Собственный инновационный педагогический опыт «Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых».
опыты и эксперименты на тему

Зорин Игорь Александрович

«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь сам разгорится там, где для него есть пища».

(Анатоль Франс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта преподавателя информационных технологий и специальных дисциплинГБПОУ РМ «Зубово-Полянский педагогический колледж»

Зорина Игоря Александровича

«Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых».

«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь сам разгорится там, где для него есть пища».

(Анатоль Франс).

Функции преподавателя и его профессиональные компетентности в условиях модернизации современного образования существенно шире традиционных. Современные информационные ресурсы помогают преподавателям по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Анализ психолого-педагогической литературы и изучение массовой практики показывают, что успешная деятельность современного преподавателя во многом зависит от того, насколько успешно готов он к применению информационных технологий как необходимому слагаемому профессионально-личностного становления.

В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед системой образования поставлены новые задачи и приоритеты. В этом документе определено, что подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе - одна из наиболее важных и актуальных проблем современной системы образования. Основными чертами современного образования должны стать его высокое качество, индивидуализация обучения и воспитания, возможность непрерывного повышения квалификации каждым человеком в течение всей его жизни.

Реалиями сегодняшнего дня является потребность участников образовательного процесса (учителей и учащихся) к использованию информационных ресурсов общества. Всевозрастающая изменчивость мира, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний и постоянно возникает потребность в новых профессиях, требует от педагога готовности к постоянному обновлению и непрерывному совершенствованию своих профессиональных возможностей.

Таким образом, перед современным преподавателем стоит не простая задача: нужно дать очень большой объём учебного материала в весьма сжатые сроки, что естественно, в силу объективных причин, не всегда представляется возможным. Вот тут на помощь приходит такая замечательная форма учебной работы как самостоятельная работа студентов.

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Переход к новым образовательным стандартам на основе компетентностного подхода, увеличил объем самостоятельной работы студентов в учебной нагрузке в системе профессионального образования. В концепции  Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования третьего поколения самостоятельная работа студентов постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса.

В большинстве современных исследований подчеркивается, что система СПО призвана научить студентов учиться пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Достигнуть этих целей можно в ходе реализации системного подхода в образовании. Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не только методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говориться, «Правильно заданный вопрос – половина ответа», что является особенно актуально для активизации студентов при выполнении самостоятельной работы.

Самостоятельная работа как форма учебной деятельности, согласно требованиям ФГОС СПО, является важнейшим элементом образовательного процесса. Но, при организации самостоятельной работы преподаватель, сталкивается с рядом проблем – это отсутствие у студентов достаточной базовой подготовки для самостоятельного изучения материала. Поэтому, прежде чем приступить к конкретному планированию самостоятельной работы необходимо определить, как создать условия для повышения уровня мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы.

Процесс самостоятельной работы студента неосуществим, если студент несамостоятелен в учебной деятельности, формирование способности к саморазвитию немыслимо без наличия навыков самостоятельно находить, отбирать, анализировать информацию, самостоятельно тренировать память, речевые умения и т.д., корректировать свое поведение и стратегию обучения в соответствии с полученным опытом, восстанавливать эмоциональные и физические силы, работать в коллективе, создавать межличностные контакты.

Студент должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но также владеть методами исследовательской работы и уметь самостоятельно приобретать новые сведения. Именно к решению таких задач и привела самостоятельная работа студентов.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Как преподавательинформационных технологий и специальных дисциплин, я считаю своей важнейшей задачей создания оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего студента. Очень актуальна проблема воспитания самостоятельной личности, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды. Воспитание направленности студентов на самостоятельный поиск информации, обработку учебного материала.

Что бы помочь студентам в организации самостоятельной работы, научить их систематизировать, теоретические знания и практические умения, мною были разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика» для 1 курсов. Он включает в себя следующие компоненты:

Рабочую программу, которая соответствует уровню и требованиям, предъявляемым к студенту, программа составлена логично, последовательность тем, предлагаемых к изучению, направлена на качественное усвоение учебного материала.

Теоретический материал, соответствует тематическому плану рабочей программы, предлагается список контрольных вопросов для самостоятельной проверки знаний, рекомендуемая литература содержит источники для более глубокого изучения дисциплины.

Мультимедиа презентации, презентации в учебном процессе формируют наглядный материал, что повышает уровень его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала.

