Дистанционное обучение и VR-технологии в школе.
статья

Нестерова Ирина Александровна

В этой статье я хочу поделиться с коллегами своим опытом работы в области дистанционного обучения и применения 3D-  и VR-технологий.                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnye_i_vr-_tehnologii.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

    Дистанционные технологии и vr-технологии в школе.                                    

В современном мире школьному учителю необходимо совершенствоваться не только в области новых научных знаний, но и в развивающихся технологиях, связанных с применением Интернет-ресурсов.

Ситуация с дистанционным обучением в школе заставила нас   уделять большое внимание созданию учебных курсов в сети интернет.

Одной из удобных платформ для дистанционного обучения для меня является  Moodle.  

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — это свободная система управления обучением, ориентированая прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Ипользуя Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п.

Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может высталять оценки и давать комментарии. Таким образом Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки языков, в том числе и русский.

Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды.

Интерфейс системы изначально был ориентирован на работу учителей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой.  Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др. Используя удобный механизм настройки, составитель курса может, даже не обладая знанием языка HTML, легко выбрать цветовую гамму и другие элементы оформления учебного материала.

Таким образом, Moodle дает учителю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности школьников как индивидуальной, так и групповой.

Moodle – это:

•активное обучение  и совместная работа;

•огромный мотивационный потенциал;

• конфиденциальность;

•большая степень интерактивности обучения;

•возможность многократных повторений изучаемого материала;

•соответствие принципу развивающего обучения

Группа педагогов нашей школы, используя возможности образовательной среды Moodle, создает свои предметные курсы, которые будут использованы при дистанционном обучении.

Возможности  Moodle.

Весь теоретический, практический материал, тренировочные варианты контрольных и проверочных работ располагаются в системе Moodle.

Имеется возможность использовать любые материалы в процессе всего занятия.

Весь изучаемый материал ученикимогут увидеть сразу. Причём сделатьучебный материал более наглядныммогут средства, легко совместимые сданной средой: презентации, логические схемы, таблицы, графики, аудио- и видео файлы.

Есть возможность выбора наиболее удобной структуры представления курса, а также материала, размещённого внутри курса всоответствии с целями и задачамиизучения как всего курса в целом, так иего разделов и тем;

Возможность выбора определённых нужных инструментов среды Moodle в конкретном модуле курса.

Возможность размещения ссылок на электронные ресурсы сети Интернет;

Возможность импорта и экспорта файлов из других и в другие приложения;

Возможность создания учебногоматериала в самой среде Moodle (безучастия каких-либо других прикладных программ)

Благодаря участию наше школы в Государственной программе «Развитие образования», у нас появился 3D класс, оснащенный экраном, проектором и 3D-очками. И в нашу образовательную деятельность вошли VR-технологии.

Стремительное развитие технологий не могло не отразиться на образовательном процессе. И хотя технологии VR (виртуальной реальности) уже не являются чем-то новым, в образовании их стали применять относительно недавно.

Виртуальная и дополненная реальность — совсем новые инструменты для образования. Они пока не способны полностью заменить существующие методы преподавания, но уже сегодня эти технологии могут качественно дополнить обучение, сделать его доступнее, проще и увлекательнее.

В России внедрение новых технологий в образовательный проект заложено сразу в нескольких общенациональных программах: национальные проекты «Образование» и «Цифровая экономика», программы «Цифровая школа», «Современная цифровая образовательная среда» и другие.

В основе обучения с применением виртуальной реальности лежат  технологии  виртуального расширение реальности, позволяющее лучше воспринимать и понимать окружающую действительность. То есть, они в буквальном смысле погружают человека в заданную событийную среду.

Преимуществ такого подхода несколько:

1. Наглядность. Виртуальное пространство позволяет детально рассмотреть объекты и процессы, которые невозможно или очень сложно проследить в реальном мире. Например, атомно-молекулярное строение веществ, процессы протекания химических реакций, анатомические особенности человеческого тела, работу различных органов и тому подобное. Сосредоточенность. 2. Сосредоточенность. В виртуальном мире на человека практически не воздействуют внешние раздражители. Он может всецело сконцентрироваться на материале и лучше усваивать его.

3. Вовлечение. Сценарий процесса обучения можно с высокой точностью запрограммировать и контролировать. В виртуальной реальности ученики могут проводить химические эксперименты, увидеть процессы живой природы в более увлекательной и понятной игровой форме.

4. Эффективность. Опираясь на уже проведенные эксперименты, можно утверждать, что результативность обучения с применением VR минимум на 10% выше, чем классического формата.

Психологи из Университета Уорика (Великобритания)  провели сравнительное исследование изучения биологии в формате виртуальной реальности по видеоурокам и по стандартному учебнику. После освоения материала каждый участник прошел тест на знание темы. Исследователей интересовало ещё и эмоциональное состояние обучающихся. По результатам опросников выяснилось:

• VR позволил повысить результаты теста на 28,5%, видео повысило на 16%, а учебник на 24%

• VR существенно повысил количество положительных эмоций, а видео — существенно их снизило;

• Уровень вовлечения в VR-обучение был существенно выше, чем при изучении учебника.

