Урок столярного дела в 9 классе Тема: "Разметка элементов соединения".
план-конспект урока

Цель:

 Способствовать формированию и развитию умений и навыков по разметке элементов соединения УК-4.

  Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развитие двигательной сноровки и соразмерности движений).

  Способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к чужому и своему труду.

Методическое оснащение занятия:

1. Материально-техническая база:

  мастерская трудового обучения;

  станки, машины;

  разметочные инструменты;

  заготовки.

2. Дидактическое обеспечение:

 

 рабочая тетрадь;

  чертеж соединения УК-4;

  инструкционная карта;

  образец соединения УК-4;

  тест.

Словарная работа: лицевая сторона бруска, припуск, торец, риски, щечки, полупотемок, глухое гнездо, запиливание шипа.

Ход занятия

I. Организационный момент:

  приветствие;

  проверка явки учащихся;

  проверка готовности учащихся к занятию;

  настрой учащихся на работу;

  доведение до учащихся плана занятия.

II. Повторение пройденного материала

Тест № 8-7 "УК-4"

1. Соединение царги с ножкой в табуретки называется:

а) концевое на шип с полупотемком несквозной.

б) угловое серединное на шип с полупотемком несквозной.

в) угловое концевое на шип с полупотемком несквозной.

2. При выполнении УК - 4 сначала выполняют:

а) шип.

б) гнездо.

в) запиливание.

3. Долбление глухого гнезда выполняется:

а) долотом.

б) стамеской.

в) сверлом.

4. При долблении гнезда инструмент ставят:

а) вдоль волокон.

б) поперек волокон.

в) под углом к волокнам.

5. Соединение УК-4 усиливают с помощью:

а) гвоздей.

б) шурупов.

в) клея.

III. Изложение учителем нового материала.

Разметка шипа

Для разметки элементов соединения потребуется миллиметровая линейка, угольник, рейсмус и карандаш. Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед работой надо обязательно проверить разметочные инструменты и остро заточить карандаш.

Линейка должна быть металлической с четкими делениями. У угольника контролируют состояние кромок пера: необходимо, чтобы они были ровными, без вмятин, располагались точно под прямым уютом к колодке. У рейсмуса должен быть исправен зажим брусочков, иглы плоско заточены и выступают не более чем на 2 мм. Только после контроля состояния инструментов можно приступать к разметке.

Сначала отмеряют необходимую длину бруска и отпиливают припуск. От торца откладывают по линейке длину шипа и наносят карандашом метку (рис. 116, а). По угольнику и этой отметке проводят линии на всех четырех сторонах бруска (рис. 116, б). После этого устанавливают рейсмус на заданный размер (толщина шипа) и проводят риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце (рис. 116, в, г). Шип размечен.

Изготовление шипа. Запилить шип с внешних сторон линий разметки (1), спилить щечки (2), разметить полупотемок (3), спилить полупотемок (4)

Разметка гнезда

Для разметки гнезда потребуются миллиметровая линейка, карандаш, угольник и рейсмус. Размечают гнездо по образцу или по чертежу. Сначала по линейке размечают длину гнезда. Затем карандашом по угольнику проводят линии с четырех сторон бруска. После этого один конец рейсмуса устанавливают на толщину щечки гнезда, а другой на расстояние, равное толщине щечки и ширине гнезда. Рейсмусом проводят риски с двух сторон бруска между линиями, проведеными по угольнику. При разметке гнезда и угольник, и рейсмус прижимают только к лицевым сторонам бруска.

 

1. Угольник и рейсмус прижимают колодкой только к лицевым сторонам бруска.

IV. Закрепление знаний учащихся.

Задания.

1. Осмотрите разметочные инструменты и оцените их состояние.

2. Расскажите, в какой последовательности размечают шип.

3. Почему перед работой необходимо осмотреть и проверить разметочные инструменты?

4. К каким сторонам бруска надо прижимать колодку угольника и рейсмуса при разметке? Почему?

