Методическая разработка тренингового занятия «Способы борьбы со стрессом»
методическая разработка

Айтнякова Фарида Ахтамовна

Для методической работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка тренингового занятия

«Способы борьбы со стрессом»

Цель: научить детей справляться со стрессовыми ситуациями.

Задачи:

- сформировать понятие стресса и показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями.

- развивать логическое мышление, внимание, навыки самостоятельной работы и работы в группах;

- воспитывать понимание ценности здоровья.

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал

Ход занятия:

Организационный момент.

Сегодня на нашем занятии  мы поговорим о стрессе.

- Как вы понимаете, что такое стресс? (ответы детей).

- Приведите примеры, когда у вас было стрессовое состояние?

Изучение нового материала

Признаки стрессового напряжения

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка) .

8. Повышенная возбудимость.

9. Потеря чувства юмора.

10. Постоянное ощущение недоедания.

Причины стрессового напряжения.

1. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.

2. Вам постоянно не хватает времени - не успеваете ничего сделать.

3. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.

4. Вам постоянно хочется спать - никак не можете выспаться.

5. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.

6. Вам почти ничего не нравится.

7. Дома, в семье, у вас постоянные конфликты.

8. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.

9. Вы не чувствуете уважения к себе - ни дома, ни на учебе.

    - Сейчас мы проведем небольшое устное анкетирование. Перед вами лежат карточки, на одной стороне – красный цвет (ответ «да»); Зеленый цвет на другой стороне означает ответ «нет».

Вопросы:

- Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают  отвечать?

- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда    учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

- Я легко раздражаюсь, и обижаюсь.

- Я сильно переживаю и виню себя, если совершаю ошибку.

Каждый человек испытывал стресс, все говорят о нем, но почти никто не задумывается над тем, что же такое стресс. Есть несколько определений, мы рассмотрим вот эти:

Стресс – это наш ответ на жизнь.

Стресс – это когда человек испытывает напряжение.

Он – часть нашей повседневной жизни.

Давайте представим себе нашего далёкого предка – первобытного человека, мирно сидящего в тени дерева со своей семьёй. Никаких забот, проблем, наслаждается жизнью и спокойствием, да и только. Правда, надо заготовить пропитание, но это можно отложить на завтра. И вдруг он  услышал,  какие то звуки, которые напоминают рев зверя. Сначала вдали, а потом все ближе и ближе. Он не на шутку испугался, схватил палку или камень и насторожился.

У него участилось дыхание, все мышцы напряглись – человек приготовился к схватке. И он увидел приближающего зверя – это был медведь большой и грозный.

И тут в его душе началась борьба:

- с одной стороны, страх перед зверем;

- с другой, желание иметь запас еды.

Стоит на пути, что ему делать?

Броситься на медведя, ударить его. Психическое возбуждение первобытного человека возрастало. И если бы рядом был современный врач, то он непременно бы установил, что у пациента – учащенный пульс, повышенное давление, а уровень «стрессовых веществ» в крови превышает норму.

И сказал бы он:  «У тебя стресс». Конечно, первобытному человеку не до разговоров, т.к вероятнее всего он бросился бы на медведя. И победил.

 И тут же психическое и физическое напряжение спало, человек расслабился, успокоилась психика, уровень стрессовых веществ,  пришли в норму. Иными словами, в организме человека произошла разрядка, то есть стресс нашел выход.

С тех далеких времен многое изменилось. Причин, вызывающих стрессовую ситуацию, стало гораздо больше. Стресс воздействует на человека в течение дня, начиная с утренней суматохи до самого сна.

Физические проявления стресса:

- сердцебиение;

- отсутствие аппетита;

- постоянное переедание;

- частые расстройства пищеварения и изжога;

- бессонница;

- головные боли;

- повышенная потливость;

- покусывание ногтей;

- тошнота;

- головокружение;

- слезливость;

- мышечные судороги;

Психические проявления стресса:

- приступы гнева;

- раздражительность;

- страх заболеть;

- пониженное настроение;

- появление страхов;

- тревожность;

- чувство вины;

- сильный страх;

- чувство одиночества.

Может быть, вы уже сталкивались, испытывали на себе эти симптомы?

Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.

Какие же способы борьбы со стрессом существуют? (Ответы детей).

А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые.

Сейчас мы познакомимся с упражнениями, которые помогут вам быстро снять сильное эмоциональное напряжение.

Очень важно научиться управлять чувствами, самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние, уметь расслабляться.

Американский врач Джекобсон наблюдая за людьми, которые находились в состоянии умственного напряжения или душевного волнения, заметил, что у них всегда отличается напряжение мышц.

Если мышцы расслаблены,  то люди в это время находились в состоянии полного душевного покоя. Отсюда родилась мысль прибегнуть к мышечному расслаблению.

Упражнение на мышечное расслабление: «Лимон».

- Представьте, что у вас в правой руке лежит лимон, и вам необходимо напречь все свои силы, чтобы вытек сок у лимона. Для этого сожмите лимон в правой руке как можно сильнее. Разожми кулак и пошевели пальцами. Встряхни их. Испытай чувство расслабления.

- Карандаш от нервных стрессов. Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения: физическому здоровью.

А теперь отдохнём и проведём дыхательную гимнастику «Выдыхаем – стресс».

- Сесть на стул, руки на коленях. Делаем выдох через губы, пауза, вдох через нос. Воздух должен выйти упругой, плотной струей, плечи при этом не двигаются, щеки не раздуваются. Упражнение делать в течение 5 минут 8-10 раз в день в течение месяца.

- Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.

А ещё нам помогут:

- Прогулки на свежем воздухе, в лесу – это поможет успокоиться и снять излишнее   напряжение;

- Можно громко крикнуть – выход отрицательной энергии;

- Достаточно несколько минут подышать ароматом сухих листьев шалфея, чтобы «отпугнуть стресс» (ароматерапия);

- Спортивные тренировки, занятия физкультурой – это стресс, который не ослабляет здоровье, а укрепляет.

Рефлексия

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим доброе пожелание.

Дети говорят друг другу хорошие, добрые, положительные пожелания. На этой позитивной ноте занятие подходит к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия "Сестринская помощь при адаптации к стрессу"

Стресс -всеобщая проблема, которая может привести к различным заболеваниям и психологическим реакциям.  Медицинская сестра, имея знания и навыки, может помочь пациенту справиться со стрессом, нау...

Методическая разработка практического занятия по теме:"Способы выхода из стресса"

Представленная методическая разработка  предназначена для проведения практического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений медицинского пр...

Методическая разработка практического занятия по ПМ.01 Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг. Тема: «Укладка волос различными способами»

Методическая разработка открытого урока в форме ролевой игры, по теме  "Укладка волос различными способами", для обучающихся по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство....

Методическая разработка двухчасового занятия по дисциплине Деловая культура по теме «Стрессы и природа их возникновения»

Материал представляет собой план двухчасового занятия по дисциплине Деловая культура по теме "Стрессы и природа их возникновения"...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело

Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...

методическая разработка учебного занятия «Борьба добра и зла в сердце человеческом…» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

методическая разработка учебного занятия по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...

Методическая разработка внеаудиторного занятия: Всемирный День борьбы с пневмонией (12 ноября )

Методическая разработка внеаудиторного занятия содержит материалы для проведения мероприятия по профилактике пневмонии...