Несмотря на множество плюсов, следует отметить и проблемы внедрения VR/AR.

1. Продолжительность внедрения и высокая стоимость оснащения техническими средствами образовательных учреждений. И сами VR/AR гарнитуры, и обучающие приложения стоят не малых денег. Государство не сможет выделить сразу большое количество денег для всех школ, поэтому эти технологии будут вводиться постепенно.

2. Появляется вопрос о вредности для здоровья. Использование на протяжении долгого времени VRиAR очков негативно влияет на здоровье глаз. Поэтому этот вопрос нуждается в подробном обсуждении и изучении специалистов.

3. Необходимо кардинально менять методы образования, ведь внедрение виртуальной реальности является революцией. А революционные способы представляют собой коренные изменения.

Отдельно стоит упомянуть, что виртуальная реальность способствует геймификации процесса обучения. Значительную часть информации можно подать в игровой форме, что особенно актуально для учащихся младших классов. И точно так же закреплять материал, проводить практические занятия и многое другое. Таким образом сухая теория становится наглядной, понятной и намного более интересной, чем еще больше вовлекает обучающихся и увеличивает эффективность образования.

Конечно, не стоит увлекаться и превращать все уроки в игру.  Да и возможности доступного ПО не дает нам возможности красиво проиллюстрировать каждую тему школьного курса.

К тому же,  мы не должны забывать про соблюдение санитарных норм, уделяя VR-технологиям на уроке строго определенной время.

Но даже небольшой фрагмент работы с  VR делают урок увлекательным и незабываемым для детей.

ПО, доступное нашей школе, позволяет проводить уроки по физике, химии и биологии.

Внедрение VR-технологии на уроках естественно-научного цикла особенно актуально при изучении материала, где визуализация очень важна для понимания многих процессов. Благодаря возможностям VR-технологии учащиеся проводят интерактивные эксперименты с веществами или оборудованием, недоступными для обычной школьной лаборатории.

На уроках химии можно проводить опыты, которые интересны, но очень опасны. И в целях безопасности данные опыты не проводятся в школах. Поэтому с виртуальной реальностью это станет возможным и познавательным. Преимущество VR-технологии в том, что можно посмотреть не только саму реакцию внешне, но и увидеть весь процесс до атома. Мы можем наблюдать протекание процессов, происходящих в окружающем мире. Изучать особенности строения живых организмов, в том числе человека. Теперь учитель сможет наглядно показать детям и строение тромбоцита, и поведение вируса в человеке.

Множество физических явлений, которые тяжело объяснить на словах и на рисунках в учебниках, можно объяснить с помощью анимации и опытов, которые школьник выполняет сам.

Современным школьникам легче усваивать информацию привычными им, технологичными способами — такими, как их любимые программы для смартфонов.

Мы не преуменьшаем роль живого человеческого общения, но считаем, что VR-технологии способны расширить спектр общения и помогают становиться многим людям чуть более открытыми для мира. Например, VR-технологии помогают интровертам или просто стеснительным, закрытым в себе детям.

Появляется другой вопрос: «А не уйдет ли учитель за кадр?». По нашему мнению, что не уйдет, при грамотном распределении уроков с VR технологиями. Ведь какие-то темы проще и эффективней осветить учителю самому, применив реальные объекты. Например, на уроке биологии при изучении строения биологического организма под микроскопом. В этом случае детям будет интереснее самостоятельно работать с реальным микроскопом и с реальным объектом изучения, нежели увидеть это в виртуальной реальности. Или другой пример: учитель физики прекрасно объясняет физические явления, приводя жизненные ситуации, или ставя небольшие опыты, используя учеников, как подопытных. Такой подход тоже увеличивает мотивацию у учеников и эффективность преподавания. Поэтому в школьном образовании самое главное – это человеческий фактор. Учитель может иметь технологии, но не иметь желание объяснить, помочь детям понять материал. В таком случае эффективного результата не получится даже с применением VR. Поэтому новые технологии надо рассматривать не как самоцель, а как средство достижения цели: повышение эффективности преподавания. И учитель должен грамотно использовать это средство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу об использовании новых технологий в обучении иностранным языкам. Дистанционное обучение.

В статье освещены основные преимущества дистанционного обучения иностранным языкам. Достоинства электронных учебников и использование современных средств обучения, а также поднят вопрос о широких возм...

Плюсы и минусы дистанционного обучения в музыкальной школе

   В настоящее время актуальным становится дистанционное обучение, которое включает в себя  видеокурсы,  электронные учебники, заочную форму обучения, а также онлайн-занятия...

дистанционное обучение информационные технологии в профессиональном обучении

дистанционное обучение информационные технологии в профессиональном обучении памятка для учащихся...

Дистанционное обучение на уроках технологии маникюра как способ формирования универсальных информационных компетенций обучающихся и их готовности к самообразованию

Статья на тему "Дистанционное обучение на уроках технологии маникюра как способ формирования универсальных информационных компетенций обучающихся и их готовности к самообразованию" создана д...

Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"

Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах...