Методическая разработка «Педагогические технологии»
материал

Материал может быть использован на уроках спецдисциплин направления "Парикмахерское искусство"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pedtehnologii.docx395.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОАУ Ярославской области

Ростовский колледж отраслевых технологий

        

Методическая разработка

«Педагогические технологии»

        

Разработал: Саранцев Ю. В., преподаватель

        

г. Ростов Ярославский

2020


        СОДЕРЖАНИЕ        

        

I. ГЛОССАРИЙ        3

II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ        5

2.1. Теоретические основы проектирования современных образовательных технологий в системе образования        5

2.2. Игровые технологии  в системе дополнительного образования детей        9

        9

2.2.2 Проблемы и пути решения        10

2.3. Технология развития критического мышления учащихся в системе        12

дополнительного образования        12

2.3.1. «Бортовой журнал»        13

2.4. Проектная деятельность как ведущий вид деятельности педагога        17

2.5. Технология проблемного обучения в системе дополнительного образования        20

2.6. Применение кейс-технологии в образовательном учреждении        27

2.7. Технология выполнения портфолио как средство оценки учебных        31

достижений учащихся и профессиональной компетенции педагога        31

2.8. Исследовательская деятельность учащихся        35

2.9. Разработка технологической карты занятия        41

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ        45


I. ГЛОССАРИЙ

Исследовательская технология – самостоятельная исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения; моделирование или повторение процесса реального научного поиска и научного открытия. [6, с. 23].

Метод case-study – (от англ. case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей.  [1, с. 35]

Педагогическая система – это множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, обучения и образования. [2, с. 49]

Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Понятие «метод обучения» трактуется по-разному. Одни понимают его как «способ передачи обучаемым познаний», другие как «все способы, приемы и действия учителя», третьи как «совокупность координированных приемов преподавания» и т. д. [9, с.17]

Педагогическая технология – совокупность методов, приемов обучения, гарантированно приводящих к заданному результату [8, с. 5]

Познавательные игры (дидактические) – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. [5, с. 503]

Портфолио-технология  – (от лат. «рort» –  хранилище и «folium» – лист)

1. Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области.

2. Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.

3. Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

4. Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету за данный период обучения.

5. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемый учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых [6, с. 67]

Проблемное обучение – обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки [9, с. 24]

Проектная учебная деятельность – сторона, компонент проектного обучения, связанный с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материально продукта, обладающего объективной или субъективной новизной [6, с. 7]

Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. [5, с. 519]


II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

2.1. Теоретические основы проектирования современных образовательных технологий в системе образования

 

Рисунок 1. Структура педагогической технологии

Рисунок 2. Классификация педагогических технологий


Таблица 1

 

Преимущества технологий в учебном процессе

Недостатки технологий в учебном

процессе

 Преимущества технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

Большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся

К слабым сторонам машинных технологий можно отнести то, что они вызывают дефицит общения, ограничивают возможность формулирования своих мыслей и развитие творческого мышления, ограничивают условия развития социальных свойств и качеств обучающихся.

Таблица 2

Аргументация

Аргументы против

Нужно ли в современных условиях образования применять педагогические технологии? Как?

Аргументы за

  • сложность перехода на технологический режим обучения;
  • невозможность перевода всей информации на технологический язык обучения;
  • усиливают дефицит общения;
  • не работают на развитие творческого мышления и творческих способностей (особенно машинные технологии); исключение составляют технологии проблемного, эвристического обучения;
  • работают на основе смоделированных алгоритмов и программ.
  • возможность диагностичности цели и результатов учебно-воспитательного процесса;
  • достижение гарантированного результата в обучении;
  • повторяемость и воспроизводимость результатов;
  • направленность технологий на достижение конкретных целей в обучении или воспитании;
  • формирование умений и навыков, доведенных до совершенства;
  • экономия времени, средств, сил на достижение поставленных целей;
  • при обоснованном применении их можно рассматривать как базу для развития творческого мышления и способностей.

Таблица 3

Показатели, критерии эффективности педагогической технологии

Содержательная

характеристика

Формы, методы фиксации, диагностики

Технологическая культура педагога

  • владение педагогом технологическими методами, приемами, средствами обучения, их использования в образовательном процессе.
  • периодическое использование педагогом современных педагогических технологий в процессе урока,
  • умение педагога находить их взаимосвязь с классическими педагогическими технологиями. 

Наличие собственного опыта

  • обобщение и систематизация практик по использованию современных педагогических технологий (СПТ) в образовательном процессе; умение анализировать и исправлять собственные ошибки (недочеты) в процессе использования СПТ
  • публикации: монографии, брошюры, книги, методические пособия, статьи;
  • участие в семинарах, вебинарах, круглых столах по обмену опытом с коллегами

Творческая доработка и преобразование СПТ

  • наличие или отсутствие использования педагогом в образовательном процессе качественных изменений определенной СПТ
  • наличие рецензированных методических разработок, преобразований определенной СПТ;
  • наличие патентов на изобретения педагога

Создание ситуации успеха у учащихся в процессе использования СПТ

  • реализация принципа обратной связи с учащимися в процессе урока;
  • мотивирование обучающихся на успешное решение поставленных перед ними задач
  • повышение уровня качественной успеваемости по предмету;
  • увеличение числа участников конкурсного движения среди учащихся, их побед в конкурсах различных уровней