Методические указания по выполнению самостоятельной практической и лабораторной работы.

Тесты для самоконтроля, тестовые задания разнообразны, что позволяют оценивать уровень знаний студентов по дисциплине.

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами основных принципов и методов организации и управления предприятием, изучение, систематизация и закрепление основ теории и практики управления предприятиями в современных условиях, процессами принятия решений в области менеджмента, поскольку в рыночных экономических отношениях требуются подготовка квалифицированных специалистов для решения постановах задач.

Самостоятельная работа студентов организуется через следующие виды деятельности:

Составление таблиц. При работе с информационным текстом можно использовать метод составления таблиц.

- При составлении таблицы необходимо выделить главное в теме.

- Определить критерии / параметры для сравнения / анализа (они могут быть количественные или качественные).

- Четко и кратко заполнить таблицу.

- Сделать вывод.

Таблица помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Данные таблицы помогают увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.

Реферирование (от латинского referre - докладывать, сообщать) - краткое изложение содержания одного или нескольких источников, раскрывающее определенную тему. Подготовка к реферату требует глубокого знания аспектов изучаемой проблемы и вопроса, умение обстоятельно их анализировать.

Студент при написании реферата решает три задачи: во-первых, изучает отобранный материал, во-вторых, анализирует его и, в-третьих, излагает свои мысли по этому поводу. Это самостоятельная научно-исследовательская работа, а не простой конспект нескольких книг или конструирование нескольких фрагментов интернетовских текстов. В реферате автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. При этом стоит заметить, что многие крупные научные результаты возникли из попыток всего лишь привести в порядок известный материал.

Создание презентаций с использованием мультимедиа технологии (MS PowerPoint).

Мультимедиа презентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.

Мультимедиа технологии позволяют:

- систематизировать, закреплять и расширять теоретические знания и практические навыки, в том числе с использованием специальной литературы;

- развивать познавательные способности и активность студентов;

- формировать самостоятельность мышления,

- способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- стимулировать интерес к исследовательской работе;

- формировать ключевые компетенции, а именно: углублять эрудицию и кругозор студентов, способствовать освоению ими информационных технологий, развивать лидерские качества, чувства коллегиальности и преемственности, прививать чувство ответственности.

3. Наличие теоретической базы опыта.

Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах Ковалевского И., Фаустова Э.Н., Юшко Г.Н. Общая мысль этих замечательных исследователей заключается в том, что ключевой проблемой современного профессионального образования становится внедрение в учебный процесс средств и методик, развивающих у выпускников способности к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать  на базе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной деятельности невозможно.

Проблема организации самостоятельной работы студентов является актуальной и сложной, и её решение требует значительных усилий, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.

Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.Как же разрешить данное противоречие?

Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы студентов, в которых  перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.

Это, в свою очередь, диктует структуру материала для самостоятельной работы, которая преследует цели:

1. Формирование умений и навыков выявлять общее и частное;

2. Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения;

3. Сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;

4.Строить доказательства на основе существенных признаков.

Материал для самостоятельной работы студентов должен конструироваться преподавателем по следующим принципам:

1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе?

Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.

2. Определить способы логической и методической обработки материала.

3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.

4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.

5. Подготовиться для решения следующих задач:

- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;

- формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;

- формирование умений вычленять главное.

6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.

7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.

Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.

Методы самостоятельной работы студентов:

- наблюдение за единичными объектами (ребёнком, педагогом);

- сравнительно-аналитические наблюдения;

- учебное конструирование (урока, занятия);

- решение учебных и профессиональных задач;

- работа с различными источниками информации»

- исследовательская деятельность.

Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.

Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.

Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.

Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.

Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.

Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.

Целевые направления  самостоятельной  работы студентов:

1.Для овладения и углубления знаний:

- составление различных видов планов и тезисов пот тексту;

- конспектирование текста;

- составление тезауруса;

- ознакомление с нормативными документами;

- создание презентации.

2. Для закрепления  знаний:

- работа с конспектом лекции;

- повторная работа с учебным материалом;

- составление плана ответа;

- составление различных таблиц.

3. Для систематизации учебного  материала:

- подготовка ответов на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста;

- подготовка сообщения, доклада;

- тестирование;

- составление кроссворда;

- формирование плаката;

- составление памятки.

