Статья "Манипуляции в окружающем мире."
статья

Дмитриева Марина Владимировна

В данной статье рассматривается проблема  манипуляции в современном мире.  Рассмотрены способы манипуляций и их воздействий на человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_manipulyatsii_v_okruzhayushchem_mire.docx62.05 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

МАНИПУЛЯЦИИ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Содержание

                                                                                                                                                   страницы

Введение

Глава 1. Изучение манипуляций

1.Что такое манипуляции 4

2.Почему манипуляции так популярны среди подростков                                                           4

3.Диссертационное исследование О. В. Каракуловой (2008)                                                       5

4.Какие типы людей наиболее подвержены подчинению манипуляторам.                                6

Глава 2. Распознание манипулирования и способы сопротивления

1.Психологический портрет манипулятора          6

2.Виды манипуляторов          7

3.Возможные мотивы манипуляторов          7

4.Некоторые способы манипулирования          8

5.Процесс группового давления          9

6.Как вести себя с манипулятором и распознать его 11

7.Как бороться с манипуляцией  12

8. Как перестать поддаваться манипуляциям 12

9.Способы, как не поддаваться на манипуляции13

Глава 3. Практика

1.Исследование целевой аудитории                                                                                             14

2.Продукт                                                                                                                                        15

Заключение   16

Информационные источники                                                                                                       16

Введение

Часто мы чувствуем себя опустошенными, уставшими без видимой на то причины.Не пытаясь разобраться,в чем же дело,мы продолжаем жить как прежде,думая,что все само пройдет.Но это далеко не так.Для выше описанного состояния есть много причин.В своем проекте я бы хотела рассмотреть и обратить ваше внимание на манипуляции.Проблема манипуляций куда больше,чем кажется,ведь они нас окружают повсюду:реклама,заставляющая нас думать,что рекламируемый товар нам необходим;продавцы в магазине,заставляющие нас чувствовать себя некомфортно,в следствии чего мы вынуждены приобрести то,что не хотели;друзья и семья,которым мы вынуждены угождать,чтобы те не расстраивались.Казалось бы,подумаешь купил лишнюю помаду или,например,посмотрел не тот фильм,который хотел-ничего страшного,но это далеко не так.

Актуальность проблемы:
В современном мире на нас постоянно давит огромное множество различных факторов: общество, работа и многое другое. Манипуляции-один из главных инструментов воздействия на наш разум и, следовательно, принятия решений. Далеко не всегда эти решения соответствуют нашему мнению и желаниям, что в дальнейшем имеет плачевный характер. Именно поэтому необходимо знать,когда кто-то, манипулируя, пытается воздействовать на вас и заставить делать то,что нужно ему а не вам. Манипуляции сильнее всего бьют по психике человека именно в подростковом возрасте, так как именно в этот период проходит тот самый момент, когда ребенок становится взрослым человеком. В этот период идет пересмотр своих взглядов. Ранее абсолютно обычные, привычные вещи начинают казаться совершенно новыми, неизвестными. В такие моменты человек становится психически неустойчивым, им легко управлять. Именно поэтому подростки наиболее подвержены манипуляциям: они могут стать как жертвой манипуляций, так и самим манипулятором.


 

Глава 1. Изучение манипуляций

1.Что такое манипуляции

 Манипуляция – это скрытый психологический приём, позволяющий заставить человека сделать нужное манипулятору действие вопреки его собственным истинным желаниям и интересам.Является видом психологического воздействия.

Манипулятивное общение в теории психологии направлено на извлечение выгоды от собеседника. Это происходит путем использования различных приемов (лесть, обман, демонстрация доброты, ложной влюбленности и т.д.). Все идет в зависимости от особенностей личности манипулятора и самого манипулируемого.

Манипуляции являются разновидностью монологического общения. Эти взаимоотношения складываются при неравноправных позициях партнеров, которое может быть императивным и манипулятивным:

- Императивное является открытым проявлением доминирования одного человека над другим. Такое общение можно наблюдать между родителями и детьми. Например, когда мать или отец пытаются воздействовать на ребенка открытым давлением (крики, приказы и др.).

- Манипулятивное же является скрытым. То есть когда манипулятор не показывает явно стремление подчинить своей воле другого человека. Манипулятор стремится использовать партнёра таким образом, чтобы тот этого не заметил. К примеру, манипуляции можно наблюдать при внушении одним из партнеров другому ложного чувства вины.

2.Почему манипуляции так популярны среди подростков

Защитные механизмы и умения сопротивляться манипуляциям у них еще не достаточно сформированы, это может быть связано с тем, что подростки не обладают достаточно устойчивой Концепцией. Возрастные особенности тинэйджеров описаны в трудах Д.И.Фельдштейна, И.С. Кона, Э. Эриксона, X. Ремшмидта. Недостаточно развитая позитивная Я-концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, особенности стереотипов поведения, принятых в данном обществе, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провокационных ситуациях делают подростка беспомощным в ситуациях манипулирования.

 Я-концепция — это совокупность представлений и убеждений человека о себе. 