Взаимосвязь компонентов технологии

  • очевидная и периодично реализующаяся в образовательном процессе связь различных компонентов избранной педагогом технологии
  • проведение занятий, в которых раскрываются и эффективно используются взаимосвязи компонентов СПТ
  •  

Технология как фактор саморазвития участников образовательного процесса

  • постановка педагогом целей и задач, направленных на саморазвитие,
  • развитие личности обучающихся, их познавательных способностей
  • переход на новый уровень взаимодействия участников образовательного процесса «сотрудничество» педагога и обучающихся;
  • тьюторство

Позитивные изменения в состоянии учащихся

  • положительные изменения общего состояния учащихся
  • повышение уровня успеваемости;
  • повышение уровня мотивации к деятельности (увеличение количества участников и победителей олимпиад, НПК по предмету и т.д.)
  • повышение уровня психологического комфорта на уроке (анкетирование);
  • укрепление здоровья учащихся (отзывы родителей, отчеты школьного врача)


2.2. Игровые технологии  в системе дополнительного образования детей

Рисунок 3. Классификация игровых технологий

Рисунок 4. Цели игровых технологий


2.2.2 Проблемы и пути решения

Таблица 4

Проблемы в

разработке

игровых

технологий

Примеры

выявления

проблем

Способы решения

Оптимальный

способ решения

Сложности с выбором стратегии, которая удовлетворяла не только потребности учащегося, но и педагога

опасность возникновения «игровой аддикции» (зависимости от игры)

внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры

необходимо выяснить, каков механизм, какую потребность ребенок реализует в игре и попытаться найти аналог этой деятельности в других сферах жизни

Составление игры таким образом, чтобы можно было учитывать индивидуальные потребности учеников

ученики не хотят работать традиционным способом, т.к. при коллективной работе можно «спрятаться» за спину товарища

вариант игры должен быть таким, чтобы  общий результат складывается из вклада каждого участника

вклад в игру, этап  участники выбирают сами

Не для каждой темы занятия можно подобрать игру

часто педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос – новый материал – закрепление – домашнее задание».

запрет на «обязательность» внедрения игр;

проработка требований к игре (наличия легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.).

 увлечение самого педагога игровыми формами;

Таблица 5

 SWOT-АНАЛИЗ

Сильные стороны

Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.

Меняется мотивация обучения .

Сокращение времени накопления опыта .

Слабые стороны

Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала

Угрозы

Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, чем ее проведение.

Существует большая опасность использования педагогами псевдоигровых форм.

Ученики могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание. Опасность возникновения «игровой аддикции» (зависимости от игры).

Возможности

Ученик может во время игры:

  • без опаски выражать эмоции;
  • понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние ресурсы;
  • осваивает новые способы поведения;
  • быть задействованным в игре зачастую более интенсивно, нежели в повседневной действительности4
  • приобретает возможность оперативно анализировать собственные реакции.

Таблица 6

 Сравнительная таблица игр в системе дополнительного образования

(для младших школьников)

Виды игр

Признак сравнения

«Веришь – не веришь»

«Вот иду я и вижу...»

«Медаль Улыбка»

«Волшебные палочки»

Познавательная активность

+

+

+

+

Формирование трудовых навыков

-

-

+

+

Расширение кругозора

+

+

+

+

Воспитание коллективизма

-

+

-

-

Воспитание коммуникативности

+

+

-

+

Воспитание самостоятельности

+

+

+

+

Развитие внимания

+

+

+

+

Развитие мышления

+

+

+

+

Развитие творческих способностей

-

+

+

+


2.3. Технология развития критического мышления учащихся в системе

дополнительного образования

Рисунок 5. Стадии развития критического мышления

Рисунок 6. Приемы развития критического мышления


2.3.1. «Бортовой журнал»

Таблица 7

Двухчастный «бортовой журнал»

 

Фиксация идей:

 что произвело впечатление?

Комментарий:

Почему именно на эту идею обратили внимание? Какие вопросы возникли при анализе этих идей

Обращает на себя внимание большое количество разнообразных приемов развития РКМЧП на всех стадиях.

На мой взгляд, все этапы технологии РКМЧП нерационально применять на одном занятии. Целесообразно стадию вызова применить в начале изучения темы. Стадию осмысления содержания – в продолжении изучения темы. Подготовку к стадии  рефлексии можно использовать в качестве домашнего задания, чтобы в дальнейшем использовать при актуализации знаний на уроке. В качестве домашних заданий можно применять приемы составления концептуальных таблиц, кластеры, получая таким образом, своеобразные опорные конспекты.

Групповую рефлексию применять на последнем уроке темы.

Применение какого-либо приема на уроке подразумевает применение одновременное применение этого, выбранного преподавателем, приема всеми учениками

Ученики класса/группы имеют разные способности и склонности, выбирают для себя наиболее эффективные способы работы с материалом.  При такой форме организации урока будет отсутствовать индивидуальный подход к учащимся, нет ситуации выбора. Выбор навязан преподавателем.

Категорически не приемлю пометки карандашом в учебниках, тем более, если они из библиотеки (при использовании приема «Инсерт»). Использование раздаточного материала делает его «одноразовым», что экономически не выгодно.

При анализе теоретического материала пришел к выводу, что различные приемы развития критического мышления хорошо сочетаются друг с другом.


Таблица 8

 Аргументация

Аргументы против

Нужно ли применять технологию развития критического мышления в образовательном учреждении высшего образования?

