разработка урока по физике
методическая разработка

Урок проводился в группе №24 "Наладчик компьютерных сетей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Автор-разработчик

Хурагандай Дан-Хаяа Окчан-ооловна

высшая квалификационная категория

Специальность

09.01.02 «Наладчик компьютерных сетей»

Учебный цикл

общеобразовательный

Учебная дисциплина

ОУД 10 «Физика»

Междисциплинарные связи

химия

информатика

астрономия

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 01-06

ПК 1.3

ПК 2.1

Требования к результатам освоения дисциплины

Освоенные умения

Усвоенные знания

У 1

описывать опыты Резерфорда;

З 1

узнаем о строении планетарной модели атомного ядра

У 2

описывать и сравнивать модели атома Томсона и Резерфорда

З 2

 каковы особенности постулатов Бора;

- плюсы и минусы модели Резерфорда – Бора

Раздел

Раздел № 8

Элементы квантовой физики

     18 часов

Тема

Тема № 8

     2 часа

Уровень освоения

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

Тема учебного занятия

Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома  водорода по Н.Бору.

Тип учебного занятия

Учебное занятие по изучению, первичному закреплению и совершенствованию нового материала и способов деятельности

Формы и методы обучения

Фронтальная, индивидуальная и групповая

Образовательные технологии

раздаточный материал, интернет – ресурсы, таблицы, презентация.

дидактическая цель занятия:

создать условия для осознания и закрепления блока новой учебной информации

цели по содержанию:

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Познакомить обучающихся  с основными этапами учения о строении атома. Выяснить роль эксперимента в становлении модели атома. изучение квантовых постулатов Бора и объяснение на их основе линейчатого спектра водорода. Синтез со знаниями, полученными на уроках химии.

Развитие логического и эвристического  мышления на историческом материале; сравнение различных моделей  атомов и выдвижение гипотез; умение анализировать и обобщать факты, способствовать развитию критического мышления.

Воспитание научного мировоззрения, формирование интереса к истории развития науки, уважения к труду ученых, стремление к расширению кругозора и углублению знаний по физике, формировать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.

Этапы занятия

Планируемый результат (задача)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые компетенции

Время этапа

Выполняемые действия

Средства обучения

Выполняемые действия

Продукт деятельности

1.Организационный

Подготовка к уроку

Мобилизация учебной деятельности обучающихся: доброжелательный настрой преподавателя, организация внимания всех обучающихся, выяснение дежурного в группе, проверка посещаемости

быстрое включение группы в деловой ритм

Готовность к уроку

ОК 01;

УУД: личностные, регулятивные

3 мин

2.Рефлек-сивный

1.Проверка выполнения домашнего задания: подготовка мини-проектов по изучению великих ученых физиков, внесших вклад в атомную физику – Дж.Дж. Томсона, Э.Резерфорда и Н.Бора

Проверка домашнего задания:

выслушивание защиты работ, делает выводы и оценивает выступления

1.Группы по очереди защищают полученные задания

мини-проект

познавательные, регулятивные, коммуникативные

ОК 01-06;

ПК 1.3, ПК 2.1

15 мин

3. Мотиваци-онный

Мотивация на изучение нового материала

Вступительное слово.

Изучение новой темы я хочу начать с повторения материала с курса физики 7 класса. Вспомните, пожалуйста основные термины и понятия, с которыми Вы ознакомились на первом вводном занятии.(Вселенная, материя, вещество, молекула, …)

Постановка проблемы: Что же нового мы узнаем сегодня на занятии, о чем пойдет сегодня у нас речь? Для того, чтобы ответить какова же тема нашего занятия, давайте сначала разгадаем ребус

Рисунки на слайдах презентации

Восприятие информации, и ответ на вопрос

Определение темы урока (получение слова «атом»)  и готовность к изучению нового материала.

 

познавательные, регулятивные, коммуникативные

ОК 01-06;

ПК 1.3, ПК 2.1

10 мин.

4.Освоение новых знаний

Формирование представлений о строении атома

Показ видеоуроков  

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3910/start/48347/ ,  

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5908/main/197855/;   слайдов презентации

Видеоурок, презентация, опорные конспекты

Восприятие информации, высказывают свои мнения, по поводу увиденного, обсуждают, составление опорного конспекта

Представление от строении атома

познавательные, регулятивные, коммуникативные

ОК 01-06;

ПК 1.3, ПК 2.1

25  мин.

