План самообразования
рабочая программа

Гребенюк Вера Михайловна

План самообразования

на 2021 – 2022уч. г.

воспитателя МДОБУ Д/с «Светлячок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План самообразования 35.29 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

на 2021 – 2022уч. г.

воспитателя МДОБУ Д/с «Светлячок»

Тема:

«Формирование культурно - гигиенических навыков

у детей младшего дошкольного возраста»

2021 г.

Цель: формирование простейших культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности; развивать любознательность и познавательную активность.

Задачи:

1. развивать культурно-гигиенические навыки;

2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;

3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;

5. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;

Актуальность темы

В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве.  Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.

Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.

Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро.     Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.

6.  обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;

7.  консультировать родителей по данной теме;

Направления профессионального саморазвития (Самообразование и самовоспитание):

- расширение кругозора;

- рост профессиональной        культуры;

- развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам профессиональной деятельности и устранению недостатков;

-формирование информационной компетентности, направленной на самостоятельный поиск знаний.

- повышение педагогической и психологической компетенции;

- развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности;

- поиск новых подходов к организации образовательной деятельности.

Социально – коммуникативное развитие: овладение навыком культурного отношения к взрослым и детям.  Закрепление навыков владения предметами личной гигиены. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей    КГН.

Познавательное развитие: формировать представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Беседы, рассматривание иллюстраций.

Речевое развитие: приобщение к словесному искусству через чтение художественной литературы.

Художественно – эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности.

Методы деятельности:

личный пример работников детского сада, родителей;

обеспечение чистоты среды;

культура общения;

использование художественной литературы;

План работы по формированию культурно – гигиенических навыков

Ожидаемый результат у детей:

формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;

овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;

дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;

проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;

правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);

пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;

правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания.

Предполагаемый результат для родителей:

повышение знаний для успешного развития детей;

получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;

укрепление связей между ДОУ и семьей.

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение Сентябрь Диагностика культурно-гигиенических навыков; Цель: выявить знания и умения детей;

Разучить «Три золотых правила мытья рук»:

а) перед едой

б) после туалета

в) после прогулки

Цель: расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная.

Учить детей пользоваться горшком;

Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;

Есть аккуратно, пользоваться ложкой;

Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик;

 Практическая деятельность «Учимся умываться».

Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;

Консультация для родителей: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

 Работа с детьми Октябрь Чтение А. Барто «Девочка чумазая»;

Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»;

Игровое упражнение «Мыльные перчатки».

Цель: Продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо смывать, насухо вытирать ручки.

Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным

полотенцем;

Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой;

Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

Беседа. «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней;

Рекомендации родителям: «Одежда детей в осенний период».

Работа с детьми Ноябрь Чтение: потешки «Водичка, водичка». Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).

Игровая ситуация «Купаться любят все…»

Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению;

Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания;

Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем;

Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место;

Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи);

Экспериментирование «Свойства воды».                                 

Цель: формировать у детей представления о свойствах воды (вода капает, разливается, льется);

Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»;

Экспериментирование «Свойства воды».                                   

Цель: формировать у детей представления о свойствах воды (вода капает, разливается, льется);

Памятка для родителей: «Как объяснить ребёнку необходимость гигиенических процедур»

Работа с детьми Декабрь Продолжать учить детей вешать полотенце на место;

Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания;

Беседа «Берегите воду».

Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран.

Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками;

Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду;

Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место;

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.

Просмотр м/ф «Мойдодыр»;

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну»

Работа с детьми Январь Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»;

Экспериментирование «Вода теплая и холодная»

Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная;

Чтение: потешки «Чистая водичка»;

Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»;

Игровая ситуация «Кукла Катя умывается» Цель: формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно;

Папка-передвижка «Воспитание личной гигиены у детей»

Работа с детьми Февраль Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»;

Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой;

Прививать у детей привычку мыть руки после туалета;

Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно;

Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой;

Учить пользоваться расчёской;

Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место;

Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик;

Сюжетно-ролевая игра «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»                                  Рассматривание иллюстраций к сказке.

Просмотр м / ф «Федорино горе».

Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

«Как приучить ребёнка аккуратности

Работа  с детьми Март

Апрель

Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица»,

Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом;

«Мое полотенце».

Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем\

Формировать умение садиться за стол спокойно;

Учить правильно, нести стульчик;

Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской;

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими;

Дидактическая игра: «Посмотрим  в зеркало, как аккуратно мы одеты» Цель: продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»;

Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года).

Сюжетная игра «День рождения».

Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания.

Экспериментирование «Вот какая пена».

Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри.

Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»

Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики.

Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом;

Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь;

Прививать привычку убирать за собой игрушки;

Обращать внимание на свой внешний вид;

Закреплять навыки вежливой культуры за столом;

Продолжать учить складывать одежду;

Игровая ситуация «К нам пришла замарашка»

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».

Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки»

Консультация «Как приучить ребёнка мыть руки», «Как правильно ребёнка умываться»

Практическое упражнение «Носовой платок» Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым.

Работа с детьми

Работа с детьми Май Беседа «Чистота - та же красота»

Цель: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.

Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки».

Цель: воспитывать желание быть опрятным, аккуратным

Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса»

Игровая ситуация «Купание куклы Маши»

Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»

Игровая ситуация: «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»

Упражнение «Самые аккуратные». Цель: воспитывать опрятность.

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки» «Самообслуживание»

Ожидаемый результат у детей:

формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;

овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;

дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;

проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;

правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);

пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;

правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания.

Предполагаемый результат для родителей:

повышение знаний для успешного развития детей;

получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;

укрепление связей между ДОУ и семьей

Список используемой литературы

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2014. — 368 с

Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.

Богуславская З. М., Смирнова е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.

Бондаренко а. К. Дидактические игры в д/с: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.

Вершинин В.Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.

Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007

Иванова Н.П. Белова И.Н., Косухина Н.А. «Организация работы по     этическому воспитанию дошкольников»-Ульяновск, ИПКПРО-2004г.

Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.

Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56

Островская л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

«Этическое образование дошкольника: индивидуальный подход» Иванова Н.П., Белова И.Н., Богова Л.И, Касухина Н.А., Сергеева А.П. Ульяновск 2007

Отчёт по самообразованию

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Цель создать условия для формирования простейших культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности и развития любознательности, и познавательной активности с помощью обновления собственных знаний по данной теме через самообразование.

Задачи:

1. Развивать культурно-гигиенические навыки;

2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

3. Формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;

4. Формировать навыки поведения за столом : правильно пользоваться ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.

5. Формировать у детей интерес к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;

6. Обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;

7. Консультировать родителей по данной теме;

В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.

Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.

Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

Я считаю, что проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.

В этом году мною была проведена работа с родителями:

- Консультации на темы: «Как приучить ребенка мыть руки», «Как научить ребенка правильно умываться», «Как приучить ребенка к аккуратности»

-«Памятка для родителей: «Как объяснить ребенку необходимость гигиенических процедур»

-Ситуация общения по теме: «Мойдодыр»

-В течении года проводили игровые ситуации по темам: «Куклы у нас в гостях», «Мы готовимся к обеду», «Принимайся за обед», «Что забыла надеть Маша?

- Были проведены беседы: «Правила поведения за столом», «Помоги одеться другу», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена дома и в саду».

- Разучивали потешки «Водичка- водичка умой мое личико», «Руки надо чисто мыть»

- Изготавливала алгоритмы умывания, сервировки стола, правил поведения за столом, одевания.

Обучение детей для меня - это увлекательное занятие, но трудоёмкое. Проведение занятий требует тщательной подготовки.

В начале учебного года был выявлен у детей низкий уровень развития культурно гигиенических навыков. Не все дети умели одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. У детей не было сформировано умение убирать за собой игрушки. Особенно беспомощны были дети в адаптационный период.

Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических навыков. Свою работу осуществляю в двух формах : индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

групповой, где изучение проходит на игровой основе и повседневной жизни с использованием различных методов организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

Для работы с детьми были  мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков :

- «Учимся одеваться и раздеваться»

- «Мы обедаем»

- «Учимся умываться»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования

Разработка индивидуального плана самообразования...

План самообразования педагога-психолога

В плане представлен опыт совершенствования самообразования через изучение литературы, составления методических и практических пособий ,посещения уроков....

План самообразования Шайхелисламовой Р.К.

Внедрение практикоориентированной технологии обучения  в рамках реализации ФГОС...

Индивидуальный план самообразования педагога - психолога 2016-2021г

ГБУ для детей-сирот и детей оставшихся, без попечения родителей «Елабужский детский дом» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КУРБАНГАЛИЕВОЙ АЛЬБИНЫ АЛЬФИТОВНЫ...

План самообразования

Личный план самообразования учителя начальных классов...