МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
методическая разработка

Дегтярёва Татьяна Владимировна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

 

 

Учебная дисциплина:

 

МДК.07.01. Технология приготовления сладких блюд и напитков

 

Тема: « Мы за чаем не скучаем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_2022_degtyaryova.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Учебная дисциплина:

МДК.07.01. Технология приготовления сладких блюд и напитков

Тема: « Мы за чаем не скучаем»

 

Разработчик:

Дегтярёва Татьяна Владимировна, преподаватель ГБОУ СПО ЛНР «ЛКТТПКМ»

2022г.

Пояснительная записка

             Целью данного пособия является оказание методической помощи преподавателям  и мастерам   производственного  обучения при подготовке к  внеклассному мероприятию, его проведении.

         Данное методическое пособие призвано содействовать повышению  интереса к избранной профессии в условиях реализации нового содержания ФГОС.

Внеклассное мероприятие проводится в группе по профессии «Повар, кондитер», когда обучающиеся осваивают модуль ПМ-07  Приготовление сладких блюд и напитков

Метод проведения: вечер отдыха

В мероприятии участвует вся группа. Большая часть обучающихся выступают с сообщениями о истории чаепития. Для лучшего восприятия материала представлены:

  1. Презентация (приложение1), слайды которой демонстрируются во время выступлений.
  2. Музыкальные паузы(прилжения2-5)

Цели:

 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

 ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки

Структура внеклассного мероприятия.

1. Приглашение всех за стол.

2. Сообщения обучающихся об истории русского чая.

3. Конкурс названий русских национальных блюд.

4. Эрудит-круиз.

5.  Музыкальные паузы.

6.Сбор поговорок о чае из отдельных слов.

8. Фрагмент игры «Поле чудес».

Кабинет оформляется красочными плакатами с высказываниями писателей, ученых, поговорками о чае и пользе чаепития.

     «Под шумок самовара ведется согревающий и сердце, и душу разговор… (Н.Гоголь)

      «Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки». (Ф. Гладков)

Поговорки.

1. Чай пить- приятно жить.

2. Выпей чайку -  позабудешь тоску.

3. С чая лиха не бывает.

4. Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.

5. Если чай не пьешь, где силы берешь?

6. Пей чай, не вдавайся в печаль.

Столы сервируются в русском стиле (самовары, чайная посуда, угощения, вазы для цветов). Столы номеруются.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА.

Звучит песня (приложение2)

Ведущий:

Дорогие друзья! Сегодня мы собрались вместе, чтобы познакомиться поближе, узнать о целебных свойствах прекрасного напитка – чая. Но чай не просто напиток, он еще и традиционный элемент общения, дружеской встречи. Русский чай – основа русского гостеприимства. На сегодняшнем классном часе предлагаем один из вариантов чаепития 21 века.

1-й  обучающийся.

 Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

2-й обучающийся .

Чай горячий, ароматный.

И на вкус весьма приятный,

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо – эликсир.

3-й обучающийся .

 Вы хотите узнать о происхождении чая? Давайте вам расскажу. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. «Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозеленого растения,  растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили попробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».

4-й обучающийся .

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древнейших времен. Это было давно, за 2737 лет до нашей эры.

В одной древней китайской книге дается такое описание свойств чая: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость…»

Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как и производство шелка, фарфора, бумаги и другие китайские изобретения. Чайные плантации строго охраняли от чужеземцев.

5-й обучающийся

  Из Китая чай начал свое триумфальное шествие  по миру. В 8 веке он попадает в Японию.

    Лишь в первой половине 19 века стали выращивать чай и в некоторых других странах Азии.

     На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь фунт в мешке, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.

   Чай пришелся англичанам по душе и стал вытеснять спиртные напитки. В одной из книг о чае, изданной в Лондоне, утверждается, что этот хорошо утоляющий жажду, тонизирующий, согревающий напиток очень подошел для жителей  европейских стран с прохладным климатом и что он спас их от злоупотребления пивом и вином.

