Условия развития психологической службы на примере МБОУ Черемушкинская СОШ
статья

Одним из итогов встречи президента с общественностью по вопросам образования, которая прошла в конце лета 2021 года, стало указание актуализировать концепцию развития психологической службы в отечественной системе образования.Одно из немногих, и пожалуй, главное новшество – повышенное внимание не только к успеваемости школьников и их профориентации, но и психологическому состоянию в целом.В июне этого года делегация специалистов от нашего района принимала участие в семинаре, организованном Красноярским институтом повышения квалификации, по этой теме. На котором отмечалась важность и необходимость создания модели психологической службы в каждом образовательном учреждении. В нашей школе ведется такая работа, и о том, как она осущесвляется, какие созданы условия для ее реализации, описано в данной статье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1doklad_sinitsyna_p.ya_.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Условия развития психологической службы на примере МБОУ Черемушкинская СОШ

Одним из итогов встречи президента с общественностью по вопросам образования, которая прошла в конце лета 2021 года, стало указание актуализировать концепцию развития психологической службы в отечественной системе образования.

Кому-то может показаться, что новая система психологической помощи школьникам – инновация для России. Однако, это не совсем так.

Одно из немногих, и пожалуй, главное новшество – повышенное внимание не только к успеваемости школьников и их профориентации, но и психологическому состоянию в целом.

В июне этого года делегация специалистов от нашего района принимала участие в семинаре, организованном Красноярским институтом повышения квалификации, по этой теме. На котором отмечалась важность и необходимость создания модели психологической службы в каждом образовательном учреждении.

Если же забежать еще немного вперед, то также необходимо будет создать единую цифровую платформу для оказания психологической помощи несовершеннолетним и их законным представителям, обеспечивая доступность информации для всех участников образовательных отношений. То есть, некий веб-портал, который будет давать возможность получить самую разнообразную консультационную поддержку.

Это все то, что нас с вами ждет впереди. А как осуществляется работа службы уже сейчас, я хотела бы рассказать на примере нашей школы.

Психологическая служба нашей школы представляет организационную структуру, включающую следующих специалистов: педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, классных руководителей, педагога-организатора, зам.директора по воспитательной работе, иных специалистов, то есть, практически весь коллектив включен в эту работу.

Для всех участников образовательного процесса, в школе созданы благоприятные, комфортные условия. Это и отдельные кабинеты, в которых достаточное количество различных дидактических материалов, пособий, развивающих игр, упражнений и т.д. Для обеспечения доступности окружающей среды для людей с различными видами инвалидности также созданы необходимые условия. На базе школы функционирует консультационный центр, в сельском совете стоит специальный стол с нашими публикациями и буклетами для родителей.

Что касается дефицитов, они, конечно, имеются. Недостаточная площадь кабинетов, невозможность их зонирования. В своей работе, например, мне очень не хватает официальных диагностических пакетов, методик. Приходится распечатывать все самостоятельно, обрабатывать вручную, что достаточно объемно и кропотливо. Из за подвоза детей в школу с соседних поселений, часто у специалистов  нет возможности и времени в течение рабочего дня принять и оказать помощь ребятам, в послеурочное время.

Тем не менее, спектр направлений оказания психологической помощи достаточно широкий.

Ведется работа с различными целевыми группами детей. Это и нормотипичные обучающиеся. Что касается узких специалистов, таких как учитель-логопед и учитель-дефектолог, с данной категорией детей они работают по запросу. Я как педагог-психолог провожу диагностики 1, 5 классов, СПТ у ребят с 13 лет, анкетирования, беседы во взаимодействии и с другими педагогами по различным вопросам. В рамках проекта 500+ в прошлом году особое внимание уделялось выявлению случаев буллинга, через анкетирование, семинары с классными руководителями. Были проведены классные часы по этике взаимоотношений. В 8 классе был включен курс внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я». Все ребята, по возможности, привлекаются в различные мероприятия, конкурсы, акции, что способствует развитию навыков сотрудничества с педагогами и сверстниками, развитию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы.

С детьми испытывающими трудности в обучении, деятельность в большей степени направлена на коррекцию трудностей учебной мотивации, трудностей в выполнении учебных действий, коррекцию психоэмоционального неблагополучия – через диагностику и выявление ведущих мотивов, посредством снижения уровня тревожности, повышения уровня самоуважения, организацию летнего отдыха, внеурочных игр и мероприятий, индивидуальное консультирование и групповую профилактическую работу с родителями: тематические мини-лекции и семинары на родительских собраниях, памятки, буклеты (влияние типов семейного воспитания на учебную мотивацию, влияние родительских установок, влияние стиля общения и культуры отношений в семье на мотивацию).

Для детей с отклоняющимся поведением по профилактике и коррекции девиантного поведения, социально-психологической дезадаптации, профилактике суицидального поведения также ведется работа. Сюда входит и дифференциация обучающихся по группам возможного риска, беседы, неоднократно с привлечением иных органов и структур, анкетирование родителей, с целью выявления социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, пропаганда здорового образа жизни.

С детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей деятельность, в основном, направлена на: развитие коммуникативных действий, коррекцию тревожности, снятие внутренней напряженности, ощущения неполноценности, ненужности. Преодоление трудностей эмоционально-волевой регуляции. В начале каждого учебного года проводится обследование семьи, отслеживается занятость обучающихся в доп.образовании.

Достаточно объемная работа ведется с обучающимися с ОВЗ, и детьми-инвалидами. На каждого ребенка заполняются карты индивидуального маршрута. Проводятся регулярные групповые/индивидуальные занятия. Очень активно такие ребята принимают участие в проектах, акциях, выставках. Посещают кружки, секции.

Что касается работы с одаренными обучающимися, здесь и дифференциация по уровню сложности предлагаемых заданий, подготовка и участие в олимпиадах и конкурсах, исследовательской, проектной деятельности. С целью определения подходов родителей к одарённым детям подбирается литература, предлагаются памятки, буклеты. Однако, взаимодействие с данной категорий детей в нашей школе остается в недостатоточной степени полным. И данное направление является для нас одним из приоритетных на предстоящий учебный год.

Подводя итог своему выступлению, хотелось бы  еще раз подчеркнуть, что система психологической помощи это не новшество, такая работа ведется в нашей стране уже давно, однако, требует определенных поправок и дополнений. А для того, чтобы она была более эффективной, конечно, необходимо улучшить, в первую очередь, внутриведомственное взаимодействие. Своевременно обновлять и пополнять материально-техническую базу. Повышать уровень своей компетентности через курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, проведение открытых занятий, их взаимопосещение, ну и, конечно же, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Педагог-психолог МБОУ Черемушкинская СОШ:
Синицына Полина Яковлевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный план работы социально-психологической службы

Планирование совместной работы специалистов социально-психологической службы...

Алгоритм распределения обязанностей социально-психологической службы образовательной организации

Цель социально-педагогической работы образовательной организации – решение проблем, помощь в преодолении трудностей и обеспечение условий для социального становления обучающихся, а также создание благ...

Работа социально-психологической службы МБОУСОШ №69 по профилактике и преодолению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Происходящие в последнее десятилетие в России политические, социальные и экономические преобразования, серьезно отразились на духовной жизни молодого поколения. Безнадзорность и беспризорность детей п...

Квалификационная работа по проблеме «Воспитание и социализация подрастающего поколения в условиях современного образовательного учреждения» (на примере планирования работы классного руководителя)

Проблемы воспитания и социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее предела...

Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения

Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...

Положение о конкурсе рисунков по тематической недели социально- психологической службы

Положение о конкурсе рисунков по тематической недели социально- психологической службы...