Региональная культура как средство гражданско- патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал

Манджиева Надежда Петровна

Патриотическое воспитание детей- актуальная проблема современной педагогики ,одна из современной педагогики, одна из приоритетных задач современного ФГОС  дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в воспитании у ребенка чувства принадлежности к культуре своего народа, его истории. Формирование этого чувства у ребенка дошкольного возраста происходит поэтапно -в процессе воспитания его любви к своей семье. к своему детскому саду и конечно же, к родной стране. Именно у детей дошкольного возраста, имеются потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

В детском саду в рамках воспитательной работы детям прививают любовь и  привязанность к своей семье, детскому саду, городу или селу. Важной задачей является воспитать в детях чувство уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов и национальностей, ведь наша страна огромна и многонациональна

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

Региональная культура как средство гражданско- патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Подготовила:   Манджиева Н.П.

 Патриотическое воспитание детей- актуальная проблема современной педагогики ,одна из современной педагогики, одна из приоритетных задач современного ФГОС  дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в воспитании у ребенка чувства принадлежности к культуре своего народа, его истории. Формирование этого чувства у ребенка дошкольного возраста происходит поэтапно -в процессе воспитания его любви к своей семье. к своему детскому саду и конечно же, к родной стране. Именно у детей дошкольного возраста, имеются потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

В детском саду в рамках воспитательной работы детям прививают любовь и  привязанность к своей семье, детскому саду, городу или селу. Важной задачей является воспитать в детях чувство уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов и национальностей, ведь наша страна огромна и многонациональна.

Патриотическое воспитание осуществляется во взаимосвязи с семьей. По мнению Л. В Кокуевой важно сформировать родительскую воспитательную позицию так, чтобы родители почувствовали и осознали всю ценность воспитания у детей тех качеств, которые способствуют гармоничным и уважительным отношениям со старшими поколением семьи, помочь родителям пробудить интерес у дошкольников к знаниям и жизненному опыту старших. Необходимо вовлечь родителей в воспитательный процесс не только в их семьи, но и во всем детском саду. Это реализуемо путем участия в различных мероприятиях направленных на патриотическое воспитание дошкольников.  В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания сформированы как воспитание любви к Отечеству, гордости за его культурные достижения, формирование чувства сопричастности к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций ,духовно-нравственной основы личности ребенка,  развитие его эмоций, чувства, мышления, механизмов, социальной  адаптации в обществе, осознания  себя в окружающем мире.

Дошкольное детство является наиболее благоприятным для

эмоционально- психологического воздействия на ребенка ,т.к образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго. а иногда  и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Формирование личности ребенка. его воспитание  начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций. через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей в которой он так нуждается.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя:

1.Формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду. Ведь чувство любви начинаются у ребенка  любви к самым близким людям- отцу, матери, ээҗе, ааве- с ощущения  ребенком их сердечного тепла, внимания, защиты. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

2.Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной культуре и традициям. Родной дом, двор- где не раз гулял, детский сад- где он  получает радость общения со  сверстниками, родная природа-все это Родина. Воспитание патриотизма включает  в себя воспитание любви привязанности к малой Родине, к тому месту. Где ребенок родился и вырос.

3.Формирование в ребенке национального духовного характера, уважение к культурному прошлому России, знание и соблюдение национальных традиций и обычаев калмыцкого народа. Благодатный педагогический материал накапливался веками в устном народном творчестве, которые передаются от поколения к поколению воспитывая основные нравственные ценности ,добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

4.Формирование представлений о России, Калмыкии, Москве, об Элисте как столице Республики Калмыкии.

5.Воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России и Калмыкии.(Флаг, герб, гимн ).

6. Воспитание любви и бережному отношению к природе, которая постоянно  окружает его, доступна и понятна ему.

Для достижения этих целей  в  группах оформлены уголки  патриотического воспитания с региональным компонентом: альбомы с подборкой открыток «Мой любимый город-Элиста»,книги «Я живу в Элисте.», «Москва-столица нашей Родины»,имеется подборка художественной литературы ,калмыцкие народные сказки, пословицы и поговорки ,а так же символика России и Калмыкии. Предлагаемый материал  меняется и дополняется в зависимости от изучения тематических блоков .Помещаются фотостенды : «Наши папы и дедушки – защитники  Отечества.», « Наша дружная семья.», « Моя лучшая семья.».

Первой ступенькой в формировании нравственно- патриотического воспитания дошкольника является  приобщении к истории и культуре родного края. Ведь еще академик Д.И.Лихачев писал: «Любовь к родному краю, любви к своей родной культуре, родной речи начинается с малого-  любви  к своей семье к своему дому ,к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь эта любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко  всему человечеству . Надо показать ребенку что его родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями,

памятниками, лучшими людьми. Для этого мы проводим в нашем  саду занятия, организуем экскурсии, работаем в тесном контакте с работниками библиотеки, которые знакомят наших детей с прошлым нашего города, знаменитыми людьми которые родились и выросли в нашем городе (поэты, писатели).знакомим с их произведениями. С  детьми младшей группы мы знакомим с улицей, на которой находится детский сад, знакомим с названием нашего города, рассматриваем фотографии. Для  этого организуем  экскурсию по близлежащей улице. С детьми постарше  проводятся так же  экскурсии  с осмотром близлежащих достопримечательностей. В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На  конкретных фактах из жизни старших членов семьи –бабушек, дедушек  участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых и трудовых подвигов прививаем детям такие понятия как «долг перед Родиной», «Любовь к отечеству».(фото дедушки Носачева М, рассказ  о моем дедушке). Приоритетным условием дошкольного возраста оказывается близкая связь с родителями. В наше время эта работа является важной и особенно трудной. Необходима большая аккуратность, такт и терпение так как  в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не всегда считаются важными. Родителям необходимо стать участниками работы по патриотическому  воспитанию детей. В настоящее время возрос интерес людей к своей родословной. Семейное  изучение  своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

-корни каждого в истории и традициях семьи ,своего народа и в прошлом             области, страны.

-семья ячейка общества, она является хранительницей  национальных традиций.

-счастье семьи является счастьем и благополучием народа, общества и всего государства.

Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям ,сохранению семейных связей и ценностей. Наши родители  оказывают нам огромную помощь в оформлении выставок, поделок посвященных 75-летию ВОВ, « Дню семьи, любви и верности», « Дню России». Оказывают  помощь в проведении народных праздников проводимых в ДОУ: «Зул», «Цаһан Сар», «Масленница», «День тюльпана», «Праздник калмыцкого чая».

Ведь как сказал А. С .Макаренко- « В вашей семье  и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все  это совершается в стране  через вашу душу  и ваша  мысль должна приходить к детям». Эту заповедь великого педагога мы стараемся использовать при работе с детьми и их родителями.

Надеемся  что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет надежным  фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважающими  и преумножающими  культурное  историческое прошлое и настоящее России Калмыкии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Статья адресована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты аспекты  нравственного воспитания детей через организацию народных праздников....

Методическая разработка практического занятия по гигиеническому воспитанию детей дошкольного возраста "Волшебница вода"

Проведение санитарно-гигиенического обучения населения, а особенно детей, одно из важных направлений  в работе медицинского работника. Знания о профилактике заболеваний, правила ведения ЗОЖ необх...

«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В этой статье раскрываются формы и методы работы преподавателя по организации самостоятельной работы учащихся на уроках теории и методики физического воспитания детей дошкольного возрастаю...

Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста

выработать систему формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте...

Презентация: "Методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с особенностями развития"

Презентация разработана в соответствии с программой обучения по дисцеплине "Педагогика", специальность 4.02.01 "Дошкольное образование"...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

План:1. Значение трудового воспитания дошкольников.2. Своеобразие труда дошкольников.3. Задачи трудового воспитания дошкольников.4. Содержание (виды) труда дошкольников.5. Средства трудового воспитани...

Конспект по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: «Разработки различных видов игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного

Конспектпо МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковII курсспециальность 44.02.01 Дошкольное образованиеконкурс по теме:«Разработки различных в...