   В настоящее время в Англии пьют чай больше, чем в любой другой стране.

6-й  обучающийся

 

В 1679 году  Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. В 1996 году из Москвы в Пекин за чаем отправился первый караван русских купцов. Его везли 11 тысяч километров на верблюдах, арбах, телегах и санях, переправляли на паромах через реки, Около года караван с чаем добирался до Москвы. С 1870 года стали загружать в трюмы  кораблей в китайском порту и переправлять в Одессу.

    Чай все больше распространялся в нашей стране, но был еще очень дорогим из- за  трудной доставки, высоких пошлин и алчности купцов, продававших его 5-6 раз дороже, чем закупали.

7-й обучающийся 

 Для крестьян чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение « чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Есть такая народная шуточная песня середины 19 века.

 

8-й обучающийся  .      

  Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку

 Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудив его немножко

На господский стол подал

Гости с барином плевались,

Сам он важно озверел

 И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

9-й  обучающийся  .

В 18 веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Затем началось массовое производство самоваров, особенно в Туле.

     В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, деревянный уголь, поджигали  их лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

      Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как «матрешка», балалайка, хохломская расписная посуда.

 Музыкальная пауза (приложение3)

10-й  обучающийся 

Ученые установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества: кофеин, минеральные соли, почти все витамины, эфирные масла и т.д. Он укрепляет сосуды мозга, улучшает работу сердца, обмен веществ, повышает умственную и физическую работоспособность человека.

   С чаем легко усваиваются белки, жиры и углеводы. Даже обильное питание не вызывает ожирения, если оно сопровождается чаепитием.

    Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном. Чай усиливает сопротивляемость  простуде, инфекционным болезням, воспалительным процессам. Чай снимает головную боль.

В стакане крепкого чая содержится 0,5 граммов кофеина, примерно столько его в таблетке от головной боли.

11-й  обучающийся .

 При отравлениях дается настой крепкого чая. Народное средство от зубной боли – мелко нарезанный или давленный чеснок в чайном настое, который держат несколько минут во рту.

    При засорении глаз, воспалении век, глаза промывают крепким охлажденным раствором черного и зеленого чая, взятых поровну.

   Китайские и японские ученые установили, что люди, регулярно пьющие чай, реже других заболевают раком желудка. Чай также снимает вредное влияние радиоактивных веществ на организм.

12-й  обучающийся  . Чтобы получить от    чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить.

   При длительном хранении чая эфирные масла улетучиваются, и он теряет аромат.

   Качество чайного лепестка зависит не только от сорта чая, но и от способа его приготовления.

   

ДЕМОНСТРАЦИЯ:  

Согрев  заварочный чайник или  ополоснув его кипятком, в него насыпают сухую заварку (чайная ложка на стакан воды плюс  одна чайная ложка на чайник). Затем чайник заливают кипятком на 2\3, а сверху прикрывают полотняной салфеткой. Отверстие на крышке и носике чайника должно быть закрыто, чтобы вместе с паром не испарились ароматические вещества.

   Настаивают черный чай – 5 минут, зеленый – 8 минут. Затем заварной чайник доливают кипятком, , оставляя 0,5 – 1 см. до крышки. После этого заварку разливают по чашкам или стаканам.

13-й обучающийся  .

 Если чай долго настаивать, то его качества ухудшаются. Чайник с заваркой нельзя ставить на огонь, а тем более кипятить. Не надо и укутывать его, ибо от этого чай тоже портится.

   Чай нужно заваривать вдали от рыбы, сырого мяса и других продуктов со специфическими запахами.

    С чая нельзя снимать пену: именно в поверхностном слое собираются эфирные масла, создающие аромат.

Заварку в чайнике порой используют вторично, но кипяток доливают только при свежей заварке. Оставлять чай на несколько часов, а тем более на другой день нельзя. При большом охлаждении чая исчезает его аромат и ухудшается вкус.