5.Закрепляющий

1.Выполнение тестового задания.

(самопроверка)

Объясняет выполнение работы

слайды презентации

Выполняют проверочный тест

Выполненная работа, ее анализ и получение оценки

познавательные, регулятивные, коммуникативные

ОК 01-06;

ПК 1.3, ПК 2.1

10 мин.

6.Самостоятельная работа

Решение задач

Объясняет алгоритм решения задач на примере

 задачи:

  1. Определите силу кулоновского притяжения между электроном и ядром в атоме водорода. Радиус атома водорода 5⋅10−11 м;
  2. Во сколько раз электрическое притяжение протона и электрона в атоме водорода больше гравитационного?

Решают задачу

Полное решение задачи и получение оценки

познавательные, регулятивные, коммуникативные

ОК 01-06;

ПК 1.3, ПК 2.1

10

 Рефлек-сивный

Анализ учебной деятельности

Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия

Д/З Подготовка сообщения «Применение квантовых генераторов»

на слайдах презентации

Участие в обсуждении учебной деятельности: что было интересно, возникшие проблемы и т.п.

Самооценка учебной деятельности

познавательные, регулятивные, коммуникативные

ОК 01-06;

ПК 1.3, ПК 2.1

7 мин.

Предположения об атомном строении вещества появились еще до нашей эры. Уже мыслители Древнего Востока и Древней Греции высказывали мысли о существовании крайне малых, далее неделимых материальных частиц, из которых состоит вся Вселенная.

Наиболее известной является теория древнегреческого философа Демокрита. Именно он впервые ввел термин atomos, что означает неделимый. Демокрит полагал, что все в мире состоит из атомов и пустоты, атомы существуют вечно, их никто не создавал, они материальны, имеют форму, размер и вес. Объединение атомов в тела происходит при помощи крючков и петелек. Душа человека также состоит из атомов, имеющих гладкую форму. Атомы в пустоте двигаются только прямолинейно, поэтому свободы у человека нет, все предопределено.



Предварительный просмотр:

Рассмотрено на ПЦК                                                          Утверждаю зав. по УР

__________________                                                           _________Балдан А.Б.

Филиал ГБПОУ РТ «Тувинский строительный техникум» в г.Шагонаре

Разработка открытого урока по физике на  тему

«Электрическое поле и его характеристики»

                                                                       Урок разработан

                                                                       преподавателем Хурагандай Д-Х.О.

Шагонар-2024 г.

САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА

*Дата проведения

04 апреля 2024 года

*Группа

№ 1.7 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ»

*Тема

Электрическое поле и его характеристики.

*Тип урока и его структура

комбинированный

*Каково место данного урока в теме?

Второй урок в теме программы «Электрическое поле» раздела «Электродинамика»

*Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Знание материала предыдущего урока обязателен для формирования понятия «электрическое поле», так как является второй темой в этом разделе,  также просто необходим для изучения новых тем последующих уроков

*Краткая психолого-педагогическая характеристика группы

В первом курсе группы № 1.7 «МОСДР» обучается 23 обучающихся: 9 девушек и 14 юношей. Уровень базовых знаний по предмету обучающихся  на удовлетворительном уровне.

*Какие особенности обучающихся были учтены при планировании урока?

Большинство обучающихся прибыли из сельской местности, для должного усвоения материала мешает слабое владение русским языком и поэтому  темп работы группы не очень высокий

*Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока?

- дать понятие об электрическом поле и его характеристиках;

- развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, формировать умение анализировать факты при наблюдении явлений, развивать умение обобщать, делать выводы;

- воспитывать ответственное отношение к учебному труду, из урока в урок аккуратного заполнения тетрадей, умение работать в коллективе (в группах, в парах).

*Какие УУД формировались в процессе урока?

ОК 01,02,03,04, 09;

УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

*Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока

информационно-коммуникационные:  видеофрагменты, тесты, презентации; 

проблемного обучения: создание проблемной ситуации;

технология коллективного взаимообучения: работа в парах, групповая.

методы обучения: словесный, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

*Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

словесный, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

*Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока?

Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени.

*Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями

В соответствии поставленными целями урока выбран в качестве наглядного пособия презентация, компьютер с проектором, печатный материал.

*Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся (форма, методы)? На каких этапах урока?

