Конспект урока по музыке, 3 класс. Тема: Былина.
план-конспект урока
Конспект урока музыки, 3 класс.
Тема: былина.
Технологическая карта урока
- ФИО учителя: Кочеткова Ирина Владимировна
- Класс: 3
- Тип урока: комбинированный
Тема | Былина |
Цели | Сформировать представление о жанре былина, о ее героях исполнительских и музыкальных особенностях. |
Планируемые результаты | Предметные: понимание значения народной музыки. Метапредметные: развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно жанра былины, развитие вокально-хоровых навыков. Личностные: пробудить у обучающихся интерес к народной музыке, желание слушать её не только на уроке, но и вне него. |
Основные понятия | Композитор, былина, жанр, музыкальный образ. |
Развиваемые качества, способности, умения и навыки | музыкальный слух, чувство ритма, память, речь. |
Межпредметные связи | литература, изобразительное искусство. |
Ресурсы, материалы:
|
|
Формы организации учебной деятельности | фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Используемые педагогические технологии | наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, игровой, эмпатии, мини-проектной деятельности. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass._konspekt_k_uroku.docx | 24.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
Конспект
урока по музыке,
3 класс
Тема: БЫЛИНА
Составитель,
Кочеткова И.В., учитель музыки
Холмск, 2023
Технологическая карта урока
- ФИО учителя: Кочеткова Ирина Владимировна
- Класс: 3
- Тип урока: комбинированный
Тема | Былина |
Цели | Сформировать представление о жанре былина, о ее героях исполнительских и музыкальных особенностях. |
Планируемые результаты | Предметные: понимание значения народной музыки. Метапредметные: развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно жанра былины, развитие вокально-хоровых навыков. Личностные: пробудить у обучающихся интерес к народной музыке, желание слушать её не только на уроке, но и вне него. |
Основные понятия | Композитор, былина, жанр, музыкальный образ, |
Развиваемые качества, способности, умения и навыки | музыкальный слух, чувство ритма, память, речь. |
Межпредметные связи | литература, изобразительное искусство. |
Ресурсы, материалы:
|
|
Формы организации учебной деятельности | фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Используемые педагогические технологии | наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, игровой, эмпатии, мини-проектной деятельности. |
Ход урока
- Определение темы урока (в процессе решения проблемной ситуации). Учитель (далее У.) – тему нашего сегодняшнего урока вы, ребята, постараетесь определить самостоятельно и поможете мне заполнить пробел на доске: «______________________»
А начнем мы урок с исполнения знакомого нам вокального репертуара. Я предлагаю вам не только исполнить песни, но и сравнить их, найти сходство и различие. Исполнение песен: «Добрый день» комп. Я. Дубравин; «Северный хоровод» комп. А. Филиппенко. Обучающиеся выявляют сходство и различие этих произведений.
Сходство:
- жанр (вокальная музыка, песня);
- музыкальный образ (песни о Родине, любви, трепетному и бережному отношению к родному краю);
- характер мелодии (лирические, нежные, протяжные песни).
Различие:
- песня Я. Дубравина – композиторская;
- песня А. Филиппенко – композиторская в народном духе.
У. – а как вы определили «народный дух» мелодии А. Филиппенко?
Дети (далее Д.) – Очень напевная, протяжная, простая, быстро запоминающаяся, с поступенным развитием мелодия.
У. – песни, которые мы исполнили, относятся к старинной или современной музыке?
Д. – они относятся к современной музыке.
У. – как вы это определили?
Д. - мелодия песен не основана на многократных повторах; не используются старинные слова.
У. - а что вы скажете про следующую мелодию? Старинная она или современная?
Слушание знаменного распева.
Д. – прозвучала старинная музыка.
У. – как вы это определили?
Д. – по звучанию. Мелодия звучит напевно, неспешно, сдержанно; отличается поступенным развитием; очень протяжная и величественная.
У. – где, при каких обстоятельствах может звучать эта музыка?
Д. – в храме.
У. – что хочется делать человеку во время звучания такой музыки?
Д. – думать, размышлять, вспоминать. Эта музыка помогает сосредоточиться, настроиться на серьезный лад.
У. – музыка, которая прозвучала, называется «знаменный распев» и написана она много лет тому назад. А сейчас я наиграю вам еще одну мелодию. Сможем ли мы с вами ее назвать знаменным напевом?
Звучит мелодия «Былины о Добрыне Никитиче».
Д. – нет, не можем, музыка звучит величественно, мощно, но не строго. У. – послушайте эту мелодию в исполнении академического русского хора и определите жанр. Именно эта песня поможет определить нам тему урока.
Звучит русская народная песня «Что не белая береза» (Былина о Добрыне Никитиче)
У. – о ком рассказала нам эта песня?
Д. – о русском богатыре Добрыне Никитиче.
У. – к какому жанру мы отнесем это произведение?
Д. – жанр былины.
У. – вот мы и определили с вами тему нашего урока: «БЫЛИНА». А эпиграфом к нашему уроку могут стать слова А. С. Пушкина «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
2. Актуализация знаний
У. – что вы знаете о былинах?
