Мастер-класс по наставничеству
материал

Оксана Владимировна Новикова

Являясь куратором наставничества в соей образовательной организации, разработала серию обучающих семинаров и мастер-классов по наставничеству в форме "педагог-педагог". Данные материалы помогут наставникам грамотно выстраивать свою работу, избегать возможных ошибок при реализации персонифицированной программы наставничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности реверсивного наставничества

в образовательной организации

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Оксана Владимировна Новикова, я являюсь преподавателем и куратором наставничества в Рубцовском медицинском колледже, Алтайский край.

Тема моего мастер-класса: «Особенности реверсивного наставничества в образовательной организации».

Одной из наиболее эффективных практик в нашем учебном заведении является наставничество в форме «педагог-педагог». Наиболее интересной представляется практика осуществления наставничества при переходе сотрудников из практического здравоохранения в образовательную организацию (в частности, в медицинский колледж). В нашем случае - это наставническая пара, в которой  педагог образовательной организации, бывший руководитель структурного подразделения дополнительного профессионального образования,  передает свои полномочия новому руководителю ДПО, пришедшему в образовательную организацию со станции скорой медицинской помощи.

Их взаимодействие носит взаимовыгодный характер, так как основывается на принципах реверсивного наставничества (ты -мне, я -тебе).

Реверсивное наставничество, подобно традиционному наставничеству, предполагает взаимодействие между двумя сотрудниками.

При этом опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего по этим параметрам сотрудника, который считается его наставником по вопросам новых тенденций, технологий и т. д. Такая модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных технологий и интернет-коммуникаций.

В нашем случае - это взаимный интерес передачи профессиональных компетенций от педагога - медику, и от медика - педагогу.

В данной ситуации была выстроена персонализированная программа наставничества сроком на 6 месяцев, включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку сильных сторон.

Коротко этот процесс можно разбить на 3 этапа:

  1. Адаптационный этап,

на котором Определяется круг обязанностей молодого специалиста, выявляются недостатки в знаниях, умениях и навыках.

  1. Проектировочный этап,

на котором Разрабатывается персонализированная программа наставнической деятельности -  «дорожная карта».

  1. Контрольно-оценочный этап,

на котором  Проверяется уровень профессиональной компетентности молодого руководителя и степень готовности к выполнению своих обязанностей.

Адаптационный этап

НАСТАВНИК

НАСТАВЛЯЕМЫЙ

Традиционный вид наставничества

1.Знакомит  с должностными обязанностями руководителя ДПО в РМК.

2.Знакомит с нормативной документацией ДПО в  РМК.

1.Проходит психологическое тестирование «на входе»:  «Адаптация молодого специалиста».

Адаптация прошла легко, так как новый сотрудник длительное время являлся социальным партнером – главным фельдшером КГБУЗ «ССМП, г.Рубцовск» и преподавателем-совместителем по ПМ «Скорая и неотложная помощь».

2.Проходит самоопределение (саморефлексию)

Результатом саморефлексии становится понимание специфики новой должности и степени готовности к её исполнению.

3.Проходит диагностику достижений, достоинств и личностных ресурсов руководителя.

Имеет значительное количество поощрений за руководящую должность главного фельдшера  в КГБУЗ «ССМП, г.Рубцовск»

4.Проходит диагностику профессиональных затруднений.

Слабое понимание порядка осуществления ДПО в КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж».

Проектировочный этап

1.Разрабатывает персонализированную программу наставнической деятельности -  «дорожную карту».

1.Знакомится с «дорожной картой».

2.Разрабатывает и реализует программу адаптации.

Программа адаптации наряду с традиционным видом наставничества практикует и виртуальное. Общение пары проходит не только в рабочее время, но и в свободное от работы при помощи мессенджеров, электронной почты.

2.Реализует «дорожную карту».

1.Знакомится с Порядком осуществления ДПО .

2.Участвует в осуществлении порядка реализации ДПО в РМК.

3.Знакомится с учебным контентом системы дистанционного обучения в РМК на платформе MOODLE (27 ДПП ПК и ПП).

