Методическая разработка открытого урока "Рабочее время и время отдыха"
методическая разработка

Светикова Кристина Викторовна

Методическая разработка открытого урока «Рабочее время и время отдыха» содержит материал для подготовки практического занятия. Тема предусмотрена рабочей программой ОП.05 Трудовое право и является обязательной для изучения студентами, обучающимися по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»

Методическая разработка

открытого урока

 «Рабочее время и время отдыха»

по учебой дисциплине ОП.05 Трудовое право.

для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Хабаровск, 2024

Рассмотрено                                        Утверждено

на заседании ПЦК                                на заседании НМС КГБ ПОУ ХТЭТ

правовых дисциплин                              от «__» ________2024 г.

от «____» __________2024 г                        протокол №_______

протокол №______________                        Председатель НМС

Председатель ПЦК                                 ___________/В.В. Корсаков /

_____________ /Семкина Е.Н.

Организация-разработчик: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждением «Хабаровский торгово-экономический техникум»

Разработчик: Светикова К.В., преподаватель правовых дисциплин КГБ ПОУ ХТЭТ

Рецензенты:

Абабкова К.Р., преподаватель правовых дисциплин КГБ ПОУ ХТЭТ

Макарова Е.А., главный специалист ФБУ Дальневосточный РЦСЭ Минюста России

Методическая разработка открытого урока составлена в соответствии с требованиями Положения о написании методических разработок и учебно-методических пособий Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский торгово-экономический техникум» (КГБ ПОУ ХТЭТ).

Содержание

1. Пояснительная записка……….……………………..………………………....4

2. Методические рекомендации для преподавателей…………………………..5

3. Технологическая карта урока……………………………...…….....................7

3. Заключение..…………………………………………………………………...11

4. Список использованных источников………………………………………...12

5. Приложение……………………………………………………………………13

1 Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока «Рабочее время и время отдыха» содержит материал для подготовки практического занятия. Тема предусмотрена рабочей программой ОП.05 Трудовое право и является обязательной для изучения студентами, обучающимися по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.  

Проведение открытого урока по данной теме способствует освоению обучающимися системы знаний, направленных на изучение основных положений рабочего времени и времени отдыха. Задачами урока являются повышение уровня грамотности в области трудового права, научиться анализировать и применять нормативные правовые акты в жизненных ситуациях в соответствии с нормами трудового права, сформировать навыки работы в команде.

Для повышения уровня осмысления учебного материала обучающимися более целесообразно во время проведения урока применять информационно-коммуникационные технологии, которые позволят не только визуализировать учебный материал, но и установить связи данного материала с ранее пройденным.

2 Методические рекомендации для преподавателей

Учебное занятие начинается с организационного момента, а именно: с приветствия, проверки готовности к уроку обучающихся и выявления отсутствующих студентов на уроке.

При определении темы учебного занятия и постановке цели занятия важно привлечь обучающихся к формулировке цели. Это позволит показать им значимость изучаемой темы в современных условиях, а также исходя, из сформулированной студентами цели они смогут выделить необходимые задачи для ее достижения.

При определении темы занятия рекомендуется нацелить студентов на важность изучаемого материала, который будет способствовать в дальнейшем бесконфликтному и правильному построению взаимоотношений как в социуме в целом, так и в профессиональной деятельности по выбранной специальности.

Преподаватель предлагает ознакомиться обучающимся с планом урока, что позволит студентам не только визуализировать предстоящие виды учебной деятельности на занятии, но и более успешно сконцентрироваться на них, так как четкое поэтапное распределение времени на уроке стимулирует обучающихся к более ответственному подходу к процессу обучения.

В качестве актуализации знаний обучающихся и проверки их подготовленности к дальнейшей учебной деятельности студентам предлагается ответить на вопросы преподавателя.

С целью развития активности обучающихся, снижения усталости и утомления, а также повышения интереса к образовательному процессу рекомендуется чередовать в ходе урока различные виды деятельности, такие как изложение материала преподавателем; презентация (с целью задействовать зрительный канал); индивидуальные задания; творческая работа в группах; работа с интернет ресурсами; проведение физкультминуток (гимнастика для глаз, например).

Соответственно, эффективным способом организации плодотворной учебной деятельности является применение разнообразных методов на уроке, таких как метод словесной передачи и слухового восприятия информации, метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия с применением современных инновационных технологий, а также элементов творческой деятельности.