14-й обучающийся    .

Чайный куст – вечнозеленое растение, высотой около метра. Он требует большого ухода. Из 100 кг. Зеленых листьев выходит 25 кг. чая.

ЧАСТУШКИ.

1. На столе у нас пирог,

 Пышки и ватрушки,

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

2. В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит письма пишут нам!

3. Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится!

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженице!

4.Подавай нам чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай?

В чае я души не чаю

Наливай горячий чай!

Ведущий:

 Дорогие друзья! Вот и заварился наш чай.  « Хорош чаек!» - говорят русские люди. Давайте же и мы приступим к чаепитию. Наливайте, пожалуйста, чай.

Ведущий:

 Сегодня мы собрались не только пить чай, но и веселиться: петь песни, танцевать, соревноваться в различных конкурсах…Победителей ожидают призы. Наш главный приз – каравай дружбы.

 

 1. Каждая группа (стол) должна назвать русские национальные блюда. Повторять одни и те же названия нельзя.

2. Повторить три раза скороговорку «Чай, примечай, куда чайки летят».

 

  Ведущий: И. наконец, давайте отдохнем от всех испытаний, я вижу, они явились для вас большой перегрузкой.

 

 музыкальная пауза (приложение4)

 

Эрудит - круиз (Вопросы, объединенные в группы, общим для которых является то, что ответы на них начинаются на одну букву алфавита).

Буква А

1. Какой рыбе на зубы лучше не попадаться?  (Акуле)

2. На привязи толстеет зеленый теленок.  (Арбуз)

3.Место, где готовят и продают лекарства.  (Аптека)

4.Надпись на посылке, телеграмме, письме, Где указывают, куда их направляют.   (Адрес)

 Игра «Поле чудес». 

Угадать слово ТИТЕСТЕР – дегустатор чая.

Собрать каждой команде поговорку из данных на листах  слов.

Ведущий: Вот и настало время подвести итоги. Кто заслужил наш праздничный каравай? Дорогие друзья! Надеемся, что вы не скучали на нашем вечере. Все участники были активными, показали свои способности. Поэтому по праву наш каравай дружбы выиграли все. И сейчас мы его разделим.(Каравай разрезается, каждый стол получает часть)

музыкальная пауза (приложение5)

Литература

1.  Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия.  М.: Вако, 2020.

2.Анфимова Н.А.Кулинария. Учеб.для нач. проф. образования/

Н.А. Анфимова -4-е изд.,перераб. и  допол. –М,: Издательский центр  « Академия»2011.

 3. Козлова С.Н. Кулинарная характеристика блюд: учеб. пособие для нач.проф. образования/ С.Н.Козлова.,Е.Ю. Фединишина.-3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2010.

4. Харченко Н.Э.Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: учеб. пособ.для нач. проф. образования/ Н.Э. Харченко.-3-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2010.-496с

5.Профессиональные стандарты индустрии питания. Федерация Рестораторов и Отельеров.- М: ЗАО « Издательский дом « Ресторанные ведомости»,2011.

6.Журнал «Питание и общество».

7.Журнал «Гастроном».

8. Журнал «Ресторатор & ШЕФ».

Информационно-аналитическое издание:

Интернет – ресурсы: «Кулинарный портал». (Электронный ресурс) Режим доступа (свободный): http: //www.kulina.ru., http://vkus.bu.

Главный портал индустрии гостеприимства и питания. (Электронный ресурс) Режим доступа (свободный): http:// www. horeca. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"

В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"

В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Любви все возрасты покорны"

Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие "Любви все возрасты покорны", можно использовать как для учащихся 9-11 классов, так и для учащихся училищ, техникумов, колледжей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета"

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета" подходит для проведения мероприятия в среднем, старшем звене школы, а также для учащихся училищ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Мероприятие расчитано на учащихся 1 курсов НПО и СПО....