Воспитательный час: Этикет - искусство жизни"
классный час

Курячая Ольга Александровна

Воспитательное мероприятие на тему: "Этикет - искусство жизни" расчитано для проведения 45 минут с планом и вопросами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_-_iskusstvo_zhit.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Луганский колледж технологий торговых процессов

и кулинарного мастерства»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

воспитательного часа на тему:

«Этикет – искусство жизни »

Классный руководитель:        Курячая Ольга Александровна

г. Луганск

2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………….….3

  1. Основная часть классного часа
  1. 1.1 Цели, форма и участники классного часа………………………...5
  2. 1.2 Подготовительный этап……………………………………............6
  3. 1.3 Проведение классного часа………………………………………..7
  4. 1.4 Подведение итогов классного часа………………………………..7
  1. Заключение……………………………………………………….8
  2. Список литературы……………………………………………....9

Приложение 1. Сценарий

Приложение 2. План

ВВЕДЕНИЕ

Мудр тот, кто без денег и власти добивается

 своих целей в общении с людьми!

Жизнь человека протекает в его постоянном взаимодействии с другими людьми. Посмотрите на людей, которые окружают Вас. Многие из них умеют делать почти все, но большинство из них не умеют достичь своих целей. Одна из главных причин этого – не умение вести себя по отношению друг к другу. Почти постоянно явно или неявно они конфликтуют. Такое поведение людей вызывает:

  • Потерю времени на переживания;
  • Неэффективную деятельность;
  • Потерю здоровья;
  • Потерю в заработке.

        Для того чтобы контакты не приводили к конфликтам, не нарушали социальное равновесие, чтобы повседневное общение было гармоничным, приятным и полезным, с древних времен вырабатывались правила этикета.

Этикет – это установленный порядок, совокупность правил, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений.

Этикет – явление историческое. Сам термин возник после того, как на одном из великолепных, изысканных приемов у французского короля Людовика XIV гости получили карточки (этикетки), где были перечислены правила поведения. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной сферы. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, в театре, в общественном транспорте и т.д.

Этикет свободный от крайностей и устаревших формальностей, не усложняет, а упрощает и делает приятнее повседневную жизнь. Его правила основаны на таких нравственных категориях как вежливость, тактичность, корректность, порядочность. Таким образом, усвоение правил этикета способствует развитию чувства такта (умения говорить и действовать с учетом индивидуальных психологических особенностей и настроения других людей), приучает сохранять собственное достоинство и уважать окружающих даже в сложных, конфликтных ситуациях.

Неотъемлемой составляющей этикета является порядочность. Этикет помогает человеку удерживаться от неблаговидных поступков – таких как мелкое хулиганство и жульничество, клевета, кляузничество.

Владение правилами этикета устраняет скованность, позволяет не обидеть делового партнера неловким словом или действием, и вместе с тем не уронить собственное достоинство.

Если Вы начинаете вести себя мудро и этично, то это обеспечивает Вам:

  • Успех в жизни;
  • Дни, заполненные приятными делами;
  • Психическое, а, следовательно, и физическое здоровье;
  • Постоянно растущий доход;
  • Комфорт в отношениях с людьми.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Цели, форма и участники классного часа

Обоснование выбора темы: данная тема позволяет реализовать

следующие направления:

  • расширение общекультурного кругозора
  • решение проблем межличностного общения
  • помощь в решении социально-нравственных проблем юношеского возраста.

Цель:

  • усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;
  • овладеть навыками культурного поведениям

        Задачи:

Обучающая:

  • познакомить студентов с правилами поведения и основными этическими требованиями в поведении и общении с людьми;
  • организация овладения студентами навыками культурного поведения в обществе и при общении с конкретными людьми

Развивающая:

  • расширение кругозора учащихся;
  • предложение решений в проблемных ситуациях при межличностном общении

Воспитательная:

  • развитие у учащихся чувства собственного достоинства;
  • показать учащимся важность вежливого обращения с окружающими как следствия проявления воспитанности;
  • показать учащимся влияния воспитанности на межличностные отношения и возможности решения социально-нравственных проблем.