4.Знакомится с информационной системой «ДПО» в рамках внедрения «бережливых технологий».

5.Знакомится с ДПП ПК и ПП на отделении ДПО.

6.Знакомится с работой Портала НМО с позиции обучающей стороны.

7.Знакомится с работой Симуляционного центра КГБПОУ РМК.

3.Осуществляет корректировку профессиональных умений

3.Участвует в корректировке «дорожной карты», участвует в разработке и реализации инновационных программ.

1.Участвует в работе Портала НМО.

2.Разрабатывает новые ДПП ПК с учетом требований аккредитации специалистов.

3.Участвует в работе аккредитационных площадок симуляционного центра по специальностям «Лечебное дело», «Скорая и неотложная помощь».

Контрольно-оценочный этап

Реверсивное наставничество

Проверяет  степень готовности к выполнению своих обязанностей

Показывает уровень знаний, результаты деятельности, эмоциональную удовлетворенность, изменение поведения.

1.Передал базовые основы работы отделения ДПО.

2.Обучил методическим основам работы с документами.

1.Освоил принципы работы отделения ДПО.

2. Прошел психологическое тестирование  «на выходе»:  «Адаптация молодого специалиста» с положительной динамикой.

3.Освоил принцип работы Портала НМО с точки зрения документооборота.

4. Освоил работу на тренажерах-симуляторах в Симуляционном центре для оказания неотложной помощи.

4.Обучил наставника работе на Портале НМО после прохождения учебным заведением методической и технической экспертизы ДПП ПК.

5.Обучил наставника работе на тренажерах-симуляторах в Симуляционном центре для оказания неотложной помощи.

Таким образом, особенность реверсивного наставничества при переходе сотрудника из практического здравоохранения (при осуществлении социального партнерства) на должность руководителя структурного подразделения дополнительного профессионального образования в образовательную организацию заключается в том, что в нашем случае адаптация молодого специалиста прошла быстро и успешно.

Наставляемый легко освоил  новые компетенции и ведет плодотворную работу.

Кроме того, наставник получил новый багаж знаний и умений от молодого специалиста с точки зрения  практической медицины и более комфортно освоил принцип работы на Портале НМО.

Данная практика наставничества способствует переходу системы ДПО Рубцовского медицинского колледжа на новый современный уровень и, как следствие, надеемся, приведет к повышению качества подготовки специалистов среднего звена на этапе постдипломной подготовки и аккредитации.

Благодарю за внимание!

Ваши вопросы


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "В мире профессий. Операционная логистика" для школьников 8-11 класс

Мастер-класс разработан для ознакомления школьников с миром новых, современных профессий а так же подготовки школьников к сознательному выбору профессии, создание условий для успешной профориентации п...

Презентация мастер - класса (приложение к структуре мастер - класса) Тема: «Профессиональная и инфекционная безопасность медицинского персонала. Применение медицинских перчаток. Техника надевания стерильных перчаток»

Мастер - класс или обучающий тренинг предназначен для отработки практического навыка "Техника надевания стерильных перчаток" с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом участн...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ПРОФЕССИИ 08.01.07 «МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ» КВАЛИФИКАЦИЯ: «КАМЕНЩИК»

Мастер-класс по теме "Кладка арочной перемычки", профессия 08.01.07 Мастер общестроительных работ (каменщик). ...

Методическая разработка Мастер-класс Посвященный празднованию 120-летия со дня основания лицея Для обучающихся первых и вторых курсов по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» Тема мастер-класса «Анимация как способ повышения продаж гостиничного пр

Повышение эффективности образования, в соответствии с новыми образовательными стандартами, зависит от степени активной позиции студентов в учебном процессе. Преобразования требуют существенных перемен...

Мастер-класс мастера производственного обучения ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский Политехнический Техникум" Хертек Айдыс Арбын-ооловича

Мастер-класс мастера производственного обучения ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский Политехнический Техникум" Хертек Айдыс Арбын-ооловича по теме "Диагностика двигателя"...

Концепция мастер-класса по наставничеству "Профессионал-профессионалу"

Концепция мастер-класса по наставничеству "Профессионал-профессионалу"...