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального "Я" с образом идеального "Я", т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный "образ Я", тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Другой фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться" в структуру общества. Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Интериоризация – это процесс формирования основных функций человеческой психики на основе опыта взаимодействия с внешним миром в процессе взросления. Изначально данный термин использовался в социологии для обозначения процесса формирования категорий индивидуального сознания на основе общественных представлений.

Для того чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улучшения "Я-концепции". Кроме того, они не только сами очень низко оценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабочены мнением других если со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка. Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы.В дальнейшем человек с заниженной самооценкой часто дает любым действиям других людей негативную интерпретацию, независимо от того, насколько позитивным это действие будет выглядеть в глазах окружающих.

 Поскольку манипуляция - скрытое и косвенное воздействие, необходимо отметить, что не каждый взрослый может защитить себя и не испытывать негативных эмоций. Старшеклассники находятся в возрасте, основная особенность которого - повышенное стремление к необоснованному риску (В. Петровский, Б. Мастеров). Поэтому манипулирования друг другом несколько отличаются от манипуляций взрослых. Подростки стремятся во что бы то ни стало доказать свою силу, взрослость. Часто взросление понимается подростками слишком утилитарно: перенять такие атрибуты взрослой жизни, как курение, алкоголизация, наркотики, сексуальные отношения. В этом возрасте также начинают проявляться и межполовые манипуляции, которые могут быть связаны с сексуальным принуждением, с давлением ("доказать любовь" и т. д.). Сильнее всего страдают от манипуляции отношения построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.

3.Диссертационное исследование О. В. Каракуловой (2008)

Изучению манипулирования в юношеском возрасте посвящено диссертационное исследование О. В. Каракуловой (2008). Автор делает следующие выводы.

- В различных возрастных группах (16–60 лет) наибольшая склонность к манипулированию обнаружена у людей юношеского возраста 16–23 лет. Степень склонности к манипулированию не связана с генетической предрасположенностью, а определяется эгоистичностью, пренебрежением к нормам морали, подозрительностью, леностью.

- Юноши и девушки, склонные к манипулированию, характеризуются преобладанием внешней мотивации (делать что-то их заставляют внешние обстоятельства, а не внутренние стимулы) и убежденностью в неспособности контролировать жизненные события и управлять ими, что косвенно указывает на трудности в формировании дальних жизненных перспектив.

- Склонность к манипулированию не является стабильной характеристикой в юношеском возрасте и изменяется во времени (в процессе получения профессионального образования).

- Установлено, что молодые люди, склонные к манипулированию, характеризуются выраженной ригидностью: им присущи такие качества как прямолинейность, подозрительность, тревожность, недоверчивость, критичность, нетерпимость к недостаткам окружающих, нежелание менять свои привычки и установки, страх перед новыми жизненными событиями и людьми.Им свойственна тревожность, страх перед новыми жизненными ситуациями и людьми, что также объясняет трудности адаптации. При этом они отличаются неповторимыми манерами поведения и склонностью к фантазированию. У них в большей степени по сравнению с людьми, не склонными к манипулированию, выражен пессимистический настрой и убежденность в порочной природе человека. Они не считают необходимым изменять себя и соблюдать социальные и моральные нормы.

Психологическая ригидность — это черта личности, которая характеризуется сильным сопротивлением или неспособностью к изменению поведения, мнения или отношения.

4.Какие типы людей наиболее подвержены подчинению манипуляторам.

В науке психологии выделяются определенные типы людей, которые могут стать потенциальной жертвой манипуляции:

  1. Первый тип – это люди, для которых фактором безопасного и комфортного состояния являются их потребности. На этом уровне которых и осуществляются манипуляции. В данном случае манипуляции могут выступать в форме предоставления и непредоставления необходимых человеку потребностей для достижения целей манипуляции.
  2. Второй тип – это люди-невротики, которые большую часть своей жизни находятся в стрессовом состоянии. Этот тип людей характеризуется меланхоличностью, ранимостью, преобладанием эмоциональной части над рациональной. Манипулирование такими людьми происходит на уровне их эмоций и чувств. Для таких людей характерны способы манипулирования чувствами (стыда, любви, привязанности), газлайтинг, внушение чувства вины.
  3. Третий тип объединяет в себе рациональных людей с развитым логическим мышлением. Манипуляции на уровне чувств для таких людей бесполезны. Они строятся на основе давления на их самооценку, совесть, чувство собственного достоинства. 
  4. Четвертый тип – это люди, имеющие различные психологические расстройства, которые не могут осознавать происходящее вокруг.

Глава 2. Распознание манипулирования и способы сопротивления

1.Психологический портрет манипулятора

Молодые люди, склонные к манипулированию, многосторонне оценивают ситуацию и собеседника, выделяя его сильные и слабые стороны. Именно такое умение объективно и независимо смотреть на ситуацию в совокупности с эмоциональной холодностью, отстраненностью и беспристрастностью в отношении к окружающей действительности создают хорошую почву для формирования взгляда на человека как на объект, который может быть полезен или бесполезен в достижении поставленной цели. При этом успеваемость таких молодых людей ниже, что, вероятно, связано с влиянием на нее их личностных особенностей (неорганизованность, неспособность доводить начатое дело до конца и преобладание внешнего контроля).

Каждый манипулятор – тонкий психолог. Часть людей, использующих манипуляции в своей жизни, делают это неосознанно. На подсознательном уровне они определяют, через какие качества манипулируемого они могут добиться своей цели. Осознанные манипуляторы же способны определить тип личности человека. После выявить слабые стороны, черты характера, через которые он может подчинить его волю.

Определить конкретный тип личности для манипулятора достаточно трудно. Важно знать, что это могут быть:

1. Сильные личности, использующие активные роли манипулятора

2. Слабые личности, которые управляют другими, находясь в положении постоянной «жертвы».

Для выявления манипулятора важно знать его поведенческие черты:

 -Непринятие критики в свой адрес, сопровождающееся резкой реакцией на это;

 - Критика и осуждение в адрес других, указание на некомпетентность, отсутствие необходимых умений и способностей;

 - Отрицание своей вины и ошибок;

 - Уверенность в собственной правоте;

 - Непринятие чужого мнения, идущего вразрез с мнением манипулятора;

 -Перекладывание ответственности;

 - Форсирование отношений, что также сопровождается стиранием личных границ;

 - Активное проявление доминирования в общении;

 - Частая лесть, ложное и чрезмерное проявление доброты, дружелюбия;

 -Использование приемов давления на человека, в том числе внушения ложного чувства вины;

 - Постоянное поддержание напряжения во взаимоотношениях. Это характерно для пассивных манипуляторов. Они используют приёмы газлайтинга, нахождения в положении «жертвы».

2.Виды манипуляторов

В психологии манипуляторы условно подразделяются на активных и пассивных. Это разделение связано с тем, какие роли они берут на себя в отношениях.

 Активные манипуляторы

Для такого вида характерно использование активных техник влияния и доминирования над человеком. Например, видом такого манипулирования может быть установление тотального контроля над другим человеком. Выделяют следующие типы активных манипуляторов:

1. Диктатор. Это человек, которые использует свое положение в обществе для достижения своих целей. Он часто указывает на свой авторитет;

2. Обвинитель. Лицо, которое воспринимает себя лидером, а окружающих людей зависимыми от него. Использует тактику обвинения, унижения других для собственного самоутверждения;

3. Мятежник. Человек с открытым или пассивным агрессивным поведением, сопровождающимся грубостью, резкостью;

4. Делец. Лицо, которое оценивает слабые и сильные стороны других людей. Он использует их для получения собственной выгоды. Этот тип манипуляторов характеризуется спокойствием, сосредоточенностью и лживостью. Для таких людей характерно использование приёмов лести в отношении других.

 Пассивные манипуляторы

 Это вид манипуляторов выстраивает свои отношения с людьми, изначально ставя себя в позицию подчинения. В конфликтных ситуациях выступая в роли «жертвы», давя на чувство вины партнёра. Такой вид манипуляторов подразделяется на следующие типы:

1. Слабак. Лицо выступает в роли неспособного на выполнение определённых социальных действий человека. Является полным антиподом диктатора, как активного манипулятора;

2. Угрожающий. Выстраивая отношения с человеком, манипулятор принимает позицию постоянных извинений, послушания;

3. Добродетельный. Такой человек сознательно проявляет безграничную заботу, доброжелательность, «удушающую любовь». Для таких лиц характерно внушение чувства вины другому. Также идет внушение чувства долга за проявленные со стороны манипулятора чрезмерные любовь, заботу, помощь;

4. Защитник. Человек, положительно воспринимающий чужие ошибки, выражая поддержку и сочувствие к другим. Но при этом защитник не признает собственных ошибок;

5. Безразличный. Лицо показывает полное отрешение от дел. Этот тип манипулятора часто винит в собственных плохих поступках других людей.

3.Возможные мотивы манипуляторов:

  • потребность фактически любой ценой продвинуть свои собственные цели и личную выгоду,
  • необходимость в приобретении чувства власти и превосходства над другими,
  • желание и потребность чувствовать себя диктатором,
  • получение господства над другими для того, чтобы поднять собственное самоуважение.
  • чувство удовольствия.
  • привычка, после постоянных манипуляций над жертвами.

Главная  цель манипуляций – это подчинение своей воле другого человека.Способы и приемы манипулирования достаточно обширны  и перечислить все практически невозможно. Использование каждого обуславливается личностью самого манипулятора и непосредственно манипулируемого.

4.Некоторые способы манипулирования:

Газлайтинг

Газлайтинг представляет собой способ управления волей человека. При нем ставится под сомнение правильность мыслей партнёра. Это непосредственно сказывается на его уверенности в себе и в своих действиях. Цель манипулятора в данном случае – это убеждение другого в неправильности восприятия им сложившейся ситуации. Это может сопровождаться внушением ложного чувства вины.

Примером газлайтинга может быть ситуация, когда партнёр постоянно убеждает вас в том, что проблемы выдуманы и незначительны. При этом он будет ставить по сомнение адекватность вашего поведения, указывая на нарушение душевного здоровья. Такие манипуляции могут сопровождаться фразами:

- «Тебе это показалось»

- «У тебя проблемы с психикой»

- «Всё в твоей голове» и др.