Форма проведения: викторина

Средства обучения:

  • учебно – наглядные пособия: изобразительные – плакаты;
  • вербальные средства – дидактический материал;
  • технические средства обучения – ПК, ММП

Участники:

Учащиеся 1-го, 2-го и 3-го курса

Приглашенные: классные руководители и учащиеся других групп колледжа

  1. Подготовительный этап

Основные правила организации классного часа

Ответственность за подготовку: классный руководитель

Методические рекомендации

  1. Предварительная работа

Подготовить материал

Подобрать тесты-вопросники

Сделать презентацию

  1. Ведущий

Учащиеся группы выступают в роли - ведущих. Ведущий служит связующим звеном между учащимися.

  1. Сценарий

Сценарий составляет: классный руководитель и учащиеся группы  СК 16-1

Материал к классному часу: этикет отношений и поведения

Сроки: от 2 до 3 недель

  1. Место и время проведения

Место и время проведения: кабинет 309

Сроки: от 1 до 2 дней

Время выбирается с учетом учебного процесса

Оформление аудитории: подготовить столы и стулья для команд играющих, по курсам или специальностям

  1. Проведение классного часа

Весь ход проведения классного часа возлагается на ведущего в соответствии с написанным сценарием:

  1. Вступительная часть
  2. Гостевой этикет
  3. Мобильный этикет
  4. Общественный этикет
  5. Подведение итогов
  6. Рефлексия

1.4 Подведение итогов классного часа

  1. Заключительным этапом является – подведение итогов викторины и присуждение призовых мест.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому ,беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями .

Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. www.it-n.ru
  2. www.school.holm.ru
  3. www.ict.edu.ru
  4. www.metodiki.ru
  5. www.festival.1september.ru

Приложение 1

Сценарий

Доброе утро, всем присутствующим в классе!

Девиз нашего классного часа - Мудр тот, кто без денег и власти добивается своих целей в общении с людьми!

Жизнь человека протекает в его постоянном взаимодействии с другими людьми. Посмотрите на людей, которые окружают Вас. Многие из них умеют делать почти все, но большинство из них не умеют достичь своих целей. Одна из главных причин этого – не умение вести себя по отношению друг к другу.

Этикет – это искусство жить. Порой от нашего поведения, от нашего умения вести себя в обществе, правильно общаться может зависеть не только наше благополучие, но и наша безопасность.

Если Вы начинаете вести себя мудро и этично, то это обеспечивает Вам:

  • Успех в жизни;
  • Дни, заполненные приятными делами;
  • Психическое, а, следовательно, и физическое здоровье;
  • Постоянно растущий доход;
  • Комфорт в отношениях с людьми.

Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему не бывает никогда скучно.

С XVIII в. России при Петре I стали издавать книги по этикету.

Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже». В книжке давались советы и морального плана. Рекомендовалось, к примеру, «отца и матерь в великой чести содержать». Если отец позовёт сына, то приличным считалось откликаться так: «Чего изволите, государь, батюшка?» или «Что мне прикажете, государь?». Невежливым полагались следующие ответы: « Что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь».

Не все, особенно молодые люди, начинающие жизнь, знают конкретные правила этикета, а именно правила ведения бесед, поведения за столом, на улице, в театре и другие. Это и даёт нам повод начать разговор об этикете.

Классный час будет проводиться в качестве викторины, между 1; 2 и третьим курсом. Для участия приглашаем студентов из групп.

Поприветствуем участников!

Правила игры:

  • на обсуждение ответа даётся максимум 13 секунд;
  • право ответа предоставляется команде, первой поднявшей флажок;
  • если не одна из команд курса не дает правильный ответ вопрос снимается с викторины;
  • за каждый правильный ответ дается жетон в 1 балл;
  • по итогам трех раундов подводится итог и объявляется курс - победитель.

