Педагогический опыт
опыты и эксперименты

Юлия Жадеева

Тема моего опыта: «Методы и приёмы формирования учебной мотивации младших школьников».

В работе раскрываются актуальность и перспективность обозначенной темы, дано научно – методическое обоснование опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta_raboty_zhadeeva.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза П.И. Орлова»

Жадеевой Юлии Валерьевны

Тема: «Методы и приёмы формирования учебной мотивации младших школьников».

Ф И О                       Жадеева Юлия Валерьевна

Должность               учитель начальных классов

Место работы          МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2

                                  им. Героя Советского Союза П.И. Орлова»                                          

Образование            высшее

Стаж по специальности: 3 года

Общий стаж – 17 лет

        Введение

Тема моего опыта: «Методы и приёмы формирования учебной мотивации младших школьников».

В работе раскрываются актуальность и перспективность обозначенной темы, дано научно – методическое обоснование опыта.

Значительное место в работе занимает описание современных педагогических технологий и их применение в работе с учащимися. В работе представлены результаты учебной деятельности. Показана динамика достижений учащихся. Имеются приложения, которые отражают результаты учащихся и продукт их деятельности. Данная работа может быть полезна для учителей начальных классов.

Цель опыта: повышение качества обучения детей младшего школьного возраста через развитие познавательной активности учащихся посредством применения современных педагогических технологий.

Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

1. Изучить педагогические технологии, способствующие повышению мотивации и эффективности образовательного процесса;

2. Активизировать познавательную деятельность и интерес к предметам с помощью современных технологий;

3. Обеспечить деятельностный характер учения через включение учащихся в самостоятельное познание окружающего мира;

Объект педагогического опыта: Педагогическая деятельность с учащимися 1-4 классов с 2021 г. по 2024 г. на уроках в учебное время.

Актуальность и перспективность опыта:

Почему возникла необходимость обобщения опыта именно по этой проблеме?

Актуальность моей темы определяется требованиями ФГОС НОО: внедрение инновационных технологий призвано улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний. Я считаю, что это возможно через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий. Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.  Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а это является главным в моей педагогической деятельности.

Научно - методическое обоснование опыта.

У меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии.

А что такое технология?

Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическая технология) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.

Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

По определению М.В.Кларина педагогическая технология- направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

        «Педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного подхода». (Т.Сакамого)

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.

Я думаю, главная задача учителей начальных классов нашей школы заключается в следующем: не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Поэтому и я, и мои коллеги используем в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Ведущая идея педагогического опыта.

В настоящее время в реальной школьной практике возрастает количество детей, которые испытывают трудности в учёбе, требуют особого внимания педагога. И всё это негативно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребёнка. У меня в классе 21% детей с ОВЗ.  Для меня главное – всё, что делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе для всех учащихся моего класса стало интересным и радостным, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Применение современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

Чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, использую такие технологии, как развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), технологию проблемного обучения, проектный метод, игровые и информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Одной из наиболее эффективных считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).  Данная технология дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность.  Она представляет собой набор особых приемов, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает мне заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе. Технология РКМЧП – надпредметная, она применима на любых уроках.  Авторы технологии предлагают использовать три этапа урока: вызов, осмысление, размышление. Каждому этапу урока присущи собственные методические приемы и техники. Эти приёмы в своей работе использую на разных уроках.

Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.

Технология проблемного обучения.

           На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без ее элементов.

В чем ее актуальность? Я думаю, что технология проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся. Ребята не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы иумозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему.

Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Проектный метод.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся.

Считаю, что работа над проектом стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

Я обязательно учитываю следующие этапы работы над проектом:

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача в моей работе. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младших школьника ограниченна.

Правило 5. Выбираем с детьми те темы, которые им доступны и соответствуют их возрастным особенностям.

Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, я должна учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 7. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Я работаю по программе «Школа России». Занимаюсь проектной деятельностью с учениками, начиная с I класса. На родительских собраниях рассказываю о результатах проектной деятельности, изучаю запросы детей и родителей. Осуществляю проектную деятельность и в учебной деятельности, и во внеклассной работе. Темы проектов выбираю из содержания учебных предметов и близких к ним областей. Результатами проектной деятельности стали альбом «Моя малая родина», лэпбук «Основы финансовой грамотрости» по внеурочной деятельности   и др.

На уроках математики реализую краткосрочные учебные проекты. Разумеется, работа над моно-проектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области математики.

Считаю, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки, реализовывать долгосрочные проекты.

Использую разные виды проектов: личностные, парные, групповые, творческие. Ребята сами выбирают вид проекта во внеурочной деятельности, предлагают тематику проектов. Например, «Орнаменты и узоры на посуде»,  «Геометрия вокруг нас», «Геометрия у нас дома», «Математика в сказках», «Старинные меры длины», «Из истории математики» и т.д.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета математики. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать, и направлять.

Данная практика поможет учащимся успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Под моим руководством учащимися были разработаны исследовательские проекты «Чипсы – вред или польза?» (представлен на Всероссийском конкурсе «Юный исследователь» МГПУ М.Е. Евсевьева – ПРИЗЕР, Марьина Д.); «Реликвия моей семьи» (IX – городской конкурс исследовательских работ «Бабушкин сундук», ПРИЗЕР – Корнишин И., 2023 г.), «Любимому учителю посвящается» (Всероссийский конкурс исследовательских, проектных работ, МГПУ М.Е. Евсевьева, Марьина Д. ПРИЗЕР), «Сладкое. Вред или польза?» (призер, городской конкурс исследовательских работ, Марьина Д.- 2022г), «Подарок для мамы. Щенок в технике алмазная мозаика» (3 место в школьной НПК, Аношкина А.)

Игровые технологии.

Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что
для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной. С помощью игры ребенок глубже познает смысл изучаемых предметов, овладевает высокими общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам.

Игровая деятельность способствует развитию всех познавательных процессов ребенка. Ещё выдающийся педагог Ян Амос Коменский справедливо обращал внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игра так же, как труд и учение – одна из главнейших форм человеческой деятельности. Люди испокон веков использовали игру как способ образования, воспитания, передачи ценностей и опыта старших поколений младшим. Игра существует столько, сколько существует человечество. А древнегреческий мыслитель и философ Платон утверждал, «человек, который желает стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен упражняться с ранних лет. Например, тот, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие - либо детские сооружения» - Платон (427-347 в. до н.э.). С древних времён игра - форма обучения, первичная школа воспроизводства практических ситуаций с целью их освоения. Цель игры - выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Игра как педагогический метод способствует стимулированию активности детей в различных видах деятельности и предполагает постановку цели, связанную с достижениями как материальных, так и духовных результатов. Она не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению задач. Следует заметить, что основанием для использования игровых технологий на уроках являются и психоэмоциональные особенности детей младшего школьного возраста:

  • повышенная эмоциональность,
  • утомляемость,
  • неустойчивость внимания,
  • чрезмерная подвижность и др.;
  • необходимость социализации ребенка в новом коллективе;
  • необходимость творческого развития ребенка в процессе обучения.

Использование игр на занятиях позволяет узнать и оценить индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний, умений и навыков ребенка; активизировать познавательный интерес детей; отношения воспитанников к учебному процессу; снизить уровень эмоциональных и физических перегрузок детей.

Психологи указывают на высокую эффективность игровых методов при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической деятельности. У детей при этом значительно усиливаются мотивация и активность. Систематичное применение игровых технологий наряду с другими современными технологиями позволило мне в этом убедиться на практике.

Игра необычайно привлекательна для любого возраста. Мои ученики готовы тратить массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому я в свою очередь стараюсь использовать весь этот потенциал в конкретных целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации обучающихся к учебной деятельности.

В чём я абсолютно уверена, игра - лучший способ организовать внимание детей. Интересное дело, интересное занятие способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь, у ребёнка нет ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на другие дела. Активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным, вот что способствует организации внимания.

Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм работы и методов обучения, продумываю каждый урок, ибо урок, как сказал выдающейся педагог В.А.Сухомлинский, первая искра, зажигающая факел любознательности.

Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит «игровые технологии» применять как средство обучения.

У меня на уроках игра присутствует и как обучающий элемент, и как полноценный урок. Хочу поделиться своим опытом и приведу примеры педагогических игр, которые использую на своих уроках.

Итак, мотивирование к учебной деятельности - начальный этап урока, он призван сконцентрировать внимание учащихся в самом начале урока, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От него во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Я стараюсь с первых минут урока вызвать у детей интерес, например, необычным приветствием: “Здравствуй!”.

Даю ребятам домашнее задание придумать необычное приветствие к следующему уроку, вместе выбираем самое необычное, автор данного приветствия демонстрирует и просит всех и меня в том числе повторить это приветствие, радостно начинаем урок.

Восторг детей не знает границ, когда в класс входит «Интересный гость». Гостем может быт сказочный герой или полюбившийся мультипликационный персонаж, а роль могут исполнить ученики старших классов или родители. Мне всегда любопытно наблюдать за детьми, чьи родители принимают участие в уроке. Эти дети чувствуют особую ответственность, стараются не подвести своих маму или папу, не ударить в грязь лицом.

На этапе актуализация знаний будет уместно поиграть в «Корзину идей». Игру применяю как индивидуально, так и фронтально. Узнать, что известно учащимся по теме, которая будет обсуждаться на уроке, их предположения на этот счет. На доске рисую или прикрепляю макет корзины, в которую дети помещают все, что им известно по обсуждаемому вопросу.

Простая, но между тем активизирующая игра «Да – нет» позволяет детям быстрее включиться в мыслительный процесс. При её использовании формируются навыки оценки ситуации, фактических сведений; анализа имеющейся информации; формулирования и выражения своей точки зрения.

Для организации работы готовлю несколько высказываний по теме урока и предлагаю детям выразить к ним свое отношение по категории «да - нет», а также разъяснить, почему они так думают.

«Мы шагаем». Дети выстраиваются на определенном расстоянии от доски, шагают вперед, называя на каждый шаг слово, связанное с изучаемой темой.

Игра - «Черный ящик».

Прошу детей предположить, что находится в черном ящике и какое отношение этот предмет имеет к теме урока. Иногда подготовить задание предлагаю «рабочей группе» -активным и более «продвинутым» учащимся.

Этап открытия нового знания является важным в структуре урока, его главная цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом: максимально использую игры, заставляющие детей мыслить.

Интеллектуальная игра «Мозговой штурм» потребует примерно 7-10 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Это создаст непринуждённую обстановку на уроке и раскрепостит детей, заставит принять участие в обсуждении малоактивных учеников. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксирую на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей. Далее происходит коллективное обсуждение, анализ всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Игра "Починить цепочку».

На экран выводятся предложения. Задача учащихся: составить логическую цепочку. Предложения можно заменить картинками.

Такой опрос позволяет не только проверить знание основных понятий, но и умение составлять логически последовательные циклы и выявить недостающие звенья.

Игра «Аукцион», на мой взгляд, актуальна на этапе первичного закрепления знаний. По аналогии с настоящим аукционом, «Лот» - объект. Идет его продажа - кто больше знает об объекте, тот его и «покупает». Лоты могут быть в виде загадок, ребусов. Готовят их ученики или учитель. Все по очереди продают свой объект.

Детям, несомненно, нравится играть в профессии, примерять, например, роль учителя. В игре «Корректор» нужно найти ошибки в заданиях. Применять можно и на уроке русского языка, и на уроке математики.

«Найди пару». Играющим на спину крепятся таблички с различными понятиями из темы. Лучше всего если это будут словосочетания, которые делим на две части. Необходимо найти свою пару, но с условием: нельзя прямо спрашивать: «Что написано у меня на спине?».

Самостоятельная работа с проверкой по эталону направлена на то, чтобы ребёнок самостоятельно выполнить задание по изученной теме. И, конечно немаловажно, чтобы ему это было интересно. Смысл игры «Отгадай словечко» заключается в том, что ребёнок, выполняя задание, может проверить правильность выполнения задания. Когда задание выполнено, получается определённое слово или предложение. Ещё одна интересная игра «Реставратор». Дети восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно поврежденный учителем.

Игра "Блиц - контрольная". Контроль проводится в высоком темпе для выявления усвоения степени простых учебных навыков, которыми обязательно должны овладеть учащиеся для успешной работы. 7-10 заданий по минуте на каждое с проверкой по эталону.

"Соответствие фактов и понятий"- эта игра требует минимум времени. Требуется соотнести факт с обобщающим словом.

Закрепление знаний требует внимательного подбора заданий. Эти задания должны быть интересными, кроме того они должны принести пользу.

Кроссворд.

Это популярная сейчас игра может быть с пользой применена на уроке. Обычный кроссворд требует понимания значений многих слов, для чего приходится обращаться к толковым словарям, и это помогает школьникам расширить свой словарный запас. А если предложить ребятам самим составить кроссворд, работа по-настоящему становится творческой.

«Отгадай слово» ещё одна игра, на которую рекомендую обратить внимание. Надо отгадать слово, в котором указано количество букв, одна – две буквы и определено значение по возможности остроумно. Игру можно проводить как викторину, в которой каждый отвечает самостоятельно, или по типу КВН.

Рефлексия показывает результат. Детям 3-4 классов можно предложить игру. «Глаголы наши – фразеологизмы ваши», ученики должны подобрать фразеологизмы к тем глаголам, которые показывают их работоспособность на уроке. Получается весело и поучительно. Работал хорошо – работал не покладая рук. Бездельничал – бил баклуши.

Игра «Радуга настроения» нравится всем. Дети выбирают цвет, который соответствует их настроению, прикрепляют магнитики - смайлики на радугу.

Красный – восторженное, оранжевый – тёплое, радостное, жёлтый – светлое, приятное, зелёный – спокойное, синий - грустное, чёрный – тревожное, напряжённое, крайне неудовлетворённое.

Особое место я бы отвела игре «Огонёк общения». Цветы (медальки) разного цвета подарить самому умному, справедливому, вежливому, приятному в общении и т.п.

Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным. Дальше дети дарят цветы: голубой - самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.

Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка, да и взрослого, который скажет, что не любит играть. Гибкая система игровых технологий позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, достаточна перспективна. Уроки в игровой форме существенно повышают интерес учащихся к творчеству, позволяют им лучше запомнить теоретическую часть учебного занятия, а соответственно это дает положительный результат и на практике. Комплексом игр я делилась на РМО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР.

Информационно - коммуникативные технологии.

            Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  1. Создание презентаций к урокам
  2. Работа с ресурсами Интернет
  3. Использование готовых обучающих программ
  4. Разработка и использование собственных авторских программ.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Повысить эффективность урока за счет наглядности (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), конечно, можно, но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

      Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время я использую презентации и электронные приложения к учебникам УМК «Школа России».

Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.   Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся.

         Я думаю, что использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • способствует повышению качества образования.

 Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестал быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром ребёнка в процессе обучения.

Здоровьесберегающие технологии.

По словам профессора Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Для формирования безопасной и благоприятной среды урока я использую различные методы, основанные на здоровьесберегающих технологиях.

 Для этого:

• поддерживаю комфортную температуру и влажность в классе, периодически провожу проветривание помещения;

• обеспечиваю необходимый уровень освещенности помещения и непосредственно рабочего места, обучающегося;

• количество видов учебной деятельности выбираю с учетом самочувствия и работоспособности обучающегося;

• применяю различные методы преподавания, позволяющие задействовать и чередовать разные виды восприятия, обучающегося: рассказ, показ, практическая работа, самостоятельная работа;

• контролирую правильную посадку, соблюдаю правила охраны зрения и слуха;

• разъясняю важность темы здоровьесбережения в учебной деятельности учащихся;

• применяю способы эмоциональной разрядки (юмор, улыбка, поучительная история);

• обеспечиваю уровень плотности учебной деятельности - от 60 до 75% урока;

• снижаю интенсивность учебной деятельности при обнаружении признаков утомления у обучающегося;

• заканчиваю занятия в спокойной обстановке – мотивационный посыл на дальнейшие учебные достижения;

• провожу пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием. Например, Математика

Решите задачу.

Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика? (дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)

– Можно съедать так много пирожных? Почему?

– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и

здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая? Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль (одобрение, поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость).

Использование приемов рефлексии.

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что получилось лучше всего?

- Какие задания показались наиболее интересными?

- Что вызвало затруднения?

- Над чем хочется поразмышлять?

- Какой совет дали бы себе?

- Кому захотелось сделать комплимент?

- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном ивоспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшаетэмоциональный настрой и повышает работоспособность младшихшкольников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению ихздоровья.

Пропаганда педагогического опыта.

Свой опыт я представляла на заседаниях МО учителей начальных классов.

Результативность педагогического опыта.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

1. Повышение учебной мотивации, познавательного интереса учащихся.

2.  Повышение уровня сформированности метапредметных результатов у обучающихся класса по итогам комплексных работ. 

3.  Результативность участия детей в творческих конкурсах.

4. Повышение качества знаний учащихся.

Заключение.

Применение современных образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться и, следовательно, повышается качество знаний по предмету.

Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

Список используемой литературы:

1. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.

2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

3. Иванов В.В., Зайцева С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.

4. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.

5. Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 7.

6. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

7.Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. 

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инноваци...

Педагогический опыт - результат творчества

В статье говорится оо том, что лучший педагогический опыт  - это результат творчества педагогов, администрации, студентов, т.е. всего педагогического коллектива....

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения.

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения....

Статья "Передовой педагогический опыт"

Статья "Передовой педагогический опыт"...

Собственный инновационный педагогический опыт «Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых».

«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь с...