Аргументы за

При выдвижении гипотезы мы не всегда знаем, верна ли она и поэтому ставим условия: «гипотеза верна, если…».

Студент включает критическое мышление на этапе доказательства гипотезы или ее опровержения (это и есть собственно процесс решения проблемы). Оно возникает на этапе подведения итогов, оценки процесса и результата учебной деятельности, т.е. на этапе диагностики процесса выполнения задания, решения задачи, оценки результатов деятельности или поведения, подтверждения выводов, поиске наиболее рационального способа решения проблемы, задачи.

Уже на самом первом этапе проблемного обучения – этапе анализа проблемной ситуации и формулировки проблемы важны критика, самокритика, и самооценка.

 

Студенты, обладающие навыками критического мышления, находят собственное решение проблемы и подкрепляют это решение разумными, обоснованными доводами. Они также осознают, что возможны иные решения той же проблемы, и стараются доказать, что выбранное ими решение логичнее и рациональнее других.

Реализация критического мышления, его формирование в определенной степени возможны на всех этапах обучения, везде, где существует альтернатива – при анализе проблемной ситуации (анализ требует критического отношения), различными могут быть и формулировки проблемы, т.е. может быть выбор.

Выпускники ВУЗов в собственном личностном развитии показывают значительный уровень удовлетворенности (развиты в большей мере инициатива и активность, более самостоятельны в принятии решений, развиваются позитивные черты характера, учитываются индивидуальные особенности)

В зависимости от условий неопределенности (дефицит времени, информации и т.д.), когда поиск нормативных правил и алгоритмических предписаний реализовать невозможно, осуществляется эвристический поиск альтернативного решения профессионально-значимых задач.

Развитие критического мышления является начальным этапом развития творческого мышления

Аргументы против

Выступает ли развитие критического мышления образовательным результатом учреждения высшего образования?

Аргументы за

Критическое мышление –  одно из важнейших качеств личности, некомпенсируемое сочетанием других качеств и являющееся необходимым условием ее эффективного социального и специфически профессионального развития и функционирования.

Критическое мышление –  и условие, и результат фундаментального образования. Критическое мышление «предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей». (Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус / / Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. № 6. 2003)

Высшее образование развивает генеральные человеческие способности, востребованные в любой сфере деятельности: память, внимание, быстроту интеллектуальной реакции, нестандартность и оперативность решений, адаптивность, креативность и др.

Фундаментальное образование в пространстве высшего профессионального образования транслирует базовые ценности общечеловеческой культуры и отдельных культурно-исторических типов.


Граф-схема

        

Схема 1. Граф-схема критического мышления


2.4. Проектная деятельность как ведущий вид деятельности педагога

Рисунок 7. Иерархия уровней педагогического проектирования

Рисунок 8. Компоненты педагогической системы


Рисунок 9. Схематичное описание некоторых проблем с характеристикой

 противоречий


Отсутствие точных прогнозов потребностей рынка труда в молодых специалистах и неэффективная способность системы профессионального образования учитывать внешний заказ на подготовку определенного уровня работников

Замкнутость системы образования и отсутствие полноценной оценки качества учебных программ и образовательных учреждений извне

Несоответствие учебных программ требованиям современной ситуации

Низкая эффективность профориентационной работы

Слабая взаимосвязь между уровнями образования

Массовый спрос на высшее образование

Рост количества коммерческих ВУЗов

Слабое законодательство в сфере образования

Коррупция

Отток квалифицированных педагогических кадров в другие отрасли

Отсутствие ресурсов, необходимых для повышения качества подготовки, которое требует использования в образовательном процессе дорогостоящих технологий, совершенствования материально-технической базы, повышения профессионального уровня преподавательских кадров

Недостаточность проектно-исследовательской работы студентов и неэффективности производственных практик

Излишняя академичность системы образования

Рисунок 10. Основные проблемы в сфере высшего образования


2.5. Технология проблемного обучения в системе дополнительного образования

Рисунок 11. Разновидности учебных проблем

Рисунок 12. Этапы конструирования проблемной ситуации

Рисунок 13. Структура проблемного обучения


Таблица 9

 

Признаки проблемного обучения

Возможности

проблемного обучения

Функции проблемного обучения

Специфическая интеллектуальная деятельность учащихся

Стимулирование внутренней мотивации обучения

Усвоение системы знаний и способов теоретической и практической деятельности

Применение эффективных способов развития мышления, мировоззрения

Повышение познавательного интереса

Развитие творческих способностей, познавательной самостоятельности

Взаимосвязь проблемных ситуаций и задач с жизненными условиями

Формирование самостоятельности

Развитие личности ученика, его мышления, мировоззрения

Применение разнообразных видов самостоятельной  работы учащихся

Развитие творческих способностей

Изучение учеником творческих способов освоения материала

Индивидуализация проблемных ситуаций (наличие личностного контекста)

Создание условий для самоопределения в рамках образовательной программы

Освоение учеником творческих способов применения знаний

Динамичность, выраженная в диалектической взаимосвязи решаемых проблемных ситуаций и возможность порождения новых проблемных ситуаций

Развитие коммуникативных умений

Овладение методами, способами исследовательской деятельности, решения практических задач

Сочетание репродуктивного и творческого освоения учебного материала

Формирование исследовательских умений

Таблица 10

 Аргументация

Необходимость применять

Проблемное обучение в образовании детей

Возможные проблемы

  • способствует приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков;
  • способствует достижению высокого уровня умственного развития, формированию способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности;
  • развивает интерес к учебному труду;
  • обеспечивает прочные результаты обучения