Проверочное задание на этапе повторения материала прошлой темы (взаимопроверка), тестовое задание на закрепление новой темы

 *Осуществление метапредметности

Поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет, рефлексия результатов деятельности (выбор лица, отражающее твоё эмоциональное состояние после нашего урока и объяснение такого самочувствия, работа со схемой, рисунком для проверки усвоения материала)

Психологическая атмосфера на уроке и общение преподавателя и  студента

На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно. Я думаю, что моя речь была грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и эмоциональной.

Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Цели были реализованы: обучающиеся познакомились с новой темой, вспомнили все изученное ранее. На уроке были созданы условия для самостоятельного добывания знаний, самореализации обучающегося. Удалось решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и при этом избежать перегрузки обучающихся. Также следует отметить важную роль в применении информационно-коммуникативных технологий  на уроке: во-первых, привлечение внимания обучающихся к дисциплине и, непосредственно, к теме урока; во-вторых, информационно-коммуникативные технологии  позволяют преподавателю развивать умения и навыки применения новых знаний обучающимися; в-третьих, информационно-коммуникативные технологии  позволяют существенно расширить формы работы на уроке.

Собственные предложения по улучшению качества урока, общие выводы и  меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Из данного урока на будущее можно сделать следующие выводы: необходимо поддерживать в обучающихся интерес к важному для них предмету; следует чаще использовать информационно-коммуникативные технологии  на уроках.

Урок получил положительную оценку со стороны коллег, присутствующих на уроке.

____________________                        ________________________

                Подпись                                          ФИО участника                                                

«____»___________20___г.

        

2.Технологическая карта урока

Дисциплина, ПМ, МДК, группа

ОУД 10 «Физика» группа № 1.7 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ»

ФИО преподавателя

Хурагандай Дан-Хаяа Окчан-ооловна

Раздел и тема программы

IV. Электродинамика.  Электрическое поле

Тема занятия

Электрическое поле и его характеристики.

№ занятия по теме

№ 2.

Цель урока

раскрыть материальный характер электрического поля: дать понятие напряжённости электрического поля исходя из её общего определения

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

дать понятие об электрическом поле и его характеристиках

развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, формировать умение анализировать факты при наблюдении явлений, развивать умение обобщать, делать выводы.

воспитывать ответственное отношение к учебному труду, из урока в урок аккуратного заполнения тетрадей, умение работать в коллективе (в группах, в парах).

Метапредметная связь

Математика, информатика

Актуальность использования средств ИКТ

Применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса обучающихся  к дисциплине, осознанности в овладении программным материалом.

Вид используемых на уроке ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, Интернет-ресурсы)

Мультимедиа ОЭР на CD-ROM  http://videouroki.net,

https://www.youtube.com/watch?v=m-vTmxe0gwY

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, компьютер, программные средства)

компьютер с проектором, выход в Интернет

Образовательные ресурсы Интернет

адреса сайтов: http://videouroki.net,

https://www.youtube.com/watch?v=m-vTmxe0gwY

Этапы занятия

Планируемый результат (задача)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые компетенции

Время этапа

Выполняемые действия

Средства обучения

Выполняемые действия

Продукт деятельности

1.Организационный

Подготовка к уроку

Мобилизация учебной деятельности обучающихся: доброжелательный настрой преподавателя, организация внимания всех обучающихся, выяснение дежурного в группе, проверка посещаемости

быстрое включение группы в деловой ритм

Готовность к уроку

ОК 01;

УУД: личностные, регулятивные

3 мин

2.Рефлек-сивный

Повторение изученного материала.

1.Проверка выполнения домашнего задания.

2.Выполнение проверочного задания (взаимопроверка)

(Приложение 1)

Проверка домашнего задания:

подготовка сообщения «Краткая биография Ш.О.Кулона», решение задачи).

Дает задание дежурному: проверить выполнение д/з по тетрадям и  темы отметить выполнение  на заранее подготовленном списке.

Печатный материал, презентация

1.Показывают дежурному тетради.

2.Выполняют задание и делают взаимопроверку.

Повторение изученного материала

Регулятивные

ОК 03,04

10 мин

3. Мотиваци-онный

Мотивация на изучение нового материала

Вступительное слово.

Изучение новой темы я хочу начать с русской пословицы

 «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Что  этим я хочу вам сказать: человек не может знать все в жизни в силу ограниченных возможностей мозга. Это нормально, не нужно стыдиться. Самое важное - учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями. Когда человек не учится, то останавливается в развитии и становится невеждой. И это стыдно.