4 .Для формирования практических и профессиональных умений.

-решение задач и упражнений по образцу;

-решение ситуативных и профессиональных задач;

- проведение анкетирования и исследования.

5.Анализ результативности.

В результате самостоятельной работы, студент учились сами определять режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Они выполняли внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

В процессе самостоятельной работы студенты приобрели навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателястудентыпоказали следующие результаты:

- освоили минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ГОС ГОС СПО) по дисциплине «Информатика».

- практически научились планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.

Адекватная оценка знаний, достоинств, недостатков - важная составляющая самоорганизации человека, без нее невозможна успешная работа по управлению своим  поведением, деятельностью.

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При организации самостоятельной работы преподаватель, сталкивается с рядом проблем – это отсутствие у студентов достаточной базовой подготовки для самостоятельного изучения материала. Поэтому, прежде чем приступить к конкретному планированию самостоятельной работы необходимо определить, как создать условия для повышения уровня мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы.

Процесс самостоятельной работы студента неосуществим, если студент несамостоятелен в учебной деятельности, формирование способности к саморазвитию немыслимо без наличия навыков самостоятельно находить, отбирать, анализировать информацию, самостоятельно тренировать память, речевые умения и т.д., корректировать свое поведение и стратегию обучения в соответствии с полученным опытом, восстанавливать эмоциональные и физические силы, работать в коллективе, создавать межличностные контакты.

К тому же важный фактор, который, очень мешает самостоятельной работе студентов – это большое количество затрачиваемого времени, так как изучаемых дисциплин очень много, и по всем предусматривается самостоятельная работа, поэтому студенты физически не могут уделить должное количество времени для полноценной самостоятельной работы.

7.Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт адресуется преподавателям средне-специальных учебных заведений. Самостоятельная работа студентов в СПО является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 36 % часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов. В связи с этим, обучение в СПО включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому самостоятельная работа студентов должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.

В качестве конкретный рекомендаций, я бы хотел привести следующую памятку по организации самостоятельной работы студентов, я очень надеюсь, что этот опыт будет полезен моим коллегам

Памятка преподавателюпо организации самостоятельной работы студентов

1. Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.

2. Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания.

3. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации учения студентов.

4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной.

5. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий студентам.

6. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов.

7. При организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему контроля.


Министерство образования  Республики Мордовия

ГБПОУ РМ  «Зубово - Полянский педагогический колледж»

Конспект открытого урока по теме

«Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Разработал и провел: преподаватель информационных технологий и специальных дисциплин

Зорин Игорь Александрович

Зубова Поляна 2016.


Группа: 141 специальности 49.02.01. Физическая культура

Количество уроков: 1.

Цель урока: сформировать представление о компьютерных вирусах и антивирусных программах.

Задачи урока:

1) Образовательные:

  • классифицировать вирусы;

- разработать памятку пользователю по защите программ и данных от компьютерных вирусов

  • классифицировать антивирусные программы.

2) Развивающие: формировать умения

 - самостоятельно подбирать, анализировать и оформлять учебный материал;

  • публично выступать, используя презентацию;
  • выделять главное, уметь сравнивать;
  • анализировать готовый продукт на примерах работ одноклассников.

3) Воспитательные:

формировать:

- уважительное и внимательное отношение к выступающему;

- умение оценивать и ценить чужой труд;

- воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: семинарское занятие.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа);
  • наглядные (демонстрация презентации, наблюдение);
  • проблемное обучение.

Средства обучения:

  • технические средства: персональный компьютер (компьютерный класс) с установленной операционной системой Windows, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • программные средства: компьютерная презентация, подготовленная в PowerPoint;
  • раздаточный материал: план проведения семинара, бланк для заполнения памятки пользователя.

Ход урока

время, мин.

этапы урока

(номер слайда)

задачи этапа

содержание

деятельность

учителя

деятельность

учеников

1

организационный момент

(слайд 1)

обеспечить рабочую обстановку на уроке

Учитель приветствует учащихся. Проверяет их готовность к уроку. Формирует и дает установку на плодотворную совместную работу.

