Конспект урока по музыке, 3 класс. Тема: Былина.
план-конспект урока

Кочеткова Ирина Владимировна

 

Конспект урока музыки, 3 класс.

Тема: былина.

Технологическая карта урока

  1. ФИО учителя: Кочеткова Ирина Владимировна
  2. Класс: 3
  3. Тип урока: комбинированный

 

Тема

Былина

Цели

Сформировать представление о жанре былина, о ее героях исполнительских и музыкальных особенностях.

Планируемые результаты

Предметные:

понимание значения народной музыки.

Метапредметные:

развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно жанра былины, развитие вокально-хоровых навыков.

Личностные:

пробудить у обучающихся интерес к народной музыке, желание слушать её не только на уроке, но и вне него.

Основные понятия

Композитор, былина, жанр, музыкальный образ.

Развиваемые качества, способности, умения и навыки

музыкальный слух, чувство ритма, память, речь.

Межпредметные связи

литература, изобразительное искусство.

Ресурсы, материалы:

  • основные
  • дополнительные
  • основные - мультимедиа проектор, магнитная доска, музыкальный центр, фортепиано, музыкальные инструменты.
  • дополнительные – карточки

Формы организации учебной деятельности

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Используемые педагогические технологии

наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, игровой, эмпатии, мини-проектной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass._konspekt_k_uroku.docx24.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

Конспект

урока по музыке,

3 класс

Тема: БЫЛИНА

Составитель,

Кочеткова И.В., учитель музыки

Холмск, 2023

Технологическая карта урока

  1. ФИО учителя: Кочеткова Ирина Владимировна
  2. Класс: 3
  3. Тип урока: комбинированный

Тема

Былина

Цели

Сформировать представление о жанре былина, о ее героях исполнительских и музыкальных особенностях.

Планируемые результаты

Предметные:

понимание значения народной музыки.

Метапредметные:

развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно жанра былины, развитие вокально-хоровых навыков.

Личностные:

пробудить у обучающихся интерес к народной музыке, желание слушать её не только на уроке, но и вне него.

Основные понятия

Композитор, былина, жанр, музыкальный образ,

Развиваемые качества, способности, умения и навыки

музыкальный слух, чувство ритма, память, речь.

Межпредметные связи

литература, изобразительное искусство.

Ресурсы, материалы:

  • основные
  • дополнительные
  • основные - мультимедиа проектор, магнитная доска, музыкальный центр, фортепиано, музыкальные инструменты.
  • дополнительные – карточки

Формы организации учебной деятельности

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Используемые педагогические технологии

наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, игровой, эмпатии, мини-проектной деятельности.

 Ход урока

  1. Определение темы урока (в процессе решения проблемной ситуации). Учитель (далее У.) – тему нашего сегодняшнего урока вы, ребята, постараетесь определить самостоятельно и поможете мне заполнить пробел на доске: «______________________»

А начнем мы урок с исполнения знакомого нам вокального репертуара. Я предлагаю вам не только исполнить песни, но и сравнить их, найти сходство и различие. Исполнение песен: «Добрый день» комп. Я. Дубравин; «Северный хоровод» комп. А. Филиппенко. Обучающиеся выявляют сходство и различие этих произведений.

Сходство:

  • жанр (вокальная музыка, песня);
  • музыкальный образ (песни о Родине, любви, трепетному и бережному отношению к родному краю);
  • характер мелодии (лирические, нежные, протяжные песни).

Различие: 

  • песня Я. Дубравина – композиторская;
  • песня А. Филиппенко – композиторская в народном духе.

У. – а как вы определили «народный дух» мелодии А. Филиппенко?

 Дети (далее Д.) – Очень напевная, протяжная, простая, быстро запоминающаяся, с поступенным развитием мелодия.

У. – песни, которые мы исполнили, относятся к старинной или современной музыке?

Д. – они относятся к современной музыке.

У. – как вы это определили?

Д. - мелодия песен не основана на многократных повторах; не используются старинные слова.

У. - а что вы скажете про следующую мелодию? Старинная она или современная?

Слушание знаменного распева.

Д. – прозвучала старинная музыка.

У. – как вы это определили?

Д. – по звучанию. Мелодия звучит напевно, неспешно, сдержанно; отличается поступенным развитием; очень протяжная и величественная.

У. – где, при каких обстоятельствах может звучать эта музыка?

Д. – в храме.

У. – что хочется делать человеку во время звучания такой музыки?

Д. – думать, размышлять, вспоминать. Эта музыка помогает сосредоточиться, настроиться на серьезный лад.

 У. – музыка, которая прозвучала, называется «знаменный распев» и написана она много лет тому назад. А сейчас я наиграю вам еще одну мелодию. Сможем ли мы с вами ее назвать знаменным напевом?

Звучит мелодия «Былины о Добрыне Никитиче». 

Д. – нет, не можем, музыка звучит величественно, мощно, но не строго. У. – послушайте эту мелодию в исполнении академического русского хора и определите жанр. Именно эта песня поможет определить нам тему урока.

Звучит русская народная песня «Что не белая береза» (Былина о Добрыне Никитиче) 

У. – о ком рассказала нам эта песня?

Д. – о русском богатыре Добрыне Никитиче.

У. – к какому жанру мы отнесем это произведение?

Д. – жанр былины.