При газлайтинге не давайте манипулятору заставить вас поверить в свою необъективность и неправоту.

Проекция

Проекция – это метод манипулирования, когда человек перекладывает вину на другого, постоянно ищет оправдание совершаемым действиям. В данном случае манипулятор воспринимает партнёра в качестве «жертвы», которая постоянно подвергается обвинению.

Например, патологический лжец может обвинять своего партнёра во вранье. Работник, который не прикладывает должных усилий для выполнения своих задач, может считать начальника неэффективным. Это нужно, чтобы не соглашаться с фактом недостаточных усилий для выполнения работы.

Бессмысленный разговор

Данный метод манипуляций характерен для эгоистичных и деструктивных личностей. Цель манипулятора – сосредоточение внимания партнёра на себе.

Бессмысленный разговор может выражаться также и в конфликтах «на пустом месте». То есть когда в совокупности используются приемы газлайтинга, проекции, подмены понятий. При использовании такого метода, манипулируемый не понимает, каким именно образом ввязался в разговор и почему так долго его продолжает.

Что делать, чтобы эта манипуляция не сработала с вами? Держитесь в стороне от открытых и острых дискуссий с провокатором.

Голословные высказывания

Голословные высказывания представляют собой нежелание манипулятора разбираться в мелочах вашей аргументации. Например, в обобщении, основанном на отдельных словах, вырванных из контекста. Цель манипулятора – обесценивание явлений, мнений другого человека.

При голословных высказываниях любой аспект проблемы может быть раздут настолько, что серьезный разговор становится невозможным. Например, вы говорите человеку, что его поведение неприемлемо. В ответ он тут же делает голословное утверждение о вашей сверхчувствительности.

«Ты вечно всем недоволен» или «Тебя вообще ничего не устраивает».

Подмена понятий

Такая манипуляция основана на переворачивании фактов с ног до головы. То есть на использовании громких выражений и фраз, вырывании слов из контекста разговора. Манипулятор в данном случае делает поспешные выводы. То есть основывается на своих собственных эмоциональных реакциях, не выслушивая вас в разговоре до конца.

Эта манипуляция чаще всего характерна для конфликтных ситуаций. Например, вы высказываете партнёру свои переживания о том, что он повысил на вас голос. Не дослушав ваши доводы до конца, манипулятор начинает говорить подобные фразы: «Я, значит, для тебя плохой?», «А ты идеальный(ая)?», «Ну раз я тебе так противен».

Защита от подмены понятий заключается в выстраивании чётких границ с таким человеком путем уверенности в своей собственной позиции. Также возможности ее доказать и прекращении разговора с манипулятором. Ведь, как правило, не перестает беспричинно обвинять вас в том, чего вы не говорили.

5.Процесс группового давления

 Манипулирование может осуществляться и в групповом варианте. В этом случае, как правило, используется термин "групповое давление".

 

Наблюдения показывают, что особенно усердствуют в уговорах и провокациях те члены группы, которые чувствуют себя в группе наименее уверенно и тем самым пытаются, с одной стороны, продемонстрировать преданность группе, с другой - подстегнуть самих себя на неправедное общее дело (феномен описан для случаев психологического принуждения к принятию наркотиков и алкоголя). Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупике: "И отказать друзьям не могу, и делать, что они уговаривают не могу и не хочу, нет никакого выхода". Отсюда подавленное состояние и абсолютная беспомощность. Программы психологической помощи должны учитывать механизмы группового давления. Они могут стать предметом анализа и обсуждения в группе на занятиях с психологом.

 

Виды группового давления: лесть, шантаж, уговоры, запугивания, подчеркнутое внимание, похвала и т. д. Почему же так трудно противостоять такому давлению? Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.

 Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы.

 Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы, вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы - повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть бойкот, снижение интенсивности общения с "провинившимся", понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др. Наиболее болезненны эти меры именно для подростков, в связи с возрастными особенностями.

 

В ситуациях с групповым давлением также могут иметь место и самоманипуляции: "Уже поздно отказываться от алкоголя, потому что потрачены деньги; потому что надо было бы сразу сказать..." и т.д. Смещение выбора в будущее может выглядеть так: "Отказаться в этой ситуации для меня было не так важно, вот в другой раз, более серьезный, например, с наркотиками я обязательно сделаю так, как необходимо мне". Такой вариант является еще и бальзамом, позволяющим смягчить удар по самооценке.

 

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него системе отношений. Потому как перед ним встает вопрос о принятии или отвержении этих норм, правил, ценностей данной группы. Битянова М.Р. выделяет четыре варианта отношения к данному вопросу:

- сознательное

-свободное принятие норм и ценностей группы

- вынужденное принятие под угрозой санкций группы

- демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу “не такой, как все”)

-свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.

Второй и третий вариант иллюстрируют поведение, зависимое от группы - либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной конкретной группе. При этом и тот, и другой вариант позволяют человеку оставаться в этой группе, играя роль "козла отпущения" или "аутсайдера". Как показывают исследования, подробно описанные в литературе, второй вариант поведения человека по отношению к группе является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

 

Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. То есть человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. (Битянова М.Р.,1994). С социально-психологической точки зрения принято говорить о конформности как о черте личности, склонности индивида разрешать конфликт в пользу группы и о конформизме как социальном приспособленчестве. Специально организованные исследования показывают, что в различных ситуациях процент людей, демонстрирующих конформные реакции, может колебаться от 15 до 80. Это позволяет считать конформность важным фактором социального поведения человека. От чего зависит величина конформности человека? Прежде всего, от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности. Во-вторых, от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы - тем выше конформность членов группы. Конформность зависит и от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях.

 

Уровень конформности зависит от возраста и пола человека. Так, женщины более конформны, чем мужчины, а дети - чем взрослые. Хотя если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм - в общении со взрослыми.

Негативизм - это позиция, когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, отрицая во что бы то ни стало все стандарты и нормы группы.

В действительности негативизм - это не противопоставление конформности, не подлинная независимость. Скорее, это "конформность наоборот", потому что если индивид ставит своей целью противостоять группе во всем, то он зависим от группы, следовательно, эта позиция не противоположна конформности. Учитывая это, желательно как можно реже ставить подростка в ситуацию группового давления со стороны взрослых или класса, если они не является для него источником норм и ценностей. В старшем школьном возрасте возрастает вероятность независимых решений, однако конформность в общении со значимой группой сверстников или взрослых еще очень велика (например, различные юношеские преступные группы).

 Люди с высоким уровнем конформности склонны подчиняться групповому давлению, уступать психологическому давлению вопреки своему мнению, менять свое мнение под давлением группы. Как явление конформизм часто проявляется в подростковом возрасте, так как очень сильным является желание "быть как все".

 Одна из разновидностей давления - подражание окружающим, психическое заражение ("стадное чувство"). Человек "заражается" эмоциями толпы (например, ситуация паники). В подростковом возрасте происходит перелом в сознании: подросток осознает и чувствует себя взрослым и требует от окружающих отношения к себе как ко взрослому.На этом этапе обостряется стремление к автономии, самостоятельному оцениванию, неординарному решению проблем (что способствует самоутверждению личности), интенсифицируются процессы саморефлексии, самоанализа. Если другие ограничивают, подавляют это стремление, блокируют свободу в построении и изменении смыслов жизни, то возникают конфликты, а на глубинном уровне может развиться устойчивый когнитивный диссонанс.

6.Как вести себя с манипулятором и распознать его

Человек-манипулятор добивается желаемого тайно, то есть он никогда не раскрывает другому человеку истинного мотива своего общения с ним. Манипуляторы используют в общении с обычными людьми разные приёмы. Например, «присоединение» - правдивая фраза цепляется к другой, соответствующей действительности, в результате и третья фраза (уже сомнительного происхождения) автоматически воспринимается как истина. Клиент не осознает подвоха, согласно кивает головой, потому что трудно сказать «нет», если перед этим два раза сказал «да!». Происходит элементарная подмена понятий: второе действие (ощущение, чувство) никак не проистекает из первого, но человек этого до поры до времени не осознает.Известны и другие манипуляции. С некоторыми из них мы сталкиваемся, чуть ли не каждый день. Например, с использованием добрых чувств людей в чьих-то корыстных интересах. Как правило, давят на жалость, сострадание к детям, старикам, любовь к Родине.

Несколько правил общения с манипулятором:

-Помните о своих неотъемлемых правахВы имеете право на уважение со стороны других людей; выражать свои чувства, мнения и желания; устанавливать свои приоритеты; говорить «нет», не чувствуя себя виноватым; получить то, за что заплатили; выражать свои взгляды, отличающиеся от взглядов других людей; защищать себя от физических, моральных и эмоциональных угроз; право строить свою жизнь в соответствии со своим пониманием счастья.

-Держите дистанцию. В общении манипулятор постоянно меняет маски: с одним человеком он подчеркнуто вежлив, с другим — вызывающе груб, в одной ситуации абсолютно беспомощен, в другой — крайне агрессивен. Если вы заметили, что кому-то свойственны подобные крайности, держитесь от этого человека на безопасном расстоянии и старайтесь не вступать с ним в контакты без необходимости.

-Не принимайте его слова на свой счёт. Задача манипулятора — играть на ваших слабостях. Неудивительно, если рядом с ним вы начинаете ощущать свою неполноценность и даже обвинять себя в том, что не соответствуете его требованиям. Отследите эти чувства и вспомните, что проблема не в вас. Вами манипулируют, чтобы заставить чувствовать себя недостаточно хорошим, а значит, готовым подчиниться чужой воле и отказаться от своих прав.

-Учитесь говорить «нет». Умение говорить «нет» — это вообще важнейшая часть искусства коммуникации. Внятно сформулированный отказ позволяет вам твердо стоять на своем, сохраняя при этом нормальные отношения.Помните, что вы имеете право устанавливать собственные приоритеты, право сказать «нет», не испытывая при этом чувства вины, и право выбирать свой путь к счастью

-Дайте отпор обидчику. Порой манипуляторы доходят до прямых издевательств, пытаясь запугать жертву или причинить ей вред. Самое важное, что здесь надо помнить: подобные люди цепляются к тем, кого считают «слабаками». Пока ты пассивен и уступчив — ты для них потенциальная жертва. При этом в душе многие из этих обидчиков трусливы. И как только намеченная жертва начинает проявлять твердость и отстаивать свои права, манипулятор чаще всего отступает. Это правило работает в любом сообществе: в школе, в семье, на работе.