Помимо этого, предлагается разъяснить критерии оценивания результатов деятельности обучающихся как индивидуальной работы, так и работы в группе, объяснить порядок выполнения заданий. В свою очередь, перед работой студентов в группе советуем ставить четкие задачи студентам, обращая внимание как на необходимость выполнения задания совместно, так и на межличностные отношения в процессе их работы. Очень важно, чтобы преподаватель на каждом этапе урока обращал внимание на степень включенности студентов в процесс учебной деятельности. При озвучивании домашнего задания студентам необходимо провести инструктаж по его выполнению. На заключительном этапе учебного занятия необходимо проверить полученные знания, с целью совершенствования дальнейшей организации и проведения учебных занятий.

Так, преподаватель может предложить студентам ответить на такие вопросы, как:

1.  Важны ли знания о рабочем времени и времени отдыха в выбранной вами профессии?

2.  Где на практике это может пригодиться?  

Помимо этого, преподаватель может предложить студентам провести самооценку своей деятельности. Например, используя такой способ рефлексии как «Кубик Блума», где студентам необходимо ответить на разнообразные вопросы. Слово на грани кубика служит ориентиром для формулировки вопроса, который опирается на содержание каждого определенного понятия. Рефлексия заканчивается общими выводами преподавателя и студентов, а также оцениванием работы обучающихся.

3 Технологическая карта урока

Дисциплина: Трудовое право

Раздел 4. Рабочее время. Раздел 5. Время отдыха

Тема учебного занятия: Рабочее время и время отдыха

Тип учебного занятия: Урок комплексного применения знаний и умений

Вид учебного занятия: Практическое занятие в виде викторины

Формируемые компетенции:

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения

Квалификационные требования к знаниям и умениям. Обучающийся должен:

уметь:

- применять на практике нормы трудового законодательства;

- анализировать и решать юридические проблемы в сфере трудовых правоотношений;

- анализировать и готовить предложения по совершенствованию трудовой деятельности организации.

            знать:

- нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в трудовом праве;

- права и обязанности работников и работодателей;

- виды рабочего времени и времени отдыха.  

Цель: проверить знания о видах рабочего времени и времени отдыха, сформировать умения и навыки работы с нормативными правовыми актами.

Задачи:

Образовательные: повысить уровень грамотности в области трудового права.

Развивающие: научиться анализировать и применять нормативные правовые акты в жизненных ситуациях в соответствии с нормами трудового права.

Воспитательные: сформировать навыки работы в команде.

Методическая цель: формирование навыков работы в мини-группах.

Междисциплинарные связи. Русский язык и культура речи; Теория государства и права; Гражданское право.

Методические приемы: словесные, наглядно-демонстрационные, индивидуальная работа, групповая работа, беседа, ответы на проблемные вопросы, взаимопроверка.

Формы активизации учебной деятельности обучающихся: работа по активизации знаний по пройденным темам, групповая работа студентов по получению практических навыков работы с нормативными правовыми актами.

Оборудование: технологическая карта урока, проектор, компьютер, раздаточный и наглядный материал, авторская презентация преподавателя.

Ход урока:                

Этапы урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

5 мин

Приветствует. Проверяет посещаемость в группе. Проверяет готовность обучающихся к работе.

Приветствуют преподавателя. Докладывает староста группы о готовности группы и об отсутствующих.

2. Постановка темы и целей урока

10 мин

Оглашает тему урока.

Знакомит с планом занятия.

Совместно со студентами определяет цель урока.

Преподаватель задает вопросы аудитории:

1.Какие разделы трудового кодекса необходимо изучить для успешной трудовой деятельности?

2. Для чего на занятиях мы решаем ситуационные задачи по трудовому праву?

Самостоятельно определяют цель урока.

Слушают информацию для дальнейшей работы.

3. Актуализация опорных знаний

10 мин

Выясняет степень усвоения материала по теме с помощью теста.

Приложение 1.

С помощью взаимопроверки проверяют правильность написания теста

4. Содержательный этап

5 мин

Преподаватель объясняет суть 

Викторины: 

1. Каждая команда выбирает себе капитана и название команды;

2. В игре четыре номинации, в каждой номинации по 7 вопросов разной стоимости (от 1 до 7   баллов соответственно), чем больше баллов, тем сложнее вопрос;

3. На каждый вопрос дается 30 сек., допускается досрочный ответ;

4. Если команда дает неправильный ответ, вопрос отдают другим командам;

5. Нельзя выкрикивать ответы, только правило поднятой руки, в случае нарушения правил количество баллов за ответ снимается с команды.

Слушают преподавателя, выбирают капитана и координатора команды

5. Практический этап

40 мин

Проведение викторины. Осуществляет общий контроль, наблюдает за работой обучающихся, консультирует, комментирует ответы.

Приложение 2.

Проводит физкультминутку.

Приложение 3.

Отвечают на вопросы викторины. Решают задачи. Выполняют предложенные упражнения.

6. Контрольно-регулировочный этап

5 мин

Подсчитываются баллы, оценивается работа групп. Выявляется победитель викторины.

Слушают общую оценку преподавателя. Оценивают работу в группе

7.Оценочно-результативный этап

10 мин

Подводит итоги работы. Организует рефлексию с помощью приема «Кубик Блума»

Слушают информацию. Устно принимают участие в подведении итогов.

8. Выдача домашнего задания

5 мин

Информация о домашнем задании на тему «Дополнительные отпуска».

На оценку «удовлетворительно» -составить конспект;

На оценку «хорошо» - составить конспект и одну правовую задачу;

На оценку «отлично» - составить конспект, одну правовую задачу и подобрать судебную практику по данному вопросу.

Слушают, записываю и задают вопросы

4 Заключение

Целью проведения открытого урока на данную тему являлось изучение рабочего времени и времени отдыха в соответствии с трудовым законодательством.

Выбранная форма проведения позволила обучающимся не терять интерес на протяжении всего урока, активно участвовать на каждом этапе занятия, закреплять и углублять свои знания по ОП.05 Трудовое право, а также закрепить навыки работы в группе. Деятельность обучающихся на открытом уроке позволяет развивать коммуникативные и личностные навыки студентов.

Данный урок предназначен для студентов второго курса. Использование на уроке таких форм учебной деятельности, как фронтальный опрос по активизации фоновых знаний и знаний по пройденной теме, выполнение студентами индивидуальных заданий, групповая работа, а также работа с нормативными актами являются эффективными приемами и формами обучения, как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления знаний.

 Актуальность темы обусловлена тем, что рабочее время и время отдыха являются одной из основных тем для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности. Данные знания, позволят грамотно использовать свои права и обязанности, предоставленные трудовым законодательством РФ.

Список использованных источников

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
  2. Афанасьев М. А., Голубева Т. Ю. Трудовое право. Учебно-методическое пособие. — М.: Проспект, 2022. 160 с.
  3. Батусова Е. С., Базыкин А. Е., Казаков С. О. Международное и зарубежное трудовое право. — М.: Юрайт, 2023. 173 с.
  4. Буянова М. О., Казаков С. О., Панарина М. М. Трудовое право. Общая часть. — М.: Юрайт, 2023. 199 с.
  5. Демидов Н. В. Трудовое право. — М.: Юрайт, 2023. 186 с.
  6. Зарипова З. Н., Клепоносова М. В., Шавин В. А. Трудовое право. Практикум. — М.: Юрайт, 2024. 198 с.
  7. Зарипова З. Н., Шавин В. А. Трудовое право. — М.: Юрайт, 2023. 321 с.
  8. Защита социально-трудовых прав. Теоретико-правовой аспект / под ред. М. О. Буяновой. — М.: Юрайт, 2023. 140 с.
  9. Защита трудовых прав / под ред. М. О. Буяновой. — М.: Юрайт, 2023. 142 с.
  10. Клишин А. А., Шугаев А. А. Трудовое право зарубежных стран. Германия. — М.: Юрайт, 2023. 189 с.
  11. Лушников А.М., Лушникова М.В. Современное российское трудовое право: глобальные вызовы в контексте риска и неопределенности // Трудовое право в России и за рубежом. 2023. N 1. С. 2 — 5.
  12. Лютов Н. Л., Бондаренко Э. Н., Акатнова М. И. Актуальные проблемы трудового права. — М.: Проспект, 2023. 688 с.
  13. Петров А. Я. Защита трудовых прав: история, теория и практика. — М.: Юрайт, 2023. 377 с.
  14. Петров А. Я. Трудовой договор. — М.: Юрайт, 2023. 368 с.
  15. Петров А. Я. Трудовой распорядок и дисциплина труда. — М.: Юрайт, 2023. 538 с.
  16. Прожерина К.В. Искусственный интеллект как вызов трудовому праву // Трудовое право в России и за рубежом. 2023. N 4. С. 18 — 20.
  17. Соколенко Н. Н. Гарантии и защита трудовых прав граждан. — М.: Юрайт, 2024. 273 с.
  18. Трудовое право / под ред. В. Л. Гейхмана. — М.: Юрайт, 2023. 433 с.
  19. Трудовое право / под ред. Р. А. Курбанова. — М.: Юрайт, 2024. 333 с.
  20. Трудовое право России в 2 томах. Том 1. Общая часть / под ред. Е. Б. Хохлова, В. А. Сафонова. — М.: Юрайт, 2023. 234 с.
  21. Трудовое право России в 2 томах. Том 2. Особенная часть / под ред. Е. Б. Хохлова, В. А. Сафонова. — М.: Юрайт, 2023. 476 с.
  22. Трудовое право России. Практикум / под ред. В. А. Сафонова. — М.: Юрайт, 2023. 219 с.
  23. Трудовое право. Практикум / под ред. В. Л. Гейхмана, И. К. Дмитриевой. — М.: Юрайт, 2024. 230 с.
  24. Хильчук Е. Л., Чикирева И. П. Трудовые споры. — М.: Юрайт, 2023. 245 с.
  25. Чаннов С. Е., Пресняков М. В. Трудовое право. — М.: Юрайт, 2023. 475 с.
  26. Шаронов С. А., Рыженков А. Я. Трудовое право России. — М.: Юрайт, 2023. 449 с.

