Организация дифференцированного обучения
консультация

Куневич Елена Петровна

Уровневая дифференциация:

Основныке положения

Базовый уровень

репродуктивный уровень

творческий уровнь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ПЦК по теме: «Организация дифференцированного обучения»

Автор: Куневич Е.П.

Уровневая дифференциация

       Одной из форм дифференциации обучения, нашедшей широкое применение, является уровневая дифференциация. Ее основные идеи и принципы реализации были обоснованы в работах В.В. Фирсова, В.М. Монахова, В.А. Орлова, которые рассматривают уровневую дифференциацию как педагогическую технологию.

       Смысл уровневой дифференциации заключается в том, что, обучаясь в по единой программе в гетерогенном коллективе, обучающиеся могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки определенной  ФГОС. Его достижение свидетельствует о выполнении обучающимся необходимых требований к усвоению предметного содержания, на основе которого формируется более высокое овладение учебным материалом. При этом обучающиеся имеют возможность многократного изменения уровня усвоения изучаемого материала в течение учебного года.

        Уровневая дифференциация предполагает вариативность содержания и форм обучения, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбирать свой путь усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося на отдельном занятии и в процессе всего обучения.

Основные положения уровневой дифференциации:

-        формирование опоры, обеспечивающей всем обучающимся, независимо от их способностей, овладение базовой системой знаний, умений;

-        введение повышенного уровня требований по типу «обучающийся хочет и может»;

-        явное, а не искусственно-формальное признание права обучающихся на выбор уровня усвоения материала и отчетности;

          Сохраняя многие черты традиционного обучения, уровневая дифференциация в то же время содержит и ряд принципиально новых моментов. Наиболее существенным из них является введение базового уровня обязательной подготовки по учебному предмету. В базовый уровень включаются те знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся. Поэтому значительная часть времени уделяется их отработке на основе блочной подачи материала. Деление его на части осуществляется преподавателем мысленно и ставит при этом цель сформировать у обучающихся систему способов деятельности с учетом индивидуальных черт обучающиеся. Критерием деления является доступность содержания учебного материала.

Введение базового уровня продиктовано следующим:

-        гарантированное достижение каждым обучающимся образовательного минимума;

-        он задает нижнюю границу полноценного и качественного образования;

-        является средством ликвидации перегрузки обучающихся

       Таким образом, базовый уровень становится основой для дифференциации и индивидуализации. Совокупность планируемых результатов обучения должна быть заранее известна и понятна обучающимся, реально выполнима абсолютным их большинством.

       А.В. Матвеевым, было предложено четыре подуровня дифференциации:

  • репродуктивный
  • конструктивно-описательный
  • конструктивно-аналитический
  • творческий.

        Базовый уровень раскрывается через репродуктивный и конструктивно-описательный подуровни усвоения системы знаний, умений и навыков. Конструктивно-аналитический и творческий подуровни характеризуют повышенный уровень.

         На репродуктивном подуровне от обучающихся требуется: пересказывать изученный материал разной степени сложности; давать определения и формулировки предметным и методологическим понятиям, законам, гипотезам. Эта деятельность выполняется по заданному алгоритму действий. Также характеризуется самостоятельным применением имеющейся информации на основе ранее усвоенного алгоритма. От обучающегося требуется давать описание изучаемого явления, процесса или объекта, выявлять их особенности.

         Конструктивно-аналитический подуровень. Продуктивные действия обучающегося эвристического характера: анализ, систематизация, обобщение, объяснение и т.п.

         На творческом подуровне деятельность обучающегося характеризуется продуктивными действиями творческого типа: оценивать, доказывать, моделировать, прогнозировать, проектировать, - в ходе которых «создается» новая информация.

Виды заданий:

  • задания на выявление закономерностей;
  • задания на развитие логического мышления;
  • решение задач с лишними или недостающими данными;
  • составление обратных задач, подобных заданий;
  • разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов;
  • составление предложений и текстов;
  • составление плана текста;
  • выполнение заданий, требующих энциклопедических знаний.    

          Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего обучающимся с низким уровнем обучаемости  предлагаются репродуктивные задания, а обучающимся со средним  и высоким  уровнями обучаемости – продуктивные творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем обучающимся. Но при этом обучающимся с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

     Используя различные способы организации деятельности  и единые задания, необходимо дифференцировать детей по:

- Степени самостоятельности учащихся

- Характеру помощи учащимся

- Форме учебных занятий

     

Дифференциация учебных заданий по уровню сложности.

1 уровень: выполнение заданий по отработанному алгоритму;

2-3 уровень: к базовому заданию добавляются дополнительные – группировка слов, подбор своих примеров, задания творческого характера.

Дифференциация заданий по объёму учебного материала.

    Такой способ дифференциации предполагает, что обучающиеся 1 и 2 групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

           Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагают творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать.

Дифференциация работы по степени самостоятельности.

    При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп обучающихся. Все обучающиеся выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие  самостоятельно.

    Обычную работу организую следующим образом. На ориентировочном этапе обучающиеся знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые обучающиеся (чаще всего это 1-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью преподавателя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть обучающихся (2-я группа) начала работу самостоятельно. Те обучающиеся, которые испытывают затруднения в работе (обычно это обучающиеся 3-й группы),  выполняют все задания под руководством преподавателя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности обучающихся различна. Для 1-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная. Для 3-й – фронтальная работа под руководством преподавателя. Обучающиеся  сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания.

Дифференциация работы по характеру помощи обучающимся

        Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством преподавателя. Все обучающиеся сразу  приступают к самостоятельной работе. Но, тем обучающиеся, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказываю дозированную помощь.

       Наиболее распространёнными видами помощи использую:

- Помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

- Помощь в виде «подсказок» (карточек – консультаций, записей на доске);

      На карточках использую различные виды помощи:

- Наглядные опоры, иллюстрации

- Справочные материалы: теоретическая справка в виде правила

- Образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения  

- Дополнительная конкретизация задания (разъяснение отдельных слов, указание на существенную какую-нибудь деталь)

- Вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания

- Начало  выполнения упражнения.

      Различный характер дифференциации и цели этих заданий, позволяют в течении урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности обучающихся.  

Положительные аспекты дифференцированного подхода в обучении:

1) исключение "уравниловки" и "усреднения" обучающихся;

2) появление у преподавателя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;

3) повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

4) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;

5) в группах, где собраны одинаковые обучающиеся, ребенку легче учиться;

6) выступает как средство развития самостоятельности обучающихся.

 

        Отрицательные аспекты дифференцированного подхода в обучении:

1) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

2) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся "неординарные обучающиеся ".

3) подготовка преподавателя к занятию с использованием дифференцированного подхода к обучению требует больших временных затрат.

      Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует системного подхода, огромной работы над содержанием и методикой преподавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

Применение метода проектов при изучении "Менеджмента", "Маркетинга" и других спецдисциплин в среднем профессиональном образовании....

Способно ли дифференцированное обучение помочь в развитии интеллектуальных способностей обучающихся.

Как я применяю дифференцированное обучение на уроках  "Технологии изготовления швейных изделий"....

Современные образовательные технологии. Технология дифференцированного обучения.

Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация, дифференцированное обучение и ...

Дифференцированное обучение как средство повышения интереса к предмету

Дифференцированное обучение – актуальная проблема в современном образовательном процессе. Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разных уровнях сложности, как в рамках трад...

Доклад на тему:"Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения"

В этом документе я освещаю способы дифференцированного обучения....

Пример организации внеаудиторной деятельности как одного из видов дифференцированного обучения студентов бухгалтерскому учёту

Пример организации внеаудиторной деятельности  как одного из видов дифференцированного  обучения  студентов бухгалтерскому учёту...

Методы организации дифференцированного обучения иностранному языку в ПОО

Сегодня одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в образовательном учреждении СПО является дифференцированный подход в обучении, т.к. все дети не равны по своим во...