Постановка проблемы: Что же нового мы узнаем сегодня на занятии, о чем пойдет сегодня у нас речь? Для того, чтобы ответить какова же тема нашего занятия, давайте сначала я вам продемонстрирую опыт:

 На нитке я подвесила легкую металлическую гильзу из фольги.

Беру пластину пенопласта и заряжаю ее, натирая шерстью.

Вопрос: Какой при этом заряд приобретет пенопласт? (отрицательный).

Медленно приближаю к гильзе вертикально расположенную пластину пенопласта.

Что происходит? Выскажите свои наблюдения.

(При отсутствии непосредственного контакта гильза на нити отклонилась от вертикального положения).

Вывод: заряженные тела могут взаимодействовать и на расстоянии. Может быть, все дело в воздухе, находящимся между телами?

Демонстрация опыта с диска:

Поместим заряженный электроскоп под стеклянный колокол. Воздух выкачали. В безвоздушном пространстве электрометр по-прежнему заряжен.

О чем нам свидетельствует данный опыт?

 (В передаче электрического взаимодействия воздух не участвует).

Возникает проблема: Как же тогда   осуществляется взаимодействие? Посредством чего оно осуществляется?

А для этого нам надо

Посмотреть на следующие  рисунки и ответить:  Чем же у вас они ассоциируются?

Рисунки на слайдах презентации,

- штатив;

- металлический цилиндр из фольги;

- пластина пенопласта;

- ткань – шерсть;

видеофрагмент урока

https://www.youtube.com/watch?v=m-vTmxe0gwY

Восприятие информации, и ответ на вопрос

Определение темы урока (получение слова «поле»)  и готовность к изучению нового материала.

 ОК 02,09;

УУД: личностные, регулятивные, познавательные

10 мин.

4.Освоение новых знаний

Формирование представлений об эл. поле, напряжённости эл. поля, силовых линиях эл. поля

Показ http://videouroki.net видеоурока,  слайдов презентации

Видеоурок, презентация, печатный материал

Восприятие информации, высказывают свои мнения, по поводу увиденного, обсуждают, составление опорного конспекта

Представления об эл. поле, напряжённости эл. поля, силовых линиях эл. поля.

ОК 02,09;

УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

30  мин.

5.Закрепляющий

1.Выполнение тестового задания. Приложение 2.

(самопроверка)

Объясняет выполнение работы

Печатный материал

Выполняют проверочный тест

Выполненная работа, ее анализ и получение оценки

ОК 02;

УУД: личностные, регулятивные.

10 мин.

6.Самостоятельная работа

Решение задач

Объясняет алгоритм решения задач

 Разноуровневые карточки

Решают задачи

Полное решение задачи и получение оценки

ОК 02,03

УУД: личностные, регулятивные.

20

 Рефлек-сивный

Анализ учебной деятельности

Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия приложение 3, 4

Прочитать §§57-59 учебника, разбор вопросов к параграфам, решение  задач на стр 236 учебника подготовить сообщение «Влияние электрического поля на организм человека».

Участие в обсуждении учебной деятельности: что было интересно, возникшие проблемы и т.п.

Самооценка учебной деятельности

ОК 01;

УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные

7 мин.

                                                                                                       Приложение 1

Проверочное задание к теме «Электрический заряд. Закон Кулона»

1.Вставьте пропущенные слова в  схему:

2.Угадайте портрет ученого Кулона:

http://www.ma-ko.ru/Image/School/Fiziki/Amper_Andrea.pnghttp://www.ma-ko.ru/Image/School/Fiziki/Volt.pnghttp://www.ma-ko.ru/Image/School/Fiziki/Kulon.png

1              2              3

Ответ:_______

3.Напишите формулу закона Кулона

_________________________

Ответы к проверочному заданию:

  1. физика, электродинамика, электростатика, электрический заряд (заряд)
  2. Кулон под номером 3
  3. Формула Кулона

Критерии оценок:

«5»

6-5 баллов

«4»

4 балла

«3»

3 балла

Приложение 2

                                                                                                    ФИ ________________________

Тестовое задание

 (самопроверка)

№ задания

Задание

1.