И так 1 раунд: «Правила поведения в гостях»

Начинаем? - первый вопрос!

Как должна вести себя девушка, приглашенная в дом молодого человека?

  1. Быть как можно более общительной, словоохотливой и милой;
  2. Вести себя сдержанно и в основном отвечать на задаваемые вопросы;
  3. Больше молчать, чтобы не сказать что-нибудь неподходящее;

Ответ В)

Как вести себя девушке, которую угощают в доме молодого человека?

  1. Пробовать все, ни от чего не отказываясь;
  2. Попробовать 1-2 блюда;
  3. Во избежание возможных оплошностей при еде от всего отказываться, мотивируя свой отказ тем, что только что плотно поела дома;

Ответ А)

Что делать, если вы взяли кусок в рот и…обнаружили, что блюдо сильно пересолено?

А) Немедленно выплюнуть кусок на вилку и положить на край тарелки;

В) Взятый в рот кусок нужно проглотить без комментариев;

С) Вы должны сделать хозяйке замечание и потребовать убрать пересоленное блюдо;

D) Вы должны предостеречь гостей, какое блюдо пересолено;

Ответ В)

Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы очень не любите?

A) Гневно отказаться;

B) Спокойно отказаться;

C) Отказаться, назвав причину отказа;

D) Взять немного и поблагодарить;

Ответ D)

Что делать, если вы уронили на пол нож или вилку?

A) Незаметно поднять с пола и продолжать есть;

B) Ничего, не поднимая с пола, продолжать, есть тем прибором, который остался;

C) Попросить у хозяйки другой прибор;

Ответ С)

Как поступить, если вам захотелось попробовать блюдо, стоящее далеко от вас?

A) Тихо выйти с тарелкой из-за стола и, подойдя к нужному месту, взять угощение;

B) Попросить, чтобы вам передали нужное блюдо;

C) Передать с помощью соседей свою тарелку, чтобы её наполнили нужным угощением;

Ответ B)

Что делать с мелкими рыбьими костями, попавшими в рот?

  1. Незаметно выплюнуть в бумажную салфетку, свернуть её и положить рядом с тарелкой;
  2. Осторожно выплюнуть на вилку и положить на край тарелки;
  3. Придется кости тщательно прожевать и  съесть;

Ответ B)

Как правильно есть бананы?

  1. Очистить руками и откусывать по кусочку;
  2. Очистить руками, есть с помощью ножа и вилки;
  3. Очищать и есть с помощью ножа и вилки;

Ответ А, В.

Может ли гость закончить еду и встать из-за стола до того, как это сделают хозяева?

  1. Может, особенно, если он уже насытился;
  2. Не может – это невежливо;

Ответ В)

Что делать с полотняной салфеткой после окончания еды?

  1. Аккуратно сложить и оставить на стуле;
  2. Аккуратно сложить и оставить на столе;
  3. Небрежно положить на стол;

Ответ С)

Что служит знаком к окончанию праздничного застолья?

  1. Подача десерта;
  2. Подача кофе;
  3. Коллективное пение за столом;

Ответ В)

Мы в сегодняшней беседе сделали акцент на теме «Идем в гости», знания этикета помогут вам выглядеть достойно и значительно облегчат вашу жизнь.

По итогам первого раунда 1 курс набрал…..баллов, 2 курс……баллов, 3 курс…..баллов

И так 2 раунд: «Мобильный этикет»

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живет народ у нас такой –

Ответственные лица

Первый вопрос!

1. В какое время удобно звонить?

а) После 7 утра до 11 вечера по будням,

б)* После 8 утра до 10 вечера.

в) Если выходной, то не важно - кто-нибудь все равно есть дома.

2. Кто должен перезвонить, если телефон внезапно отключился?

а) Неважно.

б) Тот, кому звонили,

 в)* Тот, кто звонил.