Д. – это повествование о богатырях, их подвигах и деяниях.
У. – когда мы говорим о богатырях, то какие ассоциации возникают у нас, в связи с этим словом?
Д. – богатырь – это воин, защитник, очень могучий и сильный человек.
У. – только ли воина можно назвать богатырем?
Д. – нет. Богатырем можно назвать человека сильного и смелого, терпеливого и доброго, совестливого и справедливого.
У. – каких богатырей вы знаете? Обучающиеся называют имена богатырей, рассматривают картину В. Васнецова «Три богатыря».
У. – кто исполнял былины раньше?
Д. – певцы-сказители.
У. – на чем певцы-сказители аккомпанировали себе?
Д. – на гуслях.
У. – откройте учебник на стр. 56. Мы уже знакомились с вами с этим музыкальным инструментом. Обучающиеся рассматривают разворот в учебнике на стр. 56, вспоминают особенности и историю создания гуслей.
3. Постановка целей и задач урока обучающимися
У. – как вы думаете, почему мы сегодня целый урок посвятили жанру былины?
- Откройте учебник на стр. 57. Авторы учебника задают нам с вами вопрос. Какой?
Д. – «Было и прошло, быльем поросло?»
У. – неужели и в самом деле нет смысла сегодня вспоминать былины и все, что происходило много лет тому назад?
Д. – былины нельзя забывать, ведь люди должны знать своих героев, свою историю.
У. – можем ли мы чему-нибудь научиться у богатырей?
Д. – да. Терпению, выдержке, доброте, уважению и к взрослым, и к детям. У. – Былина – это своеобразный свод законов, который нас может очень многому научить.
4. Разучивание мелодии «Былины о Добрыне»
У. – еще раз послушайте мелодию былины и скажите, что необычного в этой мелодии.
Д. – мелодия звучит неспешно и спокойно. Нет «богатырских» интонаций.
У. – как вы думаете почему?
Д. – потому, что богатыри были очень добрыми, мудрыми и скромными людьми.
У. – правильно, дети. Богатыри никогда не «кичились», не хвалились своими подвигами. Защита Родины, всех слабых и обездоленных для них было обычным, повседневным делом. Ведь добро и мудрость о себе не кричат. Вокально-хоровая работа.
5. Знакомство с репертуаром Государственного академического Северного русского народного хора
У. – можно ли сегодня услышать былину?
Д. – да.
У. – где и в чьем исполнении?
Д. – на уроке музыки, на концерте, по радио, по телевидению, в деревне.
Былины можно услышать в исполнении пожилых людей, отдельных исполнителей, которые любят и знают народную песню, в исполнении народных коллективов.
У. – сегодня у нас есть прекрасная возможность познакомиться с северной былиной. Послушайте ее. О чем расскажет нам эта былина? Слушание северной русской былины «Широко лежишь ты, море Белое».
У. – как звучала былина?
Д. – ярко, величественно, сильно, мощно, широко, раздольно.
У. – чему посвящена эта былина?
Д. – белому морю, его красоте и величию.
У. – почему северяне воспели Белое море в своих былинах?
Д. – во все времена море кормило, поило, одевало северян.
6. Работа с учебником, проверка домашнего задания
У. – надеюсь, что за сегодняшний урок вы прочувствовали дух и величие былины, хорошо поняли смысл и значение этого жанра. Проверим ваше домашнее задание.
У. – мы сегодня с вами неоднократно слышали, как исполняются былины. Пользуясь текстом в учебнике, попробуйте не прочитать, а напеть былину так, как пели ее певцы-сказители. Сочинительские пробы детей.
7. Рефлексия
У. – что нового вы узнали сегодня на уроке?
– чем больше всего вас удивил жанр былины?
– что вам больше всего понравилось в былине?
– о чем после сегодняшнего урока вы сможете рассказать своим друзьям или близким?
– что еще вам хотелось бы узнать об этом жанре?
8. Домашнее задание. Проиллюстрировать былину. Дать характеристику главных героев былины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Я и Время" (1 класс)
Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.Дать представление о ...
План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"
повторение и закрепление изученного материала по первому разделу....
План-конспект урока в 7 классе. Тема "Роды и племена восточных славян и их старейшины"
Познакомить учащихся с общественным строем восточных славян....
Конспект урока по музыке в 3м классе УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».
Конспект урока по музыке в 3м классеУМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»....
Конспект урока по музыке, 4 класс. Тема: мастерство исполнителя.
Технологическая карта урокаФИО учителя: Кочеткова Ирина ВладимировнаКласс: 4Тип урока: открытие новых знаний.ТемаМастерство исполнителяЦелиформировать знания учащихся о великих исполнителях инстр...
Конспект урока по музыке, 2 класс. Тема: симфоническая сказка "Петя и волк".
Конспект урока музыки, 2 класс. ТЕМА: "Симфоническая сказка Петя и волк". Технологическая карта урокаФИО учителя: Кочеткова Ирина ВладимировнаКласс: 2Тип урока: ком...
Конспект урока по музыке, 5 класс. Тема: что роднит музыку с литературой?
Конспект урока по музыке, 5 класс. Тема: что роднит музыку с литературой?...