Часть учебного материала надо давать объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами, особенно когда:

  • нужен «стартовый» запас знаний, создать который можно только с помощью репродуктивных методов;
  • при формировании умений и навыков (особенно технических), где показ, подражание, репродукция имеют большое значение;
  • для экономии учебного времени;
  • если учебная проблема оказалась непосильной для учащихся. В этом случае следует понизить уровень проблемности, например, путем подсказки или переформулирования задачи.
  • большие затраты времени на достижение запланированных результатов;
  • слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся;
  • невозможность применения большинства учебников и учебных пособий, изложение материала в которых рассчитано на репродуктивную деятельность учащихся

Таблица 11

Этапы

проблемного

обучения

Уровни

проблемности

Деятельность

учителя

Действия

ученика

  1. Актуализация опорных знаний
  2. Анализ проблемного задания
  3. Формулировка проблемы, противоречий
  4. Выдвижение гипотез, предположений
  5. Оценка предположений
  6. Доказательство гипотезы
  7. Проверка правильности гипотезы
  8. Формулировка выводов

Репродуктивная  деятельность ученика (ознакомительный уровень)

Учитель сам формулирует проблему и сам ее решает

Ученики обсуждают решение вместе с учителем

Уровень, обеспечивающий применение прежних знаний в новой ситуации (репродуктивный уровень)

Учитель формулирует проблемы

Ученики решают проблему под контролем учителя

Репродуктивно-поисковый уровень

Учитель создает проблемную ситуацию

Ученики самостоятельно решают проблему

Творческий (исследовательский) уровень (самый высокий)

Наблюдение и регулирование деятельности учеников

Ученики сами формулируют проблемную ситуацию и определяют способы ее решения


Таблица 12

Примеры учебных

проблемных ситуаций при изучении программ

дополнительного

образования детей

Ход решения

Образовательный

 результат

учитель

ученики

Как нарисовать прозрачный стакан

«Может ли нарисованный стакан с водой передать настроение? Попытайтесь объяснить свой ответ»

- Не может, потому что он не пейзаж.

- Он неинтересный.

- Он ничего не выражает: ни радости, ни грусти. Он просто предмет.

Значит, пейзаж может передавать настроение, а предмет не может?

- Наверно может, если он красивый.

- Если он нужный и красивый, например, цветы или ваза.

Приводят другие примеры.

Выходит, по-вашему, ваза красивая, а стакан не красивый. А теперь представьте себя на месте художника. Как бы он «увидел» этот стакан? Какие его качества бы постарался изобразить?

По памяти пытаются словесно воспроизвести основные качества стакана.

- Он круглый (цилиндрический), стеклянный, прозрачный.

Открывает постановку (натюрморт: драпировка, стакан с водой). До этого момента постановка была закрыта.

- Внимательно рассмотрите нашу натурную постановку. Какие качества этого натюрморта постарался бы передать художник, чтобы передать его красоту?

Учащиеся словесно пытаются выделить те качества, которые бы «понравились» художнику:

- Натюрморт очень красивый.

- Красиво смотрится ткань сквозь стекло стакана. Ткань лежит красивыми складками.

- Красиво сочетаются ткань и блики на стакане и т.д.

Вы убедились в том, что и стакан может быть красивым предметом, если посмотреть на него «глазами художника». Важно не только «увидеть» красивые качества предмета, но и суметь передать это в изображении. Давайте попробуем это сделать. Возьмите бумагу (половина альбомного листа), выберите любые материалы и рисуйте.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

Результаты их деятельности неудачные: стакан прозрачным не получился, т.к. его изображение они раскрашивают безотносительно к фону, отдельно. Рисунки контурные. Некоторые учащиеся могут бросить начатую работу. Взять новый лист бумаги. В большинстве рисунков допущены грубые ошибки в построении, не соблюдена точка зрения. Учащиеся в растерянности (проблемная ситуация).

Я вижу, что большинство из вас недовольны своим рисунком. Почему?

- Не получается нарисовать  стакан прозрачным.

- Трудно рисовать красками стекло.

Попытайтесь сформулировать, что самое трудное для вас в этом задании.

- Как изобразить прозрачное стекло стакана.

- Изображение стекла и ткани. Их разницу.

Художники называют это материальностью предметов, то есть, из какого материала сделан предмет, какую он имеет фактуру поверхности. В нашей постановке, как вы сами определили, это стекло и ткань. Попробуйте дать такие определения этим предметам, чтобы, даже не видя их, можно определить их название и характер.

- Стакан стеклянный, прозрачный, гладкий; в него можно наливать воду.

- Цилиндрический, глянцевитый.

- «Холодный» по сравнению с тканью.

- Ткань мягкая, тонкая, лежит складками.

- «Теплая» по сравнению со стаканом и т.д.

Чтобы передать в рисунке материальность предметов, необходимо знать определенные приемы, способы. Художники их хорошо знают и применяют в своей работе. Это и будет главной задачей нашей темы урока. Вы ее сами определили.

Чтобы ее решить, давайте опять представим себя художниками. Какие задачи поставил бы перед собой художник? Попробуйте представить план работы художника над данной постановкой (план действий). С чего бы он начал изображение? Составьте мысленно его план действий и докажите каждый его пункт. Тем более что опыт изображения с натуры у вас есть. Вспомните его.

- Художник сначала нарисует натюрморт карандашом, а потом его раскрасит.

- Чтобы нарисовать натюрморт, нужно вначале вспомнить построение формы предметов.

- Нужно вначале правильно расположить стакан на бумаге.

- Нужно нарисовать овалы стакана: дно и верхний овал.

Вместе с учителем учащиеся определяют последовательность задач выполнения натюрморта:

1.​ Компоновка изображения.

2.​ Передача конструкции, пропорций, пространственного расположения предметов.

3.​ Передача материальности предметов. 

Вывешивает на доске таблицу с записью этих задач.

Выделите из этого плана те задачи, которые помогут вам передать «характер» нашего натюрморта: легкость, прозрачность, хрупкость и т. д.

А сейчас приступаем к выполнению первого и второго пункта этого плана. Работайте карандашом легко, без нажима. Третий, самый трудный для вас пункт будем решать вместе.

Выполняют в карандаше построение натюрморта (новая половинка альбомного листа). После выполнения эскиза, учитель и учащиеся анализируют свои рисунки.

Соседи по парте, поменяйтесь своими рисунками, проверьте правильность выполнения первых двух задач. Найдите ошибки и попробуйте их объяснить.

Обсуждают рисунки.

Какая следующая задача стоит в нашем плане?

Передача материальности предметов. (Приемы и способы передачи материальности: стекло и ткань).

Это новая для вас задача. Вы ее выделили сами из общего плана действий. Будем решать ее. Посмотрите два произведения, в которых эта задача выполнена великолепно, но по-разному (демонстрируются натюрморты И.Хруцкого и М.Врубеля; вначале полностью, а затем фрагменты-слайды, в которых передается изображение стакана).

- Давайте вместе полюбуемся этими произведениями. А вы попытайтесь образно передать свое впечатление от этих натюрмортов. Может быть, заметите какие-то особенности, интересные живописные приемы, передающие красоту предмета.

Предлагают примерный план действий:

- Сначала нужно написать фон, затем стакан, потом обозначить тени.

- Вначале нужно «раскрасить» стакан, а потом ткань.

- Нужно как-то писать все сразу: и драпировку и стакан.

Я покажу некоторые технические приемы, которыми пользуются художники для передачи прозрачности стекла, воды. Вы внимательно смотрите и выбираете самые приемлемые для себя и своей работы.

Демонстрирует готовые таблицы с изображением различных приемов. Затем наглядно показывает процесс работы, комментирует ход работы.

Сейчас приступайте к выполнению задания. Попробуйте применить те приемы, которыми пользуются художники для передачи материальности предметов

Заканчивают работу над постановкой.

Сравните ваши работы с первыми рисунками. Попробуйте самостоятельно оценить их, исходя из поставленных задач. Дома подумайте над вопросом, который я вам задавала в начале урока, может ли предмет передавать состояние, настроение, может ли предмет «говорить»? Обоснуйте ваши ответы. Анализ и оценку ваших практических работ будем делать на следующем уроке.

2.6. Применение кейс-технологии в образовательном учреждении

Рисунок 14. Классификация кейсов

        Рисунок 15. Этапы создания кейсов

Таблица 13

 Применение кейс-технологий

Возможности кейс-технологии в образовании

Проблемы (недостатки) кейс-технологии

в образовании

Условия применения кейс-технологии

в образовании

Обеспечение конструктивного взаимодействия теории и практики

Несоответствие временных рамок для поиска решений проблемы кейса и в реальной ситуации

Кейс должен соответствовать целям обучения

Содействует развитию интеллектуальных способностей студентов, их креативности, самостоятельности в принятии решений, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности

Неизбежное «количественное» упрощение модели по сравнению с исходным объектом. При анализе используется только самая важная для обрабатываемой проблемы информация

Кейс должен быть максимально приближен к реальности

Развивает умения и навыки социальной коммуникации в профессиональной сфере

Необходимость обеспечения преподавателей учебно-методической литературой по новым технологиям обучения

Задание должно быть подобрано так, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения

Позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации, оценки альтернативных решений

Трудности перестройки мотивов, ценностей и установок преподавателя, вхождения его в принципиально новый стиль деятельности, отличающийся творческой свободой, большей самостоятельностью  учащихся

Кейсы должны различаться по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности ситуации

Формирование у будущих специалистов необходимых профессиональных компетенций

Трудности в управлении работы группами

Материал кейса не должен быть устаревшим

Стимулирование развития позитивной мотивации, интереса к профессии

Традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами

Обеспечение индивидуального подхода к каждому ученику

Возможность использования на всех этапах обучения

Сложность в обработке результатов из-за множественных вариантов решения конкретной ситуации

Предоставление максимальной свободы в обучении

Обеспечение учеников достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются ситуации

Обеспечение доступности преподавателя для ученика

Использование разнообразных форм организации учебного процесса

Наличие базовых знаний у ученика

Наличие у ученика базовых знаний по методам и процедурам анализа процессов и явлений

Наличие у ученика опыта участия в дискуссии и работы в малых группах

Предварительная самостоятельная подготовка ученика к анализу и обсуждению ситуации