V. Физкультминутка.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

VI. Практическая работа: Разметка элементов шипового соединения.

Работа выполняется по образцу и чертежу.

6.1.Вводный инструктаж учителя:

·                   сообщение названия практической работы;

·                   разъяснение задач практической работы;

·                   ознакомление с объектом труда (образцом);

·                   ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

·                   ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

·                   предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

·                   инструктаж по технике безопасности.

6.2.Самостоятельная работа учащихся.

 

VII. Уборка рабочих мест.

VIII. Подведение итогов занятия учителем.

·                   сообщение учителя о достижении целей занятия;

·                   объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на    занятии; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

·                   сообщение о теме следующего занятия;

·                   задание учащимся на подготовку к следующему занятию.

Литература.

1.                Журавлев Б.А., Учебное пособие для учащихся 8 и 9 классов вспомогательной школы. - М: "Просвещение", 1988 г.

2.                Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока (Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. - М.: Изд-во "Эслан", 2003. с. 117-119.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_soedinenie_shurupami_i_gvozdyami.docx97.7 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ РАООП «Старогородковская специальная (коррекционная) школа-интерат имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»

Урок столярного дела в 9 классе

Тема: "Разметка элементов соединения"

Подготовил:

Учитель столярного дела

Ломиашвили Шакро Ваноевич

2022г.

Цель:

 Способствовать формированию и развитию умений и навыков по разметке элементов соединения УК-4.

  Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развитие двигательной сноровки и соразмерности движений).

  Способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к чужому и своему труду.

Методическое оснащение занятия:

1. Материально-техническая база:

  мастерская трудового обучения;

  станки, машины;

  разметочные инструменты;

  заготовки.

2. Дидактическое обеспечение:

 рабочая тетрадь;

  чертеж соединения УК-4;

  инструкционная карта;

  образец соединения УК-4;

  тест.

Словарная работа: лицевая сторона бруска, припуск, торец, риски, щечки, полупотемок, глухое гнездо, запиливание шипа.

Ход занятия

I. Организационный момент:

  приветствие;

  проверка явки учащихся;

  проверка готовности учащихся к занятию;

  настрой учащихся на работу;

  доведение до учащихся плана занятия.

II. Повторение пройденного материала

Тест № 8-7 "УК-4"

1. Соединение царги с ножкой в табуретки называется:

а) концевое на шип с полупотемком несквозной.

б) угловое серединное на шип с полупотемком несквозной.

в) угловое концевое на шип с полупотемком несквозной.

2. При выполнении УК - 4 сначала выполняют:

а) шип.

б) гнездо.

в) запиливание.

3. Долбление глухого гнезда выполняется:

а) долотом.

б) стамеской.

в) сверлом.

4. При долблении гнезда инструмент ставят:

а) вдоль волокон.

б) поперек волокон.

в) под углом к волокнам.

5. Соединение УК-4 усиливают с помощью:

а) гвоздей.

б) шурупов.

в) клея.

III. Изложение учителем нового материала.

Разметка шипа

Для разметки элементов соединения потребуется миллиметровая линейка, угольник, рейсмус и карандаш. Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед работой надо обязательно проверить разметочные инструменты и остро заточить карандаш.

Линейка должна быть металлической с четкими делениями. У угольника контролируют состояние кромок пера: необходимо, чтобы они были ровными, без вмятин, располагались точно под прямым уютом к колодке. У рейсмуса должен быть исправен зажим брусочков, иглы плоско заточены и выступают не более чем на 2 мм. Только после контроля состояния инструментов можно приступать к разметке.