Приложение 1

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Инструкция для обучающихся:

В тестовом задании необходимо выбрать только один правильный ответ.

Время выполнения задания – 10 минут

Трудовой договор

Выберете правильный ответ

Задание

Варианты ответов

1. Что является основанием для возникновения трудовых отношений?

А) волеизъявление работника

Б) трудовой договор

В) подача гражданином, ищущим работу, заявления в службу занятости

2. На какой срок договор считается заключенным, если в договоре не оговорен срок его действия?

А) на неопределенный срок

Б) на три года

В) на десять лет

3. С какого момента трудовой договор вступает в силу?

А) со дня его подписания работником и работодателем

Б) со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя

В) оба ответа верны

4. С какого возраста, по общему правилу, допускается заключение трудового договора?

А) с 16 лет

Б) с 18 лет

В) с 21 года

5. В какой форме заключается трудовой договор?

А) в устной форме

Б) в письменной форме

В) в письменной форме, в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами

6. Какой документ не требуется при приеме на работу?

А) диплом об образовании

Б) свидетельство о рождении

В) паспорт

7. Какой испытательный срок при приеме на работу предусмотрен трудовым законодательством?

А) срок испытания не может превышать трех месяцев

Б) срок испытания не может превышать двух месяцев

В) срок испытания не может превышать одного месяца

8. В каком случае трудовое законодательство предоставляет право работнику расторгнуть трудовой договор в течение испытательного срока?

А) Трудовой кодекс РФ не предоставляет работнику такое право

Б) если работа не является для него подходящей, предупредив работодателя письменно за два дня

В) если работа не является для него подходящей, предупредив работодателя письменно за три дня

9. В каких случаях допускается расторжение трудового договора с беременными женщинами?

А) если это оговорено в трудовом договоре с работником

Б) не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем

В) допускается, если работник не возражает

10. На каких работах запрещается применение труда лиц в возрасте до 18  лет?

А) в образовательных учреждениях

Б) выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами)

В) в химической промышленности

Правильные ответы

№ вопроса

Правильный ответ

1

Б

2

А

3

В

4

А

5

В

6

Б

7

А

8

В

9

Б

10

Б

Критерии оценки результатов выполнения тестового задания.

Оценка «отлично» – 10 правильных ответов; 

Оценка «хорошо» – 9-7 правильных ответов; 

Оценка «удовлетворительно» – 6-5 правильных ответов; 

Оценка «неудовлетворительно» – менее 5 правильных ответов.

Приложение 2

Рабочее время (общие положения)

1. Так называют время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности.

Рабочее время

2. Сколько часов в неделю не может превышать нормальная продолжительность рабочего времени?

40 часов в неделю

3. Чьей обязанностью является соблюдение норм трудового права?

Работника и работодателя

4. Какой период суток считается ночной сменой?

С 22 часов до 6 утра

5. На сколько уменьшается продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню?

На один час

6. Назовите две разновидности неполного рабочего времени

Неполный рабочий день и неполная рабочая неделя

7. Какая продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет

Не более 35 часов в неделю

Режим рабочего времени

1. Так называют особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности  рабочего времени

Ненормированный рабочий день

2. При работе в каком режиме начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон?

Работа в режиме гибкого рабочего времени

3. Данная работа применяется на непрерывных производствах либо для обеспечения более полной загрузки оборудования, требующего непрерывного управления со стороны персонала.

Сменная работа

4. Какая компенсация предусмотрена трудовым законодательством за работу в режиме ненормированного рабочего дня?

Предоставление дополнительного отпуска

5. Какова максимальная длительность рабочей смены при нормальных условиях труда?

8 часов

6. Как производится оплата труда работника при работе в условиях неполного рабочего времени

Пропорционально отработанному времени

7. Кто не допускается к работе в ночное время?

Беременные женщины и работники, не достигшие возраста 18 лет, за исключением творческих работников и спортсменов

Время отдыха (общие положения)

1. Как называется время в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению

Время отдыха

2. Как называется праздничный день 8 марта согласно статье 112 ТК РФ

Международный женский день

3. Какой продолжительностью должен быть перерыв для отдыха и питания

Не более двух часов и не менее 30 минут

4. Общий выходной день для всех работников

воскресенье

5. Какой православный праздник считается не рабочим праздничным днем?

Рождество Христово

6. Какая продолжительность еженедельного непрерывного отдыха установлена трудовым законодательством?

Не менее 42 часов

7. Как должен поступить работодатель при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней?

Согласно статье 112 ТК РФ при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Отпуска

1.  Какой продолжительностью предоставляется работникам основной оплачиваемый отпуск?

28 календарных дней

2. По истечении какого срока непрерывной работы у одного работодателя у работника возникает право на использование отпуска за первый год работы?

По истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя (ст. 122 ТК РФ)

3. Включаются ли нерабочие праздничные дни в число календарных дней отпуска?

Согласно ст. 120 ТК РФ нерабочие праздничные дни в число календарных дней отпуска не включаются.

4. Какова минимальная продолжительность одной из частей отпуска при его разделении?

Согласно ст. 125 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части, при этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней

5. За какой период времени работник должен быть извещен под роспись о времени начала отпуска?

В соответствии со ст. 123 ТК РФ работник должен быть извещен за две недели до начала отпуска

6. Кого нельзя отзывать из отпуска?

В соответствии со ст. 125 ТК РФ не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, Беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

7.  Назовите продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска у работающих инвалидов

Не менее 30 календарных дней

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Рабочее время и время отдыха"

Данная презентация подходит как для дисциплин по экономике организации, так и для предпринимательской деятельности....

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» Тема: «Наука и техника. Великие учёные России и Великобритании. Пассивный залог (грамматические времена)»

Методическую разработку данного открытого урока можно использовать на занятиях по английскому языку как для 2 - го, так и для 3- го курсов....

Методическая разработка открытого урока "Время отдыха" по предмету ОП.05 «Трудовое право» для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения.»

Методическая разработка открытого урока "Время отдыха" предназначена для преподавателей, работающих по дисциплине ОП.05 "Трудовое право" для специальности 400.02.01 Право и организ...

Тема 4 "Рабочее время и время отдыха" гр.МЖКХ 2

Ключевые вопросы:1. Рабочее время2. Время отдыхаЗадания:1. Изучить материал приложений2. Используя материал выписать в рабочуу тетрадь основные понятия и определения, правила расчета рабочего времени ...

Рабочее время и время отдыха

Основные понятия....

Презентация "Рабочее время и время отдыха локомотивных бригад"

В презентации отраженф основные положения приказа Минтранса РФ от 09.03. 2016 г №44 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта, р...

Презентация по УД ОП.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Тема: "Рабочее время и время отдыха"

Презентация по ОП.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Тема-  Рабочее время и время отдыха...