3. Вам хочется поговорить с подругой (другом) по душам. В какое время лучше позвонить?

а) Попозже, лучше всего в полночь, чтобы взрослые не подслушивали.

б) Можно звонить в любое время.

в)* Звонить не надо, лучше встретиться.

4. Сколько гудков надо прослушать, прежде чем вешать трубку?

а) 15 гудков, чтобы знать наверняка, что дома никого нет.

б) 4 гудков хватит вполне, в)* 5-7 гудков.

5. Можно ли давать номер телефона без разрешения владельца?

а) Да, что в этом особенного.

б) Только в том случае, если люди знакомы друг с другом, в)* Нет.

6. Можно ли поблагодарить за дорогой подарок или добрую услугу по телефону?

а) Да, главное поблагодарить.

б) Не обязательно, можно поблагодарить при следующей встрече.

в)* Нет. Надо не откладывая нанести визит и поблагодарить лично.

7.Вы разговариваете по телефону, а в это время вам позвонили в дверь. Что делать?

а) Попрошу собеседника подождать некоторое время у телефона, пока я разберусь с посетителем.

б) Открою дверь и вернусь к разговору по телефону.

в)* Извинюсь перед собеседником и скажу, что перезвоню попозже.

8. Кто-либо по ошибке набрал ваш номер. Что вы сделаете?

а) Просто положу трубку.

б) Посоветую точнее набирать номер,

 в)* Отвечу: «К сожалению, вы ошиблись».

9. Вы сняли трубку, а к телефону попросили подойти младшую (старшую) сестру (брата). Как вы поступите?

а) Сначала спрошу, кто звонит.

б) Молча положу трубку у аппарата и позову.

в)* Скажу: «Подождите, пожалуйста, сейчас позову».

По итогам второго раунда 1 курс набрал…..баллов, 2 курс……баллов, 3 курс…..баллов

Промежуточный итог по первому и второму раунду: 1 курс набрал…..баллов, 2 курс……баллов, 3 курс…..баллов

3 раунд: «Правила поведения в общественных местах»

Первый вопрос!

1. Должен ли юноша помочь девушке разыскать туалет в общественных местах?

а) В кинотеатре, музее - обязательно.
б) Это возможно только на вокзале.
в) Это обязанность юноши в любом случае.
г) Юноша никогда не должен этого делать.*

2. В какой одежде ходят в кино?
а) В нарядной.
б) В спортивной.
в) В будничной.*

3. Что лучше надеть, собираясь в театр? 
а) Свитер и джинсы.
 
б) Легкую декольтированную одежду.
 
в) Нарядную одежду по сезону.
*
г) Желательно брючный костюм.

4. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями? 
а) Спиной к сидящим, наклонясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
 
б) Лицом к сидящим.в) Боком к сидящим, наклонясь вперед, чтобы не загораживать сцену.*

5. Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре? 
а) Можно, если успеешь это сделать первым. 
б) Желательно. 
в) Нежелательно.*

6. Можно ли одолжить бинокль и программу у соседа по ряду? 
а) Можно - ничего в этом особенного нет. 
б) Нельзя - программу и бинокль каждый приобретает сам.* 
в) На ваше усмотрение.

7. Можно ли вслух комментировать спектакль? 
а) Можно, если это интересно вашим соседям.
 
б) Нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей.
 
в) Нельзя - подождите антракта.*

8. Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам? 
а) Можно, если у вас хороший слух и голос.
 
б) Желательно - чтобы подбодрить артистов.
 
в) Нельзя.*

9. Можно ли есть в фойе (помимо буфета)? 
а) Можно. 
б) Нежелательно. 
в) Нельзя.*

10. Как выразить свой восторг от концерта (два варианта ответа)? 
а) Громким свистом и топаньем ногами.
 *
б) Криками «браво» и вставаньем.
 *
в) Громкими ритмичными аплодисментами (кроме концерта классической музыки).

