Викторина «Экологическое ассорти»
план-конспект занятия

Цель: экологическое воспитание детей.

Задачи: Расширение кругозора. Формирование экологической компетентности. Развивать навыки         работы в команде. Стимулировать познавательную активность воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekoassorti.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Экологическое ассорти»

             Цель: экологическое воспитание детей.

           Задачи: Расширение кругозора. Формирование экологической компетентности. Развивать навыки         работы в команде. Стимулировать познавательную активность воспитанников.

Ход;

Ведущая: Сегодня люди много говорят об экологии.  А что же это такое? Слово экология произошло от двух греческих слов «oikos» - дом, жилище и «logos» - знание, учение. Экология – это наука изучающая взаимоотношение всех живых организмов на нашей планете Земля.

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поучаствовать в экологической викторине под названием «Экологическое ассорти». Соревноваться будем командами.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

«Зеленая планета»

1 конкурс «Разминка»

Ведущая: Для каждой команды задаю по 10 вопросов, на которые требуется быстро ответить, жюри подсчитывает количество правильных ответов

1 команда

1. У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина)

2. Какое дерево дает сладкий сок? (береза, клен)

2.Кто зимой и летом одним цветом? (ель, сосна)

4.Какое хвойное дерево сбрасывает свои иголки осенью? (лиственница)

5.Сколько лет живет дуб? (300-400)

6.Когда цветет сирень: весной или летом? (весной)

7.У этого дерева «дрожащие» листья (осина)

8.Растет ли дерево зимой? (нет)

9.Цветы какого дерева дают самый лучший мед? (липа)

10.Это дерево называют «плакучим» (ива)

2 команда

1.За этим цветком отправила злая мачеха падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)

2.Из какого цветка появилась Дюймовочка? (тюльпан)

3.Что никак не мог сделать Данила – мастер (Каменный цветок)

4.Что обещал привести купец младшей дочери Аленушке (Аленький цветочек)

5.На поле этих цветов уснула Элли по пути к Изумрудному городу (мак)

6.Цветок для гадания (ромашка)

7.На этом дереве в ларце смерть Кащеева (дуб)

8.Продолжите. Ромашки спрятались, поникли … (лютики)

9.К какому цветку обращались со словами «Лети, лети, лепесток через запад на восток? (цветик-семицветик)

10.Цветок, упавший на лапу Азора (роза)

3 команда

1.Миллион этих цветов подарил художник певице (роза)

2.Найти цветок этого растения с пятью лепестками к удаче (сирень)

3.Как в народе называют цветок календулы? (ноготки)

4.В какой позе любят сидеть йоги? (лотос)

5.Как называется цветущее дерево вишни в Японии? (Сакура)

6.Из цветков, какого растения делают красный чай (гибискус, каркаде)

7.Цветок – символ французских королей (лилия)

8.Самый большой цветок (раффлезия)

9.Это лекарственное растение называют кошачьей травой (валериана)

10.По приданию цветок этого растения указывает на клад (папоротник)

2 конкурс «Экопроблемы»

Выдаются конверты. Дети составляют из фраз текст экологической проблемы.

1. Катастрофически сокращаются леса во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 1/3 территории.

2. Каждый год в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

3.  За последние 60 лет на планете исчезли множество видов животных, сотни видов растений, птиц.

3 конкурс «Составь слово»

Ведущая: Составьте из букв название науки, которая изучает нарушение взаимосвязей в природе (Квадратики с буквами ) (Экология)

Ведущая: Чтобы не разрушались связи в природе нужно беречь и сохранять животных, и растения, и реки, и озера, и моря. Все, что создала природа, нуждается в нашей с вами защите.

              4 конкурс « Заморочки»

 Ведущая: Каждой команде предназначено по пять вопросов. Достаёте «заморочки» по очереди: сначала первый игрок одной команды отвечает на вопрос, затем первый игрок другой команды и т.д.

1. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный).

2. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза).

3. Состояние реки, когда вода заливает большие территории.(Половодье).

4. Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые. (Крапива).

5. На стволе берёзы появился кольцом ряд отверстий. Чья работа?  (Дятел пил берёзовый сок).

6. Кустарник с розовыми цветами от сорока болезней. (Шиповник).

7. Назовите главного коварного врага леса. (Пожар в лесу).

8. Дерево – символ нашей Родины. (Берёза).

9. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)

10. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

11. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнёздах? (Многие птицы после этого бросают своё гнездо.)

12. Как погасить костёр в лесу? (Залить его водой или засыпать землёй.)

13. Кто о себе так говорит? Я и туча, и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. (Вода)

14. Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Подорожника.)

15. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).

5 -й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

Команды по очереди отвечают на вопросы.

1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

6. У кого на сучке кладовая? (У белки).

7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

9. Есть на речках лесорубы

6-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

1 команда

1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

3. Груша, слива, тополь, вишня. Так как

2 команда

1. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

2. Осина, липа, дуб, ель. Так как …

3. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

3 команда

1. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

2. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

3. Смородина, крыжовник. малина. груша. Так как..

 

7-й конкурс. «Экологические пословицы».

Был бы лес, соловьи прилетят.

Не беречь поросли, не видать и дерева.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться

«Аист на крыше — мир на земле»,

«Одно дерево срубил — посади сорок»,

«Дерево дорого плодами, а человек – делами»,

«Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади»,

«Возвращай земле долг – будет толк»,

«Растение – земле украшение»,

«Сломать дерево недолго, вырастить – годы»,

«Старые деревья молодые охраняют»,

«Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка»,

«Срубили кусты - прощай птицы»,

«Судьба природы – судьба Родины»,

«Лес и вода – родные брат и сестра».

Кто землю лелеет – того земля жалеет.

Без хозяина земля круглая сирота.

               

              8- конкурс «Живая буква»

           Каждая команда должна написать любое название цветка, дерева, насекомого,     рыбы, птицы, зверя. Чья команда быстрее справится с заданием.

цветок

дерево

насекомое

рыба

птица

зверь

9-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

1. Лев и собачка.

2. Ворона и лисица.

3. Три медведя.

А пока команды готовятся,  предлагаю  прослушать интересную информацию о природных явлениях.

Пока жюри полдводят итоги, выступают учащиеся.

Вопросы для 1 команды:

Что значит «Волка ноги кормят»? (Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом.)

Каких зверей называют «шатунами»?(Медведей, не спящих зимой по той или иной причине.)

Какой гриб самый опасный, его яд подобен змеиному, его не едят даже черви.(Бледная поганка.)

Какая птица абсолютно не имеет голоса? Она только клювом щелкает. (Аист.)

Кто летает быстрее всех? (Стриж.)

Какой гриб растет быстрее всех трубчатых? (Подберезовик, по 4,5 см в сутки.)

Какие звери летают? (Летучая мышь, белка – летяга.)

Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)

Подобна соснам, елкам, а зимою без иголок. (Лиственница.)

Как называется опадание листьев осенью? (Листопад.)

Все ли зайцы зимой белые? (Нет, заяц – русак – серый.)

Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение.)

Сколько ног у паука? (Восемь.)

Стрекочущее и прыгающее насекомое с длинными задними ногами. (Кузнечик.)

Какой зверь падок до малины? (Медведь.)

Что ест зимой барсук? (Ничего, он зимой спит.)

Какую траву и слепые знают? (Крапиву.)

Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки.)

Какой лесной зверь сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)

Что происходит с пчелой, когда она ужалит? (Она погибает.)

У каких животных детеныши появляются осенью? (У зайцев.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Про змей в момент линьки.)

Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь.)

Очень крупная кошка с полосатой шкурой. (Тигр.)

Как и у елки, у него иголки. (Еж.)

Какой у нас самый маленький зверь? (Землеройка, всего 3,5 см в длину.)

Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла.)

Какого зверя называют «пушистым золотом Сибири»? (Соболя.)

Какое травянистое растение расцветает весной первым? (Мать – и мачеха.)


Следующий конкурс «Бюро погоды»

Каждой команде на листочках предлагается описание поведения всего живого в природе. Команды должны определить к какой погоде происходят те или иные изменения в природе. Для 1 команды:

Какая будет погода?

Рыба не клюет – она сыта.

Пчелы сидят в улье и громко гудят.

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы. (К дождю)

Для 2 команды

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации. Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.

Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.

Крот нагребает высокие холмики.

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

(Все эти признаки ухудшения погоды.)

Для 3 команды:

Какая будет погода?

Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.

Ласточки и стрижи летают высоко.

Комары – толкуны толкуются столбом.

Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

Соловей поет всю ночь.

Птицы весело поют.

Раскрыты цветки кувшинки.

Голуби разворковались.

Паук усиленно плетет сети.

(К сухой погоде. Все эти признаки хорошей погоды.)

Завершающие слова

1. Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица – с небом,

Как поле – с плугом,

Как ветер – с морем,

Трава – с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

2. Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

      ПОДРОСТОК И ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

                                                        К тому, кто был глух к природе с детства,                                                   кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность.

          Экологическая культура является частью культуры в целом, обогащает её. Формируя экологическую культуру подрастающего поколения, мы не только воспитываем у них любовь к природе, бережное, а не потребительское отношение к ней, но воспитываем гражданственность, мировоззрение, формируем вопросы нравственности, духовности.

Овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущим в освоении и преобразовании природы - основа экологического воспитания.

Воспитание у подростков  бережного отношения к природе, любви к животным, участие  в охране природы, оказание помощи животным и птицам формируют интерес к объектам природы и проблемам её охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе.

Каждый педагог должен помнить о приоритетной роли экологического воспитания в современных условиях. В своем упорном стремлении к научно-техническому прогрессу человечество долго не желало замечать деградации окружающей среды. Общество, кажется, делает все, чтобы приблизиться к роковому краю - дальше только бездна. И сейчас перед нами, впервые всерьез встала проблема выживания. Изменение климата земли (тепличный эффект), загазованность атмосферы промышленными предприятиями, замусоривание космического пространства, выпадение кислотных осадков, опустынивание обезлесивание образование «большой озоновой дыры» над Антарктидой и «малых дыр» над Москвой и другими территориями планеты, загрязнение вод, радиоактивное заражение в связи с эксплуатацией атомных устройств, чернобыльской аварией и испытаниями химического оружия. Не хватит ли ужасов? На планете стремительно исчезают I типичные виды животных и растений, а освободившиеся ниши заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными. :'Таков, вероятно был механизм распространения иммунодефицита человека - ВИЧ, вызывающий неизлечимое пока заболевание СПИД. А появление ядовитых грибов, несъедобной рыбы, отравленных пестицидами овощей! Да мало ли сюрпризов готовит нам еще природа? Мы должны отказаться от репрессивного стиля воспитания…

 -Все, о чем дети узнали, что увидели, что поразило их воображение, можно зафиксировать в фотографиях, рассказе, сочиненном после прогулки.

Сильным толчком к пониманию природы может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. В русской литературе, живописи и музыке можно назвать много имен людей, обладающих особым даром достижения природы в сложных взаимосвязях,, с душевным миром людей. Среди них Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский. В этот ряд можно поставить и современников наших - Владимира Солоухина, Анатолия Жигулина, Виктора Астафьева.

В правильно ориентированном опыте  воспитания подростков привлекают к работе на садовых участках, колхозно-совхозных и фермерских хозяйствах, в лесничествах, на рыборазводных фермах. Подростки, нацеленные не на разрушение, - а на воспроизводство природных богатств, научатся не только управлять природой, а прежде всего собой.

Таким образом, экологическое воспитание - одно из самых необходимых направлении вспомогательного процесса. Оно обеспечивает формирование личной ответственности каждого за решение зоологических проблем. Экологические знания, нравственно-эстетическое воздействие природы на человека, организация  разумной деятельности детей - только таким может быть путь воспитания бережного отношения каждого к природе, поиск гармонии между человеком и природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина "Земля - наш общий дом"

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие л...

методическая разработка классного часа СПОРТИВНОЕ АССОРТИ Спортивно-интеллектуальная игра

Классный час проводится в группах по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» всех курсов  - С-11, С-21, С-31, С-41 в рамках декады по специальности, пр...

Экологическая викторина «Земля наш дом»

Цель: Стимулировать познавательную активность студентов через создание игровой соревновательной среды. Расширить знания студентов в части содержания вопросов, представленных в игре.Развивать умен...

Экологическая викторина «Земля - наш дом»

Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Мы должны беречь землю, заботиться о ней. Наука экология изучает дом – планету Земля – и то, как надо жить в...

Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы»

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о природе.Задачи:1. Углубить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним;2. Закрепить умение детей вести себя в природе...

Викторина "Экологические достопримечательности Якутии "

Викторина составлена по материалам СМИ и МИНэкологии и охраны природы РС ( Я) студентов СПО для занятий по дисциплинам "Экология "Биология "Природопользование и охрана природы "сод...

Викторина «Экологическое ассорти»

Цель: экологическое воспитание детей.Задачи: Расширять кругозор. Формировать экологическую компетентность. Развивать навыки работы в команде. Стимулировать познавательную активность воспитанников....