Сначала отмеряют необходимую длину бруска и отпиливают припуск. От торца откладывают по линейке длину шипа и наносят карандашом метку (рис. 116, а). По угольнику и этой отметке проводят линии на всех четырех сторонах бруска (рис. 116, б). После этого устанавливают рейсмус на заданный размер (толщина шипа) и проводят риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце (рис. 116, в, г). Шип размечен.

 https://documents.infourok.ru/15ce138c-b6f5-4f67-bfdb-0d6ca5998a7b/0/image001.jpg

 https://documents.infourok.ru/15ce138c-b6f5-4f67-bfdb-0d6ca5998a7b/0/image002.jpg 

Изготовление шипа. Запилить шип с внешних сторон линий разметки (1), спилить щечки (2), разметить полупотемок (3), спилить полупотемок (4)

Разметка гнезда

Для разметки гнезда потребуются миллиметровая линейка, карандаш, угольник и рейсмус. Размечают гнездо по образцу или по чертежу. Сначала по линейке размечают длину гнезда. Затем карандашом по угольнику проводят линии с четырех сторон бруска. После этого один конец рейсмуса устанавливают на толщину щечки гнезда, а другой на расстояние, равное толщине щечки и ширине гнезда. Рейсмусом проводят риски с двух сторон бруска между линиями, проведеными по угольнику. При разметке гнезда и угольник, и рейсмус прижимают только к лицевым сторонам бруска.

https://documents.infourok.ru/15ce138c-b6f5-4f67-bfdb-0d6ca5998a7b/0/image003.jpg

Запомните!

1. Угольник и рейсмус прижимают колодкой только к лицевым сторонам бруска.

IV. Закрепление знаний учащихся.

Задания.

1. Осмотрите разметочные инструменты и оцените их состояние.

2. Расскажите, в какой последовательности размечают шип.

3. Почему перед работой необходимо осмотреть и проверить разметочные инструменты?

4. К каким сторонам бруска надо прижимать колодку угольника и рейсмуса при разметке? Почему?

V. Физкультминутка.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

VI. Практическая работа: Разметка элементов шипового соединения.

Работа выполняется по образцу и чертежу.

6.1.Вводный инструктаж учителя:

·                   сообщение названия практической работы;

·                   разъяснение задач практической работы;

·                   ознакомление с объектом труда (образцом);

·                   ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

·                   ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

·                   предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

·                   инструктаж по технике безопасности.

6.2.Самостоятельная работа учащихся.

https://documents.infourok.ru/15ce138c-b6f5-4f67-bfdb-0d6ca5998a7b/0/image004.jpg

VII. Уборка рабочих мест.

VIII. Подведение итогов занятия учителем.

·                   сообщение учителя о достижении целей занятия;

·                   объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на    занятии; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

·                   сообщение о теме следующего занятия;

·                   задание учащимся на подготовку к следующему занятию.

 

 

 

Литература.

1.                Журавлев Б.А., Учебное пособие для учащихся 8 и 9 классов вспомогательной школы. - М: "Просвещение", 1988 г.

2.                Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока (Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. - М.: Изд-во "Эслан", 2003. с. 117-119.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Призентация к уроку "Столярное дело, Заготовка болванки"

Урок столярного дела по теме: Заготовка болванки для изготовления скалки на токарном станке. ...

Конспект урока Столярное дело ТЕМА: Изготовление столярного угольника 8 класс

Конспект урока по профессионально - трудовому обучению (столярное дело) для обучающихся 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида...

Урок-презентация по профессионально-трудовому обучению (столярное дело)

В этой презентации подробно показан план работы по изготовлению ручки для напильника на токарном станке....

План- конспект урока по столярному делу: "Изготовление столярного угольника".

 Тема: «Изготовление  столярного угольника».   Цель: Научить изготавливать столярный угольник.   Задачи: 1. сформировать практические навыки при изготовлении...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 9а 9б КЛАСС

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным ...

Компьютерная поддержка на уроке столярного дела.

Использование ИКТ в образовании позволяет увеличить производительность труда преподавателей и обучающихся, повысить эффективность обучения и самообучения. Поэтому среди основных компетентностей, требу...

Рабочая программа по столярному делу. 8 класс.

Рабочая программа предназначена для учащихся 8 класса коррекционной школы....