МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ
олимпиадные задания

Марина Сергеевна Смирнова

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы умения, формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях соответствующих образовательных стандартов . Особо подчеркнём, что формирование этих умений происходит у разных учащихся с разной скоростью и в разной степени, на протяжении многих лет , поэтому к представленному ниже списку умений нужно относиться только как к ориентировочному. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_na_pechat.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский индустриальный техникум»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

___________________________

Протокол №____ «____»__________20___ г.

Руководитель МО

________ ФИО

   (подпись)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР (УПР)

_______ ФИО

  (подпись)

«____»__________20___ г.        

        

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ

по учебной (дисциплине (предмету) ____ЛИТЕРАТУРА_______

Подготовлены:

Смирновой М.С.

2022г. Оха

Пояснительная записка

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы умения, формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях соответствующих образовательных стандартов . Особо подчеркнём, что формирование этих умений происходит у разных учащихся с разной скоростью и в разной степени, на протяжении многих лет , поэтому к представленному ниже списку умений нужно относиться только как к ориентировочному. В этот список мы включаем следующие умения:

- определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;

- пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

-оценивать систему персонажей;

- выявлять особенности языка и стиля писателя;

-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;

- объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

- анализировать литературные произведения разных жанров;

- определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- уместно пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

- выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;

- представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

- писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;

- выразительно читать произведения художественной литературы с учётом их жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям); передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров после прослушивания фрагментов фонохрестоматии

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Задания олимпиады по литературе составлены с учётом базовых компонентов литературного образования, основных видов деятельности учащихся, их возраста.

Цель олимпиады: выявление широты литературного кругозора наиболее

одарённых учащихся и глубины их литературных знаний.

Задачи олимпиады:

  • пропаганда научных знаний;
  • развитие  интереса к научной деятельности;
  • развитие внеурочных форм работы со студентами;
  • создание оптимальных условий для выявления одарённых и талантливых ребят;
  • дальнейшее интеллектуальное развитие и профессиональная ориентация учащихся.

Работа состоит из двух частей.

 Часть А включает 25 тестовых заданий (выбор ответа).

 Часть В  включает  8 заданий :

а)анализ прозаического текста: определить идею, выявить систему образов, увидеть художественное своеобразие произведения.

 б)теоретико-литературные и историко-культурные знания.

Задания выполняются на отдельных листах, в любой последовательности.

Переписывать формулировки заданий не нужно, достаточно указать их номер.

На выполнение работы отводится 90 минут.

Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий олимпиады – 50.

За 24-32 б.-«3», за 33-39 б.- «4», за 40 б. и выше –«5».

Ответы к заданиям олимпиады прилагаются.

Часть А .

В каждом вопросе только один правильный ответ, который оценивается в 1 балл.

1.Установите соответствие между персонажами и названием произведений: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  1. Александр Чацкий ;             А) Отцы и дети;
  2. Павел Кирсанов ;                  Б) Горе от ума;
  3. Андрей Болконский;            В) Ревизор;
  4. Иван Хлестаков.                   Г) Война и мир.

2. Какое из этих произведений не принадлежит перу Ф.М.Достоевского?

  1. «Преступление  и наказание»
  2. «Бесы»
  3. «Игрок»
  4. «Горе от ума».

3. К какому жанру относится произведение М.Е. Салтыкова –Щедрина «История одного города»?

  1. Повесть    2)  Сатирический -роман   3) Пьеса  4) Рассказ

4.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

  1. Л.Н.Толстой « Война и мир», князь Андрей;
  2. А.Н.Островский , «Гроза», Катерина Кабанова;
  3. И.С.Тургенев , «Отцы и дети», Базаров;
  4. Н.С.Лесков , «Очарованный странник», Иван Флягин.

5. В каком произведении русской литературы второй половины XIXв. появляется  герой- нигилист?

  1. А.Н.Островский «Гроза»,
  2. И.С.Тургенев «Отцы и дети»,
  3. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»,
  4. И.А.Гончаров «Обломов».

6.Укажите , кому из русских поэтов принадлежат слова : «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»

  1. А.А.Фет,
  2. Н.А.Некрасов,
  3. Ф.И.Тютчев,
  4. А.К.Толстой.