У. – вот мы и определили с вами тему нашего урока: «БЫЛИНА». А эпиграфом к нашему уроку могут стать слова А. С. Пушкина «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»

 2. Актуализация знаний 

У. – что вы знаете о былинах?

 Д. – это повествование о богатырях, их подвигах и деяниях.

У. – когда мы говорим о богатырях, то какие ассоциации возникают у нас, в связи с этим словом?

Д. – богатырь – это воин, защитник, очень могучий и сильный человек.

У. – только ли воина можно назвать богатырем?

Д. – нет. Богатырем можно назвать человека сильного и смелого, терпеливого и доброго, совестливого и справедливого.

У. – каких богатырей вы знаете? Обучающиеся называют имена богатырей, рассматривают картину В. Васнецова «Три богатыря».

У. – кто исполнял былины раньше?

Д. – певцы-сказители.

 У. – на чем певцы-сказители аккомпанировали себе?

 Д. – на гуслях.

У. – откройте учебник на стр. 56. Мы уже знакомились с вами с этим музыкальным инструментом. Обучающиеся рассматривают разворот в учебнике на стр. 56, вспоминают особенности и историю создания гуслей.

3. Постановка целей и задач урока обучающимися

 У. – как вы думаете, почему мы сегодня целый урок посвятили жанру былины?

- Откройте учебник на стр. 57. Авторы учебника задают нам с вами вопрос. Какой?

 Д. – «Было и прошло, быльем поросло?»

У. – неужели и в самом деле нет смысла сегодня вспоминать былины и все, что происходило много лет тому назад?

 Д. – былины нельзя забывать, ведь люди должны знать своих героев, свою историю.

У. – можем ли мы чему-нибудь научиться у богатырей?

Д. – да. Терпению, выдержке, доброте, уважению и к взрослым, и к детям. У. – Былина – это своеобразный свод законов, который нас может очень многому научить.

4. Разучивание мелодии «Былины о Добрыне»

У. – еще раз послушайте мелодию былины и скажите, что необычного в этой мелодии.

Д. – мелодия звучит неспешно и спокойно. Нет «богатырских» интонаций.

У. – как вы думаете почему?

Д. – потому, что богатыри были очень добрыми, мудрыми и скромными людьми.

У. – правильно, дети. Богатыри никогда не «кичились», не хвалились своими подвигами. Защита Родины, всех слабых и обездоленных для них было обычным, повседневным делом. Ведь добро и мудрость о себе не кричат. Вокально-хоровая работа.

5. Знакомство с репертуаром Государственного академического Северного русского народного хора

 У. – можно ли сегодня услышать былину?

Д. – да.

У. – где и в чьем исполнении?

Д. – на уроке музыки, на концерте, по радио, по телевидению, в деревне.

Былины можно услышать в исполнении пожилых людей, отдельных исполнителей, которые любят и знают народную песню, в исполнении народных коллективов.

У. – сегодня у нас есть прекрасная возможность познакомиться с северной былиной. Послушайте ее. О чем расскажет нам эта былина? Слушание северной русской былины «Широко лежишь ты, море Белое».

 У. – как звучала былина?

Д. – ярко, величественно, сильно, мощно, широко, раздольно.

У. – чему посвящена эта былина?

Д. – белому морю, его красоте и величию.

У. – почему северяне воспели Белое море в своих былинах?

Д. – во все времена море кормило, поило, одевало северян.

6. Работа с учебником, проверка домашнего задания 

У. – надеюсь, что за сегодняшний урок вы прочувствовали дух и величие былины, хорошо поняли смысл и значение этого жанра. Проверим ваше домашнее задание.

У. – мы сегодня с вами неоднократно слышали, как исполняются былины. Пользуясь текстом в учебнике, попробуйте не прочитать, а напеть былину так, как пели ее певцы-сказители. Сочинительские пробы детей.

7. Рефлексия 

У. – что нового вы узнали сегодня на уроке?

     – чем больше всего вас удивил жанр былины?

     – что вам больше всего понравилось в былине?

     – о чем после сегодняшнего урока вы сможете рассказать своим друзьям или близким?

     – что еще вам хотелось бы узнать об этом жанре?

 8. Домашнее задание. Проиллюстрировать былину. Дать характеристику главных героев былины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Я и Время" (1 класс)

Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.Дать представление о ...

Конспект урока во 2 классе по теме "Зима"

В данном материале представлен подробный конспект урока во 2 классе по теме "Зима". Урок ведется в игровой диалоговой форме с использованием тематической лексики....

План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"

повторение и закрепление изученного  материала по первому разделу....

План-конспект урока в 7 классе. Тема "Роды и племена восточных славян и их старейшины"

Познакомить учащихся с общественным строем восточных славян....

Конспект урока по музыке в 3м классе УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».

Конспект урока по музыке в 3м  классеУМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»....

Конспект урока по музыке, 4 класс. Тема: мастерство исполнителя.

Технологическая карта урокаФИО учителя: Кочеткова Ирина ВладимировнаКласс: 4Тип урока: открытие новых знаний.ТемаМастерство исполнителяЦелиформировать знания учащихся о великих исполнителях инстр...

Конспект урока по музыке, 2 класс. Тема: симфоническая сказка "Петя и волк".

Конспект урока музыки, 2 класс. ТЕМА:  "Симфоническая сказка Петя и волк". Технологическая карта урокаФИО учителя: Кочеткова Ирина ВладимировнаКласс: 2Тип урока: ком...