Статья "Инновационные подходы в технологии проблемного обучения предметов История и Обществознание". Педжурнал.2023
статья

Балданов Сергей Саянович

Статья "Инновационные подходы в технологии проблемного обучения предметов История и Обществознание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Балданов Сергей Саянович,

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Инновационные подходы в технологии проблемного обучения предметов История и Обществознание

В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, И.Я. Лернер.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Методические приемы создания проблемной ситуации:

– преподаватель подводит учеников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

– сталкивает противоречия практической деятельности;

– излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– предлагает студентам рассмотреть явление с различных позиций;

– побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

– определяет проблемные теоретические и практические задания;

– ставит проблемные задачи.

Целевые ориентации:

– приобретение знаний, умений, навыков;

– усвоение способов самостоятельной деятельности;

– развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

При работе с технологией проблемного обучения выделяют четыре взаимосвязанных этапа:

1) постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации;

2) выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации;

3) поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала;

4) дискуссии, аргументация, синтез, обобщение, выводы.

Технология проблемного обучения на занятиях по истории и обществознания является объективной необходимостью. Большое значение отводится исследовательской работе учащихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников, документов, мемуарной, документальной литературы.

Создавая проблемную ситуацию на занятии, определяются пути выхода из нее:

– проблемное изложение (выдвигается проблема и разъясняется материал, с помощью логической цепочки, решая проблему по ходу занятия, студенты обучаются логике мышления). Например, при изучении темы «Первая революция в России 1905 – 1907 гг.» обучающимся предлагается следующее задание: «По ходу изучения темы проследите причинно-следственные связи, определяя причины, задачи, характер, движущие силы первой русской революции»;

– создавая проблемную ситуацию, высказываются противоположные, полярные мнения ученых, очевидцев, современников исторических событий и студентам предлагается принять ту или иную точку зрения и объяснить свою позицию. Например, при изучении темы «Первая революция в России 1905 – 1907гг.» ученикам сформулирована проблема: «В годы первой русской революции большевики считали, что поддержка политики реформ может ослабить силу непосредственного предстоящего революционного взрыва. Какой путь – революционного взрыва или реформ – вы считаете более реальным в 1906–1907 гг., более предпочтительным как средство преобразования действительности».

При организации проблемной ситуации используются следующие приемы:

– знакомство студентов с предположением о том, что событие развивалось иначе;

– высказывается или зачитывается фрагмент документа, в котором есть неожиданный поворот на оценку событий (например, «превентивный удар СССР»...);

– указывается на несоответствие оценки исторического деятеля или события;

– показывается неопределенность в сущности исторических явлений (события 1991 г. в СССР);

– знакомство с опровержениями по случаю «Пакта о ненападении между Германией и СССР» в 1939 г. и др.

Организуя учебную деятельность обучающихся, используют следующие формы: коллективную, групповую, индивидуальную, а также разнообразные приемы мыслительной деятельности по разрешению проблемной ситуации:

– проблемный фронтальный эксперимент;

– проблемное решение задач;

– проблемные задания;

– игровая проблемная ситуация.

При планировании занятия выдерживаются основные этапы технологии.

Это:

1) постановка проблемы, например, «Октябрь 1917 г. – революция или переворот?»;

2) деление на группы – выдвижение гипотез;

3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;

4) защита;

5) выводы по решению проблемы.

В этом процессе существуют свои особенности методики. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Проблемные ситуации можно создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Для реализации проблемной технологии обращается внимание на:

– отбор самых актуальных, сущностных задач;

– определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

– проблемное изложение;

– эвристическая беседа;

– проблемная демонстрация кино- видеофрагментов;

– построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических руководств;

– личностный подход и мастерство преподавателя, способности вызвать активную познавательную деятельность студента.

Результативность: создавая проблемную ситуацию, студенты направляются на ее решение, организуется поиск решения.

Таким образом, обучающиеся ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у них образуются новые знания, они овладевают новыми способами действия.

Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Современные образовательные технологии. Технология проблемного обучения.

Несмотря на то, что технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи, истоки проблемного обучения уходят глубоко в прошл...

Методическая разработка интерактивного занятия на тему: «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения

Представлен конспект  урока по теме «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного  обучения....

Применение технологии проблемного обучения в СПО и НПО

Применение технологии проблемного обучения в СПО и НПО...

План бинарного урока (литература +история) на тему "Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского"с применением технологии проблемного обучения

На данном уроке применяется технология проблемного обучения, используются активные формы и методы обучения, элемент технологии критического мышления, позволяющие быстро включиться в работу, сделать вы...

Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения на тему «Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского»

Методическая разработка представляет собой план-конспект бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения,  активных форм и методов обучения, элемента технолог...

статья "Технология проблемного обучения на уроках обществознания и истории"

Проблемную ситуацию можно создать на различных этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний. На уроках обществознания и истории данный метод   можно применять  т...