Эффективность преподавания ОБЖ через активизацию познавательной деятельности обучающихся 1 курса»
опыты и эксперименты

Борисенок Наталья Васильевна

        Проблема современного обучения – потеря многими обучающимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая студентов неорганизованность, и несложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия

«Черногорский механико-технологический техникум»

ДОКЛАД

на методическую комиссию социально-гуманитарных дисциплин

«Эффективность преподавания ОБЖ через активизацию познавательной деятельности обучающихся 1 курса»

Подготовила: преподаватель-организатор ОБЖ

Н.В. Борисенок

г. Черногорск

Введение

        Проблема современного обучения – потеря многими обучающимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая студентов неорганизованность, и несложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.

        Для осмысленного усвоения знаний и умений обучающимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задачапреподавателя. Разные способы организации познавательной деятельности обучающихся на уроках активизируют процесс овладения ими культурой безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения. Успешность освоения учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности»  на 1 курсе намного повышается при использовании в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, заданий, конкурсов.

        Общий подход к реализации всего программного комплекса «ОБЖ» предполагает широкое использование активных методических форм преподавания изучаемого материала. Поэтому при изучении программы ОБЖ целесообразно примерно 60-70 % учебного времени отводить активным формам. Нужно помнить, что проведение практикумов, конкурсных программ, инсценировок, тренинговых  занятий, ролевых игр в значительной степени повышает заинтересованность учащихся, служит дополнительным стимулом в овладении навыками безопасной жизнедеятельности.

        Познание в его социальном значении рассматривается в психологии и педагогике как необходимейший исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы природы, общества, межличностных отношений, жизни самого человека. Это сложнейший процесс, обеспечиваемый деятельностью познания, осуществляется в обществе всей системой образования, предоставляющей подрастающим поколениям право обучаться в общеобразовательной школе и требующей  обязательного обучения для каждого ребенка.

        Невозможно переоценивать значение познавательной деятельности для общего развития  обучающегося и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Овладение знаниями, их «присвоение» требует не только запоминания, но и их переосмысления, чтобы приобретенные знания обрели необходимый для личности смысл. Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение, отстранение и множество других операций познавательной деятельности способствуют апробированию знаний, совершенствуя их усвоение.   

        Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического прогресса, развитию духовных ценностей народа. В то же время познавательная деятельность для подрастающих поколений наиболее сложна, обладает объективными трудностями и для обучающихся, и дляпреподавателя – руководителя процесса познания.

Обучающиеся перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебниками и дополнительными источниками. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и обобщать материал. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности обучающихся.

В современных условиях уже недостаточно только усвоения знаний обучающимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания с одновременным формированием общих компетенций, соответствующих требованиям ФГОС СПО. Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности.

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению.

Для достижения данной цели необходимо:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся техникума;
  • привить любовь к предмету через систему эффективных уроков;

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

  • активизацию познавательной деятельности обучающихся через систему нетрадиционных форм уроков с использованием ИКТ;
  • развитие умений рассуждать и мыслить;
  • развитие творческих способностей обучающихся через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;
  • развитие умений работы с текстами (учебника, СМИ и т.д.);
  • развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом

На мой взгляд, решить эту проблему могут нетрадиционные уроки и использование ИКТ. Это подтверждается концепцией развития техникума и федеральной концепцией информатизации образования.

Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу каждому обучающемуся. Хороший урок – урок-беседа, исследование, взаимодействие учителя и обучающегося. Преподаватель – это не оракул, не вождь, не охранник, а организатор, наставник, режиссер.

Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы обучающихся. Развитие информационно-коммуникативной компетенции является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития.

Новизна моего опыта состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий и современной компьютерной техники, создании условий для формирования творческих способностей обучающихся.

Для развития интереса к предмету и повышению качества знаний обучающихся считаю важным средством применение нетрадиционных форм урока. Эта тема меня заинтересовала тем, что является средством формирования интереса к предмету, познавательной активности обучающихся, развитию их творческих способностей и творческой личности.

В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: урок-исследование, урок-дискуссия, урок- соревнование, проведение опытов и т.д..

На основе диагностики осуществляю дифференцированный подход в процессе обучения, обучающиеся разделены на группы (постоянные и временные), тем самым учитываю два уровня: уровень актуального развития и зону ближайшего развития, а также осуществляю личностно- ориентированный подход к студентам.

Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения. В своей работе часто использую разноуровневые задания, различные формы и виды контроля: дифференцированные зачеты, письменные тестирования, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, контрольные работы, которые позволяют проверить уровень развития каждого ребенка. Обчающиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе. Делаю все возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона. Это вселяет уверенность в ребенка, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.

Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа преподавателя обществознания – исследование различных источников информации: исторических текстов, СМИ и т.д.

Последнее время я работаю над темой использования ИКТ на урокахОБЖ, так как считаю, что это еще один способ повысить познавательную активность современных обучающихся, в жизни которых компьютер играет, чуть ли не ведущую роль.

Я часто сталкиваюсь с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: схемы, таблицы, позволяющие стимулировать воображение студента, перенести его в изучаемую эпоху или тему по обществознанию. Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.

Для пополнения знаний обучающихся, использую интеграцию разных предметов, что соответствует сегодняшним требованиям. Также стараюсь особое внимание уделять воспитанию патриотизма и гражданственности, так как это, по сути, завтрашний день России, ценностные ориентиры нашего общества, гражданское становление подрастающего поколения, формирование у него готовности к достойному служению Отечеству. Все это способствует развитию интереса к изучаемому предмету.

Заключение.

В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса обучающихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации обучающихся.

Рассмотрим конкретно программные пути по отдельным направлениям.

В области обучения необходимо придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе преподавателя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора обучающихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в программе предлагается:

  1. Знакомить обучающихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать обучающимся современный уровень науки и перспективы ее движения;
  2. Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;
  3. При помощи проблемного обучения ставить обучающихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;
  4. Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:
  5. Раскрывать перед обучающимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить   работу обучающихся, постоянно совершенствовать способы активизации их познавательной деятельности:

  1. Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;
  2. Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;
  3. Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;
  4. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
  5. Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции опыта, самостоятельности мысли;
  6. Дифференцировать познавательные задачи для различных групп обучающихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.

Отыскание важнейших путей побуждения обучающихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагается:

  1. Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;
  2. Использовать всестороннее воздействие средств искусства;
  3. Побуждать обучающихся задавать вопросы преподавателю, товарищам;
  4. Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных обучающихся;
  5. Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
  6. Использовать широкий кругозор отдельных обучающихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;
  7. Рекомендовать дополнительную литературу;

На уроке важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Данный опыт может быть рекомендован для использования преподавателям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии, не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.

Используемая литература

Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса»;

Кузьменко О.Ю. Динамика развития социокультурной компетенции учащихся. // Международный сборник научных трудов. Отв. ред. В. М. Курицын. Шуя: Весть, ШГПУ, 2002. С. 56 – 60.

Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. Ростов-на-Дону: Учитель, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение  активных методов обучения  в коррекционных группах.  Развитие современног...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках с использованием ИКТ»

методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках с использованием ИКТ»...

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презе...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...