Таблица 14

 Кейс-технологии в высшем образовании

Виды кейсов в высшем  образовании

Требования к кейсам

Личные комментарии

Обучающие анализу и оценке

  • соответствовать четко поставленной цели создания;
  • иметь соответствующий уровень трудности;
  • иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;
  • не устаревать слишком быстро;
  • быть актуальным на сегодняшний день;
  • иллюстрировать типичные ситуации;
  • развивать аналитическое мышление;
  • провоцировать дискуссию;
  • иметь несколько решений
  • при обучении использовать кейсы на отечественных материалах;
  • включать в кейсы актуальные материалы, взятые из СМИ;
  • использовать материалы Росстата;
  • использовать материалы, взятые из популярных соцсетей;
  • кейс должен быть написан доступным языком, без излишнего использования научных терминов;
  • активно использовать иллюстративные аудио- и видеоматериалы

Обучающие решению проблем и принятию решений

Иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом

Таблица 15

 

Показатели и критерии успешности применения технологии

Показатели

Критерии

81-100

 (Отлично)

  • изложение материала логично, грамотно, без ошибок;
  • свободное владение профессиональной терминологией;
  • умение высказывать и обосновать свои суждения;
  • студент дает четкий, полный, правильный ответ на теоретические вопросы;
  • студент организует связь теории с практикой

66-80

 (Хорошо)

  • студент грамотно излагает материал;
  • ориентируется в материале, владеет профессиональной терминологией, осознанно применяет теоретические знания для решения кейса, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности;
  • ответ правильный, полный, с незначительными неточностями или недостаточно полный

46-65  (Удовлетворительно)

  • студент излагает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения кейса, не может доказательно обосновать свои суждения

0–45 (Неудовлетворительно)

  • отсутствуют необходимые теоретические знания;
  • допущены ошибки в определении понятий, искажен их смысл, не решен кейс;
  • в ответе студента проявляется незнание основного материала учебной программы, допускаются грубые ошибки в изложении, не может применять знания для решения кейса

2.7. Технология выполнения портфолио как средство оценки учебных

достижений учащихся и профессиональной компетенции педагога

Рисунок 16. Типовые портфолио и их формы

        

        Рисунок 17. Функции портфолио


Таблица 16

Двухчастный «бортовой журнал»

 

Фиксация идей:

 что произвело впечатление?

Комментарий:

Почему именно на эту идею обратили внимание? Какие вопросы возникли при анализе этих идей?

Большое количество классификаций портфолио

В зависимости от типа портфолио различаются его основные цели

Субъективность оценки портфолио со стороны экспертов

При оценке портфолио должны быть разработаны четкие критерии по его структуре и оцениванию

«Портфолио является подборкой лучших работ и результатов, целью которой является демонстрация образовательных достижений студента в одной или более областях деятельности»

Портфолио является более демонстрацией освоения общих компетенций, чем демонстрацией профессиональных компетенций.

По одной работе, пусть и отлично оформленной, нельзя судить о достижении образовательного результата или успешной деятельности ученика и педагога. Если и применять технологию портфолио, то она должна быть частью образовательной системы работы не только педагога, но и всего образовательного учреждения.

Категорически нельзя делать обязательным использование этой технологии, т.к. создаваемые при этом портфолио становятся не результатом осознанной, творческой работы, а лишь инструментом оказания воздействия на студента/ученика и педагога при оценивании его работы (хорошо/плохо, успешно/неуспешно...).

Пока в учебном заведении всех уровней существует балльная оценка результатов, применение портфолио должно быть добровольным.

Таблица 17

 Аргументация

Аргументы против

Нужно ли применять портфолио для оценки достижений учащихся?

Аргументы за

  • не все учащиеся готовы (не могут, не хотят) работать по такой технологии
  • отнимает много времени на оформление
  • неаккуратно оформленное портфолио не означает отсутствие успехов (необъективность)
  • загруженность педагога не позволяет уделять достаточное количество внеурочного времени каждому учащемуся
  • отсутствие материальной заинтересованности педагога
  • при наполненности группы (класса) в 25 человек нельзя оценить объективно все работы

  • возможность публичной оценки достижений
  • возможность публичной демонстрации успехов без присутствия учащегося
  • позволяет оценить степень умений учащихся в части овладения навыками систематизации, самоорганизации
  • дает возможность индивидуализировать обучение

Аргументы против

Эффективно ли портфолио для оценки профессиональной деятельности педагога?

Аргументы за

  • при отсутствии анализа результатов за определенный период метод неэффективен
  • «красочное» оформление может скрывать реальные результаты работы
  • личностные качества педагога (скромность) не позволяют педагогу заниматься оформлением портфолио
  • форма не всегда является отражением содержания
  • требования администрации учреждения к единой форме портфолио не дает возможности «включить» творческие способности

  • позволяет оценить резервы  педагога и возможность использовать его опыт
  • дает возможность увидеть образовательные результаты
  • фиксирует методическую работу педагога, его активность
  • подтверждает результат профессиональной деятельности и профессионального роста
  • дает представление об его стиле работы и используемых методах преподавания
  • дает возможность оценить эффективность работы педагога без его присутствия (заочно)


Граф-схема

        

Схема 2. Граф-схема технологии «портфолио»


2.8. Исследовательская деятельность учащихся

 

Рисунок 18. Проектная деятельность обучающихся и их этапы

Рисунок 19. Методы исследования


Таблица   18

Аргументация

Аргументы против

Нужно ли организовывать исследовательскую деятельность учащихся в образовательном учреждении?