11. Как проявить свое неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров? 
а) Свистеть и топать ногами.
 
б) Немедленно встать и покинуть зал.
 
в) Молчать и не аплодировать*.

12. Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился? 
а) Можно. 
б) Нельзя. 
в) Допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус.* 
г) На ваше усмотрение.

По итогам третьего раунда 1 курс набрал…..баллов, 2 курс……баллов, 3 курс…..баллов

Общий итог по трем раундам: 1 курс набрал…..баллов, 2 курс……баллов, 3 курс…..баллов

Поздравляем ………….курс победивший в викторине «Этикет и мы»!

А теперь все вместе!

Поднимите левую руку ладонью вверх, на ней знания, с которыми вы пришли на викторину.

Теперь поднимите правую руку, на знания полученные сегодня.

Положите их друг на друга, соедините свои познания, похлопайте друг другу, благодаря за классный час.

До свидания! Всем спасибо!

Приложение 2

План

Мудр тот, кто без денег и власти

 добивается своих целей в общении с людьми!

05. 12. 12 (среда)

кабинет «Актовый зал»

в 8.00

открытый классный час на тему

«Этикет – искусство жизни»

        

Обоснование выбора темы: данная тема позволяет реализовать

следующие направления:

  • расширение общекультурного кругозора
  • решение проблем межличностного общения
  • помощь в решении социально-нравственных проблем юношеского возраста.

Цель:

  • усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;
  • овладеть навыками культурного поведениям

        Задачи:

Обучающая:

  • познакомить студентов с правилами поведения и основными этическими требованиями в поведении и общении с людьми;
  • организация овладения студентами навыками культурного поведения в обществе и при общении с конкретными людьми

Развивающая:

  • расширение кругозора учащихся;
  • предложение решений в проблемных ситуациях при межличностном общении

Воспитательная:

  • развитие у учащихся чувства собственного достоинства;
  • показать учащимся важность вежливого обращения с окружающими как следствия проявления воспитанности;
  • показать учащимся влияния воспитанности на межличностные отношения и возможности решения социально-нравственных проблем.

Форма проведения: викторина

Средства обучения:

  • учебно – наглядные пособия: изобразительные – плакаты;
  • вербальные средства – дидактический материал;
  • технические средства обучения – ПК, ММП

Участники:

Студенты 1-го, 2-го и 3-го курса

Программа:

  • вступительная часть;
  • гостевой этикет;
  • мобильный этикет;
  • общественный этикет;
  • подведение итогов;
  • рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное обучение в контексте воспитательных задач на занятиях хоровым искусством

Почему сегодня дети порой испытывают к хоровому пению одно лишь отчуждение? Как помочь ребенку понять, что пение- это духовное состояние, которое выражается через звучание голоса? Как сохранить и возр...

Экспериментальная работа "Программа воспитательной деятельности "Здоровый образ жизни"

Содержание программы  охватывает  проблемы   формирования здорового образа жизни,  нравственного воспитания, культуры поведения, творчества.  В программе  представле...

Адаптированная образовательно-воспитательная программа «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе".

В наше время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни, особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. На обеспечение социальной защиты...

Воспитательный час "Выбор спутника жизни"

Методическая разработка для старшекурсников о выборе спутника жизни....

Программа "Семья, жизнь, этикет"

Воспитание человека всегда направлено на формирование определенных ценностей, где в качестве базисного механизма данного процесса выступает система отношения человека к миру и к самому себе....

Открытый урок "Роль искусства в жизни общества"

Данный урок является частью раздела учебной дисциплины "Обществознание" "Духовное развитие личности и общества". В отлчие от типичных уроков, основанных на теоретических положениях, он основан на прак...

воспитательный час «Я выбираю жизнь, или жизнестойкость»

В основной части занятия разбор понятия Жизнестойкость и качества жизнестойкой личности: гражданственность, социальная активность и адаптация, самостоятельность, коммуникабельность, индивидуальность. ...