7. Укажите , кому был посвящен роман И.С.Тургенева « Отцы и дети»

  1. Н.Г.Чернышевский,
  2. Н.А.Некрасов,
  3. В.Г.Белинский,
  4. А.А.Григорьев.

8. Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А.Н.Островского « Гроза» : «Жестокие нравы, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной , не увидите. И никогда нам,  сударь , не выбиться из этой коры». Кому принадлежат эти слова?

  1. Кудряшу,
  2. Шапкину,
  3. Кулигину,
  4. Борису Григорьевичу.

9.Что мешает Обломову в романе И.Гончарова быть деятельным человеком?

1)бедность

2)болезнь

3)отсутствие цели

4)воспитание и закономерности жизни

10.Вслед за Гоголем , Гончаров использует предметно- бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе « Обломов» такой деталью является :

1)книга

2)рояль

3)письменный стол

4)халат

11.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

1)тип «маленького человека»

2)тип «лишнего человека»

3)самодур

4)романтический герой

12.Какому литературному течению был близок С.Есенин?

1)символизм

2)акмеизм

3)имажинизм

4)футуризм

13. Кто из персонажей пьесы М.Горького «На дне» выражает авторскую позицию?

1)Бубнов

2)Сатин

3)Клещ

4)Лука

14.О каком  трагическом событии извещает начлежников Барон в финале пьесы М.Горького « На дне»?

1)О смерти Анны

2)Об убийстве Костылева

3)О самоубийстве Актера

4)О расправе Василисы над Наташей

15.Кто из поэтов XX в., будучи –редактором популярного журнала

 « Новый мир»; помог А.Солженицыну  опубликовать повесть

 «Щ-854»?

  1. Пастернак
  2. Твардовский
  3. Заболоцкий
  4. Распутин

16.Афоризм-это ..?

   

1)художественное обоснование поступка;

2)краткое изречение , содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость, нравоучение;

3)часть лексики, слова обороты, употребляющие в прошлом для обозначения каких –либо предметов, для создания исторического колорита.

17. Композиция-это..?

1)эпизод литературного произведения;

2)организация отдельных элементов, частей, образов текста;

3)основной  вопрос , поставленный в произведении;

4)столкновение , противоборство персонажей.

18. Найдите эпитеты :

1)Все, как было. Только странная.

2)Воцарилась тишина.

3)И в окне твоем –туманная.

4) Только улица страшна.

19.И.С.Тургенев написал:

  1. «Записки врача»
  2. «Записки на манжетах»
  3. «Записки охотника»
  4. «Записки из Мертвого дома»

20.Кому первому из русских писателей была присуждена Нобелевская премия по литературе?

1)Шолохову

2)Солженицыну

3)Пастернаку

4)Бунину

5)Бродскому

21.Прекрасная Дама, Незнакомка, Кармен- это образы поэзии

1)С.Есенина

2)Н.Гумилева

3)А .Ахматовой

4)А.Блока

22.Укажите , кому из русских писателей принадлежат слова : «Умом Россию не понять , аршином общим не измерить…»

1)А.К.Толстой

2)А.С.Пушкин

3)А.А.Фет

4)Ф.И.Тютчев

23.Во время какого сражения состоялась встреча князя Андрея и    Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя :

1)Аустерлицкое сражение

2)Шенграбенское сражение

3)Бородинское сражение

4)Красненское сражение

24.Раскольников в романе Ф.Достоевского « Преступление  и  наказание» покушается на жизнь старухи – процентщицы из-за

1)желания обогатиться

2желания отомстить Алене Ивановне

3)желания проверить теорию

4)необходимости помочь близким

         25. Соотнесите писателей и их литературные места связанные с их именами:

 

А)Константиново        1)Толстой
Б)Тарханы                             2)Есенин
В)Ясная поляна                        3)Пушкин
Г)Спасское-Лутовиново         4)Чехов
Д)Таганрог                                5)Тургенев
Е)Захарово                                                                                                                  6)Лермонтов

Часть В

Вопрос 1
По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идёт речь.
 (Максимальное количество баллов – 2 балла)

А)…- один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий» — М.Ю. Лермонтова – вместо лодки – парус); единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил» — «Евгений Онегин» А.С Пушкина; «Но старость ходит осторожно / И подозрительно глядит». – А.С. Пушкин, «Полтава», песнь 1-я; «Отсель грозить мы будем шведу» — А.С. Пушкин, «Медный всадник»); целое берётся вместо части («Его зарыли в шар земной,/А был он лишь солдат» — С. Орлов).

Вопрос 2 (Максимальное количество баллов – 2 балла)
Определите размер стихотворения:
И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять не станет
Лучом чудесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
М. Ю. Лермонтов

Вопрос 3(Максимальное количество баллов – 2 балла)
Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С. А. Есениным для создания образа:
А) Рассвет рукой прохлады ровно
Сшибает яблоки зари.
Б)Синь то дремлет, то вздыхает.
В) Как серёжки зазвенит девичий смех.
Г)В водах ложных звенящая борозда
Д)Звонко чахнут тополя

Вопрос 4(Максимальное количество баллов – 2 балла)
Принесли мы Смоленской Заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце в муках погасшее, –
Александра, лебедя чистого.

По ком этот плач и почему упоминается Смоленская Богородица?

Вопрос 5(Максимальное количество баллов – 3 балла)
Как называется вводная часть литературного произведения, в которой изображаются события, начинающие развертывание сюжетного повествования, а также задаются расстановка и взаимоотношения персонажей.

Вопрос 6.Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? (Максимальное количество баллов – 4 балла)

… В одном месте особенно унылый фонарь разбавлял мглу, и, проходя через его тусклую ауру, туман обращался в бисер дождя (В. Набоков «Другие берега»).

Вопрос 7.Назовите имена художников, создавших портреты А.С.Пушкина. (По одному баллу за каждый правильный ответ)

Вопрос 8. Главный герой романа М. Булгакова Мастер вынес много испытаний. В какой-то момент, не выдержав, сжег свою рукопись. Что заслужил Мастер за своё творчество?

Эталон ответов

Часть А    

  1.            1-Б; 2-А; 3-Г; 4-В                                
  2. 4
  3. 2
  4. 4
  5. 2
  6. 2
  7. 3
  8. 3
  9. 9
  10. 4
  11. 3
  12. 3
  13. 2
  14. 3
  15. 2
  16. 2
  17. 2
  18. 2
  19. 3
  20. 4
  21. 4
  22. 4
  23. 1
  24. 3
  25. А-2; Б-6; В-1; Г-5; Д-4;Е-3

   Часть В                        

Ответ на вопрос 1: А — Синекдоха.
Ответ на вопрос 2: Ямб
Ответ на вопрос 3: А) Олицетворение, Б) Метафора, В) Сравнение, Г) Эпитет, Д) Звукопись.
Ответ на вопрос 4: А. Блок, Смоленское кладбище
Ответ на вопрос 5: Экспозиция

Ответ на вопрос  6: Эпитет,метафора, олицетворение

Ответ на вопрос 7: Айвазовский, Репин, Трубецкой, Серов и т.д

Ответ на вопрос 8: покой, тишину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для проведения предметной недели знаний

для спецдисциплин. Данный материал можно использовать для проведения конкурса по технологии приготовления продукции общественного питания в рамках предметной недели знаний....

материалы для проведения предметной недели знаний

для спецдисциплин. Данный материал можно использовать для проведения конкурса по технологии приготовления продукции общественного питания в рамках предметной недели знаний....

материалы для проведения предметной недели знаний

для спецдисциплин. Данный материал можно использовать для проведения конкурса по технологии приготовления продукции общественного питания в рамках предметной недели знаний....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей по организации и проведению предметной олимпиады по дисциплине: «Товароведение продовольственных товаров»

Одной из активных форм учебной работы со студентами является организация и проведение олимпиады по товароведению продовольственных товаров. Олимпиада активизирует познавательную деятельность студентов...

Положение о проведении предметной олимпиады по общеобразовательным дисциплинам.

23.04.2018 годПоложение о проведении предметной олимпиады по общеобразовательным дисциплинам....

Предметная олимпиада по общеобразовательным дисциплинам в системе СПО. Цели,задачи и положение о проведении предметной олимпиады

16.03.2020г.        Предметные олимпиады в условиях СПО проводятся в соответствии с приказом руководителя учебного заведения. Порядок организации и проведения предметной олимп...

Контрольно-измерительные материалы для проведения олимпиады профессионального мастерства по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Материал содержит тестовые задания для проведения олимпиады профессионального мастерства по специальности 34.02.01 Сестринское дело....