приветствие учащихся; проверка готовности учащихся к уроку; настрой на работу

слушают;  самостоятельно проверяют готовность к уроку; настраиваются на работу

2

активизация мышления и актуализация ранее изученного

(слайд 1)

1)активизировать мышление;

2)актуализировать знания и умения по теме «Виды программного обеспечения компьютеров»

Поскольку сегодня на уроке речь пойдет о программах, давайте с вами вспомним:

1)Какие классы программ существуют?

2)Как называются программы, отвечающие за работу всех устройств?

3)Как называется класс программ, удовлетворяющих  потребностям пользователя?

Мы продолжаем знакомиться с классом прикладных программ, так как и компьютерные вирусы и антивирусные программы относятся к классу прикладных программ.

осуществляет фронтальный опрос по ранее изученному материалу

внимательно слушают учителя, устно отвечают на вопросы учителя.

3

формулирование темы урока постановка цели урока,

(слайды 1-2)

1) поставить цель урока;

2)сформулировать тему

Тема урока: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Цель урока: сформировать представление о компьютерных вирусах и антивирусных программах. Сегодня мы проводим наш урок в форме семинарского занятия, дома вы должны были самостоятельно выполнить следующие задания:

1) по заданной теме подготовить устный доклад;

2) текст и план выступления оформить в текстовом редакторе.

Мы будем сегодня учиться выступать перед аудиторией, используя презентацию и сообщение.

Так как каждый из нас является пользователем, то мы вместе должны сегодня разработать памятку пользователю для защиты ПК от компьютерных вирусов (Приложение 2).

Прошу вас при выступлении выделять интонацией главные моменты: определения, действия вируса,  меры профилактики, действие антивирусной программы, достоинства и недостатки.

Слушателей прошу поддерживать доброжелательную, комфортно-деловую обстановку и соблюдать дисциплину. После выступления слушателям будут задаваться вопросы, которые позволят определить, насколько качественно выступил докладчик.

На каждой парте имеется план семинара (Приложение 1). Выступления будут организованы в соответствии с этим планом.

озвучивает тему рока, доводит до учащихся форму проведения урок.

внимательно слушают; принимают участие в постановке целей и задач урока, ознакомляются с раздаточным материалом.

16

выступления учащихся (слайд 3)

познакомить с типами компьютерных вирусов, с мерами по защите от заражения компьютерными вирусами, сформировать памятку пользователя

Итак, первое выступление подготовил (_____), тема его выступления «Что такое компьютерный вирус. Типы компьютерных вирусов».

Какой самый безобидный вред может нанести компьютерный вирус?

Каждый день в мире обнаруживают несколько десятков компьютерных вирусов.

Большинство вирусов независимо друг от друга анализируют различные разработчики антивирусных программ.

Практически к каждой антивирусной программе прилагается описание обнаруживаемых вирусов, в котором уточняется способ классификации вирусов в данной конкретной программе.

Имя вируса обычно состоит из двух частей. Первая - является названием вируса, а вторая часть имени – длина вируса в байтах. Например:   Baobab. 1635

Практически всегда к имени вируса «прилагается» классификационный код, в котором указывается:

  • тип вируса;
  • способ внедрения в память;
  • дополнительная информация.

Далее мы услышим о классах вирусов по среде обитания.

Следующая тема выступления «Файловые вирусы», его для нас подготовил  (_______).

Какая должна быть профилактическая защита от файловых вирусов?

Не запускать на выполнение файлы, полученные из сомнительного источника и предварительно не проверенные антивирусными программами - записывать в памятку.

Далее мы услышим выступление про «Загрузочные вирусы», его нам подготовил (_______)

Может ли чистая отформатированная дискета (без файлов) стать источником заражения вирусом? Ответ пояснить.

(может, так как в загрузочном секторе диска может находиться компьютерный вирус).

В чем заключается профилактическая защита компьютера от загрузочных вирусов?

не загружать операционную систему с гибких дисков (дискет). Для дополнительной защиты от загрузочных вирусов установить в BIOS вашего компьютера защиты загрузочного сектора от изменений – записать в памятку.

Большое спасибо за ответы, а мы продолжаем знакомство с компьютерными вирусами и следующий тип вирусов «Макровирусы»

В каком случае макровирус прекращает заражать компьютер?

после закрытия приложения.

В чем заключается профилактическая защита компьютера от макровирусов?

(При открытии документа в приложениях Word и Excelсообщается о присутствии в них макросов  и предлагает запретить их загрузку) – записать в памятку.

