Статья: «Волонтерство, как один из методов организации воспитательного процесса».
статья

Домбаа Анатолий Геннадьевич

Статья: «Волонтерство, как один из методов организации воспитательного процесса».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Домбаа Анатолий Геннадьевич.

   Преподаватель-организатор ОБЖ и руководитель волонтерского движения «По зову сердца», филиала ГБПОУ РТ «ТСТ» в г.Шагонар.

Статья: «Волонтерство, как один из методов организации воспитательного процесса».

Вступление.

«Развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». Это подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. 

   Важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает добровольческая (волонтерская) деятельность. Волонтерство, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании подростков, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей.

На государственном уровне, привлечению молодых людей к добровольчеству, придается особое значение. В указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Москва, Кремль, 31 декабря 2015 года № 683); «Стратегии развития воспитания на период до 2025 г.» (распоряжение Правительства от 29мая 2015 г.№ 996); «Концепции развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительство от 24 апреля 2015 г. № 729) указывается на необходимость развития системы дополнительного образования детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в волонтерские практики».

В современных условиях развитию волонтерского движения среди подрастающего поколения уделяется особое внимание. Волонтерское движение имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что молодое поколение вырастет открытым, честным, в любую минуту готовым на бескорыстную помощь ближнему.

Развитие добровольческого движения является показателем эффективной социально-педагогической работы и сотрудничества педагогов, обучающихся и родителей. Волонтерские практики становятся важнейшим инструментом формирования у молодежи активной гражданской позиции и ответственности.

В связи с этим мною была разработана программа волонтерского движения «По зову сердца». (далее презентация).

  1. Основные понятия;
  2. Цели и задачи волонтерской деятельности;

Цели: предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание посредством их вовлечения в социальную практику;

Задачи:

- обучение молодежи определенным функциям и профессиональной ориентацией;

- получение возможности самореализации и самореализации для решения социальных задач (проблем);

- гуманистическое и патриотическое воспитание;

- распространение идей и принципов социального служения;

- духовно-нравственное воспитание и т.д.;

  1. Волонтерство в программе воспитания нашего техникума;

Волонтерство охватывает сразу несколько модулей в программе воспитания нашего техникума:

Модули «Социальная активность», «Граждаснко-патриотическое воспитание», «Социализация и общекультурное воспитание»;

Также вы сами можете ввести в программу воспитания отдельный модуль, посвященный именно волонтерской деятельности;

  1. Мотивы участия в волонтерской деятельности;

Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде потребностей личности, которые группируются следующим образом:

– реализация личностного потенциала

– общественное признание, чувство социальной значимости.

– самовыражение и самоопределение.

– профессиональное ориентирование.

– приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия

– организация свободного времени.

  1. Волонтерское движение «По зову сердца»;

Волонтерство всегда было одним из главных направлений в воспитательной детальности нашего техникума. Для развития волонтерского движения с 2019 года, на базе нашего техникума было создано волонтерское движение «По зову сердца». С 2020 года движением руководит преподаватель-организатор ОБЖ Домбаа А.Г. Работаем в пределах нашего кожууна и города, координируем нашу деятельность со специалистами из администрации кожууна и города, работы всегда хватает, особенно в настоящее время, для помощи семьям мобилизованных также был создан штаб «Мы вместе».

В движении состоят добровольцы, которые изъявили желание оказывать помощь нуждающимся, также все кандидаты предварительно проходят собеседование, перед тем как стать членом нашего движения. Отдельная работа ведется с подучётными обучающимися.

Со стороны куратора волонтерства и в техникуме, студентам оказывается всесторонняя поддержка в различных аспектах их деятельности.

  1. Наши результаты и достижения;

Педагогическая целесообразность.

Участие подростков в социально ценной волонтерской (добровольческой) деятельности способно вызвать позитивные изменения в личности. Волонтерская деятельность предоставляет молодому человеку:

- проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности;

- сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки;

- овладеть полезными социальными и практическими навыками, напрямую не относящимися к профессиональному выбору человека, но важным для жизни.        

Подростки, прошедшие через волонтерские программы и мероприятия социально-педагогического характера, нередко связывают свою жизнь с социальной сферой.

Содержание занятий позволяет каждому воспитаннику осмыслить свое «Я», понимать свою уникальность, формировать ценностное отношение к миру и себе. На занятиях воспитанники узнают и осваивают разнообразные приемы саморегуляции, которые позволяют в повседневной жизни быть стрессоустойчивым, уверенным и уравновешенным человеком. При проведении занятий приоритет отдается творческой самореализации. Обучение социальным навыкам осуществляется не как «заучивание правильных ответов», а через игру, тренинговые упражнения, проигрывания и переживания различных ситуаций. Итогом реализации данного блока программы является компетентность воспитанников в бытовой сфере.

Таким образом, интегрированный характер программы, позволяет активизировать процессы самопознания, саморазвития и самореализации, дает возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности.

Программа рассчитана на подростков среднего и старшего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План организации воспитательного процесса на 2015 - 2016 учебный год

Данный материал представляет собой план организации воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении в 2015-2016 учебном году...

Организация воспитательного процесса с учащимися в рамках ФГОС

Представленный материал представляет собой рабочую программу курса, реализуемого в рамках повышения квалификации педагогов....

План организации воспитательного процесса на 2016 - 2017 учебный год

Материал представляет собой план организации воспитательного процесса ГБПОУ МО "Луховицкого агрпрно-промышленного техникума " на 2016 - 2017 учебный год...

План организации воспитательного процесса на 2017 - 2018 учебный год

Материал представляет собой план организации воспитательного процесса ГБПОУ МО "Луховицкий аграрно-промышленный техникум" на 2017 - 2018 учебный год...

План организации воспитательного процесса на 2018 - 2019 учебный год

Материал представляет собой план воспитательнолй работы ГБПОУ МО "Луховицкий аграрно-промышленный техникум" на 2018 - 2019 учебный год...

План организации воспитательного процесса на 2019 - 2020 учебный год

Направления организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в 2019 - 2020 учебном году...

План организации воспитательного процесса на 2020-2021 учебный год

План организации воспитательного процесса раскрывает планирование воспитательной работы в образовательной организации СПО...