Как показывают исследования, многие обидчики сами являются жертвами насилия. Это обстоятельство, конечно, ни в коей мере не извиняет их поведение, но о нем важно помнить, чтобы хладнокровней относиться к их нападкам. 

7.Как бороться с манипуляцией

Вовлекаясь в манипуляции, вы разрушаете сами себя, вредите целостности своей личности, жертвуете своими интересами и желаниями ради корысти других людей. Это приносит разочарование и боль, ухудшает вашу жизнь и отношения с окружающими. Вы можете вызвать у них сочувствие и жалость, но они перестают вас уважать. А грамотная «игра», здоровая реакция на манипуляцию, наоборот, повышает уважение и вызывает интерес к вашей личности.Не соглашаясь на нарушение своих границ, вы показываете свою ценность — это поднимает самооценку. Развивая привычку, смело отражать нападения манипуляторов, вы формируете свою новую реальность. Новая позиция покажет окружающим, как с вами нельзя обходиться. Вы больше не согласитесь жертвовать собой, и это непременно повлияет на улучшение уровня жизни. В итоге только вы отвечаете за свою жизнь — никто не может влиять на вас, управлять вами и распоряжаться вашим временем, силами, жизненным ресурсом.

Если вами манипулируют, можно действовать двумя способами:

1. Признание. В мягкой форме обозначить границы, затем уточнить и признать реальную ситуацию, без борьбы и агрессии.Когда вы уточняете факты, история манипулятора «разваливается», и остаётся лишь разделить ответственность.

2. Зеркало. Отразить манипуляцию зеркально в форме шутки, а после предложить манипулятору «надеть ваши ботинки». Опять же без злобы и надменности, но с чувством собственного достоинства.Стоит взывать к осознанности и чувству справедливости собеседника, когда он к вам лоялен и готов прочувствовать на себе ваше положение.

8. Как перестать поддаваться манипуляциям

Манипуляции могут стать опасными для человека, которым управляют в течение длительного времени. Под их воздействием меняется его мировоззрение возможно возникновение психических расстройств или неврозов.Для того, чтобы понять как перестать поддаваться манипуляциям нужно разобраться, чем они отличаются от авторитетного влияния.

  1. Во-первых, манипуляции – это подавление собственной воли человека, скрытое управление им в своих целях. Влияние же – это аргументированный совет, предполагающий самостоятельное решение проблемы на свое усмотрение.
  2. Во-вторых, основа манипуляций – это эмоциональная сфера, своеобразная скрытая игра чувствами. Влияние оперирует к разуму человека, к осознанным размышлениям, самостоятельному анализу всех «за» и «против».
  3. В-третьих, влияние помогает человеку сделать собственный выбор, тогда как манипуляции – это всегда насильственное воздействие, диктат воли одного человека.
  4. В-четвертых, манипуляции косвенно изменяют поведение человека, влияние – это прямое искреннее высказывание с предложением поддержки и альтернативы при решении жизненно важных вопросов.

После того как к человеку приходит осознание, что он попал под прямое или косвенное психологическое воздействие возникает чувство опустошенности и разочарования в себе. Поэтому жертва насильственного влияния начинает задумываться как не поддаваться на манипуляции и избежать их негативного влияния.

9.Способы, как не поддаваться на манипуляции

-Проанализируйте свои чувства и слова оппонента

Манипуляторы бывают разными, например, кто-то заставляет вас испытывать чувство вины, а кто-то запугивает. Но все они опираются на один прием: берут какой-то факт и выставляют его как типичное для вас поведение.Чаще всего манипуляторы играют на чувстве долга, вины, жалости, страха, справедливости, собственного достоинства.

-Возьмите паузу

Если от просьбы собеседника вам стало некомфортно, но вы не можете понять почему, то возьмите паузу. Проанализируйте свои чувства. Если вам страшно, возникает чувство вины или невероятная эйфория, то велика вероятность, что вами манипулируют.После этого спросите себя: «Может ли удовлетворение просьбы нарушить мои границы? Если да, то как именно», «А действительно ли мне нужно это делать? Нужно ли вообще? И точно ли нужно мне, может, это выгодно кому-то другому?».Такой анализ поможет принять взвешенное решение.

-Не оправдывайтесь

Прямо, но без агрессии и волнения обозначьте личные границы. Пример: «Я не согласен с тобой», «Я не буду этого делать», «Я так не считаю». Можно привести какие-то факты и аргументы, чтобы подкрепить свою позицию, но не оправдывайтесь.