Вопрос:

Выберете верные утверждения об электрическом поле

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Это часть физического эфира

2) Это особая форма материи

3) Оно действует на любые электрические заряды

4) Оно действует на любые электрические и магнитные заряды

5) Электрическое поле состоит из переносчиков электромагнитного взаимодействия – фотонов.

2.

Вопрос:

Выберете верные утверждения о напряженности электрического поля

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Это силовая характеристика электрического поля

2) Это энергетическая характеристика электрического поля

3) Напряженность поля, создаваемого точечным зарядом в данной точке, обратно пропорциональна расстоянию между зарядом и этой точкой

4) Линии напряженности заряженного шара всегда перпендикулярны его поверхности

3.

Вопрос:

Выберете верные утверждения

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

1. Участвует ли воздух в передаче электрического взаимодействия?

2. Существует ли вокруг каждого электрического заряда электрическое поле?

3. Электрическое поле – это особая форма материи?

4. Можем ли мы воспринимать электрическое поле с помощью органов чувств?

5. Напряженность поля является векторной величиной?

6. Справедлив ли принцип суперпозиции для напряженности электрического поля?

№ п/п

Ответ

1.

2.

3.

Эталоны ответов

№ п/п

Ответ

1.

Верные ответы: 2; 3;

2.

Верные ответы: 1; 4;

3.

Нет, да, да, нет, да, да

Оценивание тестового задания:

«5»

10-9 баллов

«4»

8 -7 баллов

«3»

6-5 баллов

        Приложение 3

                                                                                    Уровень А:

На заряд   2*10-7Кл в некоторой точке электрического поля действует сила 0,015Н. Определить напряжённость поля в этой точке.

Уровень Б:

В электростатическом поле, напряженность которого 1,6Х105 Н/Кл, находится заряд 4Х10-7 Кл. Чему равна сила, действующая на заряд со стороны электростатического поля?

Уровень В:

Электрон начинает двигаться в однородном электрическом поле напряженностью 5 Н/Кл. Какое расстояние пройдет электрон к тому времени, когда его скорость станет равной 2.0*106м/с2. Начальная скорость электрона равна нулю. Заряд электрона 1.6*10-19 Кл, а его масса 9.1*10-31 кг.

Решение задач.

Уровень А:

Дано:                                               Решение:

q = https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/574316/img43.gifКл                                           https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/574316/img38.gif
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/574316/img45.gif                                                 https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/574316/img47.gif 
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/574316/img48.gif 

     https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/574316/img50.gif?                                            Ответ: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/574316/img52.gif

Уровень Б:

ДАНО:                                        РЕШЕНИЕ:

Е= 1,6*105 Н/Кл              Е=F/q

q= 4*10-7 Кл                     F=Е*q

НАЙТИ: F-?                    F= 1,6*105 Н/Кл* 4*10-7 Кл = 6,4* 10-2 Н

Уровень В:

 ДАНО:                                        РЕШЕНИЕ:

Е=5 Н/Кл                               е*U=               U=E*d        e*E*d=

е= 1.6*10-19 Кл                           d==2,3 м

m=9.1*10-31 кг

V=2.0*106м/с

Найти: d-?                                           Ответ:                   d=2,3 м

                                         

Рефлексия

Выбери лицо, отражающее твоё эмоциональное состояние после нашего урока.

                    1                                                   2                                                          3

        horoshee_nastroenie                                normalnoe_nastroenie                              plohoe_nastroenie

Хорошее                                    Нормальное                                   Плохое

Напиши номер, под которым тебе подходит настроение,  и почему ты так себя чувствуешь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока " Физико - географическое положение Северной Америки." для учащихся 7 класса

Урок " Физико - географическое положение Северной Америки."  разработан для учащихся 7 класса ( учебник по географии для 7 класса В.П. Дронов "Материки, океаны, народы, страны.")Задачи:Образовате...

Разработка урока физики по теме "Производство, передача и использование электроэнергии. Проблемы энергосбережения"

Материал данной разработки урока может быть использован учителем физики в 11 классе общеобразовательной школы, а также преподавателем физики в образовательном учреждении СПО. Урок по данной теме был п...

Разработка урока физики по технологии "Активные методы обучения" в условиях внедрения ФГОС.

Способы и средства активации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Для общеобразовательных дисциплин....

Методическая разработка урока по физике по теме МКТ

урок по теме:Методическая разработка урока по физике по теме МКТ...