Аргументы за

  • неготовность учителей к организации учебно-исследовательской деятельности учеников;
  • в педагогических вузах почти не уделяется внимания методике организации внеурочной деятельности;
  • на сегодняшний день существует мало методической литературы по организации исследовательской деятельности школьников;
  • отсутствие информационной и материальной базы;
  • библиотечный фонд не имеет новых поступлений, хотя в работе требуется наличие современного взгляда ученых на рассматриваемую проблему;
  • проблема критериев оценивания таких работ;
  • дефицит учебного времени;
  • неоднородность учащихся в классе

  • приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности;
  • развитие способности к исследовательскому типу мышления;
  • активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний;
  • позволяет снизить нагрузку на учащегося;
  • позволяет решать задачи социализации учащихся через наработку социальной практики;
  • помогает развивать способности учащихся в использовании различных источников информации, в осознании сущности целостного отношения к миру, осуществлении профессионального выбора с учётом собственных интересов и возможностей в новой коммуникативной среде;
  • дает возможность организовать дифференцированное обучение;
  • повышает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков

Аргументы против

Отражает ли исследовательская деятельность учащихся качество образования?

Аргументы за

  • низкая эффективность на уроке продолжительностью 40-45 минут;
  • содержание знаний, получаемых из опытов, не меняется в зависимости от способа их получения;
  • эффективность исследований без надлежащего руководства познавательной деятельностью может быть даже  ниже, чем простое словесное изложение изучаемого  материала;
  • качество образования предполагает получение соответствующего результата, а исследовательская деятельность – лишь один из многих способов  достижения результата;
  • исследовательская деятельность повышает интерес к обучению, но не всегда качество

  • высокую эффективность дают такие краткосрочные проекты, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом;
  • предоставляет индивиду возможность продолжить образование в соответствии с его интересами;
  • качество образования предполагает соответствие деятельности образовательных учреждений установленным потребностям, целям, требованиям, стандартам

Таблица 19

Предмет

(дисциплина)

Вид учебного

исследования

Объект

исследования

Методы, формы

работы

Литература

теоретический

Художественное произведение

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Химия

эмпирический

Химическая реакция

  • наблюдение
  • изучение литературы
  • изучение продуктов деятельности

Физика

смешанный

Физические

свойства

  • эксперимент
  • лабораторный опыт
  • анализ
  • моделирование
  • логический
  • синтез
  • индукция и дедукция

Таблица 20

Виды учебных

исследований

Достоинства

Недостатки

Возможности

Теоретические (исторические, методологические)

  • возможность многократно обрабатывать учебную информацию в доступном темпе
  • значительные затраты времени и энергии
  • наличие плохо составленных учебников и книг
  • использование материалов сети Интернет из непроверенных источников
  • установление степени достоверности полученных данных;
  • выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации;
  • выявление тенденций;
  • прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;
  • определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса;
  • обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.

Эмпирические (экспериментальные, опытно-практические)

  • отсутствие опосредующих звеньев (посредников) между исследователем и объектом наблюдения;
  • возможность оперативного восприятия изучаемых явлений и процессов в конкретном контексте окружающей обстановки, что помогает более полно и достоверно интерпретировать их смысл
  • возможность преодолевать препятствие, возникающее иногда при методе опроса;
  • доступность и возможность самому исследователю непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом
  • неадекватность и ограниченность наших органов чувств;
  • смешение результатов наблюдения с выводами;
  • влияние взаимодействия между наблюдателем и объектом наблюдения;
  • не позволяют объяснить характер наблюдаемых зависимостей;
  • возможная опасность того, что наблюдатель войдет в роль участника событий и членов изучаемой группы, что это скажется на объективности получаемого материала и его интерпретации;
  • на достоверность результатов сильно влияют личностные особенности наблюдателя, его интересы, убеждения и стереотипы;
  •  достоверность полученных результатов прямо пропорциональна длительности наблюдения;
  • личным наблюдением физически невозможно охватить все моменты исследуемого процесса, а это значит, что многие факты всё равно останутся неустановленными
  • позволяет фиксировать особенности в момент их проявления;
  • дает возможность получать сведения независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от его желания что-либо говорить;
  • дает возможность зафиксировать события в момент их возникновения и отслеживать все изменения, происходящие с объектом исследования на весь период его развития;

смешанные (теоретические и эмпирические одновременно)

Таблица 21

Экспериментальный вид учебного исследования

Этапы учебного

исследования

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Поисковый

  • поиск и анализ проблемы
  • мотивирует учащихся
  • ставит перед участниками проблему и организует ее обсуждение
  • объясняет цели проекта
  • наблюдает, консультирует
  • обсуждают проблему с учителем и сверстниками
  • формулируют задачи
  • уточняют и анализируют информацию
  • устанавливают цели и выбирают план действий
  • проводят исследования, фиксируют результаты
  • выбор темы исследования
  • планирование исследовательской деятельности
  • сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме

Конструкторский

  • поиск оптимального решения задачи
  • организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей
  • помогают в выборе решений
  • советуют (по просьбе)
  • рекомендует
  • наблюдает
  • консультирует
  • работают с информацией
  • проводят синтез, анализ и оценку идей
  • выполняют графические работы
  • оформляют документацию
  • высказывает предположение
  • ролевая игра
  • самостоятельная работа
  • исследование вариантов
  • выбор технологии
  • экономическая оценка
  • экологическая экспертиза
  • составление конструкторской и технологической документации