-Переформулируйте слова манипулятора

Если вы уже поняли, чего добивается и боится манипулятор, то скажите ему об этом. Пример ответа на просьбу коллеги доделать за него отчет («Ведь ты такой специалист – настоящий профи»): «То есть ты хочешь, чтобы я отказался от своих планов, работал за просто так сверхурочно, пока ты будешь отдыхать? Тебе не кажется, что это эгоистично? Если ты сам будешь работать над своими ошибками, то скоро станешь таким же специалистом, как я».Вам кажется, что это грубо? Только на первый взгляд.Но по факту тут нет оскорблений или чего-то несправедливого.

-Отвлекитесь

Это упражнение-визуализация. Подойдет тем, у кого хорошо развито воображение. Представьте, что вас и оппонента разделяет толстая стеклянная стена.Вы видите, как шевелятся его губы, но ничего не слышите. Или можно представить что-то другое, например, что у собеседника стал писклявый голос, что оппонент уменьшился в росте или увеличился в весе.

-Не реагируйте

Этот прием больше подходит для борьбы с манипуляторами и троллями в интернете. Если вы не знакомы с человеком лично и не встречаетесь с ним в жизни, то не реагируйте на его слова или действия – игнорируйте, заносите в черный список, блокируйте через администрацию сети и т.д.

-Проясните ситуацию

Предположим, что вы разговаривали по телефону с родственником и пытались о чем-то договориться. Тот бросил трубку (думает, что после этого вы беспрекословно выполните то, о чем он говорил).Что вы можете сделать: позвоните ему или отправьте сообщение и скажите, что вы не поняли, о чем был разговор, и не будете пока ничего делать. Если оппонент готов спокойно обсудить с вами детали, то, возможно, вы выполните его просьбу.

-Отзеркальте

Помогите собеседнику оказаться на вашем месте: «Вам было бы приятно, если бы кто-то навязывал свое мнение и игнорировал ваши желания?», «Вы бы поняли суть разговора, если бы кто-то доносил до вас только отдельные слова?».

-Помните о своих правах. Ваши права как личности:

  • ставить свои приоритеты на первое место;
  • говорить «нет» без объяснений и не чувствовать себя виноватым;
  • ждать уважительного отношения к себе;
  • не жить общественными стереотипами типа «женщина должна», «мужчина должен», «это не по-братски», «это не по-человечески» и подобными;
  • не делать то, чего не хочется;
  • иметь свое мнение и придерживаться его, даже если оно не совпадает с мнением окружающих;
  • жить так, как этого хотите вы;
  • выбирать с кем общаться;
  • уходить из токсичных отношений и не иметь ничего общего с манипуляторами;
  • не слушать советы других людей;
  • отвечать на критику и хамство;
  • не соответствовать чужим ожиданиям и требованиям;
  • устанавливать в своей жизни свои правила и личные границы, требовать от других людей их соблюдения.

Манипуляция – это не всегда лесть или оскорбления. Бездействие, умалчивание информации, противоречивые действия – это тоже манипуляции. Будьте осмотрительны и смело заявляйте о своих правах, если считаете, что их нарушают.

Глава 3. Практика

Исследование целевой аудитории

Чтобы проверить, насколько подростки нашей школы поддаются манипуляциям, я провелтест среди учеников 11 «В» класса (всего 15 человек). Тест состоит из 20 вопросов, на которые нужно отвечать либо «да», либо «нет»:

  1. Тебя легко смутить или привести в замешательство?
  2. Кажется порой, что посторонние люди (прохожие, пассажиры и т. п.) смотрят на тебя неодобрительно?
  3. Считаешь, что существуют вещие сны, предсказывающие будущее?
  4. Сделаешь все возможное, чтобы избежать конфликта?
  5. Тебе трудно засыпать после триллеров или ужастиков?
  6. Часто мечтаешь?
  7. Бывает, что ощущаешь беспричинную тревогу?
  8. Веришь прогнозам гороскопов?
  9. Плачешь на трогательных или трагических моментах фильма?
  10. Легко соглашаешься с чужим мнением?
  11. Легко сосредотачиваешься и переключаешься с одного вида деятельности на другой?
  12. Никогда не отводишь глаза, даже под самым пристальным взглядом?
  13. Понятие «бессонница» тебе незнакомо?
  14. Реклама раздражает?
  15. В спорах последнее слово остается за тобой?
  16. Не отступишь от начатого, даже если все против того, что ты делаешь?
  17. Спокойно переносишь вид крови?
  18. Умеешь настаивать на своем?
  19. Всегда говоришь то, что думаешь?
  20. Проигрывая, будешь настаивать на реванше?

В вопросах с 1 по 10: 1 балл за ответ «нет», 0 баллов за ответ «да».

В вопросах с 11 по 20: 1 балл за ответ «да», 0 баллов за ответ «нет».

15–20 баллов. Ты твердо уверен в себе, в своем мнении и в своей правоте. Впрочем, даже если ты и догадываешься, что поступаешь неверно – все равно сделаешь по-своему.

10–15 баллов. Ты меняешь свое мнение только под напором неопровержимых доводов и аргументов. Умеешь слушать других, но решающим является собственное мнение.

5–10 баллов. Ты чаще, чем нужно, оглядываешься на других. Тебе проще согласиться, чем настаивать на своем.

0–5 баллов. Тебе можно «скормить» буквально все, что угодно. Именно для тебя пишутся все рекламные ролики. Ты без тени сомнения веришь всему, что тебе говорят.[8].

