Урок по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений и их особенности"
учебно-методический материал

Евгений Андрианович Гидревич
Разработка урока по теме: «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений и их особенности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_uroka.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Местоимение как часть речи.

Разряды местоимений и их особенности»

Ход урока

  1. Объявление темы урока, постановка цели.

Цели урока:

1. Углубить представление учащихся о значении и употреблении местоимении.

2. Актуализация знаний о местоимении.

3. Закрепить полученные знания на практике.

Задачи урока:

–– рассмотреть местоимения и их классификацию;

В результате учащийся:

–– знает основные понятия темы, их определения, связи между ними;

–– осознает, что местоимения могут употребляться в разных значениях, что расширяет сферу его значений;

–– понимает, что местоимения может выполнять различные функции.

  1. Актуализация знаний о частях речи.

Повторение.

- Что такое имена? (имя существительное, прилагательное, имя числительное)

I Сочинение «Вася… Вася…». Какую ошибку можно исправить, используя местоимение? (вместо существительного)

II Сочинение «Автомобиль» (синий, красный, какой-то) (вместо прилагательного)

III Сочинение «В кошельке пять рублей» (вместо числительного)

- А в каком разделе изучается местоимение? (Морфология)

- Что изучает морфология? (Части речи)

- Дайте определение имени существительного?

Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Вы сформулировали определение местоимения.

Необходимое оборудование:

Проектор, компьютер, доска, раздаточный материал

  1. Изучение нового материала.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая используется вместо имени существительного, прилагательного, числительного, указывает на них, их отношение к иным предметам, явлениям и пр.

В русском языке есть местоимения личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределённые.

Разряды местоимений:

Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Возвратное себя

Притяжательные мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их

Вопросительные кто, что, какой, чей, который, сколько, каковой, каков

Относительные кто, что, какой, который, чей, сколько, каковой, каков

Указательные тот, этот, столько, такой, таков, сей

Определительные всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, весь

Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Неопределенные некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо и пр.

  1. Перед Вами представлен раздаточный материал. Выполняем упражнения.

Раздаточный материал

1. Определите начальную форму каждого из данных местоимений, определить его разряд.

С ним, мимо нее, изо всех, под нами, ко мне, обо всех, при каждом, об ином, каким-то, никому, о скольких, о ничьей.

2. Найдите местоимения в тексте и определите их разряд. А имена существительные, прилагательные и числительные замените местоимениями.

Волшебная скрипка


Валерию Брюсову

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

3. С местоимениями составить предложения.

1 ряд – Нас, нам, нами, вас, вам, вами,

2 ряд – их, им, них, его, ему, ей, ее,

3 ряд – тебя, тобой, тебе, меня, мной, собой, тех.

  1. Обобщение:

–– Определение.

–– Роль в языке.

–– Разряды прилагательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект по теме "Местоимение"

Подготовлен для повторения материала студентами самостоятельно...

Местоимение как часть речи 6 класс

Урок с примененим семи модулей обучения....

Домашняя работа по русскому языку на тему "Местоимение" 3 класс

Домашняя работа по русскому языку на тему "Местоимение" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку по теме "Повторение по теме "Местоимение" 6 класс

Цель:  Повторение и обобщение знаний о местоимении.Задачи: 1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу....

упражнения на закрепление материала по теме "местоимения английского языка"

личные, притяжательные местоимения с выбором подходящего варианта....

упражнения на закрепление материала по теме "местоимения английского языка"

личные, притяжательные местоимения с выбором подходящего варианта....

открытый урок на тему "Союз как часть речи"

Данный урок направлен на создание  условий  для формирования интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей обучающихся через разнообразные формы организации обучения....