Технологический

  • составление плана практической реализации исследования
  • обеспечивает материальную базу
  • косвенно руководит деятельностью учащихся
  • организует и координирует процесс
  • знакомит с новыми способами ведения исследования
  • консультирует
  • советует
  • выполняют необходимую подготовку
  • осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности
  • проводят контроль качества выполнения
  • выполнение запланированных операций
  • текущий контроль качества
  • внесение при необходимости изменений в конструкцию или процесс

Заключительный

  • оценка качества
  • консультирует
  • оказывает помощь
  • организует обсуждение
  • слушает
  • участвует в анализе и оценке результатов
  • аргументировано оценивает работу
  • осуществляют самоанализ и самооценку результатов исследования
  • готовят документацию к защите
  • защищают работу
  • участвуют в коллективном обсуждении результатов
  • анализ процесса и результатов выполнения
  • изучение возможности использования результатов исследования

2.9. Разработка технологической карты занятия

Рисунок 20. Этапы конструирования урока

Рисунок 21. Типология уроков в дидактической системе

 деятельностного метода «Школа 2000...»


Таблица  22

Аргументация

Аргументы против

Нужно ли применять технологические карты уроков (занятий) в учреждении образования?

Аргументы за

  • Сложность создания собственной технологической карты на начальном этапе;
  • Сложность декомпозиции целей урока на задачи этапов;
  • Сложность конкретизации содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе

Позволяет:

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; 
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); 
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; 
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт;
  • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • освобождается время для творчества учителя;
  • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

Таблица 23

Предмет

(дисциплина)

Вид учебного

исследования

Объект

исследования

Методы, формы

работы

Литература

теоретический

Художественное произведение

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Химия

эмпирический

Химическая реакция

  • наблюдение
  • изучение литературы
  • изучение продуктов деятельности

Физика

смешанный

Физические

свойства

  • эксперимент
  • лабораторный опыт
  • анализ
  • моделирование
  • логический
  • синтез
  • индукция и дедукция

Таблица 24

Тема урока (занятия):

Способ формулировки

целей

Формулировка целей

урока (занятия)

Способ диагностики

Через изучаемое содержание

Изучить тему «Окраска волос головы»; изучить химический состав красителей и т.д.

  • Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Через деятельность преподавателя

Познакомить обучающихся с технологией выполнения окрашивания волос; научить смешивать компоненты красителей и т.д.

  • Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Через деятельность обучающихся

Обучающиеся должны исследовать взаимодействие красителя и окислителя; ...должны составить бизнес-план парикмахерской и т.д.

  • Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира
  • Применение универсальных учебных действий при применении технологий в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов; умение использовать лабораторное оборудование; умение пользоваться дополнительными информационными источниками

Через внутренние процессы развития обучающегося

Способствовать развитию познавательного интереса, формированию умения самостоятельно анализировать и т.д.

  • Самостоятельная разработка технологических процессов, алгоритмов, действий, применение новых технологий и знаний, добытых самостоятельно, анализ собственной деятельности


СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Блинов А. О., Благирева Е. Н., Рудакова О. С. Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие. –   Москва: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2014, 145 с.
  2. Васильева Е. А. Педагогические технологии: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург, типография СПГУТД, 2016, 93 с.
  3. Кларин М.В. Технологии обучения. Идеалы и реальность. – Рига, 1999.- С. 20.
  4. Куликова С.В. Взаимодействие традиций и инноваций как методологический ориентир исследования инновационных процессов в образовании / С.В. Куликова // Педагогическое образование и наука: науч.-метод. журн. / МАНПО. - М., 2005. – № 1. - C. 47-51.
  5. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х кН. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 536 с.: ил.
  6. Предпрофильная подготовка: проектная деятельность учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. Н. Серебренникова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. 126 с.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998.
  8. Юдин В. В. Педагогическая технология: учебное пособие. – Часть 1. – Ярославль: ЯГПУ, 1997
  9. Словарь психолого-педагогических понятий : справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / авт.-сост. Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич. – Минск: БГТУ, 2007. – 68 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока технологии штукатурных работ по профессии »Штукатур»

Помощь преподавателю спецдисциплин коррекционных групп...

Методическая разработка урока технологии на тему «Реставрация декоративного фрагмента золочением»

Методическая разработка  урока на тему "Реставрация декоративного фрагмента -  золочением"...

Методическая разработка «Использование технологии проблемною обучения на примере изучении дисциплины «Физика» в системе СПО с целью формирования студента как активного субъекта познания»

Цель работы состоит в том, чтобы изучить и систематизировать материал по использованию технологии проблемного обучения, исследовать методологические средства данной технологии для достижения педагогич...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-МЕТОД НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ ПО ПМ.03 ПРОИЗВОДСТВО КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ, КОПЧЕНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПОЛУФАБРИКАТОВ»

Цель данной методической разработки: показать активизацию познавательной  деятельности студентов  через использование интерактивной технологии обучения «кейс-метод» на пра...

Методическая разработка проекта "Технология формирования лидерских качеств студентов в группе № 130"

Методическая разработка проекта  "Технология формирования лидерских качеств студентов в группе № 130"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогический дневник куратора учебной группы отражает деятельность куратора, способствует накоплению информации об обучающихся среднего профессионального образования, удобен в оформлении....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ"

В методическом пособии представлены описания современных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе. Пособие предназначено для преподавателей СПО....