Тест показал, что набравших 15-20 баллов не было( 0%), 10-15 баллов 8 человек(53%), 5-10 баллов 6 человек (40%), 0-5 баллов 1 человек (7%).

Исследование показало, что большинство испытуемых подростков не могут стойко выдерживать манипуляции, а могут легко подвергнуться манипуляциям в рекламе, терроризме и со стороны знакомых и незнакомых людей. Это повод задуматься над опасностью, которой подвержены современные подростки, и предпринять соответствующие меры.

Данное исследование подтверждает мою гипотезу.

2.Продукт

Я долго выбирал формат продукта: будет ли это статья в интернете, чек лист или даже отдельный сайт. В итоге я решил остановиться на создании telegramканала, поскольку это одна из самых удобных социальных сетей, для размещения и изучения полезной информации. Также данная социальная сеть является одной из самых наиболее часто используемых. Ранее я никогда не создавал каналов, поэтому очень постарался сделать его не только красивым, но и полезным.

В своем канале я буду информировать подписчиков о видах , способах манипулирования и многом другом. Там будет собрано много информации о разных направлениях психологии. Время от времени будут выкладываться мотивирующие фразы и слова поддержки, чтобы каждый подписчик мог чувствовать себя спокойно и уютно.

Канал называется «все о манипуляциях» ,но это не означает, что информация будет лишь об этом. Я сделала его публичным, а не частным, чтобы каждый желающий мог найти его, зная только название, поскольку моя цель- помочь тем, кто в этом нуждается.

Заключение.

Практическое исследование показало, что большинство опрашиваемых знают, что такое манипулятивные приемы и повсеместно используют их в своей деятельности.Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия, то есть манипулятивных технологий, и насколько манипулятор гибок в их использовании.

Таким образом, моя гипотеза о том, что многие подростки обладают повышенной степенью внушаемости и не до конца осознают значимость данного явления в подростковой среде и не могут активно противостоять манипуляциям со стороны других людей подтвердилась. Действительно манипуляции широко используются в подростковой среде, при этом повышенной степенью внушаемости обладает очень значительная часть подростков. Лишь небольшая часть имеет нормальную степень внушаемости.  Многие из них действительно не до конца осознают значимость данного явления в обществе и не могут активно противостоять манипуляциям со стороны других людей.

Чтобы помочь подросткам, я создал канал в социальной сети telegram с целью распространения полезной информации и просвещения подростков в сфере манипуляций. На канал может подписаться любой желающий, перейдя по ссылке либо же просто набрав в поисковой строке «все о манипуляциях».

Благодаря этому проекту я не только нашел способ помочь другим людям, которые не разбираются в этой теме, но и углубил свои собственные знания, получил полезный опыт, а также навык в создании и ведении собственного канала.

Информационные источники.

Процесс группового давления https://zdamsam.ru/

Склонность к манипулированию в юношеском возрасте https://staff.wikireading.ru/h39F6LGgBN

Влияние манипулятивного общения на подростков https://school-science.ru/2/1/31112

Исследование манипуляций в подростковой среде https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/11/06/issledovanie-manipulyatsiy-v-podrostkovoy-srede

Как не поддаваться на манипуляции (в Примерах) https://gilber.one/borba-s-manipulyatorami.html

Как противостоять манипуляциям в общении: признаки, способы, примеры манипуляций https://skillbox.ru/media/growth/kak_raspoznat_manipulyatsii_i_protivostoyat_im/

Что такое Я-концепция и как она поможет разобраться в себе https://skillbox.ru/media/growth/chto-takoe-yakontseptsiya-i-kak-ona-pomozhet-razobratsya-v-sebe/

Интериоризация: что это простыми словами, примеры, видыhttps://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/interiorizaciya-chto-eto-prostymi-slovami-primery-vidy.html

Ригидность: что это и как она мешает мыслить шире https://trends.rbc.ru/trends/social/617650d39a79478f4a6bcbb4

«Личностная обусловленность склонности к манипулированию окружающими людьми в юношеском возрасте» (2008) — Каракулова Ольга Викторовна https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003455169/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру по проекту Начальная школа 21 века

В  созданную  программу входит пояснительная записка, основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса, тематическое планировае....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды"

Конспект предназначен  для воспитателей и рекомендован для проведения занятия в виде лабораторных опытов для ознакомления со свойствами воды детей с патологией в развитии....

Развитие речемыслительной деятельности через ознакомление с окружающим миром.

Основной задачей работы в этом направлении является: накопление и систематизация представлений учащихся о предметах и явлениях окружающей жизни, обогащение их социально-нравственного опыта, форм...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Обувь"

Конспект предназначен для воспитателей коррекционных учреждений и направлен на формирование социально значимых навыков у умственно отсталых детей...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации "Украсим сапожок"

Конспект предназначен для воспитателей коррекционных учреждений и направлен на формирование навыков ручного труда для умственно отсталых детей...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию "Юные модельеры"

Конспект предназначен для воспитателей коррекционных учреждений и направлен на формирование навыков работы с кистью и красками у умственно отсталых детей...