Последний тип вирусов, который нам необходимо изучить – это сетевые вирусы, про них нам расскажет (_____).

В Интернете компьютерными вирусами могут быть заражены ...

а) тексты почтовых сообщений;

б) вложенные в почтовые сообщения файлы;

в) прослушиваемые звуковые файлы;

Как защитить свой компьютер от заражения сетевыми вирусами?

1) Не рекомендуется открывать вложенные в почтовые сообщения файлы, полученные из сомнительных источников.

2) В браузере запретить получение активных элементов на локальный компьютер – записать в памятку

задает вопросы по темам выступлений, слушает ответы учащихся; обобщает, делает выводы.

выступают с докладами, внимательно слушают выступления, отвечают на вопросы учителя,

делают записи в памятку

2

первичное осмысление и закрепление изученного материала

(слайд 5)

усвоить понятие компьютерный вирус, типы компьютерных вирусов.

Мы получили памятку пользователю.  Давайте озвучим её.

Памятку набрать и оформить с помощью текстового редактора.

Итак, компьютерные вирусы способны нанести огромный ущерб. Возникает вопрос: Как защитить компьютер и данные от повреждения? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Но каждый пользователь должен знать меры предосторожности, для этого мы с вами  разработали памятку пользователю

задает вопросы учащимся,

обобщает

внимательно слушают учителя, анализируют и делают выводы

15

Продолжение выступлений участников (слайды 6-8)

познакомить с типами антивирусных программ, с принципами работы антивирусных программ.

Несмотря на то, что общие средства защиты информации очень важны для защиты от вирусов, всё же их одних недостаточно. Необходимо применение специализированных программ для защиты от вирусов. Эти программы можно разделить на несколько видов: полифаги, ревизоры, блокировщики.

Первый тип антивирусов это полифаги, про них нам расскажет ________

Приведите примеры антивирусных программ – полифагов?

(Kaspersky Anti-Virus,   Dr.Web)

Назовите принцип поиска вируса полифагами?

(для поиска вируса используются маски (некоторая постоянная последовательность программного кода)

Спасибо за ответы, а тем временем продолжаем выступления. Следующий тип антивирусов – ревизор, с ними нас познакомит _________

Приведите пример программы ревизора.

(Adinf)

Назовите принцип работы ревизоров.

(принцип действия основан на подсчете контрольных сумм).

И последнее выступление посвящено программам-блокировщикам, про них нам расскажет _____________

В какой программе можно заблокировать запись в загрузочный сектор диска?

(в программе BIOS Setup)

задает вопросы по темам выступлений, слушает ответы учащихся; обобщает, делает выводы.

выступают с докладами, внимательно слушают выступления, отвечают на вопросы учителя.

3

подведение итогов, рефлексия

(слайд 9)

1) подвести итоги урока;

2) обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе урока;

3) создать условия для формирования навыка самоанализа

Все сегодня добросовестно выполнили домашнее задание, были активны на уроке. Теперь давайте подведем итоги нашего занятия.

1) Какую цель перед собой мы ставили  в начале урока?

2) Как вы считаете, мы смогли ее реализовать?

3) Чему мы научились?

 Выводы учителя.

задает вопросы учащимся;  слушает  ответы учащихся; обобщает, делает выводы, оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся

отвечают на вопросы учителя; обобщают и систематизируют полученные знания; анализируют и делают выводы

3

постановка домашнего задания

(слайды 10-11)

сформулировать домашнее задание, дать инструкцию по его выполнению

«Если заражение все-таки произошло, что делать?» (составить алгоритм действий пользователя для лечения компьютера от вирусов)

инструктирует по выполнению домашнего задания

слушают, записывают домашнее задание


Приложение 1

 СЕМИНАР

«КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММЫ»

План.

1.Открытие семинара.

2.Выступления докладчиков:

•«Типы компьютерных вирусов»

•«Файловые вирусы»

•«Загрузочные вирусы»

«Сетевые вирусы»

Создание памятки пользователю ПК.

3.Выступления докладчиков:

•«Полифаги»

•«Ревизоры»

•«Блокировщики»

4.Оценивание выступлений.


Приложение 2

ПАМЯТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ

(по защите программ и данных от компьютерных вирусов)

№ п/п

Правила по защите программ и данных от компьютерных вирусов

1.

2.

3.

4.

5.