьте правильно модальные глаголы can, must, may.

  1. …you speak English?  2. The patient  … stay in bed. 3. … I open the window and air the room. 4. We … keep our body in healthy condition. 5. We … treat many diseases by diet.

Nobody … read or write Latin. 7. You have a bad toothache. You  … a dentist. 8. Dust … have germs.

Ex. 2.  Переведите предложения на английский язык.

1. Вы должны принимать эти порошки на голодной желудок. 2. Потеря крови может вызвать шок. 3. Можно войти, доктор? 4. Вы должны делать зарядку каждый день. 5.  обучающиеся могут брать книги в библиотеке. 6. Ты умеешь делать инъекцию? 7. Сестра должна дать грелку лежачему больному.

Ex. 3. Сделайте данные предложения вопросительными.

  1. A good dentist can extract teeth painlessly. (Who…)
  2. The nurse must be careful with bed patients. (Must…)
  3. The infectious diseases can pass through the mouth and nose. (How can…)
  4. Some poisons cause asphyxia. (What…)


Приложение 5

Задание 1. Прочитайте и переведите текст.

ATACHEMISTʼS

On receiving a prescription from a doctor or on following a home treatment all of us need medicines, which are ordered or bought at a chemist’s.

There are usually two departments in a large chemist’s. At the chemist’s department one can have the medicine immediately, other drugs have to be ordered at the prescription department.

At any chemist’s all the drugs are kept in drug cabinets. Each medicine has a label on it. White labels indicate drugs for internal use, yellow- for external use and blue – for injections .The doze to be taken and the directions for the administration are also indicated on a label. It is very important for chemists, nurses, doctors and patients themselves. It prevents confusing (to confuse-путать) different remedies, some of which are poisonous. Their over dosage may cause unfavourable reactions and even death.

At the chemist’s one can buy different drugs for intramusculary and intravenous injections, for administration and for external use.

Задание 2. Опишите два основных отдела в аптеке.

Задание 3. Найдите в тексте модальные глаголы и укажите их видовременную форму.

Задание 4. Найдите в тексте интернациональные слова и переведите их.


Приложение 6

COMMUNICATION/ ПРАКТИКАОБЩЕНИЯ

Minirole-play / парная работа

Задание. А.  Студент задает вопрос по теме «Atachemistʼs», приводя правильные и ошибочные утверждения. (Используйте данный ниже список утверждений, а так же таблицу, содержащую вступительные фразы.)

Задание. В. Студент отвечает на вопрос и делает необходимый комментарий. Если утверждение верно, согласитесь и ответьте развернутой фразой. Если утверждение неверно, исправьте его. (используйте информацию текста, а также приведенную ниже таблицу, содержащую вступительные фразы для ваших ответов.)

  1. There are usually three departments in a large chemist’s.
  2. At any chemist’s all the drugs are kept in drug cabinets.
  3. Each medicine hasn’t a label on it.
  4. White labels indicate drugs for external use, yellow- for internal use and blue – for injections.
  5. The doze to be taken and the directions for the administration are also indicated on a label.
  6. At the chemist’s one can buy different kinds of food.

Чтобы задать вопрос, используйте следующие модели:

Чтобы ответить, верно или ошибочно утверждение, используйте следующие модели:

The text says that…, is it correct? /  

В тексте говорится, что…, это верно?

  • Если утверждение правильное:

Yes/ thetextsaysthat…/ да в тексте говорится, что…

Ithinkit’sright. / Думаю, этоверно.

Yes, it’scorrect. / Да, это правильно.

  • Если утверждение ошибочное:

No, Idon’t think it’scorrect. / Нет, думаю это неправильно.

No, Ican’tagree, thetextsaysthat… / Нет, не могу с этим согласиться, в тексте говорится, что…

I don’t think its logical. / Думаю, этонелогично.

Is it right to say that? /

Вернолиутверждениеотом, что…?

Isittruethat…? /

Правильнолито, что…?


Приложение 7

Ex. 1. Закончите следующие предложения, используя наиболее подходящие формы глаголов:

1. Complete the following sentences using the most appropriate forms of the verbs.

 1. Jack has got a headache. He … sleep well recently.

 a) can’t

 b) couldn’t have

 c) hasn’t been able to

 2. I … sleep for hours when I was a little girls.

 a) could

 b) am able to

 c) can

 3. Tom … play tennis well but he … play a game yesterday because he was ill.

 a) couldn’t, could

 b) can, was able

 c) can, couldn’t

 4. I didn’t want to be late for the meeting. We … meet at 5 sharp.

 a) were to

 b) had to

 c) could

 5. Where are my gloves? — I … put them on because it’s cold today.

 a) can’t

 b) have to

 c) needn’t

 6. You … take an umbrella today. The Sun is shining.

 a) needn’t

 b) mustn’t

 c) can’t

 7. I’m sorry, you didn’t invite me to your birthday party. You … invite me next time.

 a) must

 b) should

 c) need to

 8. Well, it’s 10 o’clock. I … go now.

 a) can

 b) has to

 c) must

 9. You … smoke so much.

 a) would

 b) can’t

 c) shouldn’t

 10. We have got plenty of time. We … hurry.

 a) must

 b) needn’t

 c) should

1. c | 2. a | 3. c | 4. a | 5. b | 6. a | 7. b | 8. c | 9. c | 10. b


Приложение 8

Повторение лексико-грамматического материала по теме «Фармация»

English

Russian

1

pharmacy, chemists shop

аптека

2

chemists department

отдел ручной продажи

3

pharmacist

провизор, фармацевт

4

prescription

рецепт

5

prescription department

рецептурный отдел

6

to dispense drugs

отпускать лекаоство

7

adverse effect of a drug

побочное действие лекарственного средства

8

therapeutic action of a drug

терапевтическое действие лекарственного средства

9

drug for internal and external use

лекарственное средство для наружного и внутреннего применения

10

to take a drug

принимать лекарство

every hour

каждый час

on an empty stomach

натощак

before meals

перед едой

after meals

после еды

a table spoonful twice a day

по одной столовой ложке 2 раза в день

11

drops

капли

to drop seven drops

накапать 7 капель

12

ointment

мазь

to put the ointment on

намазать мазь

13

mixture

микстура

to shake the bottle with the mixture before use

встряхнуть бутылку с микстурой перед использованием

14

tincture

настойка

to take ten drops of the tincture

принять 10 капель настойки

15

decoction

отвар

to give decoction three times a day after meal

давать отвар 3 раза в день после еды

16

pill

пилюля

pain – relieving pill

обезболивающая пилюля

17

powder

порошок

compound powder

сложный порошок

18

dust, powder

присыпка

19

solution

раствор

to give solution according to the doctors instruction

давать раствор в соответствии с предписанием врача

20

suppository

свеча

to use suppositories

применять свечи

21

tablet

таблетка

a half tablet

полтаблетки

to take tablets three times a day

принимать таблетки 3 раза в день

coated tablet

таблетка, покрытая оболочкой

22

to powder drug

растирать лекарство в порошок



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составил:

преподаватель Пьянкова

Елена Сергеевна

2022 г.

Универсальные учебные действия подразделяются на 4 группы: познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные. Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Обучающийся овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Для повышения коммуникативной компетентности обучающихся необходимо определить комплекс психолого-педагогических условий, позволяющих сформировать высшие уровни коммуникативной компетентности.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- определение уровней коммуникативной компетентности обучающихся в учебной деятельности;

- выделение качественных критериев сформированности уровня коммуникативной компетентности обучающихся;

- организация необходимых условий для формирования высших уровней коммуникативной компетентности в учебной деятельности;

- создание дидактического инструментария как средства формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения студентов.

Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной компетентности гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида.

Преподаватели отмечают низкий уровень сформированности у обучающихся индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на результатах и качестве их практических, внешне-речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

Становится очевидной актуальность работы, направленной на изучение новых форм учебной деятельности, которые способствовали бы развитию навыков работы с текстами, формированию коммуникативной компетентности обучающихся в общении, а также развитию мыслительных способностей и общей личностной культуры обучающихся. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся происходит постепенно: от уровня неосознанной компетентности к репродуктивной компетентности, от уровня продуктивной компетентности к творческой компетентности. Динамика уровневых показателей сформированности коммуникативной компетентности обучающихся является одним из основных условий социализации личности. При этом определяющим способом формирования коммуникативной компетентности становится диалог, для организации которого преподаватель предлагает к решению учебные задачи разных уровней, а поэтапные совместные (партнерские) учебные действия обеспечивают динамику мыслительных операций и становление новых генетических форм мыслительной деятельности обучающихся.

Для формирования коммуникативной компетентности обучающихся необходимо комплексное использование педагогических и дидактических условий, а также наличие высокого уровня коммуникативной компетентности у самого преподавателя, что позволяет осуществить подбор оптимальных методов обучения, создать в учебном процессе коммуникативные ситуации, при которых обучающиеся осуществляют коммуникативное взаимодействие. Формирование социальной ответственности наиболее благоприятно при наличии высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности.

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Осваивая личностные универсальные умения, обучающийся более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Также обучающийся учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В тоже время обучающийся, обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к занятиям. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Нам, преподавателям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

Список литературы

  1. Абульханова, К.А., Рубинштейн С.Л. Ретроспектива и перспектива Проблема субъекта в психологической науке - М.: ИП РАН, 2000.
  2. Волочков А.А. Активность субъекта и развитие учащегося: теория, диагностика и проблемы развивающих технологий - Пермь: изд-во ПОИПКРО, 2003.
  3. Волочков А.А. Вопросник учебной активности - Пермь, 2002.
  4. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности - М.: Дом педагогики.
  5. Цукерман Г.А. Виды общения в процессе обучения - Томск: Пеленг, 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...