Роль дыхания в коррекции нарушений звукопроизношения
консультация

Баякина Юлия Александровна

Роль дыхания в коррекии нарушений звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_dyhaniya_v_korrektsii_narusheniy_zvukoproiznosheniya.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дыхания в коррекции нарушений звукопроизношения

             Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

            Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

             Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Параметры правильного ротового выдоха:

         - выдоху предшествует сильный вдох через нос;

         - выдох происходит через рот, плавно, а не толчками;

         - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

         - во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

        - выдыхать следует, пока не закончится воздух.

             При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и чередовать с другими упражнениями.

Игры для развития дыхания детей с нарушениями речи

 1.«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

2. «Лабиринт» На столе или на полу при помощи кубиков или конструктора сооружаем лабиринт. Используя трубочку для коктейля, нужно прогнать легкий шарик по лабиринту от начала до конца.

3.«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

4.«Буря в стакане» Для этого упражнения нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода бурлила.

       5. «Футбол» Из кусочков ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два карандаша.  Ребенок дует на  

       «мяч», пытаясь забить гол в ворота. Вата должна оказаться между двумя карандашами.

      6.«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от

      ручек. Дуем в них.

      7. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты или бумаги. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его вверх и

       подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

      8. « Кто больше скажет слов без передышки» Для развития длительного плавного речевого выдоха

       можно предложить говорить детям на одном выдохе слова , постепенно увеличивая их количество:

       порядковый счет, называние ребят своей группы по именам, предметы по определенной

       лексической теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Программа "Коррекция звукопроизношения для детей 6-12 лет".

Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие речевого общения и звукового анализа....

Рабочая программа «Коррекция нарушения чтения у младших школьников с задержкой психического развития»

Коррекционно-развивающия программа коррекции дислексии и трудностей формирования навыка чтения разработана  в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов с ЗПР. Программа опир...

Урок по коррекционной и специальной педагогике с использованием технологии проблемного обучения на тему: "Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения"

Урок по коррекционной и специальной педагогике с использованием технологии проблемного обучения на тему: "Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения" для студентов, обучающих...

Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»

Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особ...

Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР (вариант 7.1.) «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»

Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающейся....

Аттестационная работа "Физические упражнения по коррекции нарушений осанки на уроках физической культуры"

Аттестационная работа выполнена для учителей физической культуры и инструкторов по физической культуре для работы и совершенствования педагогического и оздоровительного  процесса. Одной из главны...

Проект "Использование балансировочного комплекса в коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи у дошкольников"

Проанализировав опыт ученых и педагогов, новинки методической литературы, я предположила, что с помощью специальных игр и упражнений можно повысить эффективность